Волшебные предметы в сказках
Оценка 4.9

Волшебные предметы в сказках

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
docx
русская литература
5 кл
12.10.2022
Волшебные предметы в сказках
исследовательская работа
Волшебные предметы в сказках (2).docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

С. ТРОИЦКОЕ ХАНКАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ В СКАЗКАХ (ОБРАЗ ЗЕРКАЛА)»

предмет: литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

ученик 6 класса

Полукеев Никита

 

 

Проверила:

учитель русского языка и литературы

Тимофеева Татьяна Викторовна

 

 

 

 

с. Троицкое

2017

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ……………………….…………………..…………………2

ВВЕДЕНИЕ…………………………...…………………………..…….……3

ГЛАВА I. ФУНКЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА «ЗЕРКАЛО»……………………………………………………..……….…..5

1.2 Знаковая символика - феномен сказки……………….......…….................................................……………...6

1.3 Загадка символа «зеркало» в мифологическом сознании…………………...………………………………………... ……...8

ГЛАВА II. ТАЙНА МИРА ЗАЗЕРКАЛЬЯ…..…….……………………...11

2.1 Ассиметрия в сказке Льюс Кэрролл  «Алиса в Зазеркалье»………...11

2.2  Влияние зеркала на мир чувств в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»……………………………………………………………………13

2.3Мир зеркала в сказке  В.Губарева «Королевство кривых зеркал»…………………………………………………………..…………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….……………...…………………….19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..……………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди окружающих человека в повседневной жизни привычных вещей трудно отыскать более загадочное, чем зеркало. Во все времена и у всех народов с зеркалом было тесно связано множество тайн, суеверий, запретов. Сущность зеркала действительно противоречива. Казалось бы, этот обыденный предмет, имеющийся в каждом доме, способен лишь отражать любые образы. Но именно в этом и заключена его магическая власть, показывая таинственного двойника, несуществующего в природе. Поэтому загадочный мир Зазеркалья воспринимается как глубочайший колодец миров, соединяющий нас с параллельным миром или с Царством мертвых.

         Тема исследования: волшебные предметы в сказках (образ зеркала)

         Цель исследования: найти общие черты и отличия в описании зеркала в художественных произведениях.

Для  достижения  цели  были  поставлены  задачи:

1.      Проанализировать  имеющуюся  литературу  по  теме;

2.       Отобрать  и  проанализировать  эпизоды  из  сказок,  в  которых 

присутствует  образ  зеркала; 

3.      Определить   роль  зеркала в  понимании  произведения.

  Гипотеза исследования: в  сказках  роль  зеркала  существенно  расширяется,    приобретает  новые  качества,  усложняя  и  углубляя  смысл  сказки.

В    работе   использованы методы:

•     историко-аналитический;

•     аналитический;

•     сопоставительный.

Объектом  исследования  являются  тексты    сказок  под  редакцией   Г.Х.  Андерсена   «Снежная  королева», «Гадкий утенок»; В. Губарева «Королевство кривых зеркал»; Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье».

Этапы работы: 1. Чтение произведений; 2. Нахождение сведений и ответов на вопросы, выдвинутые в процессе исследования; 3. Определение черт Зазеркалья в произведениях; 4. Выявление среди них общих черт в описании Зазеркалья и различий. 5. Формулирование выводов по работе. 6. Создание презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА «ЗЕРКАЛО»

 

Что такое символ? Есть древняя легенда, отвечающая на этот непростой вопрос.

В далекой стране было когда-то совершенное общество. Люди в нем жили радостно и дружно. Они не знали страхов, неопределенности и неустойчивости. Но мудрецы этой страны узнали, что через какое-то время их материк скроется под водами океана, и разработали план переселения на острова, которые отдаленно напоминали их страну. Из-за сурового климата на этих островах и мучительности привыкания к новым условиям своего  обитания те, кто перебрался сюда, претерпели немалые испытания. В конце концов они приспособились к примитивным условиям своего нового обитания, но их восприятия и понятия огрубели. Чтобы смягчить боль, которую им приносило сравнение между старыми и новыми условиями жизни, мудрецы помогли им забыть о своем счастливом прошлом. О нем остались лишь смутные воспоминания. Но все же некоторые упорно не хотели забывать потерянный рай, воскрешая образы и идеи, забытые большинством жителей острова. Эти люди (ясновидящие) стали образовывать сообщества и обучать своему  необычному искусству  людей одаренных, способных тонко чувствовать и понимать. Благодаря этому искусству они стали проникать в заповедную страну, где все предметы – символы: разные, сверкающие, наполненные глубоким смыслом и жизнью. Искусство, которым владели мудрецы – это искусство символического постижения реальности, требующее от человека особых качеств, которые были даны лишь немногим. Остальные люди, ревнуя к их мудрости, стали копировать их идеи и методы. Результатом было появление множества метафор, эмблем, напоминающих живые символы.

