Конспект урока "Составляем ионные уравнения"
Оценка 5

Конспект урока "Составляем ионные уравнения"

Оценка 5
docx
04.02.2023
Конспект урока "Составляем ионные уравнения"
конспект занятия.docx

Региональный конкурс методических разработок «Идеи будущего»

 

Номинация

«Сценарии внеурочных мероприятий»

Направление «Химия»

 

 

УРОК ПО ТЕМЕ:

Ионные уравнения

 (Раздел «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»)  8 класс

 

 

 

 

                                               Работу выполнила:

                                               учитель химии и биологии

                                               Никулина Валентина Александровна

                                               Муниципальное общеобразовательное

                                               учреждение «Средняя общеобразовательная

                                               школа имени Героя Советского Союза

                                               В. К. Ерошкина с.Новозахаркино

                                               Духовницкого района Саратовской области»,

8-906-313-01-01

nikulina-2021@yandex.ru

 

 

 

 

 

                                            2022

 

                          Урок по теме: Ионные уравнения.

     Цель урока:  углубление понятий “реакции обмена”, “электролитическая диссоциация”; овладение умением составлять полные и сокращенные ионные уравнения; объяснять их сущность.

                                                Задачи урока:

Образовательная:

Сформировать понятия: «ионные уравнения», «реакции ионного обмена». Добиться того, чтобы учащиеся усвоили правила составления полного и сокращенного ионного уравнения, а так же случаи протекания реакций ионного обмена до конца.

Развивающая:

Создать условия для формирования УУД: умений анализа, синтеза, умения обобщать, выявлять причинно-следственные связи, выделение существенных признаков и свойств, наблюдение, умение делать выводы, сотрудничество.

Воспитательные:

Продолжить формирование личностных УУД: коммуникативных умений, правила работы с веществами; прививать культуру умственного труда, вызывать интерес к предмету через использование ИКТ.

 

Приёмы обучения:

работа с презентацией, работа с рабочими листами, обработка информации,  ведение беседы, самостоятельная познавательная деятельность.

 

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

 

       Прогнозируемые результаты:

·Личностные результаты: профессиональная ориентация, личностное самоопределение.

·Метапредметные результаты: владение учащимися умениями ставить цель, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.

·Предметные результаты: отработать навык составления молекулярных уравнений по данному сокращенному уравнению.

 

 Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

 

 

        Предполагаемые результаты обучения:

  • знать: понятие «ионные уравнения»,  «реакции ионного обмена», правила составления полного и сокращенного ионного уравнения.
  •  уметь: пользоваться таблицей «Растворимости кислот, оснований и солей в воде».

         Оборудование к уроку:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

2.Таблицы: “Растворимости кислот, оснований и солей в воде”, “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”,

3. Рабочий лист, содержащий задания.

 

Ход урока

  Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада  видеть вас сегодня на уроке. Садитесь

     Девизом нашего урока будет высказывание древнекитайского мыслителя и философа Конфуция:

Слайд 1

Три пути ведут к знанию:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый легкий,

и путь опыта – это самый горький.(слайд1)

   А сейчас встаньте, посмотрите через правое плечо, подумайте, что каждый из вас увидел; а теперь снова посмотрите через правое плечо, внимательно , как можно дольше.

Когда вы смогли увидеть больше, в первый или во второй раз?

 Учащиеся:  во второй раз.

Учитель: А почему?

Учащиеся: Это потому, что у нас была такая цель.

 Учитель: Я желаю вам идти к достижению своих целей пусть трудными, но всегда благородными путями!

 А сейчас приступим к проверке домашнего задания

 1– Какую тему вы  начали изучать на предыдущих уроках?

-“электролитическая диссоциация”.

    2– Что собой представляет процесс электролитической  диссоциации?

-распад электролитов на ионы в растворе или расплаве;

       Учитель: Ключевые слова – электролиты и ионы.

3. Какие вещества являются электролитами и не электролитами?

- Электролиты - это вещества водные растворы которых проводят электрический ток.

