Конспект урока "Светлый праздник"
Оценка 4.9

Конспект урока "Светлый праздник"

Оценка 4.9
docx
05.04.2020
Конспект урока "Светлый праздник"
Конспект %22Светлый праздник пасхи%22.docx

Конспект тематического урока по предмету «Технология» 5 класс

Составил: преподаватель Воробьева Надежда Павловна

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г.Смоленска»

 

Тема: Светлый праздник !

Цель:

1. Обогащать, активизировать культурологический словарь.

2. Познакомить с традициями празднования главного православного праздника.

3. Расширить представление о православной культуре и формировать интерес школьников к православным праздникам.

Тип урока: Получение новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; уметь организовывать свое рабочее место, проявлять вежливость по отношению к окружающим, настраиваться на работу; развивать творческие способности и коммуникативные умения; воспитывать уважительное отношение к культуре своих предков; формировать толерантное отношение к религии.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии  с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные:

Коммуникативные: воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников; участвовать в обсуждении выставки; уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; уметь работать в коллективе; учитывать разные мнения; уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Предметные: изучить традиции и обычаи празднования Пасхи на Руси; закрепить правила сгибания бумаги; соблюдать правила культурных традиций.

Оборудование: Мультимедийный комплекс, слайды по теме урока.

 

Оборудование и материалы: компьютер, презентация, аудиофайл, видеофайл «физкультминутка», волшебная коробка(яйцо, луковица, свекла, картинка с куличом, картинка с «творожной пасхой», веточка вербы), картон коричневый и белый, зубная паста, бисер, клей, ножницы, краски, кисти, картофель, резак, проверочные материалы разработанные на https://learningapps.org/

 

План урока

I. Мотивационно-целевой этап (10 мин)

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Целеполагание.

4. Физкультминутка.

II. Проектировочный этап (5 мин)

5. Изучение изделия.

6. Составление плана работы

7. Подготовка рабочего места.

III. Процессуальный этап (10 мин)

8. Практическая работа.

IV. Рефлексивно-оценочный (5 мин)

9. Закрепление полученных знаний.

10. Анализ и оценка работ.

11. Рефлексия.

1. Уборка рабочего места.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

(Слайд 2)

Учитель:

«Любим мы урок труда.

Без него мы никуда.

Режем, клеим, мастерим.

В жизни всё уметь хотим.»

 

Учитель:  «Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку ?»

 

2.Актуализация знаний.

(Слайд 3)

Звучит пасхальная песенка. Поселились птицы в гнездах, снег растаял как свеча. Слова И. Рутенина ее сопровождает видеоряд пасхальных картинок.

(Слайд 4)

Учитель: «Как вы думаете, дети, о каком празднике мы будем говорить сегодня на уроке?»

Дети: «О пасхе»

Учитель: Верно, уже совсем скоро к нам придет светлое воскресение христово. А почему так называется этот праздник «Воскресение христово» или «Пасха»

Дети: В переводе с древнееврейского слово «Пасха» означает переход от смерти к жизни, те Воскрешение, когда Иисус ожил (воскрес) после смерти.

 

3. Целеполагание.

(Слайд 5)

Учитель: Давайте заглянем в волшебный ящик и посмотрим что там находится. (В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой) В коробке находятся: яйцо, луковица, свекла, картинка с куличом, картинка с «творожной пасхой», веточка вербы.

Дети: Поочередно достают из коробки предметы и рассказывают как они связанны с Пасхой.

1.Яйцо: главный символ и атрибут Пасхи. Яйца красят, дарят знакомым и друзьям, играют с ними в игры. (Слайд 6)

Учитель: Крашеные яйца у христиан всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.

Символом Пасхи давным-давно стало яйцо. Почему? Возможно, по причине весьма прозаичной. Как утверждает одна из версий, поскольку во время долгого поста куры продолжали нестись и диетпродукт мог испортиться, хозяева всячески старались приукрасить его, разрисовать позанятнее, чтобы скормить членам семьи и гостям как можно 

2.Луковица, свекла: натуральный природный краситель луковая шелуха дает от светло-оранжевого и красного до темно-бордового и коричневого, свекла розовый (Слайд 7)

Учитель: Какие же еще  есть натуральные красители? Золотисто-желтый цвет можно получить при помощи отвара куркумы. Приятный зеленый цвет придаст вашим пасхальным яйцам отвар крапивы или шпината. Синий цвет яйца приобретают при замачивании в настое краснокочанной капусты. Для получения красивого розового цвета уже вареные яйца замачивают в соке свеклы или клюквы. Виноградный сок придаст вашим пасхальным яйцам нежный лавандовый оттенок. Крепко заваренный черный чай окрасит пасхальные яйца в цвета от золотистого до шоколадного в зависимости от крепости чая и времени окрашивания. В приятный фиолетовый цвет яйца можно окрасить черничным соком или отваром. Отлично подойдут замороженные ягоды или варенье. С помощью кофе яйца можно окрасить в различные шоколадные оттенки.

 

3. Картинка с куличом: праздничный кекс с изюмом, курагой, цукатами, сахарной глазурью и посыпкой. (Слайд 8)

Учитель: Кулич — это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Откуда же появилась традиция готовить куличи? Нет ли в ней языческих корней и как правильно приготовить кулич? История происхождения кулича Многие считают, что печь куличи изначально — языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов. В христианстве же кулич — прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья — это малая Церковь. Кулич — домашний артос, который символизирует возрождение Христа. Церковь считает, что христианская традиция не имеет ничего общего с языческой. Возможно, язычники имели похожую традицию, но в христианстве выпекание кулича имеет совершенно другие корни.