Остров, описанный в легенде – это безусловно современный мир, который либо отвергает более высокий опыт, либо втискивает его в примитивные формы готовых знаков, в которых этот опыт искажается.

Итак, символ – это загадочный остров, а архипелаг островов – это миф [6, с. 2].

Таким образом, наш современный мир наполнен образами-символами, которые зашифрованы и разгадать их можно посредством литературных произведений, отражающих знания авторов и народов об этих символах.

 

1.2 Знаковая символика - феномен сказки

 

Сказка, миф лежат в основе современных знаний о мире, о явлениях природы и общественной жизни. Познание «высокой» художественной литературы, как, впрочем, и индивидуальное художественное творчество, невозможны без той «базы», каковой является творчество коллективное, фольклор, сказки и легенды, предания и былины, их мотивы и сюжеты, идеи и образы, язык и стиль.

Многочисленная литература о сказках, написанная в предшествующие десятилетия, убедительно доказывает, что сказочное повествование никогда не было беспочвенной фантазией.

«Сказка не пустая складка, - писал выдающийся фольклорист, литературовед и этнограф XIX века А. Н. Астафьев,  в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительности мира» [1, с. 256].

 Чем объясняется то очарование сказкой, которое порой охватывает не только детей, но и взрослых? Сущность сказки составляет не идейное содержание, не специфическое преломление общественно-исторической конкретики, изменяющейся от сказки к сказке по мере изменения времени и условий ее создания и фиксации (это все – переменные величины), а знаковая символика. Это – «ядро» сказки, в котором и сокрыт ее феномен. Оно сродни Кощеевой тайне, заключенном в яйце, которое – в утке, утка же – в зайце, заяц – в сундуке, сундук – на дереве, а дерево – на острове или на берегу моря - океана.

Здесь все значимо, все символично. Вот и сказочное «ядро» представляет собой значимое, образное, говорящее, поющее начало. Оно исконно, природно и заключено в каждом человеке. Это начало глубоко спрятано именно в подсознании и проявляется в мифологическом мышлении – особом виде мироощущения, свойственном каждому из нас по происхождению, от природной материи.

Мифологическое мышление – самая древняя, первая форма общественного сознания, сохраняющаяся в нас. Мы обречены на «воспоминание» «давно минувших дней», «преданий старины глубокой». Обращаясь к сказкам, мы вглядываемся во временную даль. «Там лес и дол видений полны…» и это действительно так. Символика мифологического мироощущения заключена именно в «видениях» и «чудесах», «следах невиданных зверей», «избушке на куриных ножках», «ученом коте» и «буром волке».

Образы и символы живут в нашем подсознании, обусловливая устойчивость обрядов, примет и поверий, объясняя всю прелесть сказки.

Например, А. С. Пушкин хорошо знал различные обряды, приметы и поверья. Так кот в поэме «Руслан и Людмила» ходит именно по кругу. Круг в глубокой древности почитался, наряду с крестом и центром. В качестве священной фигуры. Круг, прежде всего, является символом бесконечности времени и вечности Божества. Вселенной, символом святости.

Смерть в мифологизированном сознании предков является рождающим началом. Все, что погибает, вновь нарождается в ином качестве. Рождение и смерть – это формы вечной жизни. Образ рождающей смерти вызывает образ круговорота. Понятие круга уравнивалось с понятием времени.

Круговорот, цикличность заключены в самой природе: рождение ее весной, расцвет летом, увядание осенью, смерть зимой, новое рождение в новом качестве на ином витке времени с наступлением новой весны…Солнце движется по кругу – восходит и заходит, утром – на западе, а следующим утром – на востоке…Рост дерева, переход его от одного качества к другому, отмечается годовыми кольцами. Всего этого не мог не замечать человек.

Весь дом - это не только жилище, но и центр защищающего пространства, оберегающего человека.

