Конспект урока "В.А. Жуковский «Спящая царевна»
Оценка 4.8

Конспект урока "В.А. Жуковский «Спящая царевна»

Оценка 4.8
docx
01.06.2020
Конспект урока "В.А. Жуковский«Спящая царевна»
В.А. Жуковский«Спящая царевна».docx

В.А. Жуковский
«Спящая царевна»

Звучит музыка.  Вальс « Спящая красавица» из балета Чайковского.

 

  Эпиграф:

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)

 

Слово учителя.

Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета, богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает.

Одним из лучших авторов сказок является В.А.Жуковский, с творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке.      В.А.Жуковский стоял у истоков создания литературной сказки. Многие сказочники обращались к сюжету о спящей девушке.

 

 

 

Летом 1831 года В. А. Жуковский и А. С. Пушкин находились в Царском Селе. Между друзьями-поэтами возникло шутли­вое соревнование в написании сказок. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», соответствующую «Сказке о царе Берендее». Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была создана позже – в 1833 г. Жуковский представил на суд читателей и критиков сказку «Спящая царевна», над которой он работал чуть больше двух недель.

Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже «Спящая царевна») Жу­ковского была опубликована в 1832 г. Сюжет этой сказки  сходен с немец­кой сказкой «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая в лесу кра­савица» Ш. Перро,  но Жуковский, как и Пушкин, обращается к стихот­ворной форме сказки.

- Дома вы прочитали сказку Жуковского

 « Спящая царевна». Понравилась ли она вам? Почему?

- К какой группе народных сказок вы бы отнесли сказку В.А.Жуковского? (Эту сказку можно отнести к волшебным, потому что здесь действуют фантастические герои – чародейки, есть помощник – говорящий рак, есть чудесное приключение – сон, который длился триста лет).

 

- Вспомним основные события сказки.

Варианты плана:

1. Пророчество рака (Рождение царевны)

2. Происшествие на пиру (Месть злой чародейки).

3. Заколдованный сон (Пророчество чародеек сбылось.)

4. Пробуждение (Поцелуй царского сына).

5. Конец злых чар (Свадьба).

 

-В сказке встречаются много устаревших слов. Попробуем угадать значение некоторых.

Слово

толкование

Пророк

щёки

Благонравна

колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

Сучить

вытягивать из кудели нить, скручивая прядь

Хорунжий

разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.

Сном пресекся разговор

предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Терновник

благого, доброго, кроткого нрава.

Ланиты

в царской армии казачий офицерский чин.

 

-Обратимся к композиции сказки: найдите зачин и концовку.

(зачин

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей все нет как нет.

концовка:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.)

 

- Чем зачин и концовка напоминают народные сказки? (Зачин и концовка имеют такой же зачин и концовку, как в народных сказках: «Жил-был добрый царь Матвей»).

 

– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. Какой необычный герой предстаёт перед нами в этом отрывке?

Раз царица на лугу,

На зеленом берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она.

Вдруг, глядит, ползет к ней рак;

Он сказал царице так:

«Мне тебя, царица, жаль;

Но забудь свою печаль;

Понесешь ты в эту ночь:

У тебя родится дочь». —

«Благодарствуй, добрый рак;

Не ждала тебя никак...»

Но уж рак уполз в ручей,

Не слыхав ее речей.

Он, конечно, был пророк;

Что сказал — сбылося в срок:

Дочь царица родила.

 

-Что хотел этим образом показать автор? (Шутливый тон повествования)

- Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?

- Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери?

Вот царем Матвеем пир

Знатный дан на целый мир.

 

-Кого он пригласил на пир, а кого нет?  Почему?

И на пир веселый тот

Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей?

Было то обидно ей.

Так, но есть причина тут:

У царя двенадцать блюд

Драгоценных, золотых

Было в царских кладовых;

Приготовили обед;

А двенадцатого нет

(Кем украдено оно,

Знать об этом не дано).

«Что ж тут делать? — царь сказал. —

Так и быть!» И не послал

Он на пир старухи звать.

 

- Прав ли был царь, не пригласив на пир одну из чародеек? (Царь правильно сделал, что не пригласил её, она же была злая. Вдруг она что-нибудь недоброе бы сделала.

Она и так это сделала. А вот если бы царь отнёсся к ней уважительно, с добротой, может быть, ей бы тоже захотелось стать доброй).

 

- Как вы думаете, как сложилась бы судьба героев, если бы царь Матвей не обидел двенадцатую чародейку? (Двенадцатая чародейка так обрадовалась бы, что ей тоже уделили внимание, что превратилась бы в добрую колдунью. Она бы подарила новорожденной что-то очень необычное и хорошее).

-Но если б правитель желал, он нашел бы выход из этой ситуации. Наверняка, правитель просто не желал звать злую старенькую ведьму. Если не хочешь чего-то делать, всегда просто отыскать причину.

 

- Прочитайте, чем одарили чародейки царевну?

-Посмотрите на иллюстрацию, зачитайте фрагмент к ней.

