Конспект урока "Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях". "Добро" и Зло" в сказке".
Оценка 4.8

Конспект урока "Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях". "Добро" и Зло" в сказке".

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
docx
русская литература
5 кл
31.10.2022
Конспект урока "Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях". "Добро" и Зло" в сказке".
урок литература.docx

     Дата проведения: 26.10.2022 г

     Класс: 5

     Тема урока: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Совершенство пушкинской сказки.

     Форма урока: Урок – игра.

     Цели урока: развитие умения анализа сказки, её отдельных эпизодов, системы образов героев, композиции; сравнительного анализа героев; понимание особенности сказочного конфликта между Добром и Злом; формирование навыков смыслового чтения текста.

     Планируемые результаты:  

     Личностные: формирование ценностной сферы обучающегося в ходе работы с ценностными понятиями «добро», «зло»; воспитание любви к сказкам; научить готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

     Метапредметные УУД:  

     Регулятивные УУД:

Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале.

Обучающийся получит возможность научиться: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

     Познавательные УУД: обучающийся научится давать определения понятиям; находить ответы на вопросы, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи. Обучающийся получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения, ставить проблему, аргументировать, самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.

     Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре, группе; оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения не враждебным для одноклассников образом.

     Предметные: понимание ключевых проблем сказки; владение литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «народная и литературная сказка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа.

     Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

 

Ход урока:

 

1.     Орг. момент. Приветствие.

     Слайд 1. Здравствуйте, ребята!

Игра "Сплочение - настрой".

- Поднимите правую руку те, кто приступает к уроку с открытым сердцем. Спасибо.

- Поднимите правую руку те, кто готов трудиться ради новых знаний. Спасибо.

- Положите правую руку на сердце те, кто относится с любовью ко всем присутствующим. Спасибо.

- Пожелаем друг другу успехов, творчества и радости! Присаживайтесь.

     Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

 

2.     Постановка учебной задачи.

      Ребята, наш урок я хочу начать с притчи.

- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Давайте вместе сформулируем тему урока и запишем её в рабочие тетради «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Совершенство пушкинской сказки». Число и классную работу мы с вами уже записали на перемене. Слайд 2.

(Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С. Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.)

- Правильно, молодцы. Теперь сформулируем цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С. Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст, для этого вы и были объединены в группы. У каждой группы будут задания и в конце урока мы посмотрим, кто справился лучше.

   3. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

      Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Согласны? Перед уроком каждая команда выбрала капитана. Предлагаю капитанам команд заглянуть в словари и дать определение понятиям «добро» и «зло».

     А пока ребята ищут понятия, мы с вами немного разомнемся и вспомним факты из биографии Александра Сергеевича. Подготовьте сигнальные карточки. Если я называю правильную информацию, то вы поднимаете зелёную карточку, а если информация неправильная, то поднимаете красную. Слайд 3.

- Отца Александра Сергеевича Пушкина звали Николай. (Сергей)

- Пушкин родился в 1799 году? (верно)

- У Александра Сергеевича была няня и звали ее Арина Романовна (Арина Родионовна)

- У Пушкина был 1 брат Лев и 1 сестра Ольга (верно)

- Пушкин окончил Царскосельский лицей (верно)

- В лицее У Александра Сергеевича совсем не было друзей (было очень много друзей, которым он посвящал свои стихи)

- Памятная дата для Пушкина, связанная с лицеем – 19 октября, он упоминал её во многих своих стихотворениях (верно, так как именно в этот день в 1811 году был основан Царскосельский лицей, и первые ученики начали учиться в нем (в том числе и Пушкин).

- Пушник умер на дуэли (верно)

     - Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями! А теперь дадим слово нашим капитанам.

(Капитаны зачитывают понятия и диктуют для записи)

4.Работа по теме урока. 

