Тема: Сила Архимеда.
Цель урока:
Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить от каких факторов она зависит; сформулировать закон Архимеда
способствовать формированию умений делать выводы и обобщения; развивать навыки самостоятельной работы;
продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать дисциплинированность, аккуратность и коммуникабельность.
Оборудование: сосуд с водой, пластилин, динамометр, тела одинакового объема из разного материала, соль, ведерко Архимеда.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Тому, кто знает физику,
Нетрудно дать ответ:
Почему летает спутник,
А мы с вами – нет?
Почему в жидкости легче тело?
Что такое вес?
Нам до всего есть дело –
До всех в природе чудес.
Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?
Вот сегодня мы это и выясним.
III. Повторение.
Но прежде чем мы ответим на данный вопрос, давайте вспомним материал предыдущих уроков
Какой ученый вывел закон, который утверждает: “Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа”. (Паскаль.)
Каким прибором измеряют силу. (Динамометр.)
С погружением тела в жидкость давление увеличивается. Какая величина характеризует увеличение давления в жидкости? (Глубина.)
Математическая величина, которая характеризуется произведением длины, ширины и высоты. (Объем)
IV. Новый материал.
1. Демонстрация.
Опыт №1. «Плавание тел разной плотности»
Почему тела находятся на разной глубине в воде?
Какая сила заставляет тело подниматься вверх?
Опыт №2. «Измерение веса тела в воздухе и в жидкости»
За счет чего уменьшается вес груза в воде?
Вывод: на тела в жидкости действует выталкивающая сила, которая равна разности между силой тяжести в воздухе и силой тяжести в жидкости.
2. Сценка “Легенда об Архимеде”.(показывают ученики)
Выталкивающая сила – сила, действующая на тело, погруженное в жидкость, которая направлена вертикально вверх. В честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал ее направление и рассчитал ее, выталкивающую силу называют архимедовой силой.
3. Работа в группах. Результат оформить в виде таблицы.
Архимедова сила
не зависит от: |
зависит от: |
1) формы тела; 2) плотности тела 3) глубины погружения. |
1) объема тела; 2) плотности жидкости. |
Вы научились определять выталкивающую силу с помощью динамометра. Но выталкивающую силу можно рассчитать, не используя динамометр и сосуд с жидкостью. С другим способом определения выталкивающей силы мы познакомимся на уроке.
4. Демонстрация опыта с ”Ведерком Архимеда”.
Вывод. Закон Архимеда:
На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх и равная весу жидкости в объеме, вытесненном телом.
Формула: FA = ρжgVт.
V. Закрепление.
Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался.
Могут ли быть правдой эти россказни?
2) Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке?
VI. Итоги урока. Д/з
Задание группе 1:
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный
цилиндры, нить.
а) определить архимедовы силы, действующие на первое и второе тела;
б) сравнить плотности тел и архимедовы силы;
в) сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от
плотности тела.
Задание группе 2.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объёма из пластилина,
динамометр, нить.
а) определить архимедову силу, действующую на каждое тело;
б) сравнить эти силы;
в) сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от
объёма тела.
Задание группе 3:
Оборудование: сосуды с водой и с соленной водой, динамометр, нить, алюминиевый
цилиндр.
а) определить архимедовы силы, действующую на тело в воде и в растворе;
б) чем отличаются эти жидкости?;
в) что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в
различных жидкостях;
г) установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание группе 4:
Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
а) кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра;
б) поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью
динамометра определите архимедову силу, действующую на неё;
в) сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости)
архимедовой силы от формы тела.
Задание группе 5:
Оборудование: сосуд с водой , динамометр, нить, алюминиевый
цилиндр.
а) определить архимедову силу, действующую на тело на разной глубине;
б) сравнить эти силы;
в) сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от
глубины погружения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.