Предсказание злой волшебницы

«Будешь в золоте ходить;

Будешь чудо красоты;

Будешь всем на радость ты

Благонравна и тиха;

Дам красавца жениха

Я тебе, мое дитя;

Жизнь твоя пройдет шутя

Меж знакомых и родных...»

 

-Что пожелала царевне злая ведьма? Зачитайте.

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрешь во цвете лет!»

 

-Исполнилось ли это заклинание? Почему?

Но оставшаяся там

Речь домолвила: «Не дам

Без пути ругаться ей

Над царевною моей;

Будет то не смерть, а сон;

Триста лет продлится он;

Срок назначенный пройдет,

И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца».

 

– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек? (Магическое число (12 месяцев)- особенность волшебных сказок.)

 

- Каким образом царь попытался избежать несчастья?(Он издал указ:

« Запрещается от нас в нашем царстве сеять лён,

Прясть, сучить, чтоб веретён

Духу не было в домах;

Чтоб скорей как можно прях

Всех из царства выслать вон»).

 

- Что такое веретено и прялка? (Раньше в крестьянской  избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами  пряли с их помощью пряжу.

Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.

Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали  кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала  нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Веретено – конусообразная палочка, выточенная из дерева, иногда украшенная узором).

-Послушайте загадку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это? (веретено).

 Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки.

http://www.tepka.ru/literatura_5_korovina/75.jpg

-Какой эпизод сказки иллюстрирован, прочитайте.

 

Раз с царицею своей
Царь отправился гулять;
Но с собой царевну взять
Не случилось им; она
Вдруг соскучилась одна
В душной горнице сидеть
И на свет в окно глядеть.
«Дай, — сказала наконец, —
Осмотрю я наш дворец».
По дворцу она пошла:
Пышных комнат нет числа;
Всем любуется она;
Вот, глядит, отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьется лестница винтом
Вкруг столба; по ступеням
Всходит вверх и видит — там
Старушоночка сидит;
Гребень под носом торчит;
Старушоночка прядет
И за пряжею поет:
«Веретенце, не ленись;
Пряжа тонкая, не рвись;
Скоро будет в добрый час
Гостья жданная у нас».
Гостья жданная вошла;
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей...
Все исчезло из очей;
На нее находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом;

-Кем по-вашему была эта старушонка? Почему в сон были погружены все действующие лица сказки?

-Сколько лет длился сон? Почему за это время никто не мог пробраться к замку?

 

И покрыл окрестность бор;

Из терновника забор

Дикий бор тот окружил;

Он навек загородил

К дому царскому пути:

Долго, долго не найти

Никому туда следа —

И приблизиться беда!

Птица там не пролетит,

Близко зверь не пробежит,

Даже облака небес

На дремучий, темный лес

Не навеет ветерок.

 

- Кто же разбудил спящую царевну? От кого он узнал о спящей царевне? Что поведал ему старик?

Как богатый царский дом

В нем давным-давно стоит,

Как царевна в доме спит,

Как ее чудесен сон,

Как три века длится он,

Как во сне царевна ждет,

Что спаситель к ней придет;

Как опасны в лес пути,

Как пыталася дойти

До царевны молодежь,

Как со всяким то ж да то ж

Приключалось: попадал

В лес, да там и погибал.

Был детина удалой

 

- Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?

Царский сын; от сказки той
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой помчался в бор,
И в одно мгновенье там.

-Зачитаем описание чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.

Что ж явилося очам

Сына царского? Забор,

Ограждавший темный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Всё свежо, красно пред ним;

По цветочкам молодым

Пляшут, блещут мотыльки;

Светлой змейкой ручейки

Вьются, пенятся, журчат;

Птицы прыгают, шумят

В густоте ветвей живых;

Лес душист, прохладен, тих,

И ничто не страшно в нем.

- Почему в заколдованное место смог пройти царский сын? Почему он не заснул, когда попал в заколдованный дворец?

-Что его поразило? Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал? Прочитайте описание портрета царевны.

 

Как дитя, лежит она,

Распылалася от сна;

Молод цвет ее ланит;

Меж ресницами блестит

Пламя сонное очей;

Ночи темныя темней,

Заплетенные косой

Кудри черной полосой

Обвились кругом чела;

Грудь как свежий снег бела;

На воздушный, тонкий стан

Брошен легкий сарафан;

Губки алые горят;

Руки белые лежат

На трепещущих грудях;

Сжаты в легких сапожках

Ножки — чудо красотой.

 

-Найдите выразительные средства, использованные В.А.Жуковским для описания образов царевны и царевича, и определить, какие из них можно отнести к чертам авторской, а какие – к чертам народной сказки.

(О красоте новорождённой царевны говорится при помощи сказочной формулы: «ни в сказке сказать, ни пером описать».

В 15 лет она «расцвела, как майский цвет», это сравнение напоминает фольклорное « как маков цвет».

