Цели:
личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
метапредметные:
Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других
предметные: Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами:
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,.
Формировать представление учащихся об алфавите, его значение в жизни, систематизировать знания учащихся об алфавите, повторить написание ранее изученных букв, формировать понятие звук- буква
Воспитывать любовь к русскому языку, культуре общения
Виды деятельности:
высказываться о значимости алфавита.
Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.
Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.
Располагать заданные слова в алфавитном порядке.
Применять знания алфавита при пользовании словарями.
Работать со страничкой для любознательных.
Оценивать результаты выполненного задания
Предполагаемые результаты:
1) понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:
2) умеет использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;
3) понимает, как следует расставить слова, начинающиеся с одной и той же буквы.
Материально техническое обеспечение: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс -М.: Просвещение,2015.-144с
Оборудование:
алфавит (таблица),
буквы алфавита,
домики для букв,
учебник В.П. Канакиной “Русский язык 1 класс” (Москва “Просвещение” 2012),
карточки для игры “Алфавит – художник”.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке ?
Глазки широко открыты?
Слушаем? Запоминаем?
Вспоминаем? Применяем?
И ни минуты не теряем!
-Какое настроение у Незнайки?
- Как догадались?
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи - ведь с маленькой удачи начинается большой успех.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Постановка цели и темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем повторять, что мы узнали о буквах.
- Отгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.
а) Работа по парам.
- У вас на столах карточки с ребусами. По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составьте слово и напечатайте его на своих листках.
На листках появляется слово: АЛФАВИТ.
-Кто догадался какая тема нашего урока? ( алфавит)
-Какие учебные задачи мы поставим?
* Что такое алфавит?
* Сколько букв в алфавите?
* Для чего нужен алфавит?
3.Минутка чистописания.
Записываем число, классная работа.
Сейчас у нас минутка чистописания.
- Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).
- Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).
-Игра «Третий лишний»
-Назовите буквы, которые записаны на доске. о х а
-Запишите в тетради согласную букву х.
--Подчеркни букву, которая особенно удалась.
Учитель. –
Для чего нужен алфавит?
Ответы детей.
Учитель. Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучить назубок.
( Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются наши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.)
Учитель. Давайте вспомним историю возникновения Алфавита.
Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.
На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.
Вот так выглядела старославянская азбука.
В старом русском алфавите первые две буквы назывались : «аз» и «буки».
Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».
Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».
Поэтому «алфавит» и «азбука» - это одно и то же.
Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.
- Сколько всего букв в русском алфавите? ( 33)
«Стоит в поле красный теремок, за которым наблюдает петушок – золотой гребешок. Живёт в нём семья из 10 человек, они очень любят петь». Догадайтесь, кто жильцы этого домика?
-Сколько гласных букв- звуков? (10)
Мышка тоже ожидает нашей помощи. Ей так не хватает в норке голубого неба, солнечного света и ярких звёздочек, поэтому она и решила выбрать домик синего цвета, цвета неба. Кто его жильцы?
- Сколько согласных букв- звуков? ( 21)
В этом домике живут два соседа, которые не умеют разговаривать. Но помогают другим быть мягкими или твёрдыми. Кто они?
-Какие буквы не обозначают звуков? ( Ъ,Ь)
- Для чего нужны буквы? ( для письма , чтения)
Молодцы, ребята. Всех наших героев мы расселили по домам. Но в городе под названием «Алфавит» есть свои правила. Когда буквы выходят из домиков на парад, то все строятся в строго определенном порядке, каждый на своё место, т.е. по алфавиту и меняться местами строго запрещено. Рассмотрите алфавит в учебнике
- Для чего нужно знать алфавит? ( для расположения слов, фамилий в классном журнале, фамилий авторов книг в библиотеки)
в) чтение определение
м/у: дети читают вывод самостоятельно на стр 52
Звуковой анализ слов «алфавит» и «азбука».
- Исследуем наши слова по вариантам.
- Составьте звуковую схему к словам: 1 в. – алфавит, 2 в. – азбука.
(на доске работают 2 ученика).
- Сколько букв? Сколько звуков?
- Разделите слова на слоги. Поставьте ударение.
3. Этап закрепления знаний.
Расположите слова в алфавитном порядке: собака, лисица, петух, ворона( ворона,лисица, петух, собака)
1. Письмо предложения с печатного образца
М/У: списать предложение, выделить орфограммы в словарном слове
Как хорошо уметь читать! (учебник стр.53 упр.3)
а ) анализ предложения
- Из скольких слов состоит предложение? (4)
-Какой знак стоит в конце предложения? (!)
- Как надо прочитать это предложение? ( с восхищением)
- Что обозначает слово «хорошо?»
- Слово хорошо имеет несколько значений
* слово хорошо близко по значению слову хороший, т.е такой который обладает положительными качествами
* слово хорошо употребляется тогда когда дают положительную оценку какой- либо деятельности
* хорошо чувство удовлетворения, удовольствия, радости
-Прочитай слово так как ты его произносишь ( харашо )
- А теперь прочитай так, как написано ( хорошо)
- Найди опасное место в слове написание ( написание буквы в которой можно допустить ошибку о)
- Запомните написание буквы о в слове «хорошо»
Физминутка
В норке спал хорёк зимой,
Но проснулся он весной.
Вверх он лапки потянул,
Головой своей кивнул.
5 прыжков он сделал смело,
Хвостиком вильнул умело.
И помчался он вприпрыжку
Словно озорной мальчишка.
Учитель.
Поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.
Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.
Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.
Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.
Волк, коса, щель.
(Дети записывают слова, делят на слоги, ставят ударение)
6. Закрепление изученного материала.
1)-Ребята, к нам в гости заглянули Смешарики со своими заданиями.
Давайте порадуем их и выполним задание.
-Расположите свои фамилии в алфавитном порядке.(коллективная работа)
VII. Подведение итогов урока.
За что я уроку сегодня могу сказать спасибо?
- Оцените свои достижения на уроке
М/У: на слайде дети читают начало продолжение вставляют своё
Сегодня на уроке было интересно………………
Было трудно………………..
Я понял(а), что я научилась……………….
Я смогла…………………..
Урок дал мне для жизни………………..
Покажите улыбкой своё настроение.
Молодцы!
Урок окончен. Спасибо за отличную работу.
На память о сегодняшнем уроке герои сказки дарят вам игру «Алфавит – художник». Когда соедините все буквы алфавита по порядку - у вас получится картинка, которую нужно раскрасить. Её вы выполните дома и расскажете родным о путешествии по стране «Алфавит».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.