Сценарий открытого урок изобразительного искусства
Класс 3
УМК «Школа России»
Тема урока: Искусство на улицах твоего города. Парки, скверы, бульвары
Цель: организовать учебную деятельность детей по ознакомлению с вариантами оформления городских зеленых зон, познакомить с понятием «садово-парковое искусство»; рассмотреть образцы ландшафтной архитектуры;
Задачи урока:
- сформировать представление о клумбах, газонах,
фонтанах и прочих местах отдыха людей;
- развивать умение рисовать по памяти и
представлению;
- воспитывать бережное отношение к окружающей
природе, традициям своих предков;
Планируемые результаты:
Предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже
известного с помощью
учителя, добывать новые знания, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, учиться изображать парки и
скверы;
Личностные: формирование у учащихся ценностных ориентиров в области
изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству,
как своему, так и других людей;
Коммуникативные: уметь вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения творческой работы;
Тип урока: открытие нового знания.
Вид деятельности: изображение на плоскости и в объеме (по памяти и по представлению); работа в смешанной технике — рисование красками, карандашами.
Планируемые результаты: школьники получат представление о назначении зеленых зон в городах; узнают традиции парковой архитектуры в нашей стране; научатся составлять проекты детских парков
Оборудование: компьютерная
презентация, бумага, карандаши, фломастеры, кисти, краски,
жетоны.
Музыка: фоновая спокойная мелодия.
Ключевые слова и понятия: парки, скверы, бульвары, заслоняемость, садово-парковое искусство.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
Все услышали звонок,
Он позвал нас на урок!
- Ребята, проверьте, свои рабочие места. У вас на партах должны быть: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисточки, баночка для воды.
У вас на партах лежат жетоны с лицами: счастливое, довольное и грустное. В конце урока вы оцените свою работу.
2. Актуализация знаний
1.Вводная беседа
-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Собери слово». Мне нужны 3 человека. Поменяйте местами буквы и соберите слова. Всем эти слова знакомы?
-А что вам представляется, когда слышите слова парк, сквер? (дорожки, клумбы, газоны, деревья т.д.)
2.Формулирование темы урока
-Как вы думаете, какова тема урока?
-Да, тема урока: «Парки, скверы и бульвары» (Слайд 1)
3.Постановка целей и задач
Проблема:
-А у нас есть парки? Скверы?
- Есть, но мало. Парк семьи Пашковых в с. Ветошкино, парк в усадьбе барона А. Жомини, с.Гагино. (Слайды 2,3,4)
-Вам хотелось бы украсить парками наше село?
-Сегодня Вы - архитекторы! Будем создавать проекты парков для нашего села!
-А что нужно для этого знать?
-Какие бывают парки?
-Где бывают парки?
-Для чего они нужны?
- Поставьте цель урока. (Дети высказывают свои версии).
-Верно. Узнать, какие бывают парки, скверы, для чего они нужны. Как можно оформить парк или сквер.
4.Беседа по теме урока
-Ребята, поднимите руки, кто был в парке? (Дети отвечают)
- Вы, наверное, заметили, что современные парки – это настоящие произведения искусства.
- Прежде чем придумывать оформление сквера или парка, архитектор внимательно изучает природу того места, на котором ему предстоит устроить зеленую зону. Ведь на этом участке земли уже существует своя растительность, есть какие-то холмы или овраги, имеются свои водоемы - пруды, озера, роднички. Все это необходимо тщательным образом сберечь, новые постройки или новые зеленые насаждения не должны уничтожать того, что уже создано самой природой.
- Так же архитекторы и дизайнеры тщательно продумывают каким будет каждый уголок парка и, конечно его назначение.(Слайд 5)
- Что мы можем увидеть в парке? (Ответы детей)
-Дорожки.(Слайд 6)
- Необычные клумбы и причудливо подстриженные деревья.(Слайд 7,8)
-Еще мы можем полюбоваться фонтаном и скульптурами. (Слайд 9)
- В самых разных уголках России есть немало старинных парков. В прошлом их называли садами. (Слайд 10)
- У каждого парка своё назначение, свой образ.
-Старинные парки. Детский парк. Парк Победы. (Слайд 11)
- Парк Победы. (Слайд 12)
- Старинные парки (Слайд 13)
- Детские парки. (Слайд 14)
- Ребята, а сквер и парк---это одно и то же?
-Нет! Парк — предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория.
-Сквер — благоустроенная и озелененная территория внутри жилой застройки. (Слайд 15)
-Какое еще слово было в теме урока и мы про него не говорили? (Бульвар).
-Есть в нашем селе бульвары?
- Кто знает, что это такое? (Слайд 16)
-Кто создает парки? Архитекторы и художники! (Садовники и ландшафтные дизайнеры занимаются только озеленением).
5. Физминутка.
6. Практическая работа.
- Закройте на минутку глаза. Представьте, что вы оказались в парке своей мечты. Оглянитесь. Какой он? Может быть в будущем вам удастся создать этот парк. А теперь открываем глаза.
-Итак, что нужно учесть при проектировании?
1.Вид парка!
2.Элементы паркового искусства.
3. Цвет.
-Вы можете изобразить ваш проект в смешанной технике — нарисовать его карандашами, красками, а вдобавок использовать детали аппликации.
-Подумайте, может быть, вам сначала следует сделать несложный набросок на бумаге, а потом перенести его на альбомный лист.
-Вам надо решить несколько вопросов.
- Будут ли на вашем рисунке изображения деревьев и других зеленых насаждений?
- Будут ли на вашем рисунке изображения аттракционов?
- Будут ли на вашем рисунке изображения людей?
- В каких моментах можно использовать аппликацию?
Чтобы работа не получилась примитивной, я советую использовать в ней два плана — ближний, тот, который будет действительно ближе всего к зрителю, и второй, который будет находиться за первым. Тогда ваш проект парка получится более богатым, динамичным. Для этого необходимо соблюдать такое правило изобразительного искусства, как заслоняемость одних предметов другими.
Еще подумайте над тем, как заполнить верхнюю и нижнюю части вашего листа. Допустим, в нижней части вы разместите предметы невысокие — кусты, скамейки, людей, кафе. Что можно разместить в верней части? Может быть, аттракционы или плакаты, афиши, парковую ограду, деревья. Подумайте над проектом не спеша, чтобы он получился разноплановым.
7.Завершение самостоятельной работы
(Школьники продолжают работу над заданием.)
Ребята, если вам не хватило времени для завершения работы. Не нужно торопиться, лучше доделайте работу дома.
8.Рефлексия. Выставка работ детей
- Ребята, оцените свою работу. Покажите жетон, который характеризует результат вашей работы.
Если вы довольны, у вас все получилось:
Если вы в целом работой довольны, но вы не успели закончить рисунок:
Вам не довольны своей работой, она требует доработки:
-Ребята, встаньте. Покажите мне свои работы.
А теперь повернитесь и покажите их гостям.
- Как называются места для отдыха в городе?
-Какое время года для проекта выбрали вы?
-Почему вам показалось это время года интересным?
-В какое время суток вы изображаете детский парк отдыха?
- Что такое «садово-парковое искусство»?
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
9. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Приведите в порядок свое рабочее место - если вы использовали аппликацию и вырезали изображения из бумаги, то соберите и выбросите обрезки. Если вы рисовали красками, то вылейте воду. Уберите принадлежности для рисования.
10. Домашнее задание на следующий урок принесите принадлежности для рисования, а для бумажного конструирования — ножницы и клей.
На с. 52-55 прочитайте информацию в учебнике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.