Конспект урока: «Япония и новые индустриальные страны».
Дата:
Класс: 11
Цель: Формирование у учащихся умения критического анализа учебного материала, способности ее систематизации, оценки о важнейших чертах и особенностях экономики новых индустриальных стран Азии, выявление причин и факторов их быстрого развития.
Задачи урока:
-обучающие: разобрать социально-экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны, а также политику американских оккупационных властей; изучить особенности экономического развития НИС Азии, объяснить предпосылки японского “экономического чуда”, рассмотреть основные направления политических, социально-экономических реформ в Японии.
-развивающие :развить логическое мышление, речевую деятельность учащихся, творческую способность, самостоятельность, умение работать с текстом учебника. анализировать и систематизировать изученный материал.
-воспитательные: воспитать толерантные отношения в классе, интерес к изучению предмета. воспитывать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний.
Планируемые результаты: сделать вывод о проблемах и перспективах развития этого региона
Техническое обеспечение урока: карта, мультимедийная презентация
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: slovari.yandex.ru; http://geo-tur.narod.ru/Asia/Images/japan/map.jpg http://cs315627.userapi.com/v315627585/11bc/tmlT2tTpFcg.jp
Проблемный вопрос: В чем заключалась азиатская модель развития страны после Второй Мировой войны на примере Японии?
Структура урока:
Ход урока:
I. Организационный момент (оценка готовности класса к уроку, психологическое состояние учащихся)
II. Постановка целей и задач.
Здравствуйте! Сегодня поговорим о странах, которые вызвали немало споров и интереса.
Повторение пройденного материала
1.Япония в годы второй мировой войны.
2.Военные действия в Азии и на Тихом океане в годы войны.
Вопрос классу: Какие страны зарубежной Азии в последние годы развиваются быстрыми темпами? Как называют эти страны?
Вот что сказал об этом Маяковский: Возникновение новых индустриальных стран Азии – настолько важное и неординарное явление современности, что анализу его посвящена обширная отечественная и зарубежная литература.
Выступление учителя.
Вопрос классу: Как, вы, думаете почему назвали эти группы новыми индустриальными странами?
Учитель: Процессы дифференциации, протекающие во всех системах мировой экономики, привели к выделению особой группы стран, получивших название “новые индустриальные страны” (НИС).
Статус “НИС” страна приобретает по следующим критериям, установленным по методике ООН:
- размер ВВП на душу населения;
- среднегодовые темпы его прироста;
- объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;
- объем прямых инвестиций за рубежом.
III. Изучение нового материала
1. Японское «экономическое чудо».
2. послевоенное развитие стран Юго-Восточной Азии, выделив общие и особенные черты их развития;
3.Новые индустриальные страны Востока.
Работа с картой «Государства Юго- Восточной Азии» и текстом учебника.
III.Заполнение таблицы. «Истоки японского «экономического чуда»
Учитель: Для многих развивающихся государств большую притягательность имел опыт послевоенного восстановления и модернизации Японии, ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга — четырех азиатских «тигров», как их называли.
Социально-экономические предпосылки
|
Высококвалифицированная и относительно дешевая рабочая сила. Продуманная экономическая политика: контроль над внешней торговлей, закупки технологий, содействие модернизации.
|
Военно-политические предпосылки |
Заказы США во время войн в Корее и Вьетнаме. Ограничение военных расходов 1