Конспект урока Вирусные заболевания 11 класс
Оценка 5

Конспект урока Вирусные заболевания 11 класс

Оценка 5
doc
29.01.2020
Конспект урока Вирусные заболевания 11 класс
конспект вирусные заболевания 11 кл..doc

Планирование урока для 11 класса.

Предмет: биология
№ урока 17

Дата проведения урока: 
Тема урока: 
 Вирусные заболевания. Вирусные заболевания.

 

Цель: сформировать представление о вирусных заболеваниях. Показать значимость профилактики вирусных заболеваний.

Задачи:               

Образовательные:

    -расширить и систематизировать знания о вирусах;

    - закрепить понятия «варион»,  «ретровирусы», «СПИД – вирусное заболевание».

 

Развивающие:

    - развивать умения использовать приобретенные знания в повседневной жизни (соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами);

    - развивать информационную компетентность учащихся через работу с различными источниками информации;

      -развивать коммуникативные умения при работе в группах;

     - развивать умения самостоятельно работать с учебником, решать проблемную ситуацию с использованием текста, определять практическую значимость сведений.

 

Воспитательные:

     -способствовать воспитанию у школьников позитивно-ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

     -продолжить гигиеническое воспитание, доказывая опасность вирусных  заболеваний, пользу профилактических прививок и других мер профилактики.

 

Оборудование: компьютер, проектор, слайды, презентация по теме «Вирусные заболевания».

 

 Ход урока:

I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

II. Актуализация знаний

  1. Что такое вирусы?
  2. Каким образом поиск болезнетворных бактерий привел к открытию вирусов?
  3. Чем вирусы отличаются от других живых организмов?
  4. Строение вируса.
  5. Как происходит процесс размножения вирусов?
  6. Существующие гипотезы происхождения вирусов.

III. Изучение нового материала

В конце 19 века бактериология достигла больших результатов. В этот период были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза и других распространенных болезней. Однако причины возникновения других не менее опасных заболеваний (оспа, корь, грипп, др.) обнаружить не удавалось. Как вы думаете, почему? Кто же эти таинственные опасные существа? А может быть это совсем не существа, а вещества? О чем же идет речь? (правильно, о вирусах)

Сегодня ученые много знают об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, но уничтожить их не удается. Люди продолжают болеть гриппом, с огромной скоростью распространяестся по планете вирус СПИДа. Почему это происходит?

В настоящее время описано более 1000 различных видов вирусов. Виды объединяют в роды и семейства. Все вместе их выделяют в особое царство живой природы - Вирусы (неклеточные формы жизни). Более 500 видов вирусов могут вызывать разнообразные инфекционные заболевания человека. Не описаны вирусы мхов и водорослей. Несколько видов виру­сов известны у грибов, папоротникообразных и голосеменных.

Известно много вирусов у цветковых растений. Вирусы бакте­рий (бактериофаги) - важнейший объект исследования в моле­кулярной биологии.

Вирусные заболевания растений

Болезни вызываются вирусами (от латинского слова virus — яд) — мельчайшими возбудителями инфекционных заболеваний растений и животных. Они настолько малы, что проходят сквозь бактериальные фильтры, за что и получили название фильтрующих вирусов.

Вирусы могут размножаться только в живых клетках восприимчивого хозяина, но долго, иногда несколько десятков лет, сохраняются в мертвых, сухих растительных остатках и в почве, не теряя жизнеспособности.

Передается вирусная инфекция от растения к растению различными путями: механическим поражением растения и внесением зараженного сока, например, при пересадке, пикировке или подвязке растений, прививкой больных растений на здоровые и т.д.

Источником опасности являются также насекомые — тли, цикады, щитовки, трипсы. Эти насекомые, имеющие сосущий ротовой аппарат, прокалывают с помощью стилета растительные клетки, не вызывая быстрой их гибели, и вносят вирус в растение.

Вирусные заболевания животных и человека

Это - оспа, полиомиелит, бешенство, вирусный гепатит, грипп, СПИД и т.д. Многие вирусы, к которым чувствителен человек, поражает животных и наоборот. Кроме того некоторые животные являются переносчиками вирусов человека, при этом не болея . Кратко остановимся на некоторых вирусных заболеваниях.

Натура́льная о́спа (лат. Variola, Variola vera) или, как её ещё называли ранее, чёрная оспа — высокозаразная вирусная инфекция, которой страдают только люди. Люди, выживающие после оспы, могут частично или полностью терять зрение, и практически всегда на коже остаются многочисленные рубцы в местах бывших язв

Бешенство – это инфекционное заболевание, передающееся человеку от больного животного при укусе или контакте со слюной больного животного, чаще всего собаки. Один из основных признаков развивающегося бешенства – водобоязнь, когда у больного затруднено глотание жидкости, развиваются судороги при попытке пить воду. Вирус бешенства содержит РНК, уложенную в спираль, покрыт оболочкой и при разложении в клетках мозга образует специфические включения, которые некоторые исследователи называют «кладбищем вирусов». Заболевание не излечимо.

Эпидемический паротит (лат. parotitis epidemica: свинка, заушница) — острое доброкачественное инфекционное заболевание, с негнойным поражением железистых органов (слюнные железы, поджелудочная железа, семенники) и ЦНС, вызванное парамиксовирусом

Полиомиели́т (от др.-греч. πολιός — серый и µυελός — спинной мозг) — детский спинномозговой паралич, острое, высококонтагиозное инфекционное заболевание, обусловленное поражением серого вещества спинного мозга полиовирусом и характеризующееся преимущественно патологией нервной системы.

