Разработка концептуально новых моделей обучения является заметной тенденцией современного образования. Проблемы интеграции не являются чем-то новым в российском образовании, однако традиционное понимание интеграции, как объединения «массивов учебного содержания из различных предметов, в результате которого возникает новообразование» требует некоторого пересмотра.
Межпредметность, надпредметность, метапредметность можно рассматривать как основные явления, отражающие тенденции интеграции в образовательном процессе
метапредметность статья - копия.doc
Разработка концептуально новых моделей обучения является заметной тенденцией современного
образования. Проблемы интеграции не являются чемто новым в российском образовании, однако
традиционное понимание интеграции, как объединения «массивов учебного содержания из различных
предметов, в результате которого возникает новообразование» требует некоторого пересмотра.
Межпредметность, надпредметность, метапредметность можно рассматривать как основные явления,
отражающие тенденции интеграции в образовательном процессе
. В основу каждого предмета положена определенная организованность мыследеятельности – своеобразная
мыследеятельностная вещь, которая в нем целенаправленно прорабатывается. В качестве подобных вещей
были выделены: знание, знак, проблема, задача. С этой точки зрения, осваивая метапредметы, каждый
учащийся учится обнаруживать в любых системах мыследеятельность.
Мыслительная структура проблемы встречается в любой предметной области – будь то литература или
математика.
На занятии должна происходить не передача информации, а процесс взаимодействия между самими детьми и
детьми и учителем не должен быть чисто словесным. На уроке должна разворачиваться реальная
деятельность (мыследеятельность) ребёнка и взрослого. Слова и информация – это то, что поддерживает
деятельность, но ни в коем случае не заменяет её. Деятельность, осуществляемая на занятии ребёнком
совместно со взрослым, и выступает осваиваемым содержанием образования.
Изучение математики и литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей в
метапредметном направлении:
формирование представлений о предмете как части общечеловеческой культуры, о значимости математики и
литературы в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике и литературы как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического
моделирования и литературоведческого понимания текста;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и литературы
и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности
К сожалению, в современной российской системе образования господствующим остаётся подход к обучению,
как к усвоению определённой суммы знаний. Очень часто обучение сводится к запоминанию и
воспроизведению приёмов, действий, типовых способов решения заданий, к усвоению знаний, умений,
навыков. А ведь требования современной ситуации таковы, что простого обладания суммой знаний
недостаточно, необходима постоянная готовность к меняющимся условиям проблемной ситуации и умение
рассмотреть её с разных точек зрения, найти наиболее рациональный способ решения.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность.
Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения
математики и литературы. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы
действий. При этом развивается память, но не мышление.
Использование метапредметной технологии в преподавании математики и литературы дает возможность
развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий,
в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог
объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать
способы решения зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности
работы детей, причем многократное.
Метапредметный урок – это урок, на котором…
школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над
предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом,
происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка; 4
2
7
1,5
0,7
11
5,5
3,5
6,2
ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную
предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей
работы с этим понятием
обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный
результат его познания.
Проверка метапредметных результатов обучения на уроках математики:
Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче
Задание №1.
Внимательно посмотрите, что вы видите на доске? (числа)
А в каком порядке они расположены? (нет порядка)
7,5
6
4,1
0
9
7
Какие это числа?
Как можно эти числа сгруппировать?
Сгруппируйте! (1 вариант положительные и отрицательные;
2 вариант целые и дробные; возможны и другие варианты)
Что изображено на рисунке?
Какие числа могут быть расположены на координатной прямой справа от 0?
Какие числа могут быть расположены слева от 0?
Ноль, каким является числом? Положительным или отрицательным?
Задание №2.
Давайте отметим на координатной прямой все числа.
Скажите, в каком порядке расположились числа на прямой?
А если мы запишем эти же числа справа налево?
Ребята, что такое порядок?
(Читаем в толковом словаре В.Даля: Порядок – совокупность предметов, стоящих по ряду, рядом, …не
вразноброс,…один за другим; ряд, линия и т.д.)
Задание №3.
Шоколадка стоит 35 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за
две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200
рублей в воскресенье?
Задание №4.
Поставь скобки так, чтобы равенства были верными.
520 – 120 × 3 + 50 = 110
360 – 240 × 3 : 6 = 60
_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность контролировать процесс и результат выполнения
учебной задачи: «Равенство должно быть верным».
Задание №5.
Сделай чертеж к задаче.
Из пункта А в пункт Б выехал мотоциклист и одновременно из Б в А выехал автомобилист. Мотоциклист
прибыл в Б через 3 часа после встречи, а автомобилист в А через 45 минут. Сколько часов был в пути
автомобилист?
К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность использовать знаково-символические
средства представления информации в виде схемы (модели) задачи на движение.
Задание №6.
Используя цифры 8, 0, 7, 1, запиши в порядке возрастания все четырехзначные числа, в которых цифра 8
обозначает число единиц второго разряда.
_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыками смыслового чтения математического текста, полнота
использования математической информации. Верный ответ на вопрос возможен только в том случае, если
ученик учитывает каждое из заданных условий: «в порядке возрастания», «четырехзначные числа», «единицы
второго разряда». Например, неверный ответ: 1780, 7081, 1087, 7180 – может быть получен в том случае,
если ученик не обратил внимания на смысл слов «в порядке возрастания».
Интеграция в образовательном процессе
Интеграция в образовательном процессе
Интеграция в образовательном процессе
Интеграция в образовательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.