Таким образом, образы и символы глубоко живут в подсознании человека. Отражаясь в мифологическом сознании человечества, знаковая символика составляет «ядро» - феномен сказки.

 

1.     3  Загадка зеркала в мифологическом сознании

 

Зеркало – символ связи нашего мира с параллельным.  Первобытная магия предостерегала человека от вглядывания в свое отображение. Считалось, что призрачный двойник способен его погубить, утащив в Зазеркалье. Когда же впервые появилось зеркало? Этого мы  никогда не узнаем. Первым зеркалом, наверное, была спокойная гладь воды. Отголоском этих представлений явилась мифологема о Нарциссе, любви которого добивались многие женщины. Но он отвергал их. И богиня Немесида отомстила ему за это. Однажды, увидев свое отражение в зеркальной глади вод, Нарцисс влюбился в самого себя и умер от этой любви. На месте его смерти вырос цветок, который возлагают на могилы.

 Посредством зеркального щита Персей побеждает Медузу  - горгону. Поэтому греческие и римские щиты имели форму зеркал с ликом Медузы. Обычай завешивать зеркала в доме умершего определялся рядом предубеждений, что душа покойного может затянуть кого-либо из близких за собой на тот свет.

С утверждением, что в глубине зеркал можно увидеть будущее, связывались предсказания Нострадамуса, Калиостро и др.  С другой стороны, зеркало являлось символом памяти, запечатлевшим все, что когда-либо в нем отражалось.

В Древнем Египте круглые по форме зеркала отождествлялись с дисками солнца и луны. В Китае считалось, что зеркало может удвоить силу отображаемого, отразить нежелательную энергию, притянуть недостающее в жилище.

Древнегреческий мыслитель Платон описывал процесс познания: «Возьми зеркало и води им в разные стороны – сейчас же у тебя получится и солнце, и все, что на небе, и земля, и ты сам, и остальные живые существа, а также предметы, растения и все, о чем шла речь. Да, но все это будет лишь видимость, а не подлинно сущие вещи» [3 , с. 185].

На Руси зерцалом (зеркалом) именовался сложный воинский доспех особого рода. Его основу составляла традиционная кольчуга, но на груди и на спине к ней крепились стальные, богато украшенные пластины, соединенные между собой ремнями. Число таких пластин доходило до 30, а вес зерцала до 14 кг. К этому следует добавить, что такое название дано защитному воинскому доспеху не столько потому, что в его ясные металлические пластины можно было смотреться, словно в зеркало, но главным образом вследствие того, что основная функция зерцала – отражать нанесенный удар [ 3, с.433 ].

Существовали и зеркальные существа -  символические персонажи китайской мифологии, обнаруживаемые в глубине зеркал.

В Китае было распространено представление о живущей в глубине зеркал рыбе, которую никому не удавалось поймать. В основе этих представлений лежит мифологема о Желтом императоре. Когда-то миры людей и зеркальных существ не были разобщены. Зеркала отнюдь не служили средством отображения человеческого мира. Из одного измерения можно было легко проникнуть в другое. В одну из ночей зеркальный народ попытался подчинить Землю. После ряда кровавых сражений, благодаря чарам Желтого императора, земляне все же одержали победу. Желтый император погрузил зеркальные существа в сон, лишил их собственного облика, заставив имитировать действия и формы людей. Но наступит срок – колдовское проклятие спадет и зеркальные существа пробудятся от сна. Первой проснется рыба. Итак, яркая полоска в зеркале является знаком конца света. Проснувшись, зеркальные существа обретут собственные формы и перестанут подражать людям. Они разобьют стеклянные и металлические преграды зеркал и вновь нападут на человечество. Их союзниками выступят водяные существа. На этот раз люди окажутся побеждены [6, с. 186].

Таким образом, символ зеркала отражается в мифологическом сознании разных народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ТАЙНА МИРА ЗАЗЕРКАЛЬЯ

2.     1. Ассиметрия в сказке Льюс Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»

 

В авторской сказке английского писателя Льюиса Кэрролла « Алиса в Зазеркалье» главная героиня попадает в мир зеркала. Вот что рассказывает об идее создания сказки дальняя родственница писателя Алиса Рейкс в лондонской газете «Таймс» от 22 января1932 года: «В детстве мы жили на Онслоу-сквер и играли, бывало, в саду за домом. Льюис Кэрролл гостил там у старого дядюшки и часто прогуливался по лужайке, заложив руки за спину. Однажды, услышав мое имя, он подозвал меня к себе.