         3500 лет назад полиемиелит ( детский паралич ) поражал детей Древнего Египта. Вечная память этого страдания была обнаружена на костях мумий детей фараонов и на костях жрецов Древней Сирии.

         В середине ХХ столетия заболеваемость полиомиелитом быстро растет в странах Европы и Америки и особенно в С.Ш.А., где в 1956 году было официально зарегистрировано свыше 300000 только одних инвалидов после перенесенного полимиелита. Вот почему полимиелит в те годы был назван в Соединенных Штатах национальным бедствием N-1.

         Но только с момента открытия вируса в 1909 году могли быть начаты длительные, непростые исследования как самого вируса так и его возможностей. Спустя сорок с лишним лет указанная выше цифра инвалидов отражала состаяние научных достижений в области полиомиелита. Многолетние усилия большой армии вирусологов достигли своего главного успеха-наконец, была создана полиомиелитная вакцина-фабрики и заводы С.Ш.А. своими сиренами известили мир о победе над этим тяжелым заболеванием.

Гепати́т (греч. ἡπατῖτις от ἥπαρ — печень) — общее название острых и хронических диффузных воспалительных заболеваний печени различной этиологии.

Желтуха — наиболее известный симптом, возникает, когда билирубин, не переработанный в печени, попадает в кровь и придаёт коже характерный желтоватый оттенок. Однако часто бывают и безжелтушные формы гепатита. Иногда начало гепатита напоминает грипп: с повышением температуры тела, головной болью, общим недомоганием, ломотой в теле. Как правило, это маска начинающегося вирусного гепатита, характеризующаяся слабостью.

Энцефали́т (др.-греч. ἐγκεφαλίτις — воспаление мозга) — группа заболеваний, характеризующихся воспалением головного мозга

Корь (лат. Morbilli) — острое инфекционное вирусное заболевание с высоким уровнем восприимчивости (индекс контагиозности приближается к 100 %), которое характеризуется высокой температурой (до 40,5 °C), воспалением слизистых оболочек полости рта и верхних дыхательных путей, конъюнктивитом и характерной пятнисто-папулезной сыпью кожных покровов, общей интоксикацией.

 

Грипп (от фр. grippe) — острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Входит в группу острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Периодически распространяется в виде эпидемий и пандемий. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа, различающихся между собой антигенным спектром[1]. По оценкам ВОЗ от всех вариантов вируса во время сезонных эпидемий в мире ежегодно умирают от 250 до 500 тыс. человек (большинство из них старше 65 лет), в некоторые годы число смертей может достигать миллиона[2].

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. Данное заболевание вызывает ВИЧ – вирус иммунного дефицита человека. Вирус относится к ретровирусам, имеет сферическую форму, диаметром от 100 до 150 нм. Наружная оболочки вируса состоит из мембраны, образованной из мембраны клетки-хозяина, в которую встроены рецепторные образования, по внешнему виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой вируса располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, осуществляющий синтез ДНК с молекулы вирусной РНК. Основными клетками-мишенями ВИЧ являются Т-лимфоциты. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, поражает нервные клетки и клетки-нейроны, клетки кишечника.

Подробнее: http://region15.ru/news/main/2005/02/02/10-33/

Геморрагическая лихорадка Эбо́ла (Ebola Haemorrhagic Fever, EHF, лат. Ebola febris haemorrhagica) — острая вирусная высококонтагиозная болезнь, вызываемая вирусом Эбола. Редкое, но очень опасное заболевание — летальность в 50—90 % клинических случаев. Поражает человека, некоторых приматов, а так же, как выяснилось, и свиней.

В последние годы в лаборатории вирусов лейкозов Института вирусологии имени Д.И.Ивановского Р.А.М.Н. в Москве и в лаборатории ретровирусов института микробиологии Медицинского Университета ( Венгрия ) разрабатываются методы для выявления вируса Т-клеточного лейкоза человека и исследуются заболевания, связанные с ним.

Проблемы и задачи современной вирусологии.

Задачами современной вирусологии является исследование физиологии вирусов, а также их генетики и эволюции. Продуктивная деятельность ученых в сфере вирусологии позволяет предпринимать правильные меры по борьбе с вирусами и с их пагубным действием на организм человека. Медицинская вирусология существует как наука не так уж и долго, но за короткий промежуток времени были сделаны большие и очень важные открытия. Одним из самых великих достижений медицинской вирусологии является создание специфических противовирусных вакцин, которые позволяют предотвратить появление в человеческом организме опасных микроорганизмов.

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

      Соблюдение здорового образа жизни.

      Меры по повышению иммунитета.

      Повышение санитарной культуры населения.

      Своевременное выявление и лечение больных.

      Ношение марлевых повязок при контакте с больными.

      Соблюдение санитарно-гигиенических правил.

      Вакцинация населения.

V. Подведение итогов

Итак, ребята, давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. Как вы считаете, все ли задачи нам удалось выполнить?

VI. Закрепление (по презентации.)   

VII. Оценивание учащихся

VIII. Домашнее задание

 П.17.


Планирование урока для 11 класса

Планирование урока для 11 класса

Болезни вызываются вирусами (от латинского слова virus — яд) — мельчайшими возбудителями инфекционных заболеваний растений и животных

Болезни вызываются вирусами (от латинского слова virus — яд) — мельчайшими возбудителями инфекционных заболеваний растений и животных

Грипп (от фр. grippe) — острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа

Грипп (от фр. grippe) — острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020