Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема: Подробное изложение
Тип урока: Развитие речи.
Цель: развивать речь.
Задачи:
• формировать умение определять тему и главную мысль текста;
• формировать умение составлять план текста;
• формировать умение самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку.
Формируемые УУД:
Познавательные: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-смысловое чтение;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные:- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Регулятивные: - составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
-способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
Личностные: - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей.
Оборудование: Презентация, учебник «Русский язык» авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК: «Школа России» 4 класс
ХОД УРОКА
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Примечание |
||||
Орг.момент |
Приветствие - Здравствуйте, дети! Долгожданный дан звонок – Начинается урок. К нам без опоздания приходи ,старание. Помоги нам потрудиться. Мы пришли сюда учиться! |
|
|
||||
I.Первичный синтез |
|||||||
1.1.Подготовка к восприятию текста |
-Ребята посмотрите внимательно на доску и попробуйте разгадать ребусы. -Что у вас получилось? -Хорошо, а как вы думаете, как эти 3 слова могут быть связаны в тексте? -Хотели бы вы послушать, как Паустовский использовал эти слова в своем рассказе? |
-Дети выполняют задание
-Заяц, пожар, дед -Выслушиваю варианты детей, мнения разделяются
-Да |
|
||||
1.2.Первичное восприятие |
Давайте прочитаем рассказ Паустовского. Открываем учебник на стр.119, упражнение 253 и приступаем к чтению. |
Читает сильный ученик |
|
||||
1.3.Проверка восприятия |
-Ребята вам понравился рассказ? -Какие чувства вы испытали при чтении рассказа? |
-Да -Сначала чувство тревоги за деда и зайца, а затем радость, что они спаслись от пожара |
|
||||
II.Всесторонний анализ текста |
|||||||
2.1.Определение жанра текста |
-Ребята, как вы думаете, к какому жанру относится данное произведение? -По каким признакам вы определили, что это рассказ? -К какому типу текста относится рассказ? -Как вы это определили? |
-Рассказ
-В тексте описывается один эпизод, происходящий с героями -Повествование |
|
||||
2.2.Общие вопросы по тексту |
-Ребята, как вы думаете, где происходят действие? -Кто главные герои? |
-В лесу
-Дед и заяц |
|
||||
2.3.Деление текста на части |
-Какие части текста вы знаете? -Ребята давайте разделим данный рассказ на части, работаем в группах. -Сколько частей у вас получилось? -А почему у вас получилось 4 части, а назвали вы только 3? -Хорошо, прочитайте 1 часть -А где происходят события? -Что вы можете сказать об этом слове? -Ребята, а как вы думаете бывает ли такое, что в одном предложении 2 слова написаны с большой буквы? -А у нас в рассказе есть такое предложение?
-А как вы думаете, кем был дед? -А почему вы так решили?
-Что вы можете сказать о этом слове? -Как мы его запишем? -Ребята, а вы знаете, что это за слово – неожиданно? -Это словарное слово, а как вы думаете, что оно значит? -Давайте посмотрим, какое определение дает автор словаря.(в презентации) -А могли бы мы заменить это слово? -А какое же слово здесь подойдет больше?
--А что же случилось неожиданно? -А как вы думаете, что значит слово гарь? -Давайте посмотрим, какое определение нам дает автор словаря(в презентации) -Давайте выпишем данное слово и запомните, как оно пишется -Ребята, а почему дед почувствовал запах гари? -А что вы знаете об этих словах?
-А откуда же взялась гарь? -А что это за слово такое пожар, что вы можете о нем рассказать? -Как мы его запишем? -ребята, как автор описал пожар? -Что вы можете рассказать о слове огонь? -Как мы его запишем? -Ребята, а как вы думаете, какой ветер был в лесу? -Почему вы так решили?
-Как вы понимаете слово огромной? -Могли бы мы из текста убрать это слово?
-Давайте запишем это слово на доске. -О чем говорится в этой части?
-Давайте озаглавим эту часть -Ребята прочитайте 2 часть -Ребята, а что делал дед, когда начался пожар? -А что вы знаете об этом слове?
-Хорошо, найдите в этой части еще слова с данной орфограммой -Молодцы! Ребята, а как именно убегал дед? -А почему вы так решили?
