ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет технология 3 класс УМК «Перспектива» Н.И.
Роговцева и др.
Урок № 16
Тема урока: Бутерброды. Изделия «Бутерброды», «Радуга на шпажке»
Тип урока: Урок открытия нового знания (практическая работа, самостоятельная работа)
Задачи:
· познакомить на практическом уровне со способами приготовления холодных закусок по рецепту;
· научить анализировать рецепты закусок, выделять ингредиенты, называть необходимые для приготовления блюд инструменты и приспособления;
· закрепить навыки сервировки стола к завтраку
Формирование УУД:
Ø Личностные действия: с уважением относиться к труду и профессиональной деятельности человека;
Ø использовать для самообслуживания навыки, полученные на уроке.
Ø Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Ø Познавательные действия: анализировать полученную информацию, систематизировать и классифицировать объекты, делать выводы.
Ø Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ø Межпредметные связи: Русский язык, работа со словарём; изобразительное искусство, тема «Посуда у тебя дома»
Ресурсы урока
Для учителя:
· Рабочая программа.
· Пособие для учителей, с. 48—49.
· Электронное приложение к учебнику.
Для учащихся:
· Учебник, с. 74—78.
· Материалы: продукты для приготовления бутербродов и блюда «Радуга на шпажке».
· Инструменты: кухонный нож.
· Приспособления: разделочная доска, клеёнка, набор посуды для завтрака, салфетки, тряпочки для посуды, посудное полотенце, фартук
№ |
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1 |
1. Орг. момент (1-2 минуты)
|
- Приветствую вас, юные технологи! Перед уроком вы выбрали себе эмблему с сюрпризом. Откройте сюрпризы и вы узнаете в какой группе вам придётся работать сегодня на уроке. - Сегодня у нас необычный урок, а урок проект. Вы имеете опыт работы над проектом. Мы закончили с вами работу над проектом «Секреты здоровья» и вывели свою формулу здоровья. Давайте вспомним её вместе. (Хором называют формулу). Один из важнейших компонентов здоровья – здоровое питание. Вы почти эксперты в правильном питании и мы отправляемся с вами в кафе «Кулинарная сказка». – Скажите, какие изделия мы изготавливали в разделе «Кафе»? (Весы, книгу рецептов и готовили горячее блюдо «Солнышко в тарелке».) |
Ученики перед уроком выбирают себе эмблему, но изображение закрыто - сюрприз! Применяют полученные знания на практике.
Вспоминают пройденный материал. (Весы, книгу рецептов и готовили горячее блюдо «Солнышко в тарелке».) |
Личностные результаты: 1)формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других. |
2 |
2. Актуализация знаний (4-5 минут)
|
-Предлагаю вам продолжить знакомство с приготовлением блюд для завтрака и научиться готовить закуски. Кто- нибудь из вас знает, что такое закуска?
Работа с учебником. -Вы высказали свои мнения, а теперь предлагаю обратиться к словарику «Юного технолога», который находится на с. 140 учебника и проверить свои предположения. Нам предстоит сегодня с вами не только изучить различные закуски, но научиться их готовить. Приступим? |
Прогнозируют значение слова закуска. Высказывают свои предположения.
Ориентируются в словарике юного технолога на с. 140 учебника. Воспринимают речь учителя |
Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из текстов; Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других. |
3 |
Постановка учебной задачи (4-5 минут)
|
-Для кого мы можем приготовить закуски? -В какой день мы можем позавтракать со своими родными и близкими? Давайте сформулируем тему нашего проекта. Тема проекта «Воскресный завтрак».
- Сегодня на уроке у нас будет репетиция воскресного завтрака. В роли ваших родственников будут выступать ваши одноклассники. Поставим цели проекта. 1. Приготовить воскресный завтрак для семьи. 2. Завтрак должен быть вкусным и полезным. -Что будем делать дальше? Правильно. Нарисуем дерево проекта. Задачи. 1. Вы знаете какие бывают закуски? Хотите узнать? (Узнаем виды закусок) 2. Можно ли готовить закуски не зная правил поведения на кухне? (Вспомним правила поведения на кухне). 3. А готовить без рецепта – это правильно? (Создадим рецепт) 4. Труд нас кормит, а лень портит. (Приготовим завтрак Практическая часть.) 5. Чтобы воскресный завтрак прошёл в красоте и эстетике нужна - (Засервируем стол) 6. Похвалить своё произведение - это хорошо? (Презентуем наше блюдо) 7. И как же не попробовать всё, что мы сотворили своими руками и не угостить ребят из других групп. (Продегустируем)
- Дерево проекта готово.
