Тема: Великая греческая колонизация.
Цель: Выяснить главные причины и определить основные на
правления греческой колонизации; рассмотреть греческие колонии, которые возникли на территории современного Крымского полуострова; выделить факторы, определившие успешное развитие греческих колоний.
Ожидаемые результаты: После этого урока ученики смогут: назвать причины и основные направления греческой колонизации; рассказать о греческих колониях, которые возникли на территории Северного Причерноморья; осознать, что определяющую роль в успешном развитии городов-колоний сыграло то, что колонисты налаживали с местным населением добрые отношения, вели взаимовыгодную торговлю.
Основные термины и понятия: Метрополия.
Тип урока: Комбинированный.
Структура урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
III. Изучение нового материала
1. Причины и основные направления колонизации.
2. Колонии и метрополии.
3. Города-колонии Северного Причерноморья.
IV. Закрепление новых знаний
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Фронтальный опрос.
1. Как было образовано Лакедемонское государство?
2. Как происходило расширение территории Спартанского государства? К чему это привело?
3. Какие реформы провел Ликург?
4. Как было организовано управление Спартой?
5. На что была направлена система воспитания спартанских юношей?
Завершая опрос, учитель напоминает, что Спарта и Афины были
двумя из множества мелких государств, существовавших на земле Эллады в VIII—VI вв. до н. э. В это время многие из них столкнулись с проблемой нехватки земель. Население городов росло, а земли в гористой местности Греции всегда было мало. Это обстоятельство стало одной из причин начала греческой колонизации.
Вопросы на повторение.
1. Что такое колония?
2. Какие древние народы основывали колонии?
3. Назовите известные вам колонии.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Причины и основные направления колонизации.
Работа по учебнику.
Прочитайте текст параграфа и запишите в тетрадях причины греческой колонизации.
Учащиеся должны назвать следующие причины:
— в Греции не хватало земли;
— необходимость покинуть Грецию после поражения в политической борьбе;
— расширение торговых связей.
Работа с картой.
Убедившись в правильности выполнения предыдущего задания, учитель показывает на карте основные направления греческой колонизации:
Западное — Южная Италия и Сицилия;
Северо-западное — фракийское побережье Эгейского моря, побережье Черного моря;
Южное — финикийское побережье.
2. Колонии и метрополии.
Работа по формированию понятия.
Ученики записывают в тетрадях определение.
Метрополия — город-государство (полис), имеющее колонии. Учитель предлагает найти пример, иллюстрирующий определение, в тексте учебника (Ольвия — колония, Милет — метрополия).
3. Города-колонии Северного Причерноморья.
Сообщения учащихся.
Заслушав сообщения учащихся, учитель может дополнить их следующей информацией.
Дополнительная информация
Легенда «Понт Аксинский и понт Эвксинский»
Давно это было. Так давно, что даже счет времени шел в обратную сторону. Жило в Тавриде гордое и миролюбивое племя горцев. Жило тихо и мирно, богатело с каждым годом благодаря своему трудолюбию.
Прослышали о Тавриде в далекой Элладе, и задумали греки покорить эту богатую землю.
У берегов Тавриды появилось множество фелюг. В них сидели вооруженные эллины... Всполошилось селение горцев. Женщины и дети спрятались в пещеры, а мужчины приготовились отразить натиск. Они поняли, что битва будет не на жизнь, а на смерть: греков было бессчетное множество.
Но тут словно тучи закрыли звезды. Это гигантские орлы-грифы взлетели со скал и устремились к морю. Распластав огромные крылья, орлы стали кружиться над греческими фелюгами. В испуге закричали эллины и закрыли головы щитами. Горцы, увидев поддержку с неба, начали сталкивать в воду огромные валуны. В страхе повернули эллины свои фелюги обратно. Но мало кто возвратился к своим берегам.
С тех пор греки стали называть это море Понтом Аксинским — Негостеприимным морем. Инаказали детям своим, чтоб никогда не поднимали оружие против жителей Тавриды и никогда не пытались пройти по Понту Аксинскому.
Прошло время, снова стало тянуть греков на солнечные берега богатой Тавриды. Но они хорошо помнили наказ своих предков, и не тысячи фелюг вышли в Понт Аксинский, а всего лишь пять. И сидели в фелюгах не вооруженные воины, а мирные послы с богатыми дарами для горцев. И договорились горцы с греками, и поклялись, что никогда не поднимут оружия друг против друга. С тех пор и поселились эллины вдали от Эллады и счастливо зажили под солнцем Тавриды. Стали они выращивать виноград и розы. Вели торговлю с горцами и удивлялись: почему такое ласковое море названо Аксинским — Негостеприимным?
Нет, это доброе и гостеприимное море. И назвали греки море Понтом Эвксинским — Гостеприимным морем.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Беседа по вопросам.
1. Как складывались отношения между колониями и метрополиями?
2. Назовите греческие колонии в Северном Причерноморье.
3. Назовите основные занятия жителей городов-колоний.
V. ИТОГИ УРОКА
Заключительное слово учителя.
— В VIII—VI вв. до н. э. греки основали в чужих краях поселения, которые стали пристанищем для крестьян, потерявших землю, неудачливых политиков и предприимчивых купцов.
— Основными направлениями греческой колонизации были западное, северо-восточное и южное.
— Колонисты стремились налаживать хорошие отношения с местным населением обживаемых земель и старались не утрачивать связь с родиной — метрополией.
— Наиболее крупными колониями на территории Северного Причерноморья были Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Проработать текст параграфа.
Повторить тему «Персидское государство».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.