Методическая разработка «Организация учебной деятельности по формированию УУД»
Тема: «Сказка как жанр фольклора» 5 класс
УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной
Тип урока: урок изучение нового материала
Цели:
1.Образовательная: дать понятие о сказке как жанре фольклора и ее видах;
2.Развивающая: научиться определять вид сказки, видеть особенности русских народных сказок;
3. Воспитательная: показать важность чтения сказок, в которых содержится мудрость народа, и способствовать формированию культуры во всех видах речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа).
Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
Этап урока |
УУД |
Учебные задания по формированию УУД |
Формы организации учебной деятельности |
1.Организационный момент |
Познавательные: восприятие текстов разных стилей. Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения. |
Ответить устно на вопросы
-Что такое фольклор? -Какие жанры УНТ вы знаете? Проверка домашнего задания Почитаем скороговорки, загадки, пестушки, потешки.. и отгадаем |
Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлый урок, проверяют домашнее задание. Несколько учащихся читают записанные произведения, называя жанр, остальные слушают, отгадывают, дополняют, исправляют. |
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Целеполагание
. |
Познавательные: восприятие текстов разных стилей, поиск и выделение информации. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. |
Прослушивание фрагмента из сказки «Царевна-лягушка»
Ответы на вопросы - Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке?
- А что такое сказка? -Правильно, запишите тему сегодняшнего урока: «Сказка как жанр УНТ».
-А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока?
Конечно, перед нами стоит цель: познакомиться с видами сказки и их особенностями. А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок? -Молодцы! А теперь найдите в учебнике термин «сказка», прочитайте его и запишите в тетрадь. |
Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. Учащиеся пытаются дать определение понятию «сказка». Записывают тему в тетрадь. -Высказывают свои предположения. -Рассмотреть признаки и особенности сказки как жанра.
Ученики открывают тетради и определение записывают. Один из учащихся каждого ряда проходит и проверяет записанное определение. |
3. Актуализация знаний и знакомство с новым материалом
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: самопроверка результата, коррекция: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив. |
-Какие сказки вы читали самостоятельно или изучали на уроках чтения в начальной школе? -Посмотрите на рисунки одноклассников. На них ребята изобразили эпизоды из любимых сказок. Отгадайте, из каких сказок. - Кто часто бывают героями русских народных сказок? Слушая выступления ребят, вы познакомитесь с особенностями каждого вида сказки. Перед вами лежат распечатанные таблицы « Виды сказок» с пропусками. Прослушайте выступление внимательно и постарайтесь по ходу рассказа заполнить пробелы. |
Учащиеся называют известные им сказки. Отгадывают сказки.
С индивидуальным заданием выступает трое ребят, остальные заполняют таблицу После выполнения задания обучающимся предлагается сверить свои записи с образцом, выведенным на слайде презентации.
|
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Регулятивные: Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание. Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки. |
Ребята, вы познакомились с особенностями каждого вида сказки, а сейчас определите, к каким видам относятся изображенные любимые сказки одноклассников. Не только определите, но и, пользуясь таблицей, докажите. |
Работа в парах с таблицей и рисунком. Устное рассуждение одного из пары |
5.Работа с презентацией «Композиция сказки» |
Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.
|
Организация деятельности учащихся по решению учебных задач. Сейчас мы познакомимся с композицией сказки. |
Просмотр презентации (индивидуальное задание). Записать в тетрадь композицию сказки в ходе просмотра презентации. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: Задание на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию. Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание. Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.
|
Организация деятельности учащихся по решению учебных задач. -Найдите в сказке Зачин; Присказку; Концовку. Скажите, можно ли по зачину определить вид сказки?
|
Работа с книгой. Найдите в книгах, которые лежат перед вами зачин, концовку, присказку. Ученик читает зачины, ребята определяют по зачину или концовке вид сказки. |
Физкультминутка |
|
|
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений). Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки. |
Цель: провести самостоятельную работу над текстом
- Послушайте фрагмент сказки и ответьте письменно на вопросы.
Вопрос №1: Как называется сказка? Вопрос №2: К какому виду ее можно отнести?
Учитель читает фрагмент сказки «Морозко» |
Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду.
Самопроверка: «Сказка называется «Морозко». Это волшебная сказка». |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки. |
- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? - Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.
- Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки?
-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны. |
Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.
|
10.Информация о домашнем задании |
|
Прочитать сказку «Царевна-лягушка» и выучить виды сказок по таблице |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.