Что ещё забыли? Продукт проекта. Продуктом будет являться сам завтрак и красиво сервированный стол. Перед вами лист планирования и продвижения к цели. По мере прохождения всех этапов проекта вы будете делать отметки в колонке и «самооценка и взаимооценка». - Отгадайте загадку, без какого продукта трудно представить себе завтрак. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, И бывает подгорелый (хлеб) Русская пословица гласит «Кто хлеб печет, тому почет». Издавна у славян существовал обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. ХЛЕБ - посол мира и дружбы. С хлебом провожали на фронт, встречали с войны. Дорогих гостей встречали хлебом - солью. Ученые полагают, что хлеб родился = 15 тысяч лет назад, Первый хлеб имел вид жидкой каши, ее до наших дней употребляют в Африке. - О хлебе нам расскажет самый известный кусочек хлеба. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл, и от зайца …. ушёл. Ученик сообщает о хлебе. (В шапочке колобка)
-Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Это очень важный продукт питания. В народе издавна говорится, что «хлеб – всему голова». Уважение к хлебу – это, прежде всего уважение к труду человека. Вспомните, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе? Выполните задания в группах. Соберите пословицы о хлебе из двух частей. Наклейте вторую часть пословицы, только после обсуждения в группе. Конверты «Хлеб всему голова»
« Кто хлеб печет,……………… тому почет». «Без соли не вкусно, ……………….без хлеба не сытно» «Болезнь не беда, ……………….коли есть хлеб да вода» «Худ обед, ……………………….когда хлеба нет», « Если хлеба ни куска, ……………..то и в тереме тоска», « У кого хлеб родится, ……………тот всегда веселится», « Хлебушка – ……………………..калачу дедушка». - Оцените свою работу. |
Формулируют тему проекта.
Ставят цели проекта.
Детализируют тему проекта, разбивают на подтемы (задачи).
Определяют продукт проекта
Соотносят содержание загадки и формулируют отгадку. Сообщает о хлебе ученик. Хлеб - продукт, содержащий белки, углеводы, витамины группы B, минеральные соли (кальция, железа, фосфора, органические кислоты). Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть - в белках, более чем на половину в витаминах группы B, солях фосфора и железа. Все, наверное, читали сказку Г.Х. Андерсена "Девочка, которая наступила на хлеб": "бросила в лужу свой хлеб, чтобы наступить на него и перейти лужу, не замочив ног. Но едва она ступила на хлеб одною ногой, а другую приподняла, собираясь шагнуть на сухое место, хлеб начал погружаться с нею все глубже и глубже в землю - только черные пузыри пошли по луже!". Здесь хлеб воспринимается как символ святой и чистой жизни. Для русских людей хлеб испокон веков был не только пищей, но и предметом национальной гордости, благосостояния. Хлеб имеет большую питательную ценность и усваивается организмом человека почти полностью, как никакой другой продукт питания. Соотносят части пословиц, соединяют их. Оценивают промежуточный результат своей работы. |
Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с имеющемся опытом работы над проектами; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других. |
4 |
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)
|
-Хлеб – наш добрый и постоянный друг, даже когда зачерствеет. Из черствого хлеба можно приготовить различные блюда. Какие вы знаете блюда из подсохшего хлеба? Его специально подсушивают в устройстве, которое называется…тостер. Догадались, как называют закуску, в которую входит хлеб. Тема нашего урока «Бутерброды». В переводе с немецкого - это обозначает «хлеб с маслом». У нас в гостях шеф-повар. - Демонстрирует иллюстрации с изображением бутербродов. Просит классифицировать бутерброды. Проверяет правильность выполнения задания. Классификация бутербродов В зависимости от температуры подачи бутерброды бывают: · горячие, · холодные В зависимости от вкусового качества продуктов: бутерброды бывают · сладкие, · соленые В зависимости от технологии приготовления: бутерброды бывают · открытые, (слайд №9) · закрытые (сандвич) (слайд №10) Открытые: · простые (2-3 ингредиента) · сложные (более 3 ингредиентов) · закусочные, · ассорти, · канапе (слайд №11) - Вспомним правила поведения на кухне. (написаны на баннерах). Расскажите друг другу эти правила.