- Так ты, значит, тоже Алиса. Я очень люблю Алис. Хочешь посмотреть на что-то очень странное?

Мы вошли вслед за ним в дом, окна которого, как и у нас, выходили в сад. Комната, в которой мы очутились, была заставлена мебелью; в углу стояло высокое зеркало.

- Сначала скажи мне, - проговорил он, подавая апельсин, - в какой руке ты его держишь.

- В правой, - ответила я.

- А теперь, - сказал он, - подойди к зеркалу и скажи мне, в какой руке держит апельсин девочка в зеркале.

Я с удивлением ответила:

- В левой.

- Совершенно верно, - сказал он. Как ты это объяснишь?

Я никак не могла этого объяснить. Но видя, что он ждет объяснения, решилась:

- Если б я стояла по ту сторону зеркала, я бы, должно быть, держала апельсин в правой руке?

Я помню, что он засмеялся.

- Молодец, Алиса, - сказал он. Лучше мне никто не отвечал.

Больше мы об этом не говорили; однако спустя несколько лет я узнала, что, по его словам, этот разговор навел его на мысль о «Зазеркалье», экземпляр которого он и прислал мне в свое время с другими своими книгами» [5, с. 155].

Итак, Алиса попадает в мир зеркала. Какой он? Захотим ли мы пожить в этом мире? Попасть туда совсем нетрудно:

«Алиса оказалась на каминной полке, а зеркало стало таять, словно серебристый туман по утру. Через миг Алиса прошла сквозь зеркало и легко спрыгнула в Зазеркалье. Прежде всего она заглянула в камин и очень обрадовалась, увидев, что в нем жарко пылают дрова; огонь был настоящий, совсем такой же, как дома!

Она осмотрелась и тут же заметила,  что комната на деле совсем не такая обыкновенная и скучная, какой казалась из-за Зеркала. Портреты на стене были живые и о чем-то шептались. А круглые часы, стоявшие на каминной полке (раньше Алиса видела их только сзади), улыбнулись ей»[5, с. 158].

Дальнейшие исследования Алисы говорят о том, что в зеркале все предметы ассиметричные (предметы, не совпадающие по своим зеркальным отражениям) предстают обращенными, «выворачиваются».

В сказке много примеров таких зеркальных отражений. Как мы видим, Труляля и Траляля – «зеркальные» близнецы; Белый Рыцарь поет о попытке втиснуть правую ногу в левый башмак.

Ассиметричны даже ситуации: чтобы приблизиться к Черной Королеве. Алиса идет в противоположном направлении; в вагоне поезда кондуктор ей говорит, что она едет не в ту сторону; у короля – два Гонца, «один, чтобы бежал туда, другой – чтобы бежал оттуда». Пироги сначала раздаются гостям, а потом уж режут. Обычный мир переворачивается вверх ногами и выворачивается наизнанку; он превращается в мир, в котором все происходит как угодно, но только не так, как полагается. Автор использует прием инверсии, чтобы повеселить своих маленьких читателей. Алиса размышляет: «Едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек?» Ей объясняют, что говорить. Что думаешь, и думать, что говоришь, совсем не одно и то же.

А уж читать записи вообще нужно только с помощью зеркала.

Таким образом, мир Зазеркалья огромен и разнообразен, полон загадок и не всегда поддается математической точности рассуждений и логике обычного человека.

 

2.2  Влияние зеркала на мир чувств в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»

 

Великий  датский  сказочник Андерсен удивительным  образом  расширяет,  углубляет  возможности  зеркала.   Под  его  пером  зеркало  становится  литературным  приёмом,  позволяющим  приблизить  вроде  бы  истории  для  детей  с  захватывающим  сюжетом  к  серьёзным  проблемам,  таким  как  добро  и  зло,  самопознание  человека  и  пр.

 Первая глава  в сказке «Снежная королева» называется «Зеркало и его осколки», в ней повествуется о том, как злющий-презлющий тролль  «смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже». Ученики тролля носились с ним по всей земле и  захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках». И разбилось зеркало вдребезги, и разлетелись его осколки по всему свету. Некоторые из них попадали в глаза людям, и начинали они «видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные ее стороны, ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалась в кусок льда». Попал такой осколок и в сердце Кая. Этот рассказ о зеркале отражает извечную борьбу добра и зла, Бога и Дьявола.