-А что мы знаем о слове спотыкался? -Найдите в этой части еще слова с такой орфограммой. -Ребята а почему автор использовал слова спотыкался, падал? -Можем мы убрать эти слова или заменить? -Ребята, а какой вы знаете еще признак пожара? -А у нас в рассказе есть такой признак? -А как это произошло? -А как вы думаете, что значит слово выедал? -Давайте посмотрим, какое определение дают авторы словаря (появляется на слайде) -А можно было бы обойтись без этого слова?
-Давайте запишем это слово на доску. -А что происходила, когда дел убегал?
-Как вы понимаете, что такое гул? -Давайте посмотрим, что говорит автор словаря(появляется на слайде) -Что вы можете сказать о слове сзади? -А гул и треск чего дед слышал? -Что же это за слово такое? -А кого встретил дед, когда убегал? -А как он появился? -Что это за слово такое? -А как вы думаете, почему автор использовал именно это слово?
-Давайте запишем это слово на доске -А откуда взялся заяц
-Что вы знаете о слове выскочил? -Выскочил заяц из под ног и что же он делал дальше? -А как он убегал от пожара? -Что вы знаете об этом слове?
-Ребята, а почему же заяц убегал ни как дед быстро, а бежал медленно, он разве не боялся пожара? -Почему? -Почему вы так решили?
-Как вы понимаете слово волочил? -Давайте посмотрим, какое определение нам дает автор словаря(появляется на слайде) -Хорошо, а могли бы мы заменить это слово? -А какое же слово здесь подходит больше? -Давайте его выпишем на доску -О чем говорится в этой части? -Как мы озаглавим эту часть? -Давайте прочитаем 3 часть. -Ребята, что же сделал дед, когда встретился с зайцем? -Что вы знаете об этом слове?
-Хорошо, ребята, а на сколько сильно он обрадовался зайцу? -Почему вы так решили?
-Что вы можете сказать о слове родному? -А почему же дед, так обрадовался зайцу?
-Ребята, что значит слово чует? -Давайте запишем это слово на доску. А что вы знаете о слове спасаются? - Ребята и что сделал дед, когда увидел зайца? -И как он бежал? -А почему он плакал? -А чего он боялся? -Почему вы так решили?
-А что вы знаете об этом слове?
-Так о чем говорится в этой части? -Как мы озаглавим эту часть -Давайте прочитаем последнею часть. Как она называется? -Так получилось деду спастись от пожара? -А как он спасся? -А где об этом говорится в тексте? -А что вы можете сказать о слове вывел? -Давайте выпишем это слово -И что они сделались, когда спаслись? -Где упали? -А почему они упали? -А что это за слово такое, что вы о нем можете рассказать? -А как вы думаете мог ли автор не уточнять почему упали дед и заяц?
-Хорошо. Давайте тогда запишем это слово -Ребята, а что дед сделал с зайцем, после того, как он спас его? -Как вы понимаете слово подобрал? -Что вы можете сказать об этом слове? -Подобрал он его и что дальше? -Ребята так как вы думаете, почему же все таки заяц бежал медленно от пожара? -А как вы думаете, что такое опалены? -Давайте посмотрим, какое определение нам дает автор словаря -Как вы думаете можно ли было это не использовать в тексте?
-Давайте выпишем это слово -Подобрал его дед, понес домой и что он дальше с ним сделал? -И что дальше, он его отпустил? -О чем говорится в этой части?
-Давайте озаглавим эту часть -Ребята, а как вы думаете, какая главная мысль этого рассказа -Ребята посмотрите внимательно на доску, я вам предлагаю из данных пословиц выбрать такую, которая больше всего подойдет к нашему рассказу (Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело два века живёт. Доброе дело без награды не остаётся. Доброму везде добро. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.) -Хорошо, теперь закрываем книжки и пишем изложение |
-Вступление, основная, заключение -Дети работают в группах по 4 человека
-4
-Потому что одна часть может делиться на несколько частей Читают весь первый абзац -В лесу -Здесь есть орфограмма, проверяемая гласная -Да, если есть в предложении имя собственное
-Да, 1 предложение. Дед с большой буквы, потому что это начало предложение, а Ларион, потому что это имя собственное -Охотником -Потому что автор пишет, что дед охотился в лесу
-Это словарное слово
-О-хо-тил-ся
-Мы не знаем
-Случилось то, чего никто не ожидал
-Да, внезапно, вдруг
-Неожиданно, потому что сразу понятно, что ничего не предвещало беды и дед не ожидал, что начнется пожар -потянуло гарью
-Предположение детей
-Потому что поднялся ветер
-В слове поднялся – приставка по, приставки па не бывает -Потому что в лесу начался пожар
-Это словарное слово -пожар Огонь гнало по земле -Это словарное слово
-Огонь -Очень сильный
-Потому что автор написал, что огонь гнало с огромной скоростью, ведь действительно, чем быстрее ветер, тем быстрей распространяется огонь. -Очень большой, быстрый
-Нет. Потому что, было бы не понятно, на сколько быстро распространяется пожар.
