Урок по теме «Угарный и углекислый газы» 9 класс. Аптыкова Г.Ш.
Цель урока: формирование компетенций по теме «Угарный и углекислый газы»,
посредством активного изучения теоретического материала.
Задачи:
Применяемые приемы, методы и технологии: продуктивные формы обучения, беседа, индивидуальная и групповая работа, эксперимент, демонстрация опыта.
Оборудование и реактивы: мультимедиа оборудование, прибор для получения газов, химический стакан, мрамор, р-р СН3СООН, СаСО3 (горошина мела), р-р НСl, тексты из литературных произведений, газированная вода.
Характеристика этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент ВАЙ ФАЙ |
Сигнал тишины. Приветствие: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть на занятии. Как ваше настроение? Я надеюсь, оно хорошее, но в конце урока будет ещё более оптимистичным. |
Слушают учителя, настраиваются на работу. 1 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формулировка темы урока, его цели Работа с текстом №1, №2 МЕНЭДЖ
МЭТ |
1. У вас на партах лежат листы белого цвета с текстами из литературных произведений, в которых говорится о соединениях углерода. Выясните, о каких веществах идет речь в первом и во втором отрывках. « - Угарный газ! – вскричал Холмс. – Подождите немного, сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли.» (А. Конан Дойл «Случай с переводчиком»)
« - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии? Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут. - Почему? - Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он тяжелее воздуха, то остается внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья- нет…» ( В. Короткевич.«Черный замок Ольшанский».)
2. О каких веществах идет речь? К какому классу неорганических соединений они относятся? Что описывает в тексте автор? Сформулируйте тему урока, цель нашего урока… |
Учащиеся работают с текстом № 1, № 2. Формулируют тему и цель урока. 3 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний учащихся ЭЙ АР ГАЙД |
1. Заполните таблицу, в столбце «До» поставьте "+", если вы согласны с утверждением, или "-", если вы не согласны. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
2. Отметили? Давайте посмотрим видео. Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основной идее видеофрагмента. Теперь ещё раз прочтите утверждения, в столбике "После" поставьте "+", если вы согласны, или "-", если не согласны с утверждением. Сравним столбики "До" и "После". Изменились ли ваши убеждения? Почему? |
Учащиеся работают с таблицей 2-3 мин.
Учащиеся смотрят видео 2 мин
Учащиеся отвечают на вопросы 2 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с текстом № 3 |
1. Найдите на столе текст на синем листке, прочитайте. « …а я затем в окошки стучусь,- отвечал Мороз Иванович,- чтобы не забывали печей топить, да трубы вовремя закрывать, а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено, даже и совсем от угара помереть можно». (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович») 2. При каких условиях образуется угарный газ? Какого цвета пламя угарного газа? Напишите уравнения реакции образования оксида углерода (II) на доске. Угарный газ образуется при неполном сгорании топлива, пламя голубоватого цвета. Каковы правила безопасного поведения, чтобы не нести вред себе и окружающим? |
Читают текст № 3 в парах 1 мин
Отвечают на вопросы 2-3 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение учащегося о оказании 1 помощи пострадавшим при отравлении угарным газом.
|
Как правильно оказать первую помощь при отравлении угарным газом?
Первая помощь при отравлении угарным газом предполагает следующие меры: 1. Быстро распахнуть все окна и двери и вынести человека из помещения. 2. Вызвать специализированную бригаду "Скорой помощи". 3. Если человек потерял сознание при отравлении угарным газом, необходимо положить его на бок. Далее поднести к его носу ватку, пропитанную нашатырем (на расстоянии 2 см от ноздрей) и тихонько помахивать ею. 4. Если человек не приходит в себя, то до прибытия «скорой» возможно необходимо будет сделать пострадавшему закрытый массаж сердца и искусственное дыхание. На грудь и голову нужно положить емкость с льдом. 5. В том случае, если отравившийся находится в сознании, его надо уложить и постараться обеспечить максимальный приток свежего воздуха, предложить горячего кофе или чая. |
Слушают сообщение 1 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с текстом № 4
Лабораторная работа |
1. Внимательно прослушайте отрывок из романа Г. Р. Хаггарда «Клеопатра» «…она вынула из уха одну из огромных жемчужин и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли».
2. Думаю мне необходимо, ребята, задать вопрос: Что произошло с жемчужиной? Попробуем и мы получить напиток Клеопатры. По правилам техники безопасности в кабинете химии пить и есть нельзя! Выполнение лабораторного опыта "Получение углекислого газа". 3. Какой газ мы получили? Напишите уравнение реакции на доске. Какими свойствами обладает газообразное вещество? Углекислый газ - без цвета, запаха, вкуса. Каким ещё свойством обладает углекислый газ? Демонстрация газированной воды. Растворимость в воде. Где применяют данное свойство? В производстве газированной воды, лимонада. |
Читает текст № 4 один ученик вслух, остальные слушают 1 мин
Выполняют лабораторную работу, наблюдают, делают вывод 2 мин Отвечают на вопросы 2 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Демонстрация опыта получения углекислого газа в лаборатории |
1. А сейчас при помощи следующего опыта узнаем, какое еще важное свойство есть у углекислого газа. Сборка прибора для получения углекислого газа, его получение (помутнение известковой воды) и изучение свойства (не поддерживает горения, применяют при тушении пожаров). 2. Используя текст учебника назовите промышленный способ получения оксида углерода (IV). 3. Напишите уравнения реакций получения оксида углерода (IV) в лаборатории и в промышленности на доске. |
Наблюдают за опытом, работают с учебником, делают вывод 3 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичный этап закрепления полученных знаний КРУИЗ-КРУИЗ-ТРЭЙД |
1.На парте возьмите, пожалуйста, одну карточку желтого цвета с вопросом. Напишите ответ на другой стороне листа.
2.Встаньте, задвиньте, пожалуйста, стулья. Перед опросом приветствуем друг друга, опрашиваем, меняемся карточками. Можно использовать всё пространство кабинета. |
Отвечают на вопрос
Опрашивают друг друга 3 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с учебником |
При помощи текста учебника найдите химические свойства угарного и углекислого газа, дополните записи таблицы.
|
Работа в группе, проверка выполнения задания 3 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап проверки знаний
|
На ваших партах лежат рабочие листы с таблицей. Заполните строчки. Напоминаю, для того, чтобы найти плотность газа по воздуху, необходимо молярную массу газа разделить на молярную массу воздуха, которая равна 29 г/моль.
|
Учащиеся заполняют таблицу 4 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап подведения итогов урока ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН |
Самопроверка. Проверка по образцу таблицы. Встаньте, если выполнили 11 - 12 заданий - оценка "5", 10 - 9 заданий - оценка "4", 8 - 6 заданий - оценка "3".
|
Учащиеся оценивают правильность выполнения задания 2 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Найти из дополнительной литературы интересные факты по теме: «Что вы знаете и чего не знаете о угарном газе» Составить кроссворд о оксидах углерода. Сочинить сказку о приключениях углекислого газа. |
Записывают домашнее задание 1 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия
|
Учащиеся бросают кубик и отвечают на вопрос, который выпадает. 1. Что такое оксид? 2. Почему угарный газ опасен для организма человека? 3. Объясни для чего необходимо оказать первую помощь при отравлении угарным газом. 4. Предложи способ применения углекислого газа. 5. Придумай аргумент в пользу углекислого газа. 6. Как ты думаешь, что можно изобрести, чтобы оповещать о повышении концентрации угарного газа? |
Учащиеся проводят рефлексию "Кубик", отвечая на вопросы 3 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Спасибо за урок! Урок окончен. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.