Урок № 103 |
11А от 09.02. |
11Б от 09.02. |
11В от 09.02. |
2021 |
|
||||||||||||
Тема: |
Проблематика, конфликт и идея романа. Смысл финала романа |
|
|||||||||||||||
Цель урока: |
обучающиеся поймут, почему Мастер заслужил покой, а не свет, почему Маргарите также дарован покой; сформируют отношение к прощению, милосердию как высшей христианской ценности. |
|
|||||||||||||||
Задачи: |
|
||||||||||||||||
предметные: |
1 .Продолжить работу над анализом текста. 2.Продолжить работу над деталями художественного произведения. 3. Уяснить главные ценности, о которых говорит писатель. 4. Показать неразрывность любви и творчества в жизни писателя и его романе. |
|
|||||||||||||||
метапредметные: |
1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли. 2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации. |
|
|||||||||||||||
личностные: |
1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки. 2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б) осуществлять самооценку и самоконтроль. |
|
|||||||||||||||
Тип урока: открытие нового знания. |
|
||||||||||||||||
Методы урока: исследовательский, практический. |
|
||||||||||||||||
Технология: критического мышления. |
|
||||||||||||||||
Оборудование: текст романа. |
|
||||||||||||||||
ХОД УРОКА |
|
||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
|||||||||||||||
1. Организационный этап |
|
||||||||||||||||
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. Оформление тетрадей. |
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
||||||||||||||||
2. Проверка домашнего задания |
|||||||||||||||||
Проверить знание текста романа в беседе. |
Отвечают. |
||||||||||||||||
3. Мотивация УУД. Целеполагание |
|
||||||||||||||||
Эпиграф к уроку: Справедливости
требует Дьявол. Бог выше справедливости. |
Запись эпиграфа. |
|
|||||||||||||||
4. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока |
|
||||||||||||||||
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. |
Оформление тетради. |
|
|||||||||||||||
5. Актуализация опорных знаний |
|
||||||||||||||||
История создания романа: Первые наброски романа были сделаны писателем в конце 1928 года, и только в 1937 году он продолжает работу над произведением, чтобы не расставаться с ним до последнего дыхания. Все, что пережил Булгаков на своем веку – и счастливого, и тяжелого, все свои самые главные мысли и открытия, всю душу, весь талант отдал он этому роману. И родилось творение необыкновенное… |
Строят монологическое высказывание. |
|
|||||||||||||||
6. Работа над темой урока (исследование и беседа). |
|
||||||||||||||||
n Сатира в романе Анализ глав: 1, 34 (Берлиоз, И. Бездомный), 5 (писатели МАССОЛИТа), 7 (Степа Лиходеев), 9, 15 (Н.И. Босой), 10 (Варенуха), 12 (Варьете), 14 (Римский), 28 (валютный магазин) Москва кичливо объявляет себя «новым городом»,весь мир,затаив дыхание, наблюдает, как в СССР строится новое, основанное на принципах справедливости, государство. Пресса сообщает о формировании человека нового типа, верящего в идеалы социализма, критически относящегося к буржуазным ценностям. Воланд, появившийся в Москве 30-х годов, искушает людей деньгами, вещами, чудесным образом осуществляя их желания схватить побольше. А затем наказывает их за жадность, взяточничество, ложь, пьянство, карьеризм. Воланд приходит к выводу: «…они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних.» В этой горькой усмешке героя отражается авторская оценка официальной лжи того времени. n Тема свободы творчества Художник и власть n Анализ глав:13, 19, 23, 24, 30, 32. n Мастер и Маргарита помилованы и спасены потому, что остались верными своим убеждениям. Мастера волнуют вечные человеческие ценности, он честен и искренен в своем творчестве. Он отказывается называться писателем, потому что не хочет иметь ничего общего с обывателями, членами МАССОЛИТа. Он не писатель, он n Мастер! n Власть оказывается бессильной перед истиной: n «Рукописи не горят» n Тема любви в
