Конспект урока в 4 классе подробное изложение
Оценка 4.6

Конспект урока в 4 классе подробное изложение

Оценка 4.6
docx
28.11.2020
Конспект урока в 4 классе подробное изложение
Этап.docx

Конспект урока русского языка в 4 классе

 

Тема: Подробное изложение

Тип урока: Развитие речи.

Цель: развивать речь.

Задачи:

• формировать умение определять тему и главную мысль текста;

• формировать умение составлять план текста;

• формировать умение самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку.

Формируемые УУД:

Познавательные: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-смысловое чтение;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные:- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные: - составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

-способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;

Личностные: - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей.

Оборудование: Презентация, учебник «Русский язык» авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК: «Школа России» 4 класс

ХОД УРОКА

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Орг.момент

Приветствие

- Здравствуйте, дети!

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

К нам без опоздания

приходи ,старание.

Помоги нам потрудиться.

Мы пришли сюда учиться!

 

 

I.Первичный синтез

1.1.Подготовка к восприятию текста

-Ребята посмотрите внимательно на доску и попробуйте разгадать ребусы.

-Что у вас получилось?

-Хорошо, а как вы думаете, как эти 3 слова могут быть связаны в тексте?

-Хотели бы вы послушать, как Паустовский использовал эти слова в своем рассказе?

-Дети выполняют задание

 

 

-Заяц, пожар, дед

-Выслушиваю варианты детей, мнения разделяются

 

-Да

 

1.2.Первичное восприятие

Давайте прочитаем рассказ Паустовского. Открываем учебник на стр.119, упражнение 253 и приступаем к чтению.

Читает сильный ученик

 

1.3.Проверка восприятия

-Ребята вам понравился рассказ?

-Какие чувства вы испытали при чтении рассказа?

-Да

-Сначала чувство тревоги за деда и зайца, а затем радость, что они спаслись от пожара

 

II.Всесторонний анализ текста

2.1.Определение жанра текста

-Ребята, как вы думаете,  к какому жанру относится данное произведение?

-По каким признакам вы определили, что это рассказ?

-К какому типу текста относится рассказ?

-Как вы это определили?

-Рассказ

 

 

-В тексте описывается один эпизод, происходящий с героями

-Повествование

 

2.2.Общие вопросы по тексту

-Ребята, как вы думаете, где происходят действие?

-Кто главные герои?

-В лесу

 

-Дед и заяц

 

2.3.Деление текста на части

-Какие части текста вы знаете?

-Ребята давайте разделим данный рассказ на части, работаем в группах.

-Сколько частей у вас получилось?

-А почему у вас получилось 4 части, а назвали вы только 3?

-Хорошо, прочитайте 1 часть

-А где происходят события?

-Что вы можете сказать об этом слове?

-Ребята, а как вы думаете бывает ли такое, что в одном предложении 2 слова написаны с большой буквы?

-А у нас в рассказе есть такое предложение?

 

 

-А как вы думаете, кем был дед?

-А почему вы так решили?

 

-Что вы можете сказать о этом слове?

-Как мы его запишем?

-Ребята, а вы знаете, что это за слово – неожиданно?

-Это словарное слово, а как вы думаете, что оно значит?

-Давайте посмотрим, какое определение дает автор словаря.(в презентации)

-А могли бы мы заменить это слово?

-А какое же слово здесь подойдет больше?

 

 

--А что же случилось неожиданно?

-А как вы думаете, что значит слово гарь?

-Давайте посмотрим, какое определение нам дает автор словаря(в презентации)

-Давайте выпишем данное слово и запомните, как оно пишется

-Ребята, а почему дед почувствовал запах гари?

-А что вы знаете об этих словах?

 

-А откуда же взялась гарь?

-А что это за слово такое пожар, что вы можете о нем рассказать?

-Как мы его запишем?

-ребята, как автор описал пожар?

-Что вы можете рассказать о слове огонь?

-Как мы его запишем?

-Ребята, а как вы думаете, какой ветер был в лесу?

-Почему вы так решили?

 

 

 

 

-Как вы понимаете слово огромной?

-Могли бы мы из текста убрать это слово?

 

-Давайте запишем это слово на доске.

-О чем говорится в этой части?

 

-Давайте озаглавим эту часть

-Ребята прочитайте 2 часть

-Ребята, а что делал дед, когда начался пожар?

-А что вы знаете об этом слове?

 

-Хорошо, найдите в этой части еще слова с данной орфограммой

-Молодцы! Ребята, а как именно убегал дед?

-А почему вы так решили?

 

 

-А что мы знаем о слове спотыкался?

-Найдите в этой части еще слова с такой орфограммой.

-Ребята а почему автор использовал слова спотыкался, падал?

-Можем мы убрать эти слова или заменить?

-Ребята, а какой вы знаете еще признак пожара?

-А у нас в рассказе есть такой признак?

-А как это произошло?

-А как вы думаете, что значит слово выедал?

-Давайте посмотрим, какое определение дают авторы словаря (появляется на слайде)

-А можно было бы обойтись без этого слова?

