Конспект урока "Стихотворения А.Т. Твардовского о войне" (9 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока "Стихотворения А.Т. Твардовского о войне" (9 класс)

Оценка 4.7
docx
07.10.2021
Конспект урока "Стихотворения А.Т. Твардовского о войне" (9 класс)
Урок литературы 9 класс.docx

Урок литературы 9 класс

Тема: «Стихотворения А. Т. Твардовского о войне»

Цели урока:

  • познакомить учащихся со стихами А.Т.Твардовского о войне; показать глубину и значительность разработки поэтом военной темы;
  • развивать навыки многоуровневого анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения;
  • воспитывать интерес к творчеству поэта-фронтовика, чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

предметные: знать стихотворения А.Т.Твардовского о войне, уметь проводить многоуровневый анализ поэтического текста; понимать нравственный пафос произведений, владеть элементарной литературоведческой терминологией;

метапредметные:

регулятивные: определять цель деятельности на уроке; планировать алгоритм ответа; прилагать волевые усилия;

познавательные: выделять необходимую информацию в предложенных текстах;

коммуникативные: слушают и понимают других, формулируют собственное мнение; строят монологическое высказывание;

личностные: проявляют познавательный интерес к изучению поэзии Твардовского.

Оборудование:

  • Портреты А.Т.Твардовского
  • Карта военных действий под Москвой
  • Компьютер
  • Раздаточный материал (тексты стихотворения)
  • Фотографии к теме

Ход урока:

I.Организационный момент

Приветствие учащихся.

II.Вступительное слово учителя. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

Совсем недавно прошел великий день - День Победы. Этот праздник на протяжении всех послевоенных лет остаётся нашей общей национальной радостью и  гордостью. Чем дальше от нас весна 1945 г., тем яснее становится величие свершённого подвига, значение Великой Победы для россиян и  всего мира. Низкий поклон и  благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей! День Победы останется в памяти нынешних и будущих поколений символом преодоления, символом торжества духа в самых неблагоприятных и трагических жизненных ситуациях.

На прошлом уроке мы начали знакомство с Александром Трифоновичем Твардовским.

- Как ВОВ связана с именем А.Т. Твардовского?

   III. Постановка учебной задачи.

- Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Итак, тема урока: «Стихотворения А. Т. Твардовского о войне»

          - Кто сформулирует цели урока?

1) Познакомиться с военной лирикой Твардовского

2) Анализ стихотворений

IV. Изучение нового материала

О Твардовском не скажешь, что он прожил долгую жизнь, потому что 60 лет – это маленький отрезок времени. Но главное мерило ценности человеческой жизни не количество прожитых лет, а то, что оставил он после себя.

1. Работа по теме.

- Есть события, которые не подвластны времени. Сколько бы веков ни прошло, мы будем помнить Куликовскую и Полтавскую битву, блистательные победы русского флота под командованием Ф.Ушакова и П.Нахимова. К таким событиям относится и Великая Отечественная война.

Ничто, как поэзия, не может более ярко и точно рассказать об этом. Поэт видит войну глубже, чем простой человек, особенно тот, который сам побывал на ней.

- Какие стихотворения А.Твардовского о войне вы читали? Прочтите наизусть.

(Выразительное чтение учащимся стихотворения «Рассказ танкиста»)

- Дети были частью Великой войны, жестокой войны, и многие стали героями.

Поистине образцом патриотизма может служить жизнь поэта Твардовского. С первых дней войны поэт на фронте, будучи корреспондентом армейских газет, он прошёл путь до Берлина, постоянно находясь рядом с героями своих произведений. Он видел их в бою и на недолгом солдатском привале, в горе и радости, в дни испытаний и побед.

Вместе с солдатами Советской Армии по трудным дорогам войны прошёл герой поэмы Твардовского Василий Теркин. В его непреклонной вере в победу, неиссякаемом юморе и неистощимой бодрости отразился характер русского солдата, ведущего святой и правый бой ради жизни на земле.