- Оцените работу ваших товарищей. Посовещавшись оценивают. |
Рассматривают иллюстрации. Анализируют и предлагают варианты классификации бутербродов: простые и сложные, открытые и закрытые, холодные и горячие.
Ребёнок шеф-повар. Бутерброды должны иметь красивый и аппетитный вид, приятный аромат и пикантный вкус. Оформлять их можно листовыми и пряными овощами, кусочками яйца и лимона, маслинами, соусом, майонезом с корнишонами и т. д. Подаются бутерброды на блюдах, в вазах с плоскими краями или на тарелках, покрытых салфетками. Бутерброды не подлежат длительному хранению, поэтому их готовят за один-два часа до подачи на стол.
Выделяют основные этапы и называют меры безопасности при приготовлении пищи.
Выделяют из плана работы свои действия.
Взаимооценка. Оценивают промежуточный результат работы товаришей. |
Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с видеоматериалом; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в группе. Личностные результаты: 1) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; |
5 |
5. Первичное закрепление (4-5 минут) |
Видеоурок. Откройте учебники на с. 76. Прочитайте диалог Ани и Вани. Без чего нельзя приступать к изготовлению закуски? Правильно, без рецепта. Достаньте свои книги рецептов. Из чего состоит рецепт любого блюда? (Ингредиенты, приспособления, план работы.) Как называется закуска, которую вы будете готовить? Канапе - это маленькие бутерброды толщиной 0,5-0,8 см, шириной или диаметром 3-4 см, приготовленные на любом хлебе или печенье. Их подают к кофе, чаю, как закуску к завтраку, ужину или перед обедом. По форме они могут быть треугольные, четырехугольные, круглые, квадратные, ромбовидные, сладкие и солёные, и др. Игра «Я о бутербродах знаю всё!» Я буду показывать вам различные бутерброды, а вы определять их вид. (Карточки обратной связи).
- Оцените свою работу. |
Наблюдают и определяют без чего нельзя начинать готовить закуску.
Воспринимают речь учителя Моют руки по группам пока идёт игра. Соблюдают правила гигиены. Анализируют и классифицируют бутерброды при помощи карточек обратной связи.
Выделяют из плана работы свои действия.
Оценивают промежуточный результат своей работы. |
Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций и текстов; 2) выявлять сущность, особенности объектов; 3) на основе анализа объектов делать выводы; 4) обобщать и классифицировать по признакам; 5) ориентироваться в учебнике; 6) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в группе. Личностные результаты: 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; |
6 |
. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут)
|
Назовите ингредиенты. Приспособления. А план работы рассыпался и перепутался. Ваша задача в группах расположить в правильном порядке этапы приготовления закуски. План работы: ¨ 1. Тщательно вымойте фрукты и овощи ¨ 2. Осторожно нарежьте фрукты сыр и колбасу небольшими кусочками. ¨ 3. Насадите разные кусочки на шпажки, чередуя их друг с другом (сладкие будут ваши канапе или солёные, решите сами). ¨ 4. Готовые шпажки оформите по своему усмотрению, проявите фантазию
Проверьте по эталону план приготовления канапе.
- Оцените работу ваших товарищей. |
Анализируют и моделируют план приготовления канапе.
Сопоставляют эталон и свою работу.
Выделяют из плана работы свои действия.
Взаимооценка. Оценивают промежуточный результат работы товаришей. |
Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций и текстов; 2) выявлять сущность, особенности объектов; 3) на основе анализа объектов делать выводы; 4) обобщать и классифицировать по признакам; Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) умение работать в группе. Личностные результаты: 1) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; |
|
|
ФИЗМИНУТКА 2 минуты слайд «БУТЕРБРОД» |
||
7 |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)
|
Давайте проверим, готовы ли мы к приготовлению закуски. Правила поведения на кухне повторили? Что не сделали ещё? Рецепт у нас есть? Но как будут выглядеть ваши бутерброды, вы решите в группах. Обязательно обсудите вкусовые предпочтения ваших товарищей и выберите ингредиенты на группу, решите сладкие будут или солёные ваши канапе. Каждый из вас приготовит 5 канапе и поставит их по одному на каждую тарелочку. Это будет угощение для ваших товарищей из других групп и гостей. Необходимые для приготовления продукты есть? Приспособления для приготовления есть? Чтобы воскресный завтрак прошел в приятной атмосфере, займитесь сервировкой стола. Обсудите рекламу своего блюда. Мы ждём ваших презентаций продукта проекта. Руки помыли. Оденьте спецодежду. Пожелайте друг другу удачи. Приступайте. Дегустация. Оцените работу друг друга и других команд. Выберите смайлик-оценку каждой группе. |
Используют в работе технологическую карту (рецепт) Выполняют практические действия в соответствии с правилами техники безопасности. Желают друг другу удачи! Применяют знания сервировки стола. Помогают друг другу при изготовлении изделий, сервировки и презентации. Анализируют и синтезируют свои знания для создания презентации продукта проекта. Выделяют из плана работы свои действия.