 

 

-Давайте запишем это слово на доску.

-А что происходила, когда дел убегал?

 

-Как вы понимаете, что такое гул?

-Давайте посмотрим, что говорит автор словаря(появляется на слайде)

-Что вы можете сказать о слове сзади?

-А гул и треск чего дед слышал?

-Что же это за слово такое?

-А кого встретил дед, когда убегал?

-А как он появился?

-Что это за слово такое?

-А как вы думаете, почему автор использовал именно это слово?

 

-Давайте запишем это слово на доске

-А откуда взялся заяц

 

-Что вы знаете о слове выскочил?

-Выскочил заяц из под ног и что же он делал дальше?

-А как он убегал от пожара?

-Что вы знаете об этом слове?

 

-Ребята, а почему же заяц убегал ни как дед быстро, а бежал медленно, он разве не боялся пожара?

-Почему?

-Почему вы так решили?

 

-Как вы понимаете слово волочил?

-Давайте посмотрим, какое определение нам дает автор словаря(появляется на слайде)

-Хорошо, а могли бы мы заменить это слово?

-А какое же слово здесь подходит больше?

-Давайте его выпишем на доску

-О чем говорится в этой части?

-Как мы озаглавим эту часть?

-Давайте прочитаем 3 часть.

-Ребята, что же сделал дед, когда встретился с зайцем?

-Что вы знаете об этом слове?

 

-Хорошо, ребята, а на сколько сильно он обрадовался зайцу?

-Почему вы так решили?

 

-Что вы можете сказать о слове родному?

-А почему же дед, так обрадовался зайцу?

 

-Ребята, что значит слово чует?

-Давайте запишем это слово на доску. А что вы знаете о слове спасаются?

- Ребята и что сделал дед, когда увидел зайца?

-И как он бежал?

-А почему он плакал?

-А чего он боялся?

-Почему вы так решили?

 

-А что вы знаете об этом слове?

 

-Так о чем говорится в этой части?

-Как мы озаглавим эту часть

-Давайте прочитаем последнею часть. Как она называется?

-Так получилось деду спастись от пожара?

-А как он спасся?

-А где об этом говорится в тексте?

-А что вы можете сказать о слове вывел?

-Давайте выпишем это слово

-И что они сделались, когда спаслись?

-Где упали?

-А почему они упали?

-А что это за слово такое, что вы о нем можете рассказать?

-А как вы думаете мог ли автор не уточнять почему упали дед и заяц?

 

-Хорошо. Давайте тогда запишем это слово

-Ребята, а что дед сделал с зайцем, после того, как он спас его?

-Как вы понимаете слово подобрал?

-Что вы можете сказать об этом слове?

-Подобрал он его и что дальше?

-Ребята так как вы думаете, почему же все таки заяц бежал медленно от пожара?

-А как вы думаете, что такое опалены?

-Давайте посмотрим, какое определение нам дает автор словаря

-Как вы думаете можно ли было это не использовать в тексте?

 

 

-Давайте выпишем это слово

-Подобрал его дед, понес домой и что он дальше с ним сделал?

-И что дальше, он его отпустил?

-О чем говорится в этой части?

 

 

-Давайте озаглавим эту часть

-Ребята, а как вы думаете, какая главная мысль этого рассказа

-Ребята посмотрите внимательно на доску, я вам предлагаю из данных пословиц выбрать такую, которая больше всего подойдет к нашему рассказу (Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело два века живёт. Доброе дело без награды не остаётся. Доброму везде добро. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.)

-Хорошо, теперь закрываем книжки и пишем изложение

-Вступление, основная, заключение

-Дети работают в группах по 4 человека

 

-4

 

-Потому что одна часть может делиться на несколько частей

Читают весь первый абзац

-В лесу

-Здесь есть орфограмма, проверяемая гласная

-Да, если есть в предложении имя собственное

 

 

-Да, 1 предложение. Дед с большой буквы, потому что это начало предложение, а Ларион, потому что это имя собственное

-Охотником

-Потому что автор пишет, что дед охотился в лесу

 

-Это словарное слово

 

-О-хо-тил-ся

 

-Мы не знаем

 

-Случилось то, чего никто не ожидал

 

 

-Да, внезапно, вдруг

 

-Неожиданно, потому что сразу понятно, что ничего не предвещало беды и дед не ожидал, что начнется пожар

-потянуло гарью

 

-Предположение детей

 

 

 

 

 

 

-Потому что поднялся ветер

 

-В слове поднялся – приставка по, приставки па не бывает

-Потому что в лесу начался пожар

 

-Это словарное слово

-пожар

Огонь гнало по земле

-Это словарное слово

 

-Огонь

-Очень сильный

 

-Потому что автор написал, что огонь гнало с огромной скоростью, ведь действительно, чем быстрее ветер, тем быстрей распространяется огонь.

-Очень большой, быстрый

 

-Нет. Потому что, было бы не понятно, на сколько быстро распространяется пожар.