- Не электролиты - это вещества водные растворы которых не проводят электрический ток.

Слайд 2

   4. На экране даны вещества, какие из них являются  электролитами, а  какие  -не электролитам: раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, карбонат кальция, серная кислота, этиловый спирт

- электролиты: раствор гидроксида калия, карбонат кальция, серная кислота,

- не электролиты: твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, этиловый спирт

   4. Что такое ионы?   

- это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов

5.На какие группы делятся ионы?

- катионы – положительно заряженные  ионы; анионы – отрицательно заряженные ионы

 6.Ребята на доске записаны формулы неорганических соединений. 

 HNO3    NaOH     BaCl2  

   Определите к какому классу относятся данные вещества

 -кислота, основание, соль.

  Запишите на какие ионы они распадаются при электролитической диссоциации  и сделайте вывод.

1)      HNO3

2        NaOH

3)       BaCl2  

Слайд 3   7.Пользуясь таблицей растворимости, определить какие вещества, могут образовывать перечисленные ниже ионы: К+, Н+, СО32-. 

Na+1  ,     OH-1  

Слайд 4 К2СО3 - карбонат калия

Н 2СО3 угольная кислота

NaOH - гидроксид натрия

KOH -  гидроксид калия

Na2 СО3 - карбонат натрия

H2O- вода

Слайд 5  8. Зашифровано название двух классов веществ, назовите их.

Ос-ло-ты        

 Кис-но-ва-ния

- кислоты, основания

- Какое действие вы выполнили, чтобы отгадать название классов?

 

      Мы с вами уже говорили о реакциях обмена, и такие реакции возможны только если в результате реакции выделяется или осадок, или газ, или вода.

  До изучения ТЭД, мы рассматривали эти реакции как взаимодействие молекул, теперь мы вами знаем, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а есть ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков.

- Как будут называться реакции обмена между ионами?

- ионные реакции

- Химические реакции мы записываем при помощи химических уравнений, а ионные реакции мы запишем при помощи – чего?

- Ионных уравнений

- Сформулируйте тему урока?

- Ионные уравнения

Слайд6

Молодцы!

Ребята откроем тетради, запишем дату и тему урока.

запишем в тетрадь  

Слайд7

Ионные реакции –это реакции между ионами.

Ионные уравнения –это уравнения ионных реакций.

РИО –это реакции протекающие между электролитами.

 

     РИО человек применяет в различных направлениях своей деятельности. Одним из таких направлений является живопись.

Живопись, как вид искусства существует с V века до нашей эры. Произведения живописи отражают и оценивают эпоху, когда они были созданы. Поэтому человечество бережно хранит произведения искусства. 
 Пожар во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Грабаря, уничтожил множество ценных икон, картин, скульптур. Оставшиеся картины нуждаются в большой реставрации. Для восстановления применяют Капельный метод. В основе которого лежат ионные реакции.

Посмотрите несколько картин, которые удалось вернуть к жизни

Слайд 8-

Ионные реакции  достигли своей цели по восстановлению шедевров, а наша Цель урока научиться составлять ионные уравнения

Итак, приступим   - Смотрим на экран

  При составлении ионных уравнений нужно соблюдать следующие правила

(приложение 1)

Слайд14

Вещества малорастворимые, нерастворимые., газообразные вещества записывают в молекулярном виде.

Вещество, выпавшее в осадок  обозначают - ↓, а газ - ↑.

Ионные уравнения бывают полными и сокращенными

   У вас на партах лежат памятки по составлению ионных уравнений

Правило №1

Правило№2 - составление ионного уравнения

Слайд15

 Разберем правила составления уравнений реакций ионного обмена

     1.Записать молекулярное уравнение реакции, расставить коэффициенты.

ВаСL2+Na2SO4=BaSO4+2NaCl

     2.С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества.  ВаСL2 (р)+Na2SO4 (р)=BaSO4 (н)+2NaCl (р)

   - Какое вещество нерастворимо?

   Учитель создает проблемную ситуацию:

- А как мы распишем на ионы нерастворимое вещество?   

