Региональный конкурс методических разработок «Идеи будущего»
Номинация
«Сценарии внеурочных мероприятий»
Направление «Химия»
УРОК ПО ТЕМЕ:
Ионные уравнения
(Раздел «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов») 8 класс
Работу выполнила:
учитель химии и биологии
Никулина Валентина Александровна
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа имени Героя Советского Союза
В. К. Ерошкина с.Новозахаркино
Духовницкого района Саратовской области»,
8-906-313-01-01
nikulina-2021@yandex.ru
2022
Урок по теме: Ионные уравнения.
Цель урока: углубление понятий “реакции обмена”, “электролитическая диссоциация”; овладение умением составлять полные и сокращенные ионные уравнения; объяснять их сущность.
Задачи урока:
Образовательная:
Сформировать понятия: «ионные уравнения», «реакции ионного обмена». Добиться того, чтобы учащиеся усвоили правила составления полного и сокращенного ионного уравнения, а так же случаи протекания реакций ионного обмена до конца.
Развивающая:
Создать условия для формирования УУД: умений анализа, синтеза, умения обобщать, выявлять причинно-следственные связи, выделение существенных признаков и свойств, наблюдение, умение делать выводы, сотрудничество.
Воспитательные:
Продолжить формирование личностных УУД: коммуникативных умений, правила работы с веществами; прививать культуру умственного труда, вызывать интерес к предмету через использование ИКТ.
Приёмы обучения:
работа с презентацией, работа с рабочими листами, обработка информации, ведение беседы, самостоятельная познавательная деятельность.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Прогнозируемые результаты:
·Личностные результаты: профессиональная ориентация, личностное самоопределение.
·Метапредметные результаты: владение учащимися умениями ставить цель, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.
·Предметные результаты: отработать навык составления молекулярных уравнений по данному сокращенному уравнению.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Предполагаемые результаты обучения:
Оборудование к уроку:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
2.Таблицы: “Растворимости кислот, оснований и солей в воде”, “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”,
3. Рабочий лист, содержащий задания.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Садитесь
Девизом нашего урока будет высказывание древнекитайского мыслителя и философа Конфуция:
Слайд 1
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый легкий,
и путь опыта – это самый горький.(слайд1)
А сейчас встаньте, посмотрите через правое плечо, подумайте, что каждый из вас увидел; а теперь снова посмотрите через правое плечо, внимательно , как можно дольше.
Когда вы смогли увидеть больше, в первый или во второй раз?
Учащиеся: во второй раз.
Учитель: А почему?
Учащиеся: Это потому, что у нас была такая цель.
Учитель: Я желаю вам идти к достижению своих целей пусть трудными, но всегда благородными путями!
А сейчас приступим к проверке домашнего задания
1– Какую тему вы начали изучать на предыдущих уроках?
-“электролитическая диссоциация”.
2– Что собой представляет процесс электролитической диссоциации?
-распад электролитов на ионы в растворе или расплаве;
Учитель: Ключевые слова – электролиты и ионы.
3. Какие вещества являются электролитами и не электролитами?
- Электролиты - это вещества водные растворы которых проводят электрический ток.
- Не электролиты - это вещества водные растворы которых не проводят электрический ток.
Слайд 2
4. На экране даны вещества, какие из них являются электролитами, а какие -не электролитам: раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, карбонат кальция, серная кислота, этиловый спирт
- электролиты: раствор гидроксида калия, карбонат кальция, серная кислота,
- не электролиты: твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, этиловый спирт
4. Что такое ионы?
- это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов
5.На какие группы делятся ионы?
- катионы – положительно заряженные ионы; анионы – отрицательно заряженные ионы
6.Ребята на доске записаны формулы неорганических соединений.
HNO3 NaOH BaCl2
Определите к какому классу относятся данные вещества
-кислота, основание, соль.
Запишите на какие ионы они распадаются при электролитической диссоциации и сделайте вывод.
1) HNO3
2 NaOH
3) BaCl2
Слайд 3 7.Пользуясь таблицей растворимости, определить какие вещества, могут образовывать перечисленные ниже ионы: К+, Н+, СО32-.
Na+1 , OH-1
Слайд 4 К2СО3 - карбонат калия
Н 2СО3- угольная кислота
NaOH - гидроксид натрия
KOH - гидроксид калия
Na2 СО3 - карбонат натрия
H2O- вода
Слайд 5 8. Зашифровано название двух классов веществ, назовите их.
Ос-ло-ты
Кис-но-ва-ния
- кислоты, основания
- Какое действие вы выполнили, чтобы отгадать название классов?
Мы с вами уже говорили о реакциях обмена, и такие реакции возможны только если в результате реакции выделяется или осадок, или газ, или вода.
До изучения ТЭД, мы рассматривали эти реакции как взаимодействие молекул, теперь мы вами знаем, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а есть ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков.