При описании спящей царевны писатель использует сравнение «как дитя лежит», «грудь, как свежий снег, бела» метафоры «распылалася», «пламя очей», эпитеты «воздушный стан», «пламя сонное», «распалительным огнём», «рдеющих ланит». Такие выражения в народных сказках не встречаются. Их придумал автор.

В тексте встречаются и постоянные эпитеты: «губки алые», «руки белые», сравнение «ночи черныя черней». Такие выражения характерны для народной сказки.

Для описания царского сына использованы фольклорные приёмы: эпитет «детина удалой», сравнение «стрелой помчался».

В то же время царевич описывается и с помощью литературных приёмов: эпитет «пламенные очи», метафор «вся душа его кипит», « отуманен, распалён».)

 

-Как заканчивается сказка?

И ее поцеловал.

Вмиг проснулася она;

И за нею вмиг от сна

Поднялося все кругом:

Царь, царица, царский дом;

Снова говор, крик, возня;

Все как было; словно дня

Не прошло с тех пор, как в сон

Весь тот край был погружен.

Царь на лестницу идет;

Нагулявшися, ведет

Он царицу в их покой;

Сзади свита вся толпой;

Стражи ружьями стучат;

Мухи стаями летят;

Приворотный лает пес;

На конюшне свой овес

Доедает добрый конь;

Повар дует на огонь,

И, треща, огонь горит,

И струею дым бежит;

Всё бывалое — один

Небывалый царский сын.

Он с царевной наконец

Сходит сверху; мать, отец

Принялись их обнимать.

Что ж осталось досказать?

 

-Что же побеждает в этой сказке?

- В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:

…И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца.

-О чем говорится в этих строках?

- Какова же главная мысль сказки?(Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро).

Идея – добро побеждает зло.

 

1. При создании сказки «Спящая царевна» Жуковский использовал сюжеты сказок разных народов в обработке известных сказочников. Кого не было среди них:

а) Шарль Перро;

б) Андерсен;

в) братья Гримм.

 

2. Кто выступил в роли пророка, предсказав царице рождение дочери:

а) рак;

б) сорока;

в) бабочка.

 

3. Сколько чародеек пригласил на пир царь Матвей, когда у него родилась дочь:

а) десять;

б) одиннадцать;

в) двенадцать.

 

4. Почему царь Матвей не пригласил на пир ещё одну чародейку:

а) не хотел видеть её на пиру;

б) не хватило блюда – его разбили;

в) блюдо было украдено.

 

5. От чего должна была умереть царевна в 16 лет, по предсказанию незваной гостьи:

а) от веретена;

б) от шипа розы;

в) от иглы.

 

6. Царь предпринял много мер, чтобы у царевны не было возможности поцарапаться. Какой меры не было в указе:

а) запретить сеять лён;

б) не прясть;

в) казнить всех прях в царстве.

7. Какой колючий кустарник «навек загородил к дому царскому пути», когда царевна и всё царство уснуло:

а) шиповник;

б) терновник;

в) крыжовник.

 

8. Сколько лет длился сон царевны:

а) сто лет;

б) двести лет;

в) триста лет.

 

9. При описании спящей царевны автор использует слова, которые в современном языке устарели. Что такое ланиты:

а) Щёки;

б) глаза;

в) губы.

 

10. «Спящая царевна» Жуковского напоминает народную сказку. Вместе с тем по определённым приметам можно легко доказать, что это сказка литературная. Что не является приметой литературной сказки:

а) необычные герои;

б) вариативность;

в) имена героев.


 

В.А. Жуковский «Спящая царевна»

В.А. Жуковский «Спящая царевна»

Спящая царевна». Понравилась ли она вам?

Спящая царевна». Понравилась ли она вам?

Чем зачин и концовка напоминают народные сказки? (Зачин и концовка имеют такой же зачин и концовку, как в народных сказках: «Жил-был добрый царь

Чем зачин и концовка напоминают народные сказки? (Зачин и концовка имеют такой же зачин и концовку, как в народных сказках: «Жил-был добрый царь

Наш разумный царь Матвей? Было то обидно ей

Наш разумный царь Матвей? Было то обидно ей

Жизнь твоя пройдет шутя Меж знакомых и родных

Жизнь твоя пройдет шутя Меж знакомых и родных

Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению

Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению

Пряха молча подала В руки ей веретено;

Пряха молча подала В руки ей веретено;

Был детина удалой - Испугался ли царевич рассказа старика?

Был детина удалой - Испугался ли царевич рассказа старика?

Обвились кругом чела; Грудь как свежий снег бела;

Обвились кругом чела; Грудь как свежий снег бела;

Мухи стаями летят; Приворотный лает пес;

Мухи стаями летят; Приворотный лает пес;

От чего должна была умереть царевна в 16 лет, по предсказанию незваной гостьи: а) от веретена; б) от шипа розы; в) от иглы

От чего должна была умереть царевна в 16 лет, по предсказанию незваной гостьи: а) от веретена; б) от шипа розы; в) от иглы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2020