Планирование урока для 11 класса.
Предмет:
биология
№ урока 17
Дата
проведения урока:
Тема урока: Вирусные
заболевания. Вирусные заболевания.
Цель: сформировать представление о вирусных заболеваниях. Показать значимость профилактики вирусных заболеваний.
Задачи:
Образовательные:
-расширить и систематизировать знания о вирусах;
- закрепить понятия «варион», «ретровирусы», «СПИД – вирусное заболевание».
Развивающие:
- развивать умения использовать приобретенные знания в повседневной жизни (соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами);
- развивать информационную компетентность учащихся через работу с различными источниками информации;
-развивать коммуникативные умения при работе в группах;
- развивать умения самостоятельно работать с учебником, решать проблемную ситуацию с использованием текста, определять практическую значимость сведений.
Воспитательные:
-способствовать воспитанию у школьников позитивно-ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
-продолжить гигиеническое воспитание, доказывая опасность вирусных заболеваний, пользу профилактических прививок и других мер профилактики.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды, презентация по теме «Вирусные заболевания».
Ход урока:
I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)
II. Актуализация знаний
III. Изучение нового материала
В конце 19 века бактериология достигла больших результатов. В этот период были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза и других распространенных болезней. Однако причины возникновения других не менее опасных заболеваний (оспа, корь, грипп, др.) обнаружить не удавалось. Как вы думаете, почему? Кто же эти таинственные опасные существа? А может быть это совсем не существа, а вещества? О чем же идет речь? (правильно, о вирусах)
Сегодня ученые много знают об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, но уничтожить их не удается. Люди продолжают болеть гриппом, с огромной скоростью распространяестся по планете вирус СПИДа. Почему это происходит?
В настоящее время описано более 1000 различных видов вирусов. Виды объединяют в роды и семейства. Все вместе их выделяют в особое царство живой природы - Вирусы (неклеточные формы жизни). Более 500 видов вирусов могут вызывать разнообразные инфекционные заболевания человека. Не описаны вирусы мхов и водорослей. Несколько видов вирусов известны у грибов, папоротникообразных и голосеменных.
Известно много вирусов у цветковых растений. Вирусы бактерий (бактериофаги) - важнейший объект исследования в молекулярной биологии.
Вирусные заболевания растений
Болезни вызываются вирусами (от латинского слова virus — яд) — мельчайшими возбудителями инфекционных заболеваний растений и животных. Они настолько малы, что проходят сквозь бактериальные фильтры, за что и получили название фильтрующих вирусов.
Вирусы могут размножаться только в живых клетках восприимчивого хозяина, но долго, иногда несколько десятков лет, сохраняются в мертвых, сухих растительных остатках и в почве, не теряя жизнеспособности.
Передается вирусная инфекция от растения к растению различными путями: механическим поражением растения и внесением зараженного сока, например, при пересадке, пикировке или подвязке растений, прививкой больных растений на здоровые и т.д.
Источником опасности являются также насекомые — тли, цикады, щитовки, трипсы. Эти насекомые, имеющие сосущий ротовой аппарат, прокалывают с помощью стилета растительные клетки, не вызывая быстрой их гибели, и вносят вирус в растение.
Вирусные заболевания животных и человека
Это - оспа, полиомиелит, бешенство, вирусный гепатит, грипп, СПИД и т.д. Многие вирусы, к которым чувствителен человек, поражает животных и наоборот. Кроме того некоторые животные являются переносчиками вирусов человека, при этом не болея . Кратко остановимся на некоторых вирусных заболеваниях.
Натура́льная о́спа (лат. Variola, Variola vera) или, как её ещё называли ранее, чёрная оспа — высокозаразная вирусная инфекция, которой страдают только люди. Люди, выживающие после оспы, могут частично или полностью терять зрение, и практически всегда на коже остаются многочисленные рубцы в местах бывших язв
Бешенство – это инфекционное заболевание, передающееся человеку от больного животного при укусе или контакте со слюной больного животного, чаще всего собаки. Один из основных признаков развивающегося бешенства – водобоязнь, когда у больного затруднено глотание жидкости, развиваются судороги при попытке пить воду. Вирус бешенства содержит РНК, уложенную в спираль, покрыт оболочкой и при разложении в клетках мозга образует специфические включения, которые некоторые исследователи называют «кладбищем вирусов». Заболевание не излечимо.
Эпидемический паротит (лат. parotitis epidemica: свинка, заушница) — острое доброкачественное инфекционное заболевание, с негнойным поражением железистых органов (слюнные железы, поджелудочная железа, семенники) и ЦНС, вызванное парамиксовирусом
Полиомиели́т (от др.-греч. πολιός — серый и µυελός — спинной мозг) — детский спинномозговой паралич, острое, высококонтагиозное инфекционное заболевание, обусловленное поражением серого вещества спинного мозга полиовирусом и характеризующееся преимущественно патологией нервной системы.