Оценивают промежуточный результат работы других групп. |
Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из текстов; 2) выявлять сущность, особенности объектов; 3) на основе анализа объектов делать выводы; 4) обобщать и классифицировать по признакам; Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) умение работать в группе. Личностные результаты: 1) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; |
8 |
8. Рефлексия деятельности. (Итог урока 2-3 минуты)
|
Каждый оцените свою работу на каждом этапе работы над проектом. Поставьте сами себе оценку за урок. Вернёмся к задачам урока. Выполнили? Сочините синквейн на тему «Бутерброды» - Поработали на славу и конечно всем нам браво! На мой взгляд, урок прошел не зря, вы с задачей справились друзья! Д. з. Приготовить дома воскресный завтрак для семьи. Сервировать праздничный стол. Найти новые рецепты закусок и поместить их в книгу рецептов. |
Оценивают итоговый результат своей работы. Сочиняют синквейн в группах |
Коммуникативные УУД: 1) умение работать в группе. Регулятивные УУД: 1) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 2) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Приложения к уроку.
Колобок. Хлеб - продукт, содержащий белки, углеводы, витамины группы B, минеральные соли (кальция, железа, фосфора, органические кислоты). Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть - в белках, более чем на половину в витаминах группы B, солях фосфора и железа. Все, наверное, читали сказку Г.Х. Андерсена "Девочка, которая наступила на хлеб": "бросила в лужу свой хлеб, чтобы наступить на него и перейти лужу, не замочив ног. Но едва она ступила на хлеб одною ногой, а другую приподняла, собираясь шагнуть на сухое место, хлеб начал погружаться с нею все глубже и глубже в землю - только черные пузыри пошли по луже!". Здесь хлеб воспринимается как символ святой и чистой жизни. Для русских людей хлеб испокон веков был не только пищей, но и предметом национальной гордости, благосостояния. Хлеб имеет большую питательную ценность и усваивается организмом человека почти полностью, как никакой другой продукт питания.
Ребёнок шеф-повар. Бутерброды должны иметь красивый и аппетитный вид, приятный аромат и пикантный вкус. Оформлять их можно листовыми и пряными овощами, кусочками яйца и лимона, маслинами, соусом,
майонезом с корнишонами и т. д. Подаются бутерброды на
блюдах, в вазах с плоскими краями или на тарелках, покрытых салфетками. Бутерброды не подлежат длительному хранению, поэтому их готовят за один-два часа до подачи на стол.
Карта продвижения по проекту «Радуга на шпажках»
ученика 3 класса……………………………………………………
№
|
Этапы |
Самооценка |
Взаимооценка |
Взаимооценка в группах |
1. |
«Хлеб – всему голова»
|
|
|
(заметки) |
2. |
Правила поведения на кухне |
|
|
|
3.
|
Игра «Я о бутербродах знаю всё»
|
|
|
|
4. |
Рецепт закуски
|
|
|
|
5. |
Приготовление бутербродов
|
|
|
|
6. |
Сервировка
|
|
|
|
7. |
Дегустация
|
|
|
|
Итоги |
Общее количество баллов |
……………………… |
Оценка за урок |
…………………….. |
- 2 балла 12 - 14 баллов - оценка 5
- 1 балл 9 – 12 баллов – оценка 4
- 0 баллов 5 – 9 баллов – оценка 3
« Кто хлеб печет,
«Без соли не вкусно,
«Болезнь не беда,
«Худ обед,
« Если хлеба ни куска,
« У кого хлеб родится,
« Хлебушка –
тому почет».
без хлеба не сытно».
коли есть хлеб да вода».
то и в тереме тоска».
тот всегда веселится».
калачу дедушка».
когда хлеба нет».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.