Конспект урока Страницы истории XIX века

  • docx
  • 23.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока Страницы истории XIX века.docx

 

Конспект урока: «Окружающий мир

Тема урока: «Страницы истории XIX века»

 

 

Тип урока: комбинированный

 

Цель: - познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями, героями.

 

Планируемы результаты:

предметные:      

- рассказывать об Отечественной войне 1812 года на основе материала учебника;

- обсуждать, основные этапы и события войны;

- выражать свое отношение к войне, ее героям;

- воспитывать любовь к истории. 

личностные:          

  -развивать устную речь;

  -развивать умение формулировать свои мысли

  -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  -формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

 

Понятия: Отечественная война, Наполеон Бонапарт, село Бородино, Денис Давыдов, храм Христа Спасителя.

 

Оборудование: презентация,  учебник Окружающий мир 4 кл., ч. 2, Плешаков, Крючкова.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 


II. Актуализация знаний

1. Блицопрос

•   1812 г - началась Отечественная война

•   Франция - страна напала на Россию

•   Наполеон  - император Франции, нападал на разные страны, хотел господствовать везде.

•   Кутузов -  главнокомандующим русскими войсками

•   Бородино -  Бородинское сражение

•   Армия - русские военные решили оставить Москву, чтобы сохранить армию.

·        Пожар – Русские армии отошли от Москвы, ее подожгли, чтобы она не досталась Наполеону

 

(Слайд 4)

Тест

1. Во Франции в  ХVIII веке к власти пришёл  полководец …

а) Багратион      б) Наполеон      в) де Толли

2. Французская армия вторглась в Россию в  …

а)1821 году          б) 1818 году     в) 1812 году

3. Война 1812 года называлась Отечественной  потому, что …

а) главное сражение произошло под Москвой

б) на войну поднялся весь народ

в) вторжение Наполеона  принесло  России огромные бедствия

4. Главнокомандующим русскими войсками был назначен …   

а) М.И. Кутузов              

б) А.И. Суворов    

в) Ф.Ф.Ушаков

5. Бородинская битва произошла  …

а) 26 января 1812 года           б) 26 августа 1821 года

в) 26 августа  1812 года

6. Какое решение  принял Кутузов после Бородинского сражения?

а) оставить Москву     

б) дать под стенами  Москвы еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем

7. Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?

а) пожары      б) наводнения     в) землетрясения

8. Почему Наполеон нападал на разные  страны?

а) он любил войну

б)  он мечтал, покорит весь мир

в) он мстил своим обидчикам

9. В честь победы над Наполеоном был построен …

а) Петропавловский собор

б) Храм Христа Спасителя

в) Спасо–Преображенский  собор

 

(Слайд 5)

Проверка теста.

 

(Слайд 6)

Тема урока:
«Страницы истории Х
IХ  века»

 

III. Постановка учебной задачи и ее решения

(На доске слова: декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.)

 

(Слайд 7)

Жизнь крепостных крестьян в России.

 

- Простые люди, отстоявшие страну в войне с французами, жили крайне тяжело. Вспомните, какой была жизнь крестьян в то время.

 

Крестьяне потеряли свою свободу. Они не могли жить как они хотели, заниматься тем, что им нравится. Их жизнь полностью зависела от хозяина, который мог их продать, подарить, проиграть в карты. Еще во времена Екатерины 2 в газетах можно было прочитать такие объявления:

«Продается малый 17 лет и мебель».

«За отъездом продается лошадь, две горничные девушки».

-Таких крестьян называли крепостными.

Крепость, крепить, закрепить, закрепленный, крепкий.

1.   Декабристы

 В России создавались тайные организации будущих декабристов.

14 декабря 1825 года (поэтому их назвали декабристамив Санкт-Петербурге члены одного из тайных обществ вывели на Сенатской площадь войска. Однако выступление никто не поддержал. К вечеру восстание было разгромлено. Декабристы были первыми русскими революционерами. Суду был предан 121 декабрист, их ждала суровая кара.

 

2.Освобождение крестьян.

В то время на Руси существовало крепостное право. Что это за порядки?

Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков.

 

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак .

 

(слайд 8-9)

Конечно, такая жизнь не нравилась крестьянам. После Отечественной войны 1812 года многие из них надеялись на освобождение.

В 1855 году, к власти пришел  царь Александр II.

 

 (слайд 10)

В 1861 году царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. В один и тот же день он был прочитан в церквах по всей территории Российской империи.

Отныне все жители России могли сами устраивать свою жизнь.

 

Однако по - прежнему возможности для этого у всех были различными. Разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян.

 

- Что же означает слово «манифест»?

В словаре С. И. Ожегова:   Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к народу.

 

(Слайд 11)

 «Чтение манифеста крестьянам».

 

Работа с документом.