 3.Составляем полное ионное уравнение. 

(слабые электролиты, малорастворимые вещества, оксиды  и газообразные вещества записывают в виде молекул (осадок – стрелка вниз, газ – стрелка вверх))

Ba2++2Cl-+2Na++SO42-=BaSO4+2Na++2Cl-

- Какие ионы у нас повторяются в левой и правой частях? Как вы думаете, что мы должны сделать дальше?

    4.Найти одинаковые ионы (они не приняли участия в реакции в левой и правой частях уравнения реакции) и сократить их слева и справа.

     5.Составить сокращенное ионное уравнение (выпишите знаки, формулы ионов или веществ, которые приняли участие в реакции).

Ba2++SO42-=BaSO4

             Закрепим новый материал

  - У вас ребята на столах есть карточки с заданиями

Приложение 2

- Выполняем задания с проверкой у доски.   

                            Подведём итог урока

Слайд17

Продолжите фразу

1.     «Сегодня я узнал о ….»

2.      «Самым сложным для меня сегодня было…..»

3.      «За урок я  бы поставил себе оценку ….»

 

 

Слайд18

Домашнее задание п.38 упр.№3

Урок окончен. Спасибо, что были со мной на одной волне!

 

 

Приложение 1

ПРАВИЛА

1. Вещества малорастворимые, нерастворимые, газообразные вещества записывают в молекулярном виде.

2.Вещество, выпавшее в осадок  обозначают - ↓, а газ - ↑.

3.Ионные уравнения бывают полными и сокращенными

 

Памятка составления ионного уравнения.

 1.Записать молекулярное уравнение реакции, расставить коэффициенты..       2.С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества. 

3.Составляем полное ионное уравнение. 

(слабые электролиты, малорастворимые вещества, оксиды  и газообразные вещества записывают в виде молекул (осадок – стрелка вниз, газ – стрелка вверх))

    4.Найти одинаковые ионы (они не приняли участия в реакции в левой и правой частях уравнения реакции) и сократить их слева и справа.

     5.Составить сокращенное ионное уравнение (выпишите знаки, формулы ионов или веществ, которые приняли участие в реакции).

 

 

Приложение 2

Задания

   

   А. Необходимо составить молекулярное, полное и сокращенное уравнение для данных реакций.

1. Na 2CO3+H2SO4  =  ….. + …… +……

 

  Б. Составить молекулярное уравнение  и полное ионное уравнение, которое будет соответствовать сокращенному ионному уравнению:

       Mg2+ +CO32-  = MgCO3  

Слайд 16

В. Задача

Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

Дополнительное задание

    Необходимо составить молекулярное, полное и сокращенное уравнение для данных реакций.

 

 NaOH+H2SO4   =  …….  +   …….


 

Региональный конкурс методических разработок «Идеи будущего»

Региональный конкурс методических разработок «Идеи будущего»

Урок по теме: Ионные уравнения

Урок по теме: Ионные уравнения

Предполагаемые результаты обучения: знать: понятие «ионные уравнения», «реакции ионного обмена», правила составления полного и сокращенного ионного уравнения

Предполагаемые результаты обучения: знать: понятие «ионные уравнения», «реакции ионного обмена», правила составления полного и сокращенного ионного уравнения

На экране даны вещества, какие из них являются электролитами, а какие -не электролитам: раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, карбонат кальция, серная кислота,…

На экране даны вещества, какие из них являются электролитами, а какие -не электролитам: раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, карбонат кальция, серная кислота,…

Химические реакции мы записываем при помощи химических уравнений, а ионные реакции мы запишем при помощи – чего? -

Химические реакции мы записываем при помощи химических уравнений, а ионные реакции мы запишем при помощи – чего? -

Какое вещество нерастворимо?

Какое вещество нерастворимо?

Найти одинаковые ионы (они не приняли участия в реакции в левой и правой частях уравнения реакции) и сократить их слева и справа

Найти одинаковые ионы (они не приняли участия в реакции в левой и правой частях уравнения реакции) и сократить их слева и справа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2023