Русские путешественники и первопроходцы XVII века.
«Богатство России Сибирью прирастать будет»
М. Ломоносов
УМК: История России 7 класс, ч. 2. [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева] : под ред. А.В. Торкунова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017г. – 128 с.
Цель урока: создать условия для понимания учащимися необходимости присоединения Сибири к России в 17 веке.
Задачи:
Формирование предметной компетенции через умения:
- характеризовать особенности развития коренных народов Сибири;
- выявить причины присоединения Сибири к России в 17 веке;
- анализировать исторические ситуации;
- высказывать свою личностную позицию по отношению к историческим событиям.
Формирование ключевых компетенций:
- учебно-познавательной компетенции через учебно-логические умения определять цель и план учебной деятельности, через умения: анализ и синтез, обобщение и классификация, определение понятий.
- коммуникативной компетенции через умения работать в парах, группах, в режиме «ученик – учитель», «ученик-класс» и умение осуществлять межгрупповое обсуждение учебных проблем.
Воспитательные:
- привитие интереса к истории Сибири,
- воспитание культуры общения.
Тип урока: освоение новых знаний.
Оборудование урока: историческая карта, учебники, карточки с дополнительным материалом, мультимедийная презентация.
СОТ: ИКТ, ЛОО, технология развития критического мышления.
Межпредметные связи: обществознание, география
Образовательные результаты: умение дать характеристику Сибири в 17 веке, понимание учащимися причин присоединения Сибири к России.
Ход урока
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы |
I. Оргмомент
|
1 мин |
Приветствие |
|
|
II.Фаза вызова 1.Актуализация знаний
2.Определение темы урока
3.Целеполагание
4. Планирование работы
III. Фаза реализации смысла п. 1 Сибирь и ее народы
п. 2 Освоение русскими Сибири
п. 3 Землепроходцы и их открытия
Закрепление
Рефлексия
Дом. задание |
|
Ребята, где, в каком крае мы с вами живем? Всегда ли в Сибири жили русские люди? Вспомните, когда началось освоение Сибири русскими людьми, нашими предками? Кто осваивал Сибирь? Кого они тут встретили?
Эпиграфом нашего урока являются слова М.Ломоносова: «Богатство России Сибирью прирастать будет». Как вы понимаете эти слова? Почему он так сказал? Какова тема нашего урока? Догадались? Запишите в тетрадь тему (записывает на доске). Презентация, слайд № 1
Исходя из темы, эпиграфа назовите цель урока? Каково значение присоединения Сибири к России. Уточняет учитель: ( Предлагаю выделить: - для России - для народов Сибири)
Какие вопросы нам нужно рассмотреть, чтобы достигнуть нашей цели? Обсудите в группах. Запись учителем на доске: - Кто и как жил в Сибири? -Причины освоения русскими Сибири? - Кто и как открывал сибирские земли? Поставим последоват-ть?
Приступим к реализации нашего плана.
Первый вопрос: Кто и как жил в Сибири? Предлагаю поработать в группах. У каждой группы определенный народ Сибири, нужно изучить дополнительный материал и ответить на вопросы по плану (алгоритм ответа): (Приложение 1), 1. Место расселения народа (найти на карте) 2. Занятия народа 3. Общественный строй, отношения 4. Уровень развития народа в сравнении с уровнем развития России 1 человек от группы должен сделать краткое сообщение о жизни коренных народов Сибири. 1 человек показывает на карте у доски. Презентация, слайд № 2-8 (карта)желтого - якуты Вывод: народы Сибири были развиты слабо, уровень развития ниже, чем у народов России.