- Как будут называться реакции обмена между ионами?
- ионные реакции
- Химические реакции мы записываем при помощи химических уравнений, а ионные реакции мы запишем при помощи – чего?
- Ионных уравнений
- Сформулируйте тему урока?
- Ионные уравнения
Слайд6
Молодцы!
Ребята откроем тетради, запишем дату и тему урока.
запишем в тетрадь
Слайд7
Ионные реакции –это реакции между ионами.
Ионные уравнения –это уравнения ионных реакций.
РИО –это реакции протекающие между электролитами.
РИО человек применяет в различных направлениях своей деятельности. Одним из таких направлений является живопись.
Живопись, как вид искусства существует с V века до нашей эры.
Произведения живописи отражают и оценивают эпоху, когда они были созданы.
Поэтому человечество бережно хранит произведения искусства.
Пожар во Всероссийском художественном
научно-реставрационном центре имени академика Грабаря, уничтожил множество
ценных икон, картин, скульптур. Оставшиеся картины нуждаются в большой
реставрации. Для восстановления применяют Капельный метод. В основе
которого лежат ионные реакции.
Посмотрите несколько картин, которые удалось вернуть к жизни
Слайд 8-
Ионные реакции достигли своей цели по восстановлению шедевров, а наша Цель урока научиться составлять ионные уравнения
Итак, приступим - Смотрим на экран
При составлении ионных уравнений нужно соблюдать следующие правила
(приложение 1)
Слайд14
Вещества малорастворимые, нерастворимые., газообразные вещества записывают в молекулярном виде.
Вещество, выпавшее в осадок обозначают - ↓, а газ - ↑.
Ионные уравнения бывают полными и сокращенными
У вас на партах лежат памятки по составлению ионных уравнений
Правило №1
Правило№2 - составление ионного уравнения
Слайд15
Разберем правила составления уравнений реакций ионного обмена
1.Записать молекулярное уравнение реакции, расставить коэффициенты.
ВаСL2+Na2SO4=BaSO4+2NaCl
2.С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества. ВаСL2 (р)+Na2SO4 (р)=BaSO4 (н)+2NaCl (р)
- Какое вещество нерастворимо?
Учитель создает проблемную ситуацию:
- А как мы распишем на ионы нерастворимое вещество?
3.Составляем полное ионное уравнение.
(слабые электролиты, малорастворимые вещества, оксиды и газообразные вещества записывают в виде молекул (осадок – стрелка вниз, газ – стрелка вверх))
Ba2++2Cl-+2Na++SO42-=BaSO4+2Na++2Cl-
- Какие ионы у нас повторяются в левой и правой частях? Как вы думаете, что мы должны сделать дальше?
4.Найти одинаковые ионы (они не приняли участия в реакции в левой и правой частях уравнения реакции) и сократить их слева и справа.
5.Составить сокращенное ионное уравнение (выпишите знаки, формулы ионов или веществ, которые приняли участие в реакции).
Ba2++SO42-=BaSO4
Закрепим новый материал
- У вас ребята на столах есть карточки с заданиями
Приложение 2
- Выполняем задания с проверкой у доски.
Подведём итог урока
Слайд17
Продолжите фразу
1. «Сегодня я узнал о ….»
2. «Самым сложным для меня сегодня было…..»
3. «За урок я бы поставил себе оценку ….»
Слайд18
Домашнее задание п.38 упр.№3
Урок окончен. Спасибо, что были со мной на одной волне!
Приложение 1
ПРАВИЛА
1. Вещества малорастворимые, нерастворимые, газообразные вещества записывают в молекулярном виде.
2.Вещество, выпавшее в осадок обозначают - ↓, а газ - ↑.
3.Ионные уравнения бывают полными и сокращенными
Памятка составления ионного уравнения.
1.Записать молекулярное уравнение реакции, расставить коэффициенты.. 2.С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества.
3.Составляем полное ионное уравнение.
(слабые электролиты, малорастворимые вещества, оксиды и газообразные вещества записывают в виде молекул (осадок – стрелка вниз, газ – стрелка вверх))
4.Найти одинаковые ионы (они не приняли участия в реакции в левой и правой частях уравнения реакции) и сократить их слева и справа.
5.Составить сокращенное ионное уравнение (выпишите знаки, формулы ионов или веществ, которые приняли участие в реакции).
Приложение 2
Задания
А. Необходимо составить молекулярное, полное и сокращенное уравнение для данных реакций.
1. Na 2CO3+H2SO4 = ….. + …… +……
Б. Составить молекулярное уравнение и полное ионное уравнение, которое будет соответствовать сокращенному ионному уравнению:
Mg2+ +CO32- = MgCO3 ↓
Слайд 16
В. Задача
Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.
Дополнительное задание
Необходимо составить молекулярное, полное и сокращенное уравнение для данных реакций.
NaOH+H2SO4 = ……. + …….
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.