Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"
Оценка 4.7

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
13.01.2020
Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"
В содержание урока, проходящего в библиотеке, включены задания со словарями, помогающие выпускникам пополнить свои знания норм русского литературного языка, что необходимо при выполнении тестов ЕГЭ по русскому языку.
конспект урока День словаря (1).doc

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение «Школа №37»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс

«Словарный урок»

Номинация

«Учимся со словарём»

 

 

Методическая разработка

Конспект (сценарий) урока в 11 классе

«Готовимся к ЕГЭ со словарём»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Школа №37»

Машина Ольга Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................2

Основная часть..........................................................................................................3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................4

Список литературы...................................................................................................5

Приложение................................................................................................................6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       В современной общеобразовательной школе ГИА занимает едва ли не главное место в подготовке обучающихся. Сдача ЕГЭ по русскому языку представляет трудную задачу для выпускников. Большой объём лингвистического материала, предлагаемый на экзамене, тестовый характер выполнения заданий составляют проблему подготовки к аттестации. Тестирование имеет большую долю угадывания ответов, выполнение заданий по принципу «так всегда пишут и говорят» без применения специальных знаний. Однако задача школы — сформировать у выпускников основы знаний по предмету русский язык, то есть каждый ученик 11 класса должен знать те теоретические сведения, которые необходимы для выполнения тестового задания. Именно в этом направлении составлены материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку последних лет. (см. Цыбулько И.П. 2020).

      Системно-деятельностный подход к обучению заключается в том, чтобы обучающиеся были активными участниками подготовки к ЕГЭ. Такие технологии как поисковая, проблемная, исследовательская, игровая и др. способствуют  эффективному проведению занятий по подготовке выпускников к экзаменам. Обращение к словарным материалам встречается во многих тестах ЕГЭ по русскому языку: тесты 3, 4, 5, 7, 9, 12, 15, 24, 26. (см. Приложение). К справочным пособиям по грамматике обращает выпускников выполнение задания 8. Как видим, работа со словарём — это значительная часть деятельности ученика 11 класса, готовящегося сдавать ЕГЭ по русскому языку.

       Цель нашей разработки заключается в том, чтобы организовать самостоятельную работу ученика на уроке. Через обращение к словарям русского языка разного типа  сформировать у него лингвистическую, социокультурную  компетенции.

      Ожидаемыми результатами работы по этой методике будут следующие достижения: укрепление базы специальных предметных знаний при работе со словарём, развитие самостоятельного поиска, критического мышления, умения видеть и решать проблемы, связанные с лингвистическим материалом.  Кроме того, работа в команде развивает социализацию выпускников, их регулятивные и коммуникативные способности.

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

 

      Предлагаемая нами методика работы со словарями русского языка разного типа во время подготовки к ЕГЭ по русскому языку эффективна, так как активное действие учеников, во время проработки специального материала, вложенного в задания тестов,  помогает улучшить качество знаний выпускников, исключить «угадывание» ответов, усвоить нормы русского литературного языка.  В итоге таких действий повышается общая культура выпускников, они приобщаются к книге, знакомятся со словарём как хранилищем ценных сведений о русском языке.

 

Первый этап урока.

 

     Выбранное место проведения, школьная библиотека, её читальный зал  с выставкой  «Новые словари в новой школе», приобщает выпускников к культуре умственного труда, формирует уважение к книге. Содержание выставки, рассказ библиотекаря, знакомит обучающихся с таким мало известным им разделом школьной библиотеки как словари и справочники. На первом этапе занятия применяется информационная технология обучения. Она формирует общекультурную компетенцию, социализирует выпускников.

 

    На втором этапе урока применяются технологии критического мышления, поисковые, проблемные, игровые. Они формируют навыки самостоятельной работы ученика со специальной литературой, действий в команде. В итоге мы развиваем следующие компетенции: лингвистическую, социокультурную.    

 

     Подготовка к ЕГЭ со словарём осуществляется в результате выполнения специальных заданий, связанных с материалами тестов. Они направлены на актуализацию знаний  лексики (тест 3, 5, 24, 26), фразеологии (тест 24, 26), орфоэпии (тест 4),  грамматики (тест 7), орфографии (тест 9, 12, 15) русского языка. Из орфографических тестов выбраны для проработки те, в которых встречается большее количество ошибок выпускников (тест 12, 15).  Задания обращают ученика к поиску ответа, решения проблемы, учат правильно оформить своё  решение, сделать ссылку на словарь. В этой деятельности формируются навыки исследовательской работы.

