Конспект урока по русскому языку, 4 класс
Учитель: Исаева Л. А.
Тема: «Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями».
Цель: создать условия для формирования умения склонять личные местоимения 3-го лица, содействовать ознакомлению с правилом правописания предлогов с местоимениями и его применению на практике.
Планируемые результаты
Предметные: знакомятся с особенностью склонения личных местоимений 3-го лица; учатся правильно писать предлоги с местоимениями, определять начальную форму местоимений в косвенном падеже, указывать лицо, число и падеж местоимений, определять род местоимений 3-го лица, выполнять синтаксический разбор предложения.
Личностные: понимать значение ценностей: «благородство», «дружба», «понимание»; ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»; осознавать личностный смысл учения.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык» УМК «Школа России» авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
- Здравствуйте, ребята.
Эмоциональный настрой:
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
II. Актуализация опорных знаний
1. Минутка чистописания
- Запишите число, вид работы. (Письмо по образцу.)
2. Словарный диктант
- Прочитайте слова, определите вид работы. (Орфографическая работа.)
Металл, Елена, салют, тарелка, одиннадцать, инженер, медведь, Егор, ноябрь, интересный, ещё.
- Какое задание нужно выполнить? (Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть орфограммы.)
Самопроверка по образцу.
- Оцените работу. Сделайте вывод для себя.
- Какое слово лишнее? (Одиннадцать). Почему? (Числительное).
- Подчеркните в каждом слове первую букву. Прочтите получившееся слово. (Местоимение).
3. Минутка правил.
- Что такое местоимение? Что знаете?
- Как изменяются личные местоимения?
- Назовите местоимения первого лица, второго лица, третьего лица.
- Что такое начальная форма?
- Как определить лицо местоимения в косвенном падеже?
- Какие местоимения мы учились склонять на прошлом уроке?
III. Постановка учебной задачи
- Найдите в предложениях местоимения, определите и запишите их грамматические признаки (работа в группахна карточках).
Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово. На него старуха взглянула, лишь с очей прогнать его велела.
Проверка. Отпустил он (3 л., ед.ч., м.р., И.п.) рыбку золотую и сказал ей (3 л., ед.ч., ж.р., Д.п.) ласковое слово. На него (3 л., ед.ч., м.р., В.п.) старуха взглянула, лишь с очей прогнать его (3 л., ед.ч., м.р., В.п.) велела.
- Как вы определили лицо местоимений? (Поставили в начальную форму).
- Почему местоимения употреблены в такой форме? (Их склоняли.)
Сформулируйте тему урока? Какова учебная задача?
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
- Найдите местоимения, которые имеют одни и те же грамматические признаки. Почему записаны они по-разному?
- Сформулируйте вывод.
- Проверьте этот вывод. Откройте учебник на стр. 60, прочитайте рубрику «Обратите внимание».
- Как пишутся предлоги с личными местоимениями?
- В учебнике есть таблица. Как она называется?
-Рассмотрите таблицу и скажите, в каких падежах формы личных местоимений одинаковые?
- Какие орфограммы выделены?
Физкультминутка
- Присядьте столько раз, сколько лиц имеют местоимения. (3)
- Подпрыгните столько раз, сколько падежей есть в русском языке. (6)
- Топните ногой, если не согласны, хлопните в ладоши, если согласны:
· местоимения не называют предмет и не указывают на него;
· местоимения 3 лица множественного числа изменяются по родам;
· местоимения в речи заменяют имена существительные;
· слово она является местоимением 2-го лица;
· местоимение о нас стоит во множественном числе;
· слово её является местоимением женского рода.
V. Применение знаний и способов действий
1. Работа с учебником (с. 61, упр. 127 в паре).
2. Выполним синтаксический разбор первого предложения, записанного на карточке.
Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово. (повеств., невоскл.,прост., распр.)
- Каким членом предложения является местоимение?
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Составьте и запишите синквейн по изученной теме. (Работа в группе.)
- Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на полях в тетради кружок и закрасьте его (зелёный, жёлтый, красный).
VII. Домашнее задание
Стр. 61, упр. 128, учить правило.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.