 Зеркало выступает орудием лжи, мир распадается на добро и зло, искажает правду. Дурные чудеса в том и состоят, чтобы вывернуть прекрасные чудеса наизнанку, поставить всё с ног на голову. Сказочник как будто спрашивает: а что если человек попадёт под власть недоброго? Как он посмотрит тогда на мир? К чему приводит воздействие зловредной частички?  Кай, внезапно захваченный злом, начинает искать изъяны во всём живом, умирает его душа.

Также автор рисует  замерзшее озеро, на котором лед треснул "на тысячи кусков, ровных и правильных на диво". "Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире". Снежной королеве не подвластны добрые чувства: любовь, милосердие, она холодна и бесчувственна.

Сердце Кая превращается в кусок льда, он видит мир искаженным, злым. И хотя  чудеса Снежной королевы изображены более красочно: волшебное зеркало,  летающие сани, и разнообразные превращения снежинок, и сияющие ледяные чертоги. Но всё равно у зла  ничего не получается. А  добрые  чудеса — напротив, очень простые и даже незаметные.  Слезы Герды расплавляют осколок у Кая в груди, слезы самого Кая вымывают осколок из его глаза, и тогда вдруг обнаруживается связь этих, таких по виду не связанных зеркал. Каю теперь вдруг удается сложить из ледяных осколков слово "вечность" - и тем самым оплатить освобождение от уз Снежной королевы.

Зеркало распознает двойственность явлений. Оно допускает в себя зло, оно предоставляет злу жизненное пространство. Но зеркало с равным успехом распахивает свою дверь добру. Так, например, счастье к несчастному гадкому утенку приходит из зеркала. "...Он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.

«- Убейте меня! - сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное изображение, но он был уже не безобразною темно-серою птицей, а лебедем!" "Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!" [2, с. 64].

Таким образом, в сказке «Снежная королева» ярко изображено, как с помощью предмета «зеркало» можно влиять на мир чувств человека и управлять им. Сказка «Гадкий утенок» показывает двойственность зеркала.

 

2.3    Мир зеркала в сказке  В.Губарева «Королевство кривых зеркал»

 

Повесть-сказка В.Г. Губарева «Королевство кривых зеркал» написана в  1951, в 1952 г. повесть была переделана в одноименную пьесу, а в 1963 году был создан кинофильм.

В повести-сказке «Королевство кривых зеркал» волшебное говорящее зеркало предлагает Оле побывать «по ту сторону» зеркала. Переход в Зазеркалье происходит мгновенно. «Хрустальный звон все усиливался. По гладкому стеклу зеркала побежали голубые волны. С каждой секундой они становились все голубее и голубее, и теперь уже зеркало ничего не отражало. Затем голубые волны рассеялись, словно туман, и хрустальный звон затих. Оля снова увидела в зеркале переднюю и свое отражение. Однако стекло исчезло. Осталась только одна рама». Зеркало в этом произведении  становится дверью в Зазеркалье. Причём через зеркало происходит перемещение героини туда и обратно. Зеркало в сказке становится границей, обозначающей вход/выход из мира реального в мир Зазеркалья.

Пройдя сквозь волшебное зеркало, Оля оказывается в «чужом» мире, но не одна, а со своим зеркальном двойником Яло.

Зеркало делит сказочное пространство повести-сказки на две части -Предзеркалье и Зазеркалье.

Сюжет «Королевства кривых зеркал»  разворачивается в реальной жизни (обрамление: начало и конец) и в сказочном королевстве, то есть имеет обрамление.

Когда Оля попадает в «чужой» мир, там всё выглядит наоборот: то, что дома стояло справа, там  стоит слева, и то, что стояло слева, оказалось слева.

Яло, зеркальный двойник Оли, становится «проводником» по сказочному миру. В описании девочки всё наоборот:  «Видишь, у меня все наоборот: у тебя родинка на правой щеке, а у меня - на левой»[4, с. 54]. Оля правша, а Яло - левша. Но это сопоставление правый-левый здесь не используется как «хороший-плохой», «добрый-злой».

         Время в Зазеркалье течёт в обратном направлении: «Когда бы ты ни вернулась обратно, ваши часы будут показывать тот же час, ту же минуту и даже ту же секунду, когда ты переступила раму». В Королевстве кривых зеркал время идет в другую сторону: «Оля подняла голову и увидела на стене часы, точно такие, какие висели дома в передней. Только циферблат на этих часах был нарисован наоборот, и стрелки двигались не вперед, а назад» [4, с. 55]. Действие проходит в течение нескольких минут: «Что с тобой? Как будто год не виделись, а расстались-то всего десять минут назад»[4, с. 143].

