Конспект урока с использованием инновационных образовательных технологий Тема: "Русские путешественники и первопроходцы XVII века"
Оценка 4.6

Конспект урока с использованием инновационных образовательных технологий Тема: "Русские путешественники и первопроходцы XVII века"

Оценка 4.6
docx
31.10.2024
Конспект урока с использованием инновационных образовательных технологий Тема: "Русские путешественники и первопроходцы XVII века"
Русские путешественники и первопроходцы XVII века..docx

Русские путешественники и первопроходцы XVII века.

 

«Богатство России Сибирью прирастать будет»

М. Ломоносов

УМК:  История России 7 класс, ч. 2. [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева] : под ред. А.В. Торкунова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017г. – 128 с.

Цель урока: создать условия для понимания учащимися необходимости присоединения Сибири к России в 17 веке.

Задачи:

Формирование предметной компетенции через умения:

- характеризовать особенности развития коренных народов Сибири;

- выявить причины  присоединения Сибири к России в 17 веке;

 - анализировать исторические ситуации;

- высказывать свою личностную позицию по отношению к историческим событиям.

 Формирование ключевых компетенций:

 -  учебно-познавательной компетенции через учебно-логические умения определять цель  и план учебной деятельности, через умения: анализ и синтез, обобщение и классификация, определение понятий.

-   коммуникативной компетенции через умения работать в парах, группах, в режиме «ученик – учитель», «ученик-класс» и умение осуществлять межгрупповое обсуждение учебных проблем.

Воспитательные:

 - привитие интереса к истории Сибири,

- воспитание культуры общения.

Тип урока:   освоение новых знаний.

Оборудование урока:  историческая карта, учебники, карточки с дополнительным материалом, мультимедийная презентация.

СОТ:  ИКТ, ЛОО, технология развития критического мышления.

Межпредметные связи: обществознание, география

Образовательные результаты: умение дать характеристику Сибири в 17 веке, понимание учащимися причин присоединения Сибири к России.

Ход урока

Этап

урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

работы

I. Оргмомент

 

1 мин

Приветствие

 

 

II.Фаза вызова

1.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

2.Определение темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

4.

Планирование работы

 

 

 

 

 

 

 

III. Фаза реализации смысла

п. 1 Сибирь и ее народы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. 2 Освоение русскими Сибири

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. 3 Землепроходцы и их открытия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом. задание

 

Ребята, где, в каком крае мы с вами живем?

Всегда ли в Сибири жили русские люди?

Вспомните, когда началось освоение Сибири русскими людьми, нашими предками? Кто осваивал Сибирь?

Кого они тут встретили?

 

Эпиграфом нашего урока являются слова М.Ломоносова: «Богатство России Сибирью прирастать будет».

Как вы понимаете эти слова? Почему он так сказал?

Какова тема нашего урока? Догадались?

Запишите в тетрадь тему

(записывает на доске).

Презентация, слайд № 1

 

Исходя из темы, эпиграфа назовите цель урока?

Каково значение присоединения Сибири к России.

Уточняет учитель:

( Предлагаю выделить:

- для России

- для народов Сибири)

 

Какие вопросы нам нужно рассмотреть, чтобы достигнуть нашей цели? Обсудите в группах.

Запись учителем на доске:

- Кто и как жил в Сибири?

-Причины освоения русскими Сибири?

- Кто и как открывал сибирские земли? Поставим последоват-ть?

 

Приступим к реализации нашего плана.

 

Первый вопрос:

Кто и как жил в Сибири?

Предлагаю поработать в группах.

У каждой группы определенный народ Сибири, нужно изучить дополнительный материал и ответить на вопросы по плану (алгоритм ответа): (Приложение 1),

1. Место расселения народа (найти на карте)

2. Занятия народа

3. Общественный строй, отношения

4. Уровень развития народа в сравнении с уровнем развития России

1 человек от группы должен сделать краткое сообщение о жизни коренных народов Сибири.

1 человек показывает на карте у доски.

Презентация, слайд № 2-8 (карта)желтого - якуты

Вывод: народы Сибири были развиты слабо, уровень развития ниже, чем у народов  России.

 

Переходим ко второму вопросу.

В чем же причины освоения русскими Сибири?

Вспомните обществознание, какие сферы общества вы знаете?

Можем ли мы причины освоения Сибири разделить по такому же принципу?