 

       На третьем этапе подводятся  итоги командной игры. Называется команда, получившая наибольшее количество баллов, и ученик, имеющий самое большое количество правильных ответов. Проводится награждение победителей.

 

      В заключение педагог обсуждает с ребятами наиболее сложные задания, узнаёт их мнение о проделанной работе, интересуется их впечатлением, задавая такие вопросы:

1.     Какие задания были самыми трудными? С каким словарём удавалось работать быстро, а с каким трудно было разобраться?

2.     Что вы узнали нового из сегодняшнего урока?

3.     Чем вам запомнилась выставка в читальном зале?

4.     Можете ли вы сказать, большая часть заданий ЕГЭ по русскому языку отсылает нас к словарям и справочникам? Приведите примеры.

5.     Какой словарь вам понравился больше всего?

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Список литературы

 

1.     Цыбулько И.П. «Русский язык. Отличный результат». - М., 2020

2.     Попова Н.П. «Формирование учебной деятельности учащихся образовательных учреждений». - Великий Новгород, 2011

3.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

КОНСПЕКТ  УРОКА  «Готовимся к ЕГЭ со словарём».  11 класс

 

Место проведения: Читальный зал школьной библиотеки.

Оборудование:  ноутбуки, словари русского языка:

 

1.     Баско Н.В., Зимин В.И. «Фразеологический словарь русского языка». - М, 2018

2.     Вишнякова О.В. «Паронимы современного русского языка» - М, 1987

3.     Гольберг И.М., Иванов С.В. «Словарь грамматических трудностей русского языка». - М., 2018

4.     Даль В.И. «Дополнительный иллюстрированный том толкового словаря живого великорусского языка». - М., 2005

5.     Даль В.И. «Толковый словарь русского языка: современное написание. - М., 2017

6.     Крылов Г.А. «Словарь ошибок русского языка». - С-Пб, 2015

7.     Крысин Л.П. «Современный словарь иностранных слов». - М., 2017

8.     Лазуткина Е.М. «Словарь грамматической сочетаемости» - М., 2017

9.     Львов М.Р. «Толковый словарь антонимов русского языка» - М., 2016

10. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». - М., 2018

11.  Панов Б.Т., Текучёв А.В. «Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка».- М., 1985

12. «Правила русской орфографии» // под ред. В.В. Лопатина. -  М., 2018

13. Попова Т.В., Зайкова Е.С. «Морфемно-словообразовательный словарь русского языка». - М., 2017

14. Резниченко И.Л. «Словарь ударения и произношения слов русского языка». - М, 2017

15. Розенталь Д.Э. «Большой справочник по русскому языку». - М., 2015

16. «Словарь-тезаурус синонимов русского языка»/ под ред. Л.Г. Бабенко. - М., 2017

17. Семенюк А.А. «Школьный толковый словарь русского языка». - М., 2015

18. Ушаков Д.Н., С.Е. Крючков «Орфографический словарь». - М., 2019

 

 

Цель урока: Сформировать навыки работы с различными словарями русского языка в процессе подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку.

Задачи: 1. Познакомить обучающихся с библиотечной выставкой «Новые словари в новой школе».

2.     Раскрыть роль словаря как справочника по русскому языку и как книги для чтения.

3.     Организовать работу выпускников со словарями русского языка при подготовке к ЕГЭ.

 

Технологии: поисковая, проблемная,исследовательская,  информационная, игровая.

 

Ход урока:

 

Организационный момент: Учитель поясняет ученикам, что сегодняшний урок будет проходить в читальном зале библиотеки и включает в себя разные виды деятельности: посещение экскурсии, командную игру «ЕГЭ со словарём».

 

1.     Обучающиеся 11 класса вместе с педагогом приходят в читальный зал школьной библиотеки. Знакомятся с выставкой, посвящённой Дню словаря и дню рождения В.И. Даля. Слушают экскурсию библиотекаря «Новые словари в новой школе».  Ученики узнают о двух функциях словарей: справочной и информационной. Для них повышается значимость словаря как книги для ученика, готовящегося сдавать ЕГЭ по русскому языку.

