Конспект урока в 5 классе по всеобщей истории. Тема: "Греческие колонии"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок способствует развитию пространственного мышления у пятиклассников; формирует их картографические навыки. При наличии контурных карт обучающиеся выполняют практическое задание.
Иконка файла материала Греческие колонии.docx

Тема:       Великая греческая колонизация.

Цель:        Выяснить главные причины и определить основные на­

правления греческой колонизации; рассмотреть грече­ские колонии, которые возникли на территории совре­менного Крымского полуострова; выделить факторы, определившие успешное развитие греческих колоний.

Ожидаемые результаты: После этого урока ученики смогут: назвать причины и основные направления греческой колони­зации; рассказать о греческих колониях, которые воз­никли на территории Северного Причерноморья; осознать, что определяющую роль в успешном развитии городов-колоний сыграло то, что колонисты налаживали с местным населением добрые отношения, вели взаимовыгодную торговлю.

Основные термины и понятия: Метрополия.

Тип урока:  Комбинированный.

Структура урока

I.      Организационный момент

II.         Актуализация опорных знаний

III.        Изучение нового материала

1.   Причины и основные направления колонизации.

2.    Колонии и метрополии.

3.    Города-колонии Северного Причерноморья.

IV.       Закрепление новых знаний

V.          Итоги урока

VI.      Домашнее задание

 

ХОД УРОКА

I.     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II.   АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Фронтальный опрос.

1.    Как было образовано Лакедемонское государство?

2.   Как происходило расширение территории Спартанского госу­дарства? К чему это привело?

3.     Какие реформы провел Ликург?

4.     Как было организовано управление Спартой?

5.     На что была направлена система воспитания спартанских юношей?

 

Завершая опрос, учитель напоминает, что Спарта и Афины были

двумя из множества мелких государств, существовавших на земле Эллады в VIII—VI вв. до н. э. В это время многие из них столкну­лись с проблемой нехватки земель. Население городов росло, а зем­ли в гористой местности Греции всегда было мало. Это обстоятель­ство стало одной из причин начала греческой колонизации.

Вопросы на повторение.

1.    Что такое колония?

2.     Какие древние народы основывали колонии?

3.     Назовите известные вам колонии.

III.  ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Причины и основные направления колонизации.

Работа по учебнику.

Прочитайте текст параграфа и запишите в тетрадях причины гре­ческой колонизации.

   Учащиеся должны назвать следующие причины:

  в Греции не хватало земли;

  необходимость покинуть Грецию после поражения в полити­ческой   борьбе;

  расширение торговых связей.

Работа с картой.

Убедившись в правильности выполнения предыдущего задания, учитель показывает на карте основные направления греческой ко­лонизации:

Западное — Южная Италия и Сицилия;

Северо-западное — фракийское побережье Эгейского моря, по­бережье Черного моря;

Южное — финикийское побережье.

2.   Колонии и метрополии.

Работа по формированию понятия.

Ученики записывают в тетрадях определение.

Метрополия — город-государство (полис), имеющее колонии. Учитель предлагает найти пример, иллюстрирующий определе­ние, в тексте учебника (Ольвия — колония, Милет — метрополия).

3.   Города-колонии Северного Причерноморья.

Сообщения учащихся.

Заслушав сообщения учащихся, учитель может дополнить их сле­дующей информацией.

Дополнительная информация

Легенда «Понт Аксинский и понт Эвксинский»

Давно это было. Так давно, что даже счет времени шел в обратную сторону. Жило в Тавриде гордое и миролюбивое племя горцев. Жило тихо и мирно, богатело с каждым годом благодаря своему трудолю­бию.

Прослышали о Тавриде в далекой Элладе, и задумали греки поко­рить эту богатую землю.

У берегов Тавриды появилось множество фелюг. В них сидели во­оруженные эллины... Всполошилось селение горцев. Женщины и дети спрятались в пещеры, а мужчины приготовились отразить натиск. Они поняли, что битва будет не на жизнь, а на смерть: греков было бессчетное множество.

Но тут словно тучи закрыли звезды. Это гигантские орлы-грифы взлетели со скал и устремились к морю. Распластав огромные кры­лья, орлы стали кружиться над греческими фелюгами. В испуге за­кричали эллины и закрыли головы щитами. Горцы, увидев поддерж­ку с неба, начали сталкивать в воду огромные валуны. В страхе повернули эллины свои фелюги обратно. Но мало кто возвратился к своим берегам.

С тех пор греки стали называть это море Понтом Аксинским — Негостеприимным морем. Инаказали детям своим, чтоб никогда не поднимали оружие против жителей Тавриды и никогда не пытались пройти по Понту Аксинскому.     

Прошло время, снова стало тянуть греков на солнечные берега богатой Тавриды. Но они хорошо помнили наказ своих предков, и не тысячи фелюг вышли в Понт Аксинский, а всего лишь пять. И сидели в фелюгах не вооруженные воины, а мирные послы с богатыми дарами для горцев. И договорились горцы с греками, и поклялись, что никогда не поднимут оружия друг против друга. С тех пор и посели­лись эллины вдали от Эллады и счастливо зажили под солнцем Таври­ды. Стали они выращивать виноград и розы. Вели торговлю с горцами и удивлялись: почему такое ласковое море названо Аксинским — Не­гостеприимным?

Нет, это доброе и гостеприимное море. И назвали греки море Пон­том Эвксинским — Гостеприимным морем.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Беседа по вопросам.

1.     Как складывались отношения между колониями и метрополиями?

2.      Назовите греческие колонии в Северном Причерноморье.

3.      Назовите основные занятия жителей городов-колоний.

V.    ИТОГИ УРОКА

Заключительное слово учителя.

    В VIII—VI вв. до н. э. греки основали в чужих краях поселе­ния, которые стали пристанищем для крестьян, потерявших землю, неудачливых политиков и предприимчивых купцов.

    Основными направлениями греческой колонизации были за­падное, северо-восточное и южное.

     Колонисты стремились налаживать хорошие отношения с мест­ным населением обживаемых земель и старались не утрачивать связь с родиной — метрополией.

     Наиболее крупными колониями на территории Северного При­черноморья были Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.      Проработать текст параграфа.

Повторить тему «Персидское государство».


 

Скачано с www.znanio.ru