Предлагаю поработать с таблицей

Презентация, слайд №  9

 (Приложение 2, 3)

Ребята, достаточно ли у нас знаний для заполнения таблицы?

Что может нам помочь при ответе на данный вопрос?

Работая в группах, заполним табл.

Работа с учебником (с. 85, 1 абзац) и документами (карточки)

Итак, какие причины присоединения?

Презентация, слайд № 10 (готовая таблица)

Каким путем (мирным или военным) шло присоединение Сибири?

Почему народы Сибири добровольно входили в состав России?

Работа с картой, доской, тетрадью. Презентация, слайд № 11

- Что такое мягкая рухлядь?

Объяснение учителя, запись на доске:

Остроги – крепости

Мангазея – первый город в Сибири

Годы основания городов:

1604 – г. Томск

1618 - Енисейск

1628 - Красноярск

1630 - Братск

1632 - Якутск

1652 – Иркутское зимовье

Ясак – налог пушниной

«Ясак имали ласкою, а не жесточью».

Почему?

1637г – учрежден Сибирский приказ. Сибирь – государева вотчина. На ее территории не было ни частного землевладения, ни крепостного права.

Вывод:

Присоединение шло мирным путем, т.к. обе стороны были заинтересованы.

 

Переходим к третьему вопросу:

Кто и как открывал Сибирские земли?

 Работая в группах, найдите:

- имена землепроходцев

- дату походов

- какие земли открыли  

Запишите данные ответы на листах (по 3 каждой группе), все собранные данные мы поместим в таблицу, стр. учебника 89

1 учащийся сообщает материал

1 учащийся показывает по карте

Презентация, слайды № 12-16 (портреты землепроходцев)

Москвитин, Дежнев, Атласов, Поярков, Хабаров.

 

 

Итак, какие территории были освоены?

 

Решение компетентностно-ориентированного задания. Слайд № 17

Русским землепроходцам пришлось пережить большие трудности во время походов?

Запишите в тетрадь те качества землепроходцев, которые помогли им пережить трудности освоить новые территории?

n  3 ответа и более – «5»

n  2 ответа – «4»

n  1  – «3»

n  0 правильных ответов  – «2»

 

(смелость, целеустремленность, любознательность)

Проблемная задача:

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, стр. 87 и ответьте на вопрос:

- Были ли корабли землепроходцев приспособлены к дальнейшим океанским плаваниям? Почему?

Вспомните:

1. Какие народы проживали в Сибири?

2. В чем причины присоединения Сибири к России в 17 веке?

3. О каких землепроходцах вы узнали?

 

- Вернемся к нашему эпиграфу.

Что означают эти слова?

Прав ли Ломоносов?

Обсудите в группах:

Достигли ли мы цели урока?

Действительно ли богатства России прирастали Сибирью?

- Все ли вопросы мы рассмотрели?

- Что помогло нам справиться с заданиями и узнать много нового?

- Остались ли неясные моменты?

- Чему сегодня научились?

- А где нам пригодятся эти знания?

- Как себя чувствовали на уроке?

Вы с интересом работали?

Почему?

У нас есть яблоневое дерево, но на нем нет яблок. Поместите их соответственно своему настроению:

- розовое – отлично;

- желтое – хорошо;

- зеленое – удовлетворительное.
Какие оценки вы хотите поставить Кому. Почему?

Параграф 13, записи в тетради.

Отвечают:

- Сибирь

- нет, не всегда

 

 

- В 16 веке,

- Ермак

 

-коренные народы

 

 

 

 

 

 

Предполагают, отвечают

 

 

Записывают, осмысливают

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах, называют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в 5 группах с дополнительным материалом

 

 

 

 

 

Находят ответы на вопросы, работают с картой

 

 

 

 

Слушают, работают с картой, осмысливают, делают вывод

 

 

 

 

 

Предполагают, отвечают на вопрос

- нет

Отвечают (экономическая, политическая, социальная)

 

 

- нет

-учебник, дополнительный материал

 

 

 

 

Отвечают, записывают в таблицу в тетрадь.

Отвечают

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь, запоминают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах с дополнительным материалом, картой, таблицей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

 

Элемент беседы

Фронтально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Русские путешественники и первопроходцы

Русские путешественники и первопроходцы

Определение темы урока 3

Определение темы урока 3

Освоение русскими Сибири п

Освоение русскими Сибири п

Землепроходцы и их открытия

Землепроходцы и их открытия

Закрепление Рефлексия

Закрепление Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2024