В невероятном напряжении сил, на священной земле, «где декабрьский снег замешен был землёй, золой и свежей кровью», начиналась Победа. Не все солдаты России вернулись домой. Многие, очень многие остались лежать в подмосковных снегах, у берегов Волги, на сычёвской земле.

Война осталась на долгие годы одной из ведущих тем в творчестве А.Т.Твардовского.

Итак, мы сегодня рассмотрим несколько стихотворений о войне Твардовского:  «Война – жесточе нету слова», «Пускай до последнего часа расплаты…» и более подробно поговорим о стихотворении «Я убит подо Ржевом».

2. Анализ стихотворения «Война – жесточе нету слова»

Выразительное чтение наизусть учащимся стихотворения «Война – жесточе нету слова»

Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.

Вопросы:

- Что поэту даёт право утверждать мысль, высказанную в первой строке? (О войне Твардовский знает не понаслышке, он не раз видел смерть, не раз смотрел смерти в глаза)

- Лишь поистине великий поэт может в шести строках выразить весь ужас войны, её беспощадность.

3. Работа над стихотворением «Пускай до последнего часа расплаты…»

Пускай до последнего часа расплаты,

До дня торжества — недалекого дня —

И мне не дожить, как и многим ребятам,

Что были нисколько не хуже меня.

 

Я долю свою по-солдатски приемлю,

Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,

То лучше, чем смерть за родимую землю,

И выбрать нельзя.

Выразительное чтение стихотворения учащимся «Пускай до последнего часа расплаты…»

Кто рассказчик? (солдат)

-Почему вы решили, что он солдат, участник войны? Докажите это текстом. («Пускай до последнего часа расплаты, / До дня торжества - недалекого дня /- И мне не дожить» - значит, он воюет и его могут убить).

- И еще он говорит: «Я долю свою по-солдатски приемлю». Он воин, его доля (участь, судьба) - солдатская, и он ее принимает («приемлю»), согласен с ней. А как он объясняет свою готовность принять долю солдата? («Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья, / То лучше, чем смерть за родимую землю, / И выбрать нельзя»).

- Смерть за родную землю - лучшая смерть. А каким чувством окрашено это его размышление о возможной судьбе своей? ( Печаль, горесть...)

- Печаль бывает разная. Какая же печаль у солдата? Такая, как и у вас бывает дождливым утром в воскресенье, когда вы гулять собрались, а погода мешает? Или какая-то другая? (Другая. Сильная. Ведь речь не о прогулке, а о жизни и смерти).

-Как мы называем такую печаль?

-Когда умирают люди, мы скорбим. Скорбное чувство у солдата вызывает смерть других людей и мысль о возможности собственной смерти: «И мне не дожить, как и многим ребятам, / Что были нисколько не хуже меня».

-Почему же для такой печали требуется особое слово? Почему не достаточно просто слово «печальное»? (Это важнее, сильнее, здесь люди умирают).

-Скорбь - это такая печаль, которая охватывает нас, когда мы переживаем какую-то очень важную, непоправимую утрату. Вы читали много произведений и грустных, и печальных, но в них речь шла все-таки о том, что проходит, изменяется, возвращается.

-Но только ли скорбное чувство испытывает говорящий? (Не только. Ведь смерть за родимую землю – это означает, что он погибнет в бою. Он герой-защитник. Тут есть и героическое настроение).

- Как вы поняли основную мысль этого стихотворения?

4. Работа над стихотворением «Я убит подо Ржевом»


- Есть мнение, что стихотворение написано на реальной основе. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н.Н.Бурденко. Этот госпиталь посещал Александр Твардовский. Случилось так, что мать Бросалова показала Твардовскому извещение о смерти сына и рассказала историю, приключившуюся с ними. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев.

