Конспект урока в 7 классе Северный ледовитый океан
Оценка 4.6

Конспект урока в 7 классе Северный ледовитый океан

Оценка 4.6
docx
17.12.2023
Конспект урока в 7 классе Северный ледовитый океан
конспект урока Северный ледовитый океан 7 класс.docx

7 класс. Урок №_______  Дата:___________

Учитель: Кулинич Ж.И. МБОУ «Симеизская СШ»

Тема: Северный Ледовитый океан

Цель: познакомить с природой Северного Ледовитого океана, его  исследователями , продолжить формирование навыков составления характеристики географического объекта.

Планируемые результаты:

1) Предметные:

·                    сформировать представление о природе Северного Ледовитого океана;

·                    познакомить учащихся с историей исследования океана;

·                    выявить основные направления хозяйственной деятельности в Северном Ледовитом океане.

2) Метапредметные:

·                    развивать  внимание, мышление, память и познавательный интерес учащихся;

·                    продолжить формирование навыков составления характеристики географического объекта;

·                    формировать навыки использования ИКТ.

3) личностные:

·                    воспитывать умение отстаивать свою позицию;

·                    сформировать  научное мировоззрение;

·                    воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта Северного Ледовитого океана; учебник А.И. Алексеев «География.7 класс.  Полярная Звезда», «Просвещение», 2022г.

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, творческий.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

1.                  Организационный момент

2.                  Проверка домашнего задания

Тест на тему: Индийский океан (в тетрадях)

Тест "Индийский океан"

1. Индийский океан полностью расположен в ... полушарии

1) южном;

2) восточном;

3) северном.

2. В отличие от других океанов Индийский не имеет связи с …

1) Северным Ледовитым океаном;

2) Атлантическим океаном;

3) Тихим океаном.

3. По величине Индийский океан … океан на Земле

1) первый;

2) второй;

3) третий.

4. Какое море относится к Индийскому океану?

1) Средиземное;

2) Аравийское;

3) Черное.

5. Первые описания маршрутов по Индийскому океану составили:

1) греки;

2) египтяне;

3) арабы.

6. Какова средняя Красного моря?

1) 42%о;

2) 50 %о;

3) 61 %о.

7. На природу океана особенно сильно влияют:

1) муссоны;

2) пассаты;

 3) западные ветры.

8.  Главное природное богатство в прибрежных водах Индийского океана:

1) золото;

2) нефть;

 3) руды.

Учащиеся меняются тетрадями с соседами по парте и проверяют тест.

Ответы: 1-2; 2-1; 3-3; 4-2; 5-3; 6-1; 7-1; 8-2.

3.                  Изучение нового материала

Начнем наш урок с эпиграфа. Это стихотворение о Северном Ледовитом океане, который сегодня мы и будем изучать.

Северный холодный океан,

Это – Ледовитый океан.

Скованный морозом великан -

Ледяное поле.

А его вода так холодна,

Только тем и нравится она.

Для кого замерзшая страна –

Дом родной и воля.

Белые медведи и моржи,

Например, там очень любят жить,

А в тепле их даже не держи,

Жарко им ужасно.

Там, где стужа, где ветра и лед,

Где никто купаться не пойдет,

Там они ныряют круглый год.

Холодно? Прекрасно!

                                        (Р. Алдонина)

Какой же он?  Загадочный и непредсказуемый. Сегодня мы узнаем, что в нем такого, чего нет в других океанах.

Северный Ледовитый океан — наименьший по площади океан Земли, который расположен полностью в северном полушарии, в центре Арктики.

 Он отличается суровостью климата, обилием льдов и малыми глубинами. Берега Северного Ледовитого океана сильно изрезаны. Широкими протоками он соединяется с Атлантическим океаном, а с Тихим – через узкий Берингов пролив.

Площадь океана составляет 14,75 млн км², а объём воды — 18,07 млн км³. Средняя глубина составляет 1225 м, наибольшая глубина — 5527 м в Гренландском море. Большую часть рельефа дна Северного Ледовитого океана занимают шельф(более 45 % дна океана) и подводные окраины материков (до 70 % площади дна). Океан условно делят на три обширные акватории: Арктический бассейн, Северо-Европейский бассейн и Канадский бассейн. Благодаря полярному географическому положению ледяной покров в центральной части океана сохраняется в течение всего года, хотя всегда и находится в подвижном состоянии.

Будучи по площади в 13,5 раза меньше Тихого океана, он занимает после него второе место по количеству островов. Причем это все крупные острова и архипелаги материкового происхождения: Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Шпицберген, Новая Земля, Новосибирские острова. Островов океанического происхождения в Северном Ледовитом океане нет.

Большую часть площади океана составляют моря, большинство из них не внутренние, а окраинные.

- Назовите крупные моря Северного Ледовитого океана.

Задание№1. На контурных картах отметьте :

1.      Северный полярный круг, Северный полюс;

2.      Подпишите материки, которые омывает Северный Ледовитый океан;

3.      Подпишите океаны, с которыми у него есть связь.

4.      Подпишите острова Северного Ледовитого океана.