-О том, как дед охотился в лесу и вдруг начался пожар -Начало пожара -читают 2 абзац - он бежал от пожара
-Есть орфограмма проверяемая безударная гласная -падал, выедал, пламени, выскочил, зверек -Очень быстро
-Потому что он бежал так быстро, что не успевал смотреть под ноги и поэтому он спотыкался и падал -Что есть орфограмма непроверяемая безударная гласная -заяц
-Чтоб нам было понятно, как он убегал
-Нет
-Дым
-Да, дед тоже столкнулся с ним
-Дым выедал глаза деду -Предположение детей
-Нет, тогда бы картинка пожара представлялась не так четко, а так мы сразу понимаем на сколько серьезны последствия
-сзади был слышен гул и треск
-предположение детей
-есть орфограмма приставка с-
-Пламени -есть орфограмма суффикс –ен -зайца
-Вдруг -Словарное слово -потому что, оно лучше всего передает тот смысл, что заяц взялся из неоткуда
-Неизвестно, но автор пишет, что он выскочил из под ног деда -Есть орфограмма -Он тоже бежал от пожара
-Медленно -Это словарное слово, пишется с удвоенной нн -Боялся, он просто не мог бежать быстрей
-У него болели ножки -Потому что автор пишет, что он волочил задние ноги -предположение детей
-Да, тащил, тянул и т.д.
-Волочил
-О том, как дед встретился с зайцем -Встреча с зайцем -Дети читают весь 3 абзац -Он обрадовался ему
-Есть безударная гласная в корне слова -Очень сильно
-Автор пишет, что он обрадовался зайцу, как родному -Есть орфограмма проверяемая безударная гласная -Потому что он знал, что звери лучше человека чуют откуда идет огонь, и всегда спасаются -Ответы детей -Есть орфограмма проверяемая гласная
-Он побежал за ним
-Он плакал -От страха -Он боялся отстать от зайца -Потому что он просил зайца бежать потише -Приставка по, приставки па не бывает -Как дед и заяц бежали от пожара -побег деда и зайца от пожара -Это заключение
-Да
-Заяц помог -В первом предложение -Проверяемая безударная гласная
-Упали
-Возле озера -От усталости -Здесь есть орфограмма непроверяемая безударная -Нет это нужно было уточнить, чтоб нам читателям было понятно на сколько они устали спасаясь от пожара
-Он подобрал зайца
-Предположение детей
-Есть орфограмма приставка по
-Понес его домой -Потому что автор говорит нам, что у него были опалены ноги и живот
-Предположения детей
-Нет, нельзя, потому что читателю бы было не понятно до конца почему же он все таки бежал медленно
-он его вылечил
-Нет, он оставил его у себя жить -Как заяц вывел деда из огня, а дед в свою очередь забрал зайца домой и вылечил -Спасение
-Нужно всегда делать другим добро и оно обязательно вернется к тебе
-Дети высказываются |
Появляется на слайде
Появляется на слайде
Появляется на слайде
Появляется на слайде |
||||
Физкульт.минутка |
А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) |
|
|
||||
III Написание изложения |
|||||||
3.1.Написание изложение |
Подготавливаю индивидуальную работу для слабых учащихся |
|
|
||||
3.2.Работа над ошибками |
После написания изложения дети выполняют самопроверку и расставляют корректурные знаки. Сдают тетради |
|
|
||||
Рефлексия |
-Какие трудности вы испытали при написании изложения? -Чего вам не хватило, чтоб успешно выполнить работу |
|
|
||||
Домашнее задание |
Подготовиться к проверочной работе по теме «Глагол» |
|
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.