 

4. Картинка с «творожной пасхой»: особое блюдо из творога, которое  готовится только один раз в году — на праздник Пасхи(Слайд 9)

Учитель: Оригинальная форма пасхи — усечённая пирамида, символизирующая Гроб Господень. Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма — пасочница. В наши дни для этого часто используют и другую посуду.

Деревянная пасочница делается из дощечек, на внутренней стороне которых вырезают буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!», а также изображения креста, копья, трости, проросших зёрен, ростков и цветов — символов страдания и воскресения Иисуса Христа (иногда также голубя, символа Св. Духа). Эти рисунки и надпись потом отпечатываются на готовой пасхе. Две дощечки имеют ушки, а две другие — дырочки для ушек. Для большей прочности в отверстия ушек вставляются клинышки. Обычай готовить творожную пасху известен в центральных и северных регионах России, тогда как на юге России и Украине пасхой или паской называют праздничный хлеб (кулич).

Для пасхи полагается брать творог самого лучшего качества — свежий, сухой и однородный. Другие ингредиенты включают сливочное масло, сливки или сметану, изюм. Иногда в пасху добавляют миндаль, другие пряности, яйца. Пасху украшают изюмом, цукатами, орехами и т. п.

5. Веточка вербы: Верба стала символом весны, возрождения, радости, божественного воскресения, символом победы Иисуса над злом. (Слайд 10)

Учитель:

За неделю до Пасхи христиане отмечают великий праздник - Вход Господень в Иерусалим. Жители Иерусалима приветствовали Христа пальмовыми ветвями, устилая ими его путь. Именно так в те времена было принято встречать царей, и таким образом люди выражали свое признание божественности Христа, свою веру в него. Пальмовые ветви - это символ победы, и народ встречал Иисуса как Царя, победившего смерть - ведь он незадолго до этого воскресил из мертвых своего друга Лазаря. Народ восклицал: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" На Руси пальмы не растут, и с принятием христианства пальмовые ветви заменило растение, которое первым зацветает в наших краях - верба.

 

(Слайд 11)

Учитель: Как Вы считаете какую работу мы сегодня будем делать на уроке?

Дети угадывают варианты поделок на пасхальную тематику

4.Физкультминутка.

(Слайд 12)

Веселый краб «Делай так!»

 

https://www.youtube.com/watch?v=WHsuZgtaEPs

 

5. Изучение изделия.

(Слайд 13)

Демонстрация готовой работы.

6. Составление плана работы

Проработка плана по изготовлению изделия (этапы выполнения), анализ материалов и количества слоев в работе

7. Подготовка рабочего места.

 

Застелем клеенку, подготовим все необходимые материалы.

8. Практическая работа.

 

(Слайд 14)

На белый лист картона наклей вырезанные прямоугольники коричневого цвета. Из зубной пасты предложи ребенку нарисовать белковую шапочку. Посыпать сверху можно бисером, мелкими бусинами, блестками. Или же обычной кондитерской посыпкой. Далее даем подсохнуть заготовке. Берем картофель, разрезаем овощ пополам и с помощью ножа делаем разные надрезы на обеих половинках (ПОТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОГО) Разукрашиваем их толстым слоем красок разных цветов и штампы готовы. Делаем отпечатки цветных яиц вокруг кулича. Работа готова остается дать ей просохнуть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Закрепление полученных знаний.

 

(Слайд 15)

Викторина -кроссворд

https://learningapps.org/display?v=pya95t4gn20

 

Соответствие

https://learningapps.org/display?v=p49quyiat20

 

Заполни пропуски

https://learningapps.org/display?v=prwcyzbsn20

 

 

 

10. Анализ и оценка работ.

(Слайд 16)

Ученик выполняет самоанализ деятельности на уроке, активная работа на уроке, ответы на итоговые  вопросы по теме, практическая часть.

11. Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось? Что наиболее запомнилось? Что было сложным? С каким настроением уходишь с урока?

12. Уборка рабочего места.

 

 

 

(Слайд 17)

Источники

https://pedsovet.su/metodika/6841_aktualizacia_na_uroke

https://pravoslavie.ru/6636.html

https://primamedia.ru/news/69136/

listofbest.ru/9-naturalnyx-krasitelej-dlya-pasxalnyx-yaic/

https://www.pravmir.ru/kulich/

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект тематического урока по предмету «Технология» 5 класс

Конспект тематического урока по предмету «Технология» 5 класс

Изучение изделия. 6. Составление плана работы 7

Изучение изделия. 6. Составление плана работы 7

Дети: Поочередно достают из коробки предметы и рассказывают как они связанны с

Дети: Поочередно достают из коробки предметы и рассказывают как они связанны с

Христа. Церковь считает, что христианская традиция не имеет ничего общего с языческой

Христа. Церковь считает, что христианская традиция не имеет ничего общего с языческой

Изучение изделия. (Слайд 13)

Изучение изделия. (Слайд 13)

Анализ и оценка работ. (Слайд 16)

Анализ и оценка работ. (Слайд 16)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020