Переходим ко второму вопросу. В чем же причины освоения русскими Сибири? Вспомните обществознание, какие сферы общества вы знаете? Можем ли мы причины освоения Сибири разделить по такому же принципу? Предлагаю поработать с таблицей Презентация, слайд № 9 (Приложение 2, 3) Ребята, достаточно ли у нас знаний для заполнения таблицы? Что может нам помочь при ответе на данный вопрос? Работая в группах, заполним табл. Работа с учебником (с. 85, 1 абзац) и документами (карточки) Итак, какие причины присоединения? Презентация, слайд № 10 (готовая таблица) Каким путем (мирным или военным) шло присоединение Сибири? Почему народы Сибири добровольно входили в состав России? Работа с картой, доской, тетрадью. Презентация, слайд № 11 - Что такое мягкая рухлядь? Объяснение учителя, запись на доске: Остроги – крепости Мангазея – первый город в Сибири Годы основания городов: 1604 – г. Томск 1618 - Енисейск 1628 - Красноярск 1630 - Братск 1632 - Якутск 1652 – Иркутское зимовье Ясак – налог пушниной «Ясак имали ласкою, а не жесточью». Почему? 1637г – учрежден Сибирский приказ. Сибирь – государева вотчина. На ее территории не было ни частного землевладения, ни крепостного права. Вывод: Присоединение шло мирным путем, т.к. обе стороны были заинтересованы.
Переходим к третьему вопросу: Кто и как открывал Сибирские земли? Работая в группах, найдите: - имена землепроходцев - дату походов - какие земли открыли Запишите данные ответы на листах (по 3 каждой группе), все собранные данные мы поместим в таблицу, стр. учебника 89 1 учащийся сообщает материал 1 учащийся показывает по карте Презентация, слайды № 12-16 (портреты землепроходцев) Москвитин, Дежнев, Атласов, Поярков, Хабаров.
Итак, какие территории были освоены?
Решение компетентностно-ориентированного задания. Слайд № 17 Русским землепроходцам пришлось пережить большие трудности во время походов? Запишите в тетрадь те качества землепроходцев, которые помогли им пережить трудности освоить новые территории? n 3 ответа и более – «5» n 2 ответа – «4» n 1 – «3» n 0 правильных ответов – «2»
(смелость, целеустремленность, любознательность) Проблемная задача: Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, стр. 87 и ответьте на вопрос: - Были ли корабли землепроходцев приспособлены к дальнейшим океанским плаваниям? Почему? Вспомните: 1. Какие народы проживали в Сибири? 2. В чем причины присоединения Сибири к России в 17 веке? 3. О каких землепроходцах вы узнали?
- Вернемся к нашему эпиграфу. Что означают эти слова? Прав ли Ломоносов? Обсудите в группах: Достигли ли мы цели урока? Действительно ли богатства России прирастали Сибирью? - Все ли вопросы мы рассмотрели? - Что помогло нам справиться с заданиями и узнать много нового? - Остались ли неясные моменты? - Чему сегодня научились? - А где нам пригодятся эти знания? - Как себя чувствовали на уроке? Вы с интересом работали? Почему? У нас есть яблоневое дерево, но на нем нет яблок. Поместите их соответственно своему настроению: - розовое – отлично; - желтое – хорошо; - зеленое – удовлетворительное. Параграф 13, записи в тетради. |
Отвечают: - Сибирь - нет, не всегда
- В 16 веке, - Ермак
-коренные народы
Предполагают, отвечают
Записывают, осмысливают
Отвечают
Работа в группах, называют
Работа в 5 группах с дополнительным материалом
Находят ответы на вопросы, работают с картой
Слушают, работают с картой, осмысливают, делают вывод
Предполагают, отвечают на вопрос - нет Отвечают (экономическая, политическая, социальная)
- нет -учебник, дополнительный материал
Отвечают, записывают в таблицу в тетрадь. Отвечают
Записывают в тетрадь, запоминают
Работа в группах с дополнительным материалом, картой, таблицей
Индивидуально
Индивидуально
Работа в группах
Индивидуально
|
Элемент беседы Фронтально
Групповая работа
Групповая работа
Фронтально
Групповая работа
Индивидуальная работа
Групповая работа
Фронтально
Индивидуально
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.