Конспект урока в 1 классе на тему "Русская азбука. Алфавит"
Оценка 5

Конспект урока в 1 классе на тему "Русская азбука. Алфавит"

Оценка 5
docx
13.02.2020
Конспект урока в 1 классе на тему "Русская азбука. Алфавит"
Азбука урок в 1 классе.docx

Урок русского языка в 1-м классе по теме:

"Русская азбука, или алфавит"

Цели:

          личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  метапредметные:

Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других

предметные:  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами:

 осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,.

Формировать представление учащихся об алфавите, его значение в жизни, систематизировать знания учащихся об алфавите, повторить написание ранее изученных букв, формировать понятие звук- буква

Воспитывать любовь к русскому языку, культуре общения

Виды деятельности:

высказываться о значимости алфавита.

Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Применять знания алфавита при пользовании словарями.

Работать со страничкой для любознательных.

Оценивать результаты выполненного задания

Предполагаемые результаты:

1) понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:

2) умеет использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;

3) понимает, как следует расставить слова, начинающиеся с одной и той же буквы.

Материально техническое обеспечение: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс -М.: Просвещение,2015.-144с

Оборудование:

алфавит (таблица),

буквы алфавита,

домики для букв,

учебник В.П. Канакиной  “Русский язык 1 класс” (Москва “Просвещение” 2012),

карточки для игры “Алфавит – художник”.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

- Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке ?

Глазки широко открыты?

Слушаем? Запоминаем?

Вспоминаем? Применяем?

И ни минуты не теряем!

-Какое настроение у Незнайки?

- Как догадались?

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи - ведь с маленькой удачи начинается большой успех.

 

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Постановка цели и темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем повторять, что мы узнали о буквах.

- Отгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.

а) Работа по парам.

- У вас на столах карточки с ребусами. По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составьте слово и напечатайте его на своих листках.

 

http://montessoriself.ru/wp-content/uploads/2015/04/113-732x1024.jpghttp://boombob.ru/img/picture/May/20/9e8db00bd54d904ea719416df692cbb6/2.jpg http://www.dvaporosenka.ru/images/dlya-samih-malenkih-raskraski/raskraski-dlya-samih-malenkih-2-goda/download.php?file=raskraski-dlya-samih-malenkih-2-goda7.gif http://montessoriself.ru/wp-content/uploads/2015/04/113-732x1024.jpg http://raskras-ka.com/wp-content/uploads/2012/09/raskraski-dlya-samh-malenykih-igrushki-15.JPG http://www.playing-field.ru/img/2015/052108/4614154 http://www.pintarcolorear.org/wp-content/uploads/2014/03/telefono-dibujo-para-colorear.gif

http://montessoriself.ru/wp-content/uploads/2015/04/113-732x1024.jpghttp://www.abc-color.com/image/coloring/animals/001/hare/hare-bitmap-coloring.pnghttp://hovrashok.com.ua/images/Jan/10/1842cfdc09d0249ec20ead2cfa56028c/1.jpghttp://detskie-raskraski.ru.host1307853.serv46.hostland.pro/sites/default/files/raskraska-ulitka1.jpghttp://ostrovdetok.ru/img/raskraski102.jpghttp://montessoriself.ru/wp-content/uploads/2015/04/113-732x1024.jpg

 

На листках появляется слово: АЛФАВИТ.

-Кто догадался какая тема нашего урока? ( алфавит)

-Какие учебные задачи мы поставим?

    * Что такое алфавит?

     * Сколько букв в алфавите?

      * Для чего нужен алфавит?

3.Минутка чистописания.

Записываем число, классная работа.

Сейчас у нас минутка чистописания.

- Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).

 - Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

-Игра «Третий лишний»

-Назовите буквы, которые записаны на доске. о х а

-Запишите в тетради согласную букву х.

--Подчеркни букву, которая  особенно удалась.

Учитель. –

 Для чего нужен алфавит?

Ответы детей.

 Учитель.   Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучить назубок.

             (  Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются наши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.)

 

Учитель. Давайте вспомним историю возникновения Алфавита.

Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

Вот так выглядела старославянская азбука.

В старом русском алфавите первые две буквы назывались : «аз» и «буки».

Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».

Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

Поэтому «алфавит» и «азбука» - это одно и то же.

Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.

- Сколько всего букв в русском алфавите? ( 33)

«Стоит в поле красный теремок, за которым наблюдает петушок – золотой гребешок. Живёт в нём семья из 10 человек, они очень любят петь». Догадайтесь, кто жильцы этого домика?

 

-Сколько гласных букв- звуков? (10)

Мышка тоже ожидает нашей помощи. Ей  так не хватает в норке голубого неба,  солнечного света и ярких звёздочек, поэтому она и решила выбрать домик  синего цвета, цвета неба. Кто его жильцы?