 - Ребята, давайте опишем ГП Северного Ледовитого океана, а для этого ответим на вопросы:

1.Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу Северного Ледовитого океана? Почему? (Ответ: Атлантический океан. Из Северной Атлантики в Северный Ледовитый океан заходят поток тёплого Северо- Атлантического течения и его ветвь, Норвежское течение, которое входит в Баренцево море).

2. Какое влияние оказывает Норвежское течение? ( Ответ: Не замерзают Норвежское и Баренцево море).

3. Какой порт России является незамерзающим круглый год? (Ответ: Мурманск).

4. Почему плавание по океану до сих пор опасно и не всегда возможно? (Ответ: Океан покрыт льдами в центральной части круглый год).

4.Физкультминутка.

             Спал цветок(закрыть глаза)

            И вдруг проснулся (поморгать глазами)

             Больше спать не захотел (руки поднять вверх)

            Встрепетнулся , потянулся (руки в стороны)

             Взвился вверх и полетел ( повороты головой вправо-влево).

            Перед тем, как изучить природу океана, познакомимся с историей исследования Северного Ледовитого океана . 

Северный Ледовитый океан является одним из самых суровых мест на нашей планете.

Однако людям удалось оказаться в Северном Ледовитом океане раньше, чем в Тихом.

В изучении истории исследования СЛО выделяют несколько этапов.

1 этап. Впервые в этих местах люди оказались еще в 10-11 веках. Поморы, которые жили на территории России, доплывали до острова Шпицбергена и Новой Земли, а также знали, как добраться до Атлантического океана. К концу 16 века русским морякам была известна вся береговая линия до самого устья р. Обь.

 2 этап. С начала XVIII до конца XIX в. проводилось планомерное изучение Арктического бассейна с обобщением полученных результатов.

С этим периодом связаны имена В. Беринга, О. Е. Коцебу и всех участников Великой Северной экспедиции, в числе которой были русские офицеры Н. П. Румянцев, И. Ф. Крузенштерн и др. Морское соперничество между Россией и Англией в открытиях Северо-Западного и Северо-Восточного путей продолжалось. Англичане организовали в XVII-XIX вв. около 60 экспедиций, но часть результатов так и не стала достоянием ученых и мореплавателей.

3 этап. С первой половины XX в. организуются специальные экспедиции для изучения природы Северного Ледовитого океана. Активно изучались как восточный, так и западный секторы Арктики, в плаваниях принимали участие русские, английские, американские, норвежские исследователи и конечно моряки.

Огромный вклад в исследование океана внесла Великая Северная экспедиция (1733-1743 гг.), которая была задуманна Петром 1. Участники экспедиции совершили научный подвиг - прошли от устья Печоры до Берингова пролива и нанесли на карту берега и моря Северного Ледовитого океана. Имена многих участников (Челюскина, Лаптевых, Прончищева и др.) остались в географических названиях на карте.

4 этап. Относится к 19 веку. Он связан с исследованиями природы Северного Ледовитого океана и с поисками проходов для судов. Трагически окончилась экспедиция Франклина, направленная на исследование побережья в районе Канадского Арктического Архипелага. Важным событием было первое сквозное плавание в 1878-1879 гг. на корабле « Вега» русско-шведской экспедиции, которую возглавил А.Норденшельд.                                    Начало научным исследованиям центральных частей океана положил ледовый дрейф корабля «Фрам» Ф.Нансена в 1893-1896 годах. Они доплыли до Северного побережья Сибири, затем три года дрейфовали на запад, в то же время ведя исследования.

5 этап. Относится к 20 веку. Начало периода ознаменовалось покорением Северо-Западного прохода. Его прошел в 1903-1906 гг. с тремя зимовками на шхуне «Йова» знаменитый полярный исследователь Р.Амудсен.                                                                         В 1909 г. на Северном полюсе впервые побывал американец Роберт Пири. В 1948-1949 гг. на льды Арктики самолетами доставлялись отряды исследователей на короткий срок — от 3 часов до 3 суток. Они проводили здесь многочисленные исследования.                       В 1980 году вышел капитальный труд «Атлас океанов. Северный Ледовитый океан», изданный ГУНиО Министерства обороны СССР.

Описывать природу Северного Ледовитого океана будем по следующему плану:

1.                  Географическое положение океана.

2.                  Рельеф дна.

3.                  Климат и воды.

4.                  Органический мир.

5.                  Хозяйственное использование.

Работать мы будем в группах.

Задания для первой группы.

        1.Используя карту Арктики, определите глубины Северного Ледовитого океана и рельеф дна.

         2.Докажите утверждение «Северный Ледовитый океан является самым мелководным. Как будете доказывать? (Ответ: Определить самое глубокое место в океане, преобладающие глубины, глубокие ли моря. Моря –мелководные, глубины до 200 метров).

         3.Как называются мелководные моря? (Ответ: Шельфовые).

         4.Какие хребты проходят через центральную часть океана? (Ответ: Хребты Менделеева и Ломоносова).

Задания для второй группы.