- А сейчас я предлагаю вам поработать с настоящим историческим документом. У вас на столах есть листы, на которых напечатаны отдельные положения из Манифеста 1861 года. Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом в своей группе и решите, что в этих строчках самое главное.

 

а) Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда. (это значит, что теперь крестьянина нельзя бить, продавать, обменивать; слова прикрепить на доску)

 

б) На основании этого положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права свободных жителей. (это значит, что крестьяне теперь имеют право: заключать договора, приобретать имущество, вступать в брак, вести дела в суде; слова прикрепить на доску)

 

в) Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьянам необходимое количество полевой земли.

(земля осталась собственностью помещика; слова прикрепить на доску)

 

г) Крестьяне за отведенные наделы земли обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работаю или деньгами. (крестьяне обязаны за землю продолжать работать на помещика – отбывать повинность; слова прикрепить на доску)

 

2) Обобщение по составленной на доске картинке.

- Давайте теперь, глядя на картинку, которая у нас получилась, попробуем сделать вывод, что же изменилось в жизни крестьян с принятием документа, которого они так ждали.

 

(Слайд 12)

- Крестьяне перестали быть собственностью помещика, их нельзя стало покупать, дарить, продавать. Они получили гражданские права: могли самостоятельно заключать договора, приобретать имущество, вести судебные дела. Но получив гражданскую и личную свободу, крестьяне не получили самого главного – землю. Так же, как и раньше, земля осталась собственностью помещика, а крестьяне, что бы не умереть с голода, должны были на него работать.

 

(Слайд 13)

 (на экран фото Александра 11 с надписью ЦАРЬ-ОСВОБОДИТЕЛЬ)

 

-Но не смотря на недостатки Манифеста Александр 2 вошел в русскую историю как царь-освободитель. Он провел реформу в армии, которая заменила рекрутский набор (25 лет) всеобщей воинской повинностью. Срок службы был сокращен до 6 лет. Получило широкое развитие образование – возникло более 20 тыс. учебных заведений. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов.

 

3. Петербург и Москва.

После освобождения, крестьяне устремились в города на заработки. Население городов росло, возникало много новых фабрик и заводов. В Петербурге были построены Путиловский и Балтийский заводы.

 

(Слайд 14)

В Москве текстильные мануфактуры — Трехгорная и Даниловская — производили замечательные ткани. В центре Москвы и Петербурга появлялись здания банков, универсальных магазинов, театров, музеев.
Рядом с заводами и фабриками строились казармы для рабочих, в которых городская беднота снимали «углы» и «койки». Не всем было по карману иметь свою комнатушку.

Солдаты стали служить в армии 6 лет вместо прежних 25. Получило развитие образование. Возникали новые народные училища и женские учебные заведения.

 

4. Технические новшества XIX века.

(Слайд 15-16)

В Москве и Петербурге менялся городской быт. Улицы освещались вначале керосиновыми светильниками, а позднее и газовыми. Появилось электрическое освещение, телефон,

Сначала  улицы освещались керосиновыми  фонарями, потом  газовыми

 

(Слайд 17)

В конце 19 века появилось и электрическое освещение, которым  пользуемся мы и по сей день.

 

(Слайд 18)

Иным стал и городской транспорт.

 

(Слайд 19)

Первые трамваи появились к концу 19 века.

 

(Слайд 20)

Со второй половины XIX века Россия покрылась сетью железных дорог. Это имело огромное значение для успешного развития хозяйства страны. В конце века началось строительство Транссибирской магистрали. Она связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.

 

Посмотрите пожалуйста на картинку и скажите, какие по каким городам она проходит.

 

 

 

 

Дома я предлагаю вам найти дополнительный материал и подготовить сообщения о технических новшествах 19 века.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные положения «Манифеста 19 февраля 1861 года»

 

а) Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда.

 

б) На основании этого положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права свободных жителей.

 

в) Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьянам необходимое количество полевой земли.

 

г) Крестьяне за отведенные наделы земли обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работаю или деньгами.

 

 

 

 

 

Основные положения «Манифеста 19 февраля 1861 года»

 

а) Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда.

 

б) На основании этого положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права свободных жителей.

 

в) Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьянам необходимое количество полевой земли.

 

г) Крестьяне за отведенные наделы земли обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работаю или деньгами.

 

 

 

 

 

1812 г

 

Франция

 

Наполеон  

 

Кутузов

 

Бородино

Армия

 

 Пожар

 

1)Александр 2 родился 17 апреля 1818 года. Семь лет спустя, в 1825 году, он был провозглашен наследником престола, а еще год спустя Василий Андреевич Жуковский был принят на должность наставника наследника престола.

«Владычествуй не силою, а порядком»,- наставлял поэт будущего царя. «Люби свой народ: без любви к народу нет любви народа к царю».

 

2) - С именем Александра 2, взошедшего на престол в 1855 году, связано много изменений в жизни страны. Он решил освободить крестьян от крепостной зависимости, и издает специальный документ.