 В произведении противопоставлены  понятия свой/чужой. Оле всё чуждо в Зазеркалье.  «Вы, девочки, наверно, чужестранки?» - спрашивают их [4, с. 78]. О Яло главная героиня говорит: «Ты моя единственная подруга в этой чужой стране»[4, с. 84]. Оля, как подмечает король Топсед Седьмой, говорит «на каком-то странном наречии». Она называет церемониймейстера «дедушкой», королевскую мантию - «пальто», короля - «гражданином». В речи девочки присутствуют слова «городская милиция», «трамвай».

Какой предстаёт Зазеркалье перед Олей: «Девочки вышли на вершину холма, с которого открывался удивительный вид. У их ног начиналась огромная стеклянная лестница. Она уходила далеко вниз, и там внизу, у ее подножия, раскинулся город. Он был весь из разноцветного стекла, и его бесчисленные башни и шпили отражали солнце и слепили глаза»; «Перед ними расстилалась площадь, которую окружали красивые дома из желтого, красного, синего, зеленого и белого стекла. Красивые дамы в длинных шелковых платьях и кавалеры в расшитых золотом пышных костюмах гуляли вокруг фонтана, из которого высоко в небо взлетали прозрачные струи. Падая на землю, эти струи превращались в стекло, разбивались на миллионы сверкающих осколков и наполняли воздух музыкальным звоном. От фонтана веяло приятной прохладой. Все искрилось в ярком солнечном свете. Там и тут по площади проезжали коляски с какими-то важными и надутыми людьми. Звонко стучали по мостовой подковы лошадей. И повсюду на площади, так же как и на лестнице, были расставлены кривые зеркала.

Оля и Яло с любопытством рассматривали необыкновенных людей. Вот мимо прошел высокий худой старик в парчовом камзоле и в черных чулках, обтягивающих его тонкие ноги» [4, с. 64].

         Но в этом мире перевёрнутыми показаны и отношения между людьми, т.е  не такими, какими должны быть. В Зазеркалье присутствует социальная несправедливость, богатые и бедные: «Девочки обогнули площадь и вошли в маленький, тесный переулок. Чем дальше они шли по этому переулку, тем ниже и беднее становились дома» [4, с. 77].

         Властители Зазеркалья повсюду расставляют кривые зеркала, для удержания власти в своих руках им надо скрыть правду. «Я рад, что разбил это кривое зеркало! Хоть одним лживым зеркалом будет меньше на свете! Вы для того и расставили по всему городу эти проклятые зеркала, чтобы обманывать народ! Только все равно вашим зеркалам никто не верит! — выкрикивал Гурд в лицо Нушроку» [4, с. 81].

Министры злы, жестоки, несправедливы: «Есть у нас такой министр. О, он такой же жестокий и злой, как Нушрок! Абаж владеет всеми рисовыми полями нашего королевства. Ты права, девочка: он действительно похож на толстую жабу!» [4, с. 79]. Их имена читаются наоборот и при этом отражают суть их характеров: Коршун, Жаба, Гадюка.

         Мир Зазеркалья держится на лжи: «Может быть, ты думаешь, что не врет король или его министры? Да они самые большие вруны!» [4, с. 84].

         Итак, в повести-сказке В.Губарева Зазеркалье – страна зла, в которой всё находится в перевёрнутом виде, даже человеческие отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Зазеркалье – это отражение всех пороков человека. И Оля, побывав в зазеркальном мире, и Алиса увидели его злым, жестоким и несправедливым.

Зеркало - это загадочное слово. Глядя в зеркало, вы видите своё отражение. Оказывается, по ту сторону зеркала есть свой мир. На мой взгляд, этот мир противопоставлен земному.

Зазеркалье – вымышленное пространство, сказочная страна по ту сторону зеркала, в переносном смысле  место, где положение вещей доведено до абсурда. Среди всех предметов, которые окружают человека в повседневной жизни, едва найдется вещь, загадочнее, чем зеркало!
НО! Это перекресток миров,  зачастую злых и опасных! В них отражение всех пороков человечества.