          1.Используя текст учебника и климатическую карту Арктики, изучите климат Северного Ледовитого океана: определите средние температуры воздуха , тип климата, направление ветров.

          2.Почему Северный Ледовитый океан не охлаждает. А согревает, особено зимой, территорию северной части Евразии и Северной Америки?

Задание третьей группе.

          1.Какое происхождение имеют льды?

           2.Что такое дрейф? Как дрейфуют льды?

          3.Какова мощность льдов? Какой цвет имеют льды?

         4. Что такое торосы?

Вопросы четвёртой группе.

         1.Какие части океана имеют богатый органический мир? Почему?

         2.Какие моря используют для рыболовства?

         3.Назовите ценные виды рыб, обитающих в Северном Ледовитом океане.

         4.Какие млекопитающие обитают на берегах океана?

         5.Почему потепление климата опасно для белых медведей?

Вопросы пятой группе.

                     1.Познакомьтесь с видами хозяйственной деятельности в Северном Ледовитом океане.

                     2.Какие полезные ископаемые добывают в океане?

                     3.На каких морских животных ведётся  охота?

                     4.Какие проблемы Северного Ледовитого океана связаны с использованием ресурсов океана человеком?

                   ВЫВОД.

Северный Ледовитый океан расположен между Евразией и Северной Америкой. Граница с Атлантическим океаном проходит по восточному входу Гудзонова пролива, границей с Тихим океаном является линия в Беринговом проливе от мыса Дежнёва до мыса Принца Уэльского. 

Рельеф дна имеет сложное строение. Центральная часть океана пересечена горными хребтами и разломами. Между хребтами лежат глубоководные котловины и впадины. Характерная особенность океана — большой шельф, который составляет более трети площади дна океана.

- По картам атласа определите хребты, поднятия, котловины и впадины океана.

Климат Северного Ледовитого океана определяется его полярным географическим положением. Огромные массы льда усиливают суровость климата.

- В каких климатических поясах расположен Ледовитый океан?

Летом часто возникают туманы. Воздушные массы Арктики теплее воздушных масс, которые формируются над Антарктикой. Причина этого — запас тепла в водах Ледовитого океана, постоянно пополняющийся теплом вод Атлантики и в меньшей мере Тихого океана. Таким образом, Северный Ледовитый океан не охлаждает, а наоборот, согревает обширные пространства суши Северного полушария, особенно в зимние месяцы.

В Северном Ледовитом океане существует круговое движение вод.

Вдоль берегов Евразии воды движутся на восток, а от Берингова пролива до Гренландии воды движутся в обратном направлении.

Характерная особенность природы этого океана — это наличие льдов. Их образование связано с низкой температурой и относительно низкой соленостью поверхностных водных масс, которые опреснены большим количеством речных вод, которые стекают с материков.

Основная  масса организмов в океане представлена водорослями, которые способны жить в холодной воде и даже на льдах. Органический мир богат в приатлантическом районе и на шельфе близ устьев рек. Здесь образуется планктон, на дне растут водоросли, также обитают различные рыбы. В океане живут киты, тюлени и моржи. Обитают в Арктике белые медведи, морские птицы, которые ведут колониальный образ жизни. Все население гигантских «птичьих базаров» питается в океане.

Северный Ледовитый океан имеет большое значение для России. Во-первых, он является важным транспортным путем между европейской частью России и Дальним Востоком, который называется Северный морской путь. Во-вторых, здесь расположены полярные станции, в которых ведутся различные исследования и наблюдения. В-третьих, в Северном Ледовитом океанеработают полярники.

 

5.Коррекционная рефлексия:

        

Из предложенных утверждений  выберите те, которые характеризуют Северный Ледовитый океан.

1.Самый соленый океан.

2.Океан расположен в центре Арктики.

3.Вытянутый с севера на юг океан.

4.Самый холодный океан.

5.Почти одну треть океана составляет шельф.

6.Был освоен в древности индейцами.

7.Имя ему дал Ф. Магеллан.

8.Большую часть года океан покрыт льдами.

9.Занимает одну четвертую часть планеты.

10.Органический мир представлен рыбами, китами, моржами и тюленями.

6.  Рефлексия учебной деятельности.

Сегодня я узнал…..

Я научился…..

Меня удивило…..

7.Домашнее задание

Параграф 22, стр. 86,№ 4(письменно).Подготовить сообщение на тему: «Почему зарубежная пресса назвала Отто Шмидта «красным Колумбом».


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок №_______ Дата:___________

Урок №_______ Дата:___________

Какова средняя Красного моря? 1) 42%о; 2) 50 %о; 3) 61 %о

Какова средняя Красного моря? 1) 42%о; 2) 50 %о; 3) 61 %о

Гренландия, Канадский Арктический архипелаг,

Гренландия, Канадский Арктический архипелаг,

С первой половины XX в. организуются специальные экспедиции для изучения природы

С первой половины XX в. организуются специальные экспедиции для изучения природы

Что такое торосы? Вопросы четвёртой группе

Что такое торосы? Вопросы четвёртой группе

Коррекционная рефлексия:

Коррекционная рефлексия:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2023