 

- Сколько согласных букв- звуков? ( 21)

В этом домике живут два соседа, которые не умеют разговаривать. Но помогают другим быть мягкими или твёрдыми. Кто они?

 

-Какие буквы не обозначают звуков? ( Ъ,Ь)

- Для чего нужны буквы? ( для письма , чтения)

Молодцы, ребята.  Всех   наших героев мы расселили по домам. Но в городе под названием «Алфавит» есть свои правила.  Когда буквы выходят из домиков на парад, то все строятся  в строго определенном порядке,  каждый на  своё место, т.е. по алфавиту и меняться местами строго запрещено. Рассмотрите алфавит в учебнике

- Для чего нужно знать алфавит? ( для расположения слов, фамилий в классном журнале, фамилий авторов книг в библиотеки)

в) чтение определение

м/у: дети читают вывод самостоятельно на стр 52

Звуковой анализ слов «алфавит» и «азбука».

- Исследуем  наши слова по вариантам.

- Составьте звуковую схему к словам: 1 в. – алфавит, 2 в. – азбука.

(на доске работают 2  ученика).

- Сколько букв? Сколько звуков?

- Разделите слова на слоги. Поставьте ударение.

3. Этап закрепления знаний.

Расположите слова в алфавитном порядке: собака, лисица, петух, ворона( ворона,лисица, петух, собака)

        1. Письмо  предложения с печатного образца

М/У: списать предложение, выделить орфограммы в словарном слове

Как хорошо уметь читать!   (учебник стр.53 упр.3)

а ) анализ предложения

- Из скольких слов состоит предложение? (4)

-Какой знак стоит в конце предложения? (!)

- Как надо прочитать это предложение? ( с восхищением)

- Что обозначает слово «хорошо?»

- Слово хорошо имеет несколько значений

   * слово хорошо близко по значению слову хороший, т.е такой который обладает положительными качествами

   * слово хорошо  употребляется тогда когда дают положительную оценку какой- либо деятельности

   * хорошо чувство удовлетворения, удовольствия, радости

-Прочитай слово так как ты его произносишь (  харашо              )

- А теперь прочитай так, как написано ( хорошо)

- Найди опасное место в слове написание ( написание буквы в которой можно допустить ошибку о)

- Запомните  написание буквы о в слове «хорошо»

Физминутка

В норке спал хорёк зимой,

Но проснулся он весной.

Вверх он лапки потянул,

 Головой своей кивнул.

5 прыжков он сделал смело,

Хвостиком вильнул умело.

И помчался он вприпрыжку

Словно озорной мальчишка.

Учитель.

Поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.

Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.

 

Волк, коса, щель.

(Дети записывают слова, делят на слоги, ставят ударение)

6. Закрепление изученного материала.

1)-Ребята, к нам в гости заглянули Смешарики со своими заданиями.

Давайте порадуем их и выполним  задание.

 

-Расположите свои фамилии в алфавитном порядке.(коллективная работа)

VII. Подведение итогов урока.

За что я уроку сегодня могу сказать спасибо?

- Оцените свои достижения на уроке

М/У: на слайде дети читают начало продолжение вставляют своё

Сегодня на уроке было интересно………………

Было трудно………………..

Я понял(а), что я научилась……………….

Я смогла…………………..

Урок дал мне для жизни………………..

 

Покажите улыбкой своё настроение.

Молодцы!

Урок окончен. Спасибо за отличную работу.

На память о сегодняшнем уроке герои сказки дарят вам игру «Алфавит – художник». Когда соедините все буквы алфавита по порядку -  у вас получится картинка, которую нужно раскрасить. Её вы выполните дома и расскажете родным о путешествии по стране «Алфавит».

 

 

 

 

 


 

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Оценивать результаты выполненного задания

Оценивать результаты выполненного задания

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

Запишите в тетради согласную букву х

Запишите в тетради согласную букву х

Сколько всего букв в русском алфавите? ( 33) «Стоит в поле красный теремок, за которым наблюдает петушок – золотой гребешок

Сколько всего букв в русском алфавите? ( 33) «Стоит в поле красный теремок, за которым наблюдает петушок – золотой гребешок

Этап закрепления знаний. Расположите слова в алфавитном порядке: собака, лисица, петух, ворона( ворона,лисица, петух, собака) 1

Этап закрепления знаний. Расположите слова в алфавитном порядке: собака, лисица, петух, ворона( ворона,лисица, петух, собака) 1

И помчался он вприпрыжку Словно озорной мальчишка

И помчался он вприпрыжку Словно озорной мальчишка

Покажите улыбкой своё настроение

Покажите улыбкой своё настроение
Скачать файл