5. Слово учителя:

- Итак, стихотворение было написано сразу после войны и первоначально имело название «Завещание воина». Но первая строчка стала «крылатой», стала символом так трагически и так просто оборвавшейся жизни. Так в название стихотворения вошло собственное наименование – Ржев. Тогда, в войну, это был маленький провинциальный городок. А события вокруг него развернулись очень значительные.

6. Реализация индивидуального задания. Историческая справка о боях подо Ржевом Работа с картой военных действий.

Индивидуальное сообщение (Орлов Игорь)

7.  Беседа на выявление понимания идейного содержания стихотворения:

- От чьего лица идет повествование?  Что этим достигается? (Твардовский: «Форма 1-го лица … показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле».)

- Что мы узнаем из этого поэтического монолога о самом лирическом герое?

- Чем объяснить такое количество вопросительных предложений подряд в начале стихотворения? Что волнует погибшего воина даже за чертой земной жизни?

- Как объяснить одновременное присутствие в одном тексте местоимений «ваш – наш»?

- К кому обращается лирический герой в своем монологе? Какие слова-обращения находит?

- К чему призывает погибший воин оставшихся в живых?

- Что завещает живым, а значит, и нам с вами?

Слово учителя:

Стихотворение проникнуто печальным настроением и трагическим пафосом, но наполнено оно и отчаянной верой ,надеждой на то .что живые не забудут всех без вести пропавших, убитых и услышат их глас .Главной же идеей, мыслью стихотворения является бессмертная любовь, надежда и вера в свою Родину.

Душевные переживания героя , его отчаяния и настроение поэту помогают передать многие средства       художественной выразительности.(учащиеся находят их в стихотворении и выписывают в тетрадь) Он в нескольких  строфах делает умолчание, недосказанность мыслей бойца. Используется большое количество метафор и олицетворений: «корни слепые ищут корма во тьме…», «ходит рожь на холме», «машины воздух рвут», «речка травы прядет» и т.д. Также присутствует много эмоциональных эпитетов: «горький мед», «безгласные мертвые», «вечная память»,»безмерное счастье» и др. Все это ,как и сравнения, анафора точно передает нам суть произведения, мы будто сами слышим голос умершего бойца, слышим как он все громче и громче взывает к выжившим, в том числе и к нам.

1 группа. Таблица исследования поэтической лексики.

Эпитеты

Безымянное болото

Грозное, горькое право

Последняя пядь

Клятва святая

Вражья земля

Залпы победные

Горький год

Придают речи изобразительность, выражают отношение автора к предмету или явлению

Архаизмы

Наши очи померкли

Пламень сердца погас

Эта кара страшна

Да исполнится слово

Клятвы святой

Придают речи торжественность, пафосность, передают величие совершенного подвига

Просторечия

Там, куда на поминки даже мать не придет,

Есть отрада одна

Было все на кону

И ни дна ни покрышки

Народно – разговорные выражения придают речи вид и звучание живой устной разговорной речи

Воинская лексика, термины

На земле на поверке

Задачи той не выполнил враг

Подчеркивают профессиональную принадлежность солдата

Антонимы

Мертвые – живые

Что живы – что пали

(земля) своя – чужая

Горевать - ликовать

Помогают ярче изобразить противоположные предметы и явления

Синонимы

Мертвые =павшие

Братья = побратимы = товарищи верные

Помогают точнее выразить мысль, избегая повтора

Сравнения

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец…

Передает длительность и болезненность происходившего

Метафоры

машины воздух рвут

речка травы прядет

Помогают точнее выразить мысль

Группа 2.Таблица исследования поэтической фонетики:

Анафора

Повторяющееся начало с местоимением «я»

(1 -ая, 2 - ая, 4 – ая, 5 –ая строфы)

Придает речи певучесть, передается голос лирического героя через звуки природы: то ли ветер, то ли вода журчит – герой растворен в природе

Ассонанс

В 4 – ой и 5 – ой строфах нагнетение гласных звуков

Усиливает выразительность речи, придает плавность, певучесть, сказовость – говорит не живой

Звукоподражание

Я – где ваши машины

Воздух рвут на шоссе

Повтор шипящих звуков передает движение шин на дороге – мимо лирического героя проходит чья-то жизнь

Группа 3.Таблица исследования поэтического синтаксиса

На дороге военной

Товарищи верные

Счастье безмерное

Дело святое

Нарушение общепринятой последовательности слов усиливает внимание к смыслу фразы, создает акцент на последнем слове

Риторические вопросы

Наш ли Ржев, наконец?

