конспект урока с использованием инновационных образовательных технологий Тема: балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского

  • docx
  • 03.07.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок шелкунчик.docx

 

Урок музыки 5 класс

Тема: балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Цель: обобщить знания по теме «музыка из балета «Щелкунчик».

Задачи:

-       уметь определять знакомые музыкальные произведения;

-       уметь соотносить музыкальное произведение и время его в контексте балета;

-       уметь давать краткий анализ знакомого произведения;

-       формирование умения учащихся работать в группах.

№ п/п

Этапы решения проектной задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг. момент

 

1. Музыкальное приветствие

Аккомпанирует пению учащихся.

Поют приветственную песенку.

 

2. Постановка проблемы

Слова учителя: «Ребята, мы с вами на последних уроках музыки изучали одно из самых знаменитых произведений нашего земляка П. И. Чайковского, назовите мне его?

 

Это произведение было записано на дисках, но порвалась обложка диска с содержанием балета и последовательностью музыкальных номеров. И у меня к вам большая  просьба помочь мне восстановить содержание балета и сами обложки. Это произведение мы будем изучать в следующем году с 1 классниками, как только мы с вами восстановим диски, мы подарим их первоклассникам.

 

 

 

 

 

Ответ учеников: «балет «Щелкунчик»».

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Соглашаются помочь.

 

3. Жеребьёвка.

 

делим на группы

 

«Чтобы справиться с заданием побыстрее, я вам предлагаю работать в группах, сейчас мы с вами проведем жеребьевку, чтобы узнать, у кого какое задание будет». Предлагается группам учеников выбрать один из трех конвертов, в конвертах текст-отрывок из сказки «Щелкунчик».

Рассаживаются по группам, вытягивают конверты с текстами.

 

2.

Основная часть.

 

1.     Работа с текстом.

 

Учитель дает задание: «Прочитать текст, обсудить в группе и вспомнить к началу, к середине или концу относится этот отрывок. Выбрать ученика, который выразительно вслух прочитает текст и даст правильный ответ».

 

 

 

 

 

А где сами тексты? Должно быть приложение с текстами и т.д.

 

 

 

 

 

Получив конверт с текстом, ребята видят, что в нем одинаковые тексты на листочках, сколько учеников в группе, столько и листочков. Каждый ученик читает про себя текст, а затем обсуждает в группе к какому моменту в балете этот текст относится — к началу, к середине или концу. Затем один из детей читает текст вслух, объясняет, как они определили к какой части относится текст.

 

 

 

 

2. Слушание музыкальных фрагментов.

«Литературный текст и порядок мы с вами вспомнили, но мы же на уроке музыки, значит, и музыкальные фрагменты должны расставить в нужном порядке.

Сейчас я вам включу 3 фрагмента из балета «Щелкунчик», ваша задача послушать, определить в каком порядке звучали номера балета и назвать их. Та группа, у которой было начало произведения, будет определять, когда звучит начало. Середина — середину, конец — конец. Вам нужно не просто сказать, что я узнал свой отрывок, но и вспомнить название его в балете и объяснить свой выбор».

 

Учитель помогает выстроить ответ учеников с помощью наводящих вопросов. опорные слова вывешивать на доску

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти опорные слова висят на доске!

 

Слушают задание учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают подряд 3 музыкальных фрагмента.

 

Каждая группа обсуждает и дает ответ

1 группа — начало - «Наш отрывок звучал вторым. В балете начало называется увертюра, это обозначает вступлениие. По характеру музыка веселая, жизнерадостная, радостная, светлая, восторженная (вот такая она, что детям будет проще назвать, согласно возрасту и коррекционной школе??)

 Дети перечисляют характер музыки по  опорным словам, выбирая слова из предложенных на карточках, эти характеристики вывешивают рядом с текстом на доску.

 

Далее каждая группа по этой схеме разбирает свой отрывок, собирается таблица (см. Ниже)

3.

Картинки-пазлы

«Ребята, вы отлично справились с заданием, теперь нам с вами предстоит восстановить обложку».

Каждая группа получает картинку-пазл, состоящий из 4 элементов и диск, на который нужно наклеить кусочки пазлов.

 

Ребята сначала собирают пазл, а затем правильно его наклеивают на диск. После этого на картинку ребята наклеивают слова из слогов «Увертюра», «Сражение», «Вальс цветов».

 

3.

Рефлексия.

 

1. Синквейн

«Теперь готовый диск мы с вами должны показать нашим гостям, для этого каждая группа по очереди будет выходить к доске и представит нам свою работу. Помогут нам в этом вопросы:

- Что?-нужно назвать свой музыкальный отрывок;

 - Какая?-вспомните какой характер у вашего произведения;

- Когда звучит?- в начале, середине или конце произведения.

Слушают задание.

 

 

 

 

 

 

Представляют свою работу

- увертюра

-веселая, жизнерадостная, радостная, светлая музыка

- звучит в начале балета

 

Представляет каждая группа.

 

2. Смайлики.

«Сегодня мы с вами на славу потрудились. Вы помогли  мне восстановить содержание балета и обложки дисков. Теперь эти диски мы подарим первоклассникам.

С каким настроением вы  уйдете с урока? Перед вами лежат смайлики, поднимите тот, на котором как вы считаете,  изображено ваше настроение»

 

 

 

 

 

 

Поднимают смайлики.

4.

Итоги.

 

Оценка деятельности учителем

 

 

 

Фото

 

 

 

Итог

«Сегодня каждый из вас внес свой вклад в общее дело, все потрудились на славу, оценки за урок ….....».

 

 

Сегодня у нас был не обычный, творческий урок, поэтому я предлагаю всем вместе сфотографироваться на память.

А на перемене мы с вами пойдем дарить наши подарки  - диски первоклассникам.