2.      Ученики разбиваются на 3 команды и включаются в игру «ЕГЭ со словарём». Каждая команда размещается за отдельным круглым столом, на котором находятся словари и задания для выполнения.

 

1 тур игры « Поиск». Каждый участник команды берёт одно задание (из восьми), решает, с каким словарём ему необходимо работать, чтобы выполнить его. Записывает свой ответ на лист, все листы складываются в центре стола.

Ведущий педагог собирает ответы. Жюри (библиотекари) подводит итоги. За каждое правильно выполненное задание - 1 балл.

 

2 тур игры - «Грамматик».  Каждый участник в команде выполняет поисковое задание, работая со «Словарём грамматических трудностей русского языка» Гольберг И. М., Иванова С. М.   Ведущий педагог собирает ответы. Жюри подводит итоги. За каждое верно найденное решение проблемы — 1 балл.

 

3 тур игры - «Клад». Задание заключается в том, чтобы найти в этимологическом или фразеологическом словаре интересные, новые сведения о происхождении слов и фразеологизмов. Участникам даётся время для подготовки, затем предоставляется слово каждой команде. За каждое интересное сообщение начисляется 1 балл. Суммируются баллы, подводятся итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЯ 1 тура

 

1.     Найдите в словаре указанное значение слов. Напишите название словаря и страницу, на которой Вы нашли это значение. (тест 3 ЕГЭ)

 

Бюллетень — разг......................................................................................................

словарь...............................................................................................................стр.....

Демонстрация — прямое …......................................................................................

словарь................................................................................................................стр....

депеша — устар...........................................................................................................

словарь.................................................................................................................стр....

диктатор — перен........................................................................................................

словарь..................................................................................................................стр....

история — разг..............................................................................................................

словарь..................................................................................................................стр....

категория —прямое......................................................................................................

словарь…..............................................................................................................стр....

проблема — перен., разг...............................................................................................

словарь................................................................................................................стр...

 

2. Как правильно поставить ударение в словах? Найди ответ в словаре, укажи страницу. (тест 4 ЕГЭ)

Созыв, словарь......................................................................................................стр....

занята, словарь.....................................................................................................стр...

занятый, словарь..................................................................................................стр...

повторённый, словарь..........................................................................................стр...

согнутый, словарь.................................................................................................стр...

донельзя, словарь..................................................................................................стр....

загодя, словарь......................................................................................................стр...

осведомишься, словарь.........................................................................................стр...

(он)накренится, словарь......................................................................................стр...

наделит, словарь..................................................................................................стр...

мозаичный  словарь..............................................................................................стр...

 

3. Подберите пароним к каждому слову. Проверьте себя по словарю паронимов, укажите страницу, на которой Вы нашли ответ. (тест 5 ЕГЭ)

 

Абонент -    …...............................................................................................стр........

демократичный - …......................................................................................стр.......

дерзать -  …...................................................................................................стр......

желанный - ….................................................................................................стр......

искусный -.........................................................................................................стр.....

интеллигентный - …........................................................................................стр....

логический - …...................................................................................................стр....

нетерпимый - …................................................................................................стр.....

обоснование - ….................................................................................................стр.....

поступок - ….......................................................................................................стр.....

удачливый - …......................................................................................................стр....

 

 

4. Как правильно написать пропущенные буквы  в словах? Найдите ответ в словаре. Вставьте пропущенную букву и укажите страницу в словаре, на которой Вы нашли это слово. (тест 9 ЕГЭ)

Об...ятельный, словарь….................................................................................стр......

 ви...л...нчель, словарь........................................................................................стр......

гра...атика,  словарь..........................................................................................стр......

гра...отный, словарь..........................................................................................стр......

 гл...д...олус, словарь...........................................................................................стр......

 сте...аж,    словарь............................................................................................стр.....

 ст...пендия, словарь...........................................................................................стр.....

 ф...олетовый, словарь …....................................................................................стр.....

 к...нфорка, словарь.............................................................................................стр.....

 п...л...садник  словарь.........................................................................................стр.....

 

5. Какую гласную надо вставить Е/И? Проверь по словарю. Укажи, на какой странице, какого словаря есть ответ на этот вопрос. (тест 12 ЕГЭ)

 

Выстрел...вший,

пол...шь (грядки),

удосто...нный (награды),

пыш...щее (здоровьем),

(коты) мурлыч...т,

 тащ...щаяся (повозка),

(старики) бормоч...т.