Удержались ли наши

Там, на Среднем Дону?

К Волге вырвался он?

А иначе даже мертвому – как?

Стихотворение – монолог павшего воина, поэтому он задает вопросы, не ожидая получить ответ. Но вся его тревога, волнение – в этих вопросах.

Риторические восклицания

Нет, неправда. Задачи

Той не выиграл враг!

Нет же, нет!

Выражают сильные эмоции: павший отказывается верить в отступление

Рефрен

Я – где корни слепые

Я – где с облачком пыли…

Я – где крик петушиный

Я – где ваши машины…

Усиливает эмоциональное воздействие, выразительность, значимость

V. Подведение итогов.

- Какие жизненные ценности утверждал поэт своим творчеством?

- Какие вопросы мучают поэта-фронтовика спустя годы после войны?

- Итак, перед нами действительно шедевр русской поэзии, в основе которого высокое чувство, глубокая мысль и высочайшее мастерство автора. 

 Александр Трифонович Твардовский знал о войне не понаслышке, сам прошел трудными ее дорогами многие сотни километров, оттого и стихи его, правдивые и суровые, полны исторического оптимизма, веры в неизбежную победу русского оружия. Написанное более 60 лет назад, стихотворение Твардовского звучит и сегодня злободневно, современно. Оно как привет поэта из века ушедшего веку идущему и напоминание о том, что война- это ужас, это горе, это то, что не должно повториться! Мы обязаны помнить о всех погибших в этой страшной войне. Это авторская позиция. Стихи, которые мы сегодня прочитали,- это не просто программные литературные произведения это память народа, память сердца. Это «уважение к минувшему», героическому прошлому. Это обязанность гражданина и патриота беречь Родину.

VI. Рефлексия

Заполните анкету:

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

 

 

VII. Домашнее задание

Выучить наизусть любое стихотворение о войне Твардовского

 

 


 

Урок литературы 9 класс Тема: «Стихотворения

Урок литературы 9 класс Тема: «Стихотворения

II .Вступительное слово учителя

II .Вступительное слово учителя

Дети были частью Великой войны, жестокой войны, и многие стали героями

Дети были частью Великой войны, жестокой войны, и многие стали героями

Работа над стихотворением «Пускай до последнего часа расплаты…»

Работа над стихотворением «Пускай до последнего часа расплаты…»

Скорбь - это такая печаль, которая охватывает нас, когда мы переживаем какую-то очень важную, непоправимую утрату

Скорбь - это такая печаль, которая охватывает нас, когда мы переживаем какую-то очень важную, непоправимую утрату

Как объяснить одновременное присутствие в одном тексте местоимений «ваш – наш»? -

Как объяснить одновременное присутствие в одном тексте местоимений «ваш – наш»? -

Придают речи изобразительность, выражают отношение автора к предмету или явлению

Придают речи изобразительность, выражают отношение автора к предмету или явлению

Помогают точнее выразить мысль, избегая повтора

Помогают точнее выразить мысль, избегая повтора

Нарушение общепринятой последовательности слов усиливает внимание к смыслу фразы, создает акцент на последнем слове

Нарушение общепринятой последовательности слов усиливает внимание к смыслу фразы, создает акцент на последнем слове

Мы обязаны помнить о всех погибших в этой страшной войне

Мы обязаны помнить о всех погибших в этой страшной войне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2021