романе n Библейские мотивы в романе n Анализ глав: 2, 16, 25, 26, 32. n Герой Булгакова, Иешуа Га-Ноцри, конечно же, отличается от библейского образа Иисуса : другое имя; возраст (27лет,а не 33 года); он земной человек, философ; отсутствует детальная прорисовка портрета. n Но, отличия, скорее, внешние. Несомненным является внутреннее единство философии Иешуа и учения Христа. Иисус: n «Возлюби ближнего, как самого себя». n Он прощает избившего его Крысобоя, Дисмаса, распятого разбойника, мучающегося от жажды и глядящего на него с ненавистью и предавшего его Понтия Пилата n Иешуа убежден, что все люди на земле – «добрые люди…злых людей нет на свете» Тема, проблематика и идея романа Тема Данная тема – своего рода площадка эксперимента: проверить, как ведут себя люди в данное время, становятся ли они лучше /хуже, добрее /злее, смелее/трусливее. Главный вопрос эксперимента: ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ ЧЕЛОВЕК? Воланд: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...» n Проблематика Ø Диалектика (взаимосвязь) добра и зла. Ø Нравственное начало в человеке. Ø Ценность настоящего искусства. Ø Проблема Творчества. Ø Власть и Искусство (Творчество) Ø Проблема Веры* и безверия. Ø Истинная любовь. Ø Проблема жестокости. Ø Проблема (нравственного) выбора. Ø Проблема чести и честности. Ø Проблема одиночества. Ø Личность и общество Ø Борьба и смирение*. n Идея романа n Герои, живущие в Москве 30-х годов ХХ века встречаются с героями древнего Ершалаима, всех их объединяет вечность, третий мир, где и решаются судьбы людей. n Идея романа: «Человек ответственен за все добро и зло, которое совершает на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и лжи. Человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты»… n Идея Ø Основной мыслью произведения является гармоничное взаимодействие сил добра и зла (и всего, что кроется за этими понятиями). Ø Борьба между ними столь же стара, как и мир, и будет продолжаться до тех пор, пока будут живы люди. Ведь человек не меняется, а значит, что и борьба эта будет всегда: что в древнем мире, что в современном. Ø Добро не может существовать без зла, равно как и существование зла невозможно без добра. - Почему Мастер не заслужил света? В книге И. Л. Галинекой дан очень простой ответ: свет уготован для святых, а покой предназначен “истинному” человеку. Что же не позволяет причислить булгаковского Мастера к святым? Можно предположить: и в жизни, и за смертным порогом герой остаётся слишком земным. Он не хочет преодолевать в себе человеческое, телесное начало и забыть, например, свою великую, но грешную любовь к Маргарите. Он мечтает остаться с ней и в загробном мире. Второе предположение — Мастер не выдержал испытаний и отчаялся, он не принял подвига, который был уготован ему судьбой, и сжёг свою книгу. Воланд предлагает ему продолжить роман об Иешуа и Понтии Пилате, но Мастер отказывается: “Он ненавистен мне, этот роман... Я слишком много испытал из-за него” (2, 24). Третье предположение — сам Мастер и не стремился к божественному свету, то есть не имел истинной веры. Доказательством этому может служить образ Иешуа в романе Мастера: автор изображает Иешуа как нравственно прекрасного человека, что недостаточно для верующего (посмертное воскресение так.и не показано. |
|
||||||||||||||||
7. Физминутка |
|
||||||||||||||||
Разминка для спины |
Выполнение наклонов. |
|
|||||||||||||||
8. Рефлексия |
|
||||||||||||||||
Какие выводы по уроку вы сделали? |
Анализируют, делают выводы. |
|
|||||||||||||||
9. Д/з., оценивание |
|
||||||||||||||||
Подготовиться к проверочной работе. Составить 20 вопросов к роману. |
Запись в дневник. |
|
|||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.