     - Итак, начнём работу! Для начала хочу вам сказать, что на ваших столах в конвертах спрятаны имена главных героев, в образах которых наиболее ярко отображена характеристика Добра и Зла. Определять героев будем в форме разминки для ума. Ваша задача определить героя и быстрее другой команды поднять руку. За правильный ответ команда получает жетон. (Дети узнают героев и вешают на доску имя в подходящий столбик).

- Ребята, табличка, которую мы будем составлять на доске, должна быть и в ваших тетрадях. Поэтому под темой урока чертим в тетради таблицу, состоящую из двух столбиков «Добро» и «Зло». Напоминаю, что таблица чертится с помощью карандаша и линейки.

·        Конверт 1.  Чтобы расшифровать имя героя сказки, надо прочитать только русские буквы (угадывают и проходят к доске) слайд 4.

R L w ц g а Y l р J и L Z i ц v Y а царица

Учитель: Ребята, как же царица-мачеха появилась в сказке? (У царя умерла жена и царь женился на другой.) А сейчас найдите и зачитайте фрагмент из сказки (стр. 96)

·        Конверт 2. Чтобы определить имя героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы. Слайд 5.

Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра     царевна

(ученики вешают имя на доску)

·        Ребята, в отрывке прозвучали имена ещё двух героев. Каких? (Царь, зеркальце.) Слайд 6.

- Царь виноват в том, что случилось? (Нет, он не знал, что царица злая)

- А автор осуждает царя за это? (Скорее сочувствует.)

- Царь является положительным или отрицательным героем? (вешают имя на доску)

- Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.)

- Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)

- Какой герой ЗЕРКАЛО?  положительный

 А всегда ли нужно говорить правду? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь)

Молодцы, вы вспомнили сейчас замечательную пословицу! А давайте с вами вспомним из уроков русского языка, что же такое «пословица»? (устойчивое выражение, которое несет в себе поучение)

·        Конверт 3. Для того, чтобы определить имя следующего героя вам нужно расшифровать ребус. Слайд 7

1 3 5 7    2 4 6 8 10 12 14 16 18

Срелмгь рбдощгтадтгыоргежй

(Первое слово- читаем нечетные буквы, а во втором слове все чётные.)

·         Конверт 4. Следующий герой сказки. По какому принципу надо прочитать его имя? Слайд 8

Ко-Е-ро-ли-ле-сей-вич

(Сначала нечетные слоги, а затем чётные.)

В чём заслуга этого героя? (спас царевну, разрушил злые чары царевны-мачехи)

Его куда поместим? Главный положительный

     - Ребята, мы с вами распределили главных героев сказки, но ведь есть и второстепенные… Предлагаю вам вспомнить их, отгадав загадки.

 

5. Физминутка.

- Первая загадка наша будет не простой, а подвижной. Вы встаете и повторяете за мной движения, но при этом очень внимательно слушаете слова и продумываете ответ.

 

Он летит издалека,

Гонит в небе облака,

Гонит волны в океане,

Кружит вихрем в урагане

Может ласково подуть,

Может стихнуть и уснуть.

В каждом уголке на свете

Очень разный дует … (ветер).

(дети присаживаются на места)

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь. А больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт. (Солнце.)

Ночью над домом, над дорожкой
Висит пол-лепёшки. (Месяц.)

Как эти слова-отгадки связаны со сказкой? (Они помогли найти королевичу невесту, они помощники.)

      Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Предлагаю просмотреть фрагмент из мультфильма (просмотр фрагмента)

Куда их поместим в табличке?  положительные

Учитель: Итак, табличка заполнена? Мы объединили героев сказки в 2 группы. По какому принципу произвели распределение? (По делам и поступкам)

     - Ребята, вы все большие молодцы и отлично справились со всеми заданиями.

 

6. Закрепление полученных знаний.

    1.  Викторина. Слайд 9.

- Сейчас предлагаю вам немного расслабиться и принять участие в викторине на знание содержания сказки. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Если команда не отвечает, то право ответа переходит команде соперника.