3500 лет назад полиемиелит ( детский паралич ) поражал детей Древнего Египта. Вечная память этого страдания была обнаружена на костях мумий детей фараонов и на костях жрецов Древней Сирии.
В середине ХХ столетия заболеваемость полиомиелитом быстро растет в странах Европы и Америки и особенно в С.Ш.А., где в 1956 году было официально зарегистрировано свыше 300000 только одних инвалидов после перенесенного полимиелита. Вот почему полимиелит в те годы был назван в Соединенных Штатах национальным бедствием N-1.
Но только с момента открытия вируса в 1909 году могли быть начаты длительные, непростые исследования как самого вируса так и его возможностей. Спустя сорок с лишним лет указанная выше цифра инвалидов отражала состаяние научных достижений в области полиомиелита. Многолетние усилия большой армии вирусологов достигли своего главного успеха-наконец, была создана полиомиелитная вакцина-фабрики и заводы С.Ш.А. своими сиренами известили мир о победе над этим тяжелым заболеванием.
Гепати́т (греч. ἡπατῖτις от ἥπαρ — печень) — общее название острых и хронических диффузных воспалительных заболеваний печени различной этиологии.
Желтуха — наиболее известный симптом, возникает, когда билирубин, не переработанный в печени, попадает в кровь и придаёт коже характерный желтоватый оттенок. Однако часто бывают и безжелтушные формы гепатита. Иногда начало гепатита напоминает грипп: с повышением температуры тела, головной болью, общим недомоганием, ломотой в теле. Как правило, это маска начинающегося вирусного гепатита, характеризующаяся слабостью.
Энцефали́т (др.-греч. ἐγκεφαλίτις — воспаление мозга) — группа заболеваний, характеризующихся воспалением головного мозга
Корь (лат. Morbilli) — острое инфекционное вирусное заболевание с высоким уровнем восприимчивости (индекс контагиозности приближается к 100 %), которое характеризуется высокой температурой (до 40,5 °C), воспалением слизистых оболочек полости рта и верхних дыхательных путей, конъюнктивитом и характерной пятнисто-папулезной сыпью кожных покровов, общей интоксикацией.
Грипп (от фр. grippe) — острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Входит в группу острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Периодически распространяется в виде эпидемий и пандемий. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа, различающихся между собой антигенным спектром[1]. По оценкам ВОЗ от всех вариантов вируса во время сезонных эпидемий в мире ежегодно умирают от 250 до 500 тыс. человек (большинство из них старше 65 лет), в некоторые годы число смертей может достигать миллиона[2].
СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. Данное заболевание вызывает ВИЧ – вирус иммунного дефицита человека. Вирус относится к ретровирусам, имеет сферическую форму, диаметром от 100 до 150 нм. Наружная оболочки вируса состоит из мембраны, образованной из мембраны клетки-хозяина, в которую встроены рецепторные образования, по внешнему виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой вируса располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, осуществляющий синтез ДНК с молекулы вирусной РНК. Основными клетками-мишенями ВИЧ являются Т-лимфоциты. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, поражает нервные клетки и клетки-нейроны, клетки кишечника.
Подробнее: http://region15.ru/news/main/2005/02/02/10-33/
Геморрагическая лихорадка Эбо́ла (Ebola Haemorrhagic Fever, EHF, лат. Ebola febris haemorrhagica) — острая вирусная высококонтагиозная болезнь, вызываемая вирусом Эбола. Редкое, но очень опасное заболевание — летальность в 50—90 % клинических случаев. Поражает человека, некоторых приматов, а так же, как выяснилось, и свиней.
В последние годы в лаборатории вирусов лейкозов Института вирусологии имени Д.И.Ивановского Р.А.М.Н. в Москве и в лаборатории ретровирусов института микробиологии Медицинского Университета ( Венгрия ) разрабатываются методы для выявления вируса Т-клеточного лейкоза человека и исследуются заболевания, связанные с ним.
Проблемы и задачи современной вирусологии.
Задачами современной вирусологии является исследование физиологии вирусов, а также их генетики и эволюции. Продуктивная деятельность ученых в сфере вирусологии позволяет предпринимать правильные меры по борьбе с вирусами и с их пагубным действием на организм человека. Медицинская вирусология существует как наука не так уж и долго, но за короткий промежуток времени были сделаны большие и очень важные открытия. Одним из самых великих достижений медицинской вирусологии является создание специфических противовирусных вакцин, которые позволяют предотвратить появление в человеческом организме опасных микроорганизмов.
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
• Соблюдение здорового образа жизни.
• Меры по повышению иммунитета.
• Повышение санитарной культуры населения.
• Своевременное выявление и лечение больных.
• Ношение марлевых повязок при контакте с больными.
• Соблюдение санитарно-гигиенических правил.
• Вакцинация населения.
V. Подведение итогов
Итак, ребята, давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. Как вы считаете, все ли задачи нам удалось выполнить?
VI. Закрепление (по презентации.)
VII. Оценивание учащихся
VIII. Домашнее задание
П.17.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.