 

 

-О том, как дед охотился в лесу и вдруг начался пожар

-Начало пожара

-читают 2 абзац

- он бежал от пожара

 

-Есть орфограмма проверяемая безударная гласная

-падал, выедал, пламени, выскочил, зверек

-Очень быстро

 

-Потому что он бежал так быстро, что не успевал смотреть под ноги и поэтому он спотыкался и падал

-Что есть орфограмма непроверяемая безударная гласная

-заяц

 

-Чтоб нам было понятно, как он убегал

 

-Нет

 

-Дым

 

-Да, дед тоже столкнулся с ним

 

-Дым выедал глаза деду

-Предположение детей

 

 

 

 

-Нет, тогда бы картинка пожара представлялась не так четко, а так мы сразу понимаем на сколько серьезны последствия

 

 

-сзади был слышен гул и треск

 

 

-предположение детей

 

 

 

-есть орфограмма приставка с-

 

-Пламени

-есть орфограмма суффикс –ен

-зайца

 

-Вдруг

-Словарное слово

-потому что, оно лучше всего передает тот смысл, что заяц взялся из неоткуда

 

 

-Неизвестно, но автор пишет, что он выскочил из под ног деда

-Есть орфограмма

-Он тоже бежал от пожара

 

-Медленно

-Это словарное слово, пишется с удвоенной нн

-Боялся, он просто не мог бежать быстрей

 

 

-У него болели ножки

-Потому что автор пишет, что он волочил задние ноги

-предположение детей

 

 

 

 

-Да, тащил, тянул и т.д.

 

-Волочил

 

 

-О том, как дед встретился с зайцем

-Встреча с зайцем

-Дети читают весь 3 абзац

-Он обрадовался ему

 

-Есть безударная гласная в корне слова

-Очень сильно

 

-Автор пишет, что он обрадовался зайцу, как родному

-Есть орфограмма проверяемая безударная гласная

-Потому что он знал, что звери лучше человека чуют откуда идет огонь, и всегда спасаются

-Ответы детей

-Есть орфограмма проверяемая гласная

 

-Он побежал за ним

 

-Он плакал

-От страха

-Он боялся отстать от зайца

-Потому что он просил зайца бежать потише

-Приставка по, приставки па не бывает

-Как дед и заяц бежали от пожара

-побег деда и зайца от пожара

-Это заключение

 

-Да

 

-Заяц помог

-В первом предложение

-Проверяемая безударная гласная

 

 

-Упали

 

-Возле озера

-От усталости

-Здесь есть орфограмма непроверяемая безударная

-Нет это нужно было уточнить, чтоб нам читателям было понятно на сколько они устали спасаясь от пожара

 

 

-Он подобрал зайца

 

-Предположение детей

 

-Есть орфограмма приставка по

 

-Понес его домой

-Потому что автор говорит нам, что у него были опалены ноги и живот

 

-Предположения детей

 

 

 

 

-Нет, нельзя, потому что читателю бы было не понятно до конца почему же он все таки бежал медленно

 

-он его вылечил

 

-Нет, он оставил его у себя жить

-Как заяц вывел деда из огня, а дед в свою очередь забрал зайца домой и вылечил

-Спасение

 

 

-Нужно всегда делать другим добро и оно обязательно вернется к тебе

 

-Дети высказываются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Появляется на слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Появляется на слайде

 

 

 

 

Появляется на слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Появляется на слайде

Физкульт.минутка

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

 

 

III Написание изложения

3.1.Написание изложение

Подготавливаю индивидуальную работу для слабых учащихся

 

 

3.2.Работа над ошибками

После написания изложения дети выполняют самопроверку и расставляют корректурные знаки. Сдают тетради

 

 

Рефлексия

-Какие трудности вы испытали при написании изложения?

-Чего вам не хватило, чтоб успешно выполнить работу

 

 

Домашнее задание

Подготовиться к проверочной работе по теме «Глагол»

 

 



 

Конспект урока русского языка в 4 классе

Конспект урока русского языка в 4 классе

По каким признакам вы определили, что это рассказ? -К какому типу текста относится рассказ? -Как вы это определили?-Рассказ -В тексте описывается один эпизод, происходящий с…

По каким признакам вы определили, что это рассказ? -К какому типу текста относится рассказ? -Как вы это определили?-Рассказ -В тексте описывается один эпизод, происходящий с…

А откуда же взялась гарь? -А что это за слово такое пожар, что вы можете о нем рассказать? -Как мы его запишем? -ребята, как автор…

А откуда же взялась гарь? -А что это за слово такое пожар, что вы можете о нем рассказать? -Как мы его запишем? -ребята, как автор…

Давайте запишем это слово на доску

Давайте запишем это слово на доску

Что вы можете сказать о слове родному? -А почему же дед, так обрадовался зайцу? -Ребята, что значит слово чует? -Давайте запишем это слово на доску

Что вы можете сказать о слове родному? -А почему же дед, так обрадовался зайцу? -Ребята, что значит слово чует? -Давайте запишем это слово на доску

Деление текста на части -Какие части текста вы знаете? -Ребята давайте разделим данный рассказ на части, работаем в группах

Деление текста на части -Какие части текста вы знаете? -Ребята давайте разделим данный рассказ на части, работаем в группах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2020