В произведениях В. Губарева «Королевство кривых зеркал» и Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье» дверью в Зазеркалье является зеркало.  И в том, и другом произведении создана своеобразная страна Зазеркалья, где изображенный мир отличается от реального. Мы видим там несправедливо построенное государство, во главе которого стоит король и его свита. Я думаю, что это прежде всего потому, что мир Зазеркалья относится к миру тьмы. В изображенных странах все держится на лжи.

Зеркало - это уникальное пространство. Глядя в Зеркало, нужно задуматься: «А действительно ли в нем ты видишь то, что видят в тебе окружающие!»

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Астафьев, А. Н. Народные русские сказки / А. Н. Астафьев – М.: Изд-во «Альфа-книга», 2010 – 348 с.

2.      Андерсен, Г. Х. Сказки для детей / Г. Х. Андерсен – М.: Изд-во «Речь», 2015 - 72 с.

3.     Вовк, О. В. Энциклопедия знаков и символов / О. В. Вовк – М.: Изд-во «Вече», 2006 – 528 с.

4.      Губарев, В.  Сказочные повести / В. Губарев – М.: Изд-во «Махаон», 2015 – 144 с.

5.      Кэрролл, Л. Алиса в Зазеркалье / Л. Кэрролл – М.: Изд-во «Росмэн-Пресс, 2010 – 160 с.

6.     Телицын, И. Энциклопедия знаков, символов, эмблем / И. Телицын – М.: Изд-во «Вече», 1999 – 490 с.

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ………………………

СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ………………………

ВВЕДЕНИЕ Среди окружающих человека в повседневной жизни привычных вещей трудно отыскать более загадочное, чем зеркало

ВВЕДЕНИЕ Среди окружающих человека в повседневной жизни привычных вещей трудно отыскать более загадочное, чем зеркало

Зазеркалья в произведениях; 4

Зазеркалья в произведениях; 4

ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Итак, символ – это загадочный остров, а архипелаг островов – это миф [6, с

Итак, символ – это загадочный остров, а архипелаг островов – это миф [6, с

Здесь все значимо, все символично

Здесь все значимо, все символично

Рост дерева, переход его от одного качества к другому, отмечается годовыми кольцами

Рост дерева, переход его от одного качества к другому, отмечается годовыми кольцами

В Древнем Египте круглые по форме зеркала отождествлялись с дисками солнца и луны

В Древнем Египте круглые по форме зеркала отождествлялись с дисками солнца и луны

Первой проснется рыба. Итак, яркая полоска в зеркале является знаком конца света

Первой проснется рыба. Итак, яркая полоска в зеркале является знаком конца света

ГЛАВА II . ТАЙНА МИРА ЗАЗЕРКАЛЬЯ 1

ГЛАВА II . ТАЙНА МИРА ЗАЗЕРКАЛЬЯ 1

Больше мы об этом не говорили; однако спустя несколько лет я узнала, что, по его словам, этот разговор навел его на мысль о «Зазеркалье», экземпляр…

Больше мы об этом не говорили; однако спустя несколько лет я узнала, что, по его словам, этот разговор навел его на мысль о «Зазеркалье», экземпляр…

Едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек?»

Едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек?»

Зеркало выступает орудием лжи, мир распадается на добро и зло, искажает правду

Зеркало выступает орудием лжи, мир распадается на добро и зло, искажает правду

Убейте меня! - сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде?

Убейте меня! - сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде?

Сюжет «Королевства кривых зеркал» разворачивается в реальной жизни (обрамление: начало и конец) и в сказочном королевстве, то есть имеет обрамление

Сюжет «Королевства кривых зеркал» разворачивается в реальной жизни (обрамление: начало и конец) и в сказочном королевстве, то есть имеет обрамление

Красивые дамы в длинных шелковых платьях и кавалеры в расшитых золотом пышных костюмах гуляли вокруг фонтана, из которого высоко в небо взлетали прозрачные струи

Красивые дамы в длинных шелковых платьях и кавалеры в расшитых золотом пышных костюмах гуляли вокруг фонтана, из которого высоко в небо взлетали прозрачные струи

Мир Зазеркалья держится на лжи: «Может быть, ты думаешь, что не врет король или его министры?

Мир Зазеркалья держится на лжи: «Может быть, ты думаешь, что не врет король или его министры?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Зазеркалье – это отражение всех пороков человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Зазеркалье – это отражение всех пороков человека

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2022