 

 

6. В какой части слова стоят буквы НН/Н? Найдите ответ в словаре? Напишите слово правильно, указав страницу словаря, на которой Вы нашли это слово. (тест 15 ЕГЭ)

ВыстираНН/Ный, словарь................................................................................стр.....

 болезнеНН/Ность, словарь...............................................................................стр.....

 увереНН/Ность, словарь...................................................................................стр....

 юНН/Нат, словарь.............................................................................................стр....

 ледяНН/Ной, словарь.........................................................................................стр.....

 длиНН/Ноногий, словарь....................................................................................стр....

 клееНН/Ный, словарь..........................................................................................стр....

неждаНН/Ный, словарь.......................................................................................стр....

 посажёНН/Ный (отец), словарь........................................................................стр...

 придаНН/Ное, словарь.........................................................................................стр...

 бесчувствеНН/Ный,словарь................................................................................стр...

 бешеНН/Нный словарь........................................................................................стр...

 мариноваНН/Ный, словарь.................................................................................стр...

 бессоНН/Ница, словарь.......................................................................................стр...

 умствеНН/Ный, словарь.....................................................................................стр....

 перечитаНН/Ный  словарь................................................................................стр.....

 

7.     Проверьте по словарю, все ли из предложенных сочетаний являются фразеологизмами. Напишите название словаря и страницу, на которой Вы нашли ответ на этот вопрос. (тест 24, 26 ЕГЭ)

Смотреть в оба,..........словарь............................................................................стр...

 глядя в окно,............словарь.................................................................................стр...

 во что бы то ни стало,...........словарь............................................................стр....

как бы, всё равно,............словарь........................................................................стр....

 ни то ни сё,..............словарь...............................................................................стр....

 взять себя в руки,...........словарь........................................................................стр....

 на самом деле,............словарь............................................................................стр....

 золотые руки,.............словарь............................................................................стр...

 показать дорогу,..........словарь..........................................................................стр....

 пролить свет,.........словарь.................................................................................стр....

 как следует............словарь.................................................................................стр.....

 

8.     Найдите в словаре синонимы и антонимы к данным словам. Напишите название словаря и страницу, на которой Вы нашли эти сведения.

 

Бережливость — син.........................словарь......................................................стр...

ант.........................................................словарь......................................................стр..

удача — син.........................................словарь......................................................стр..

ант.........................................................словарь.....................................................стр...

довольство — син...............................словарь.....................................................стр...

ант.........................................................словарь......................................................стр..

компетентный — син........................словарь.....................................................стр...

ант........................................................словарь......................................................стр...

симпатичный — син..........................словарь......................................................стр...

ант........................................................словарь......................................................стр...

пылкий -  син ......................................словарь......................................................стр...

ант.........................................................словарь.....................................................стр...

близкий — син......................................словарь.....................................................стр...

ант........................................................словарь......................................................стр...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЯ 2 тура «Грамматик»

 

1.                  Выясните, какие из предлагаемых слов имеют грамматические трудности. В чём они заключаются? Какой словарь Вы будете использовать?

 

Зал -........................................................................................................................стр...

ехать - …...............................................................................................................стр...

жаркий- ….............................................................................................................стр...

карий - …................................................................................................................стр...

жёлудь - ….............................................................................................................стр...

гольфы - ….............................................................................................................стр...

диспетчер - ….......................................................................................................стр...

 

 Словарь ….....................................................................................................................

 

2.                  Выясните, какие из предлагаемых слов имеют ошибочные сочетания в речи.  Каковы эти ошибки? Какой словарь Вы будете использовать для решения этого вопроса?

 

Определяться -...................................................................................................стр.....

Опровергать - …................................................................................................стр....

Отношение - …...................................................................................................стр....

Отслеживать - …..............................................................................................стр....

Перспектива - ….................................................................................................стр....

Терпимость - …...................................................................................................стр....

Толерантность - ….............................................................................................стр....

 

Словарь …......................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 3 тура «Клад»

 

1.                  Найдите интересные сведения о происхождении фразеологизмов и слов.  Какие словари Вы будете использовать? Кратко запишите результаты своего поиска с указанием словаря и страницы, на которой Вы прочитали историю происхождения фразеологизма или слова.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Словарь.................................................................................................................стр..._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Словарь.................................................................................................................стр...

 

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"

Конспект урока в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ со словарём"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020