1) На что глядела царица, ожидая возвращения мужа?  (Снег)

2) Каким было приданое царевны? (Семь торговых городов да сто сорок теремов)

3) Что делает Елисей перед тем, как отправиться в дорогу? (Молится)

4) Кто первым встретил царевну на дворе у семь богатырей? (Пес Соколко)

5) Как называлось жилище семи богатырей? (Терем)

6) Чем занимались семь богатырей? (Охота, война)

7) Чем угрожала царица чернавке, узнав, что царевна не погибла? (Рогаткой)

8) Что дала царевна чернице, пришедшей к ней во двор? (Хлеб)

9) Чем занялась царевна, ожидая богатырей, перед тем, как попробовала яблоко? (Пряла)

10) Из чего был сделан гроб, в который семь богатырей положили царевну? (хрусталь)

11) Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? (В нору в горе)

12) Какими были первые слова проснувшейся царевны? («Как же долго я спала!»)

- Ребята, сегодня оценивать вашу работу в течение урока будут капитаны команд. Пока мы с вами продолжаем занятие, Полина и Соня анализируют и оценивают вашу активность.  С результатами мы ознакомимся в конце урока.

     2. Конкурс «Составь предложение»: из данных отдельных слов, стоящих в начальной форме, составить предложение так, как оно звучит в сказке.

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой,

За невестой молодой.    

помолиться   усердно Бог    королевич Елисей     отправиться в    дорога    за красавица    душа невеста        молодой

Слайд 10.

      3. Конкурс «Подбери определение»: в цитате из сказки пропущены прилагательные, они даны отдельно в начальной форме. Нужно вставить прилагательное на место, изменив, если требуется, форму слова.

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась              

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

 

Или вытравить из леса

 

… пятигорского черкеса.

Светлый, дубовый, изразцовый, добрый

Утренний, дружный, серый, правый, широкий, пятигорский

 

Слайд 11, 12.

 

7. Подведение итогов.  Домашнее задание. Выставление оценок.

Слайд 13.

В сказках добро всегда побеждает зло.

- Есть замечательная пословица: «От доброго слова и лед тает». Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.

- Пришло время ознакомиться с оценками. За сегодняшний урок вы получаете такие оценки:…..

- Но не забываем о жетонах, ведь вы не просто так их зарабатывали. Прошу капитанов команд подсчитать количество жетонов. Участники команды, которая набрала большее количество жетонов, к положительным оценкам получают еще сладкие призы.

(вручаю конфеты)

 

8. Рефлексия.

Слайд 14.

Подводя итоги, предлагаю вам оценить свою деятельность в течение урока и наполнить дерево листами собственных успехов.

«Дерево успеха»:

Зеленый лист – нет ошибок

Желтый лист – были ошибки

Красный лист – проявлю большую активность на следующем уроке.

- Всем большое спасибо за урок! Мы с вами провели его активно и с пользой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПОСЁЛКА САДОВОЕ»

(МБОУ «ШАХТЁРСКАЯ СШ ПОС.САДОВОЕ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий урока

на тему:

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Совершенство пушкинской сказки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Ворушило Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.


 

Дата проведения: 26.10.2022 г

Дата проведения: 26.10.2022 г

Положите правую руку на сердце те, кто относится с любовью ко всем присутствующим

Положите правую руку на сердце те, кто относится с любовью ко всем присутствующим

У Пушкина был 1 брат Лев и 1 сестра

У Пушкина был 1 брат Лев и 1 сестра

Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись

Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись

Ночью над домом, над дорожкой

Ночью над домом, над дорожкой

Конкурс «Составь предложение»: из данных отдельных слов, стоящих в начальной форме, составить предложение так, как оно звучит в сказке

Конкурс «Составь предложение»: из данных отдельных слов, стоящих в начальной форме, составить предложение так, как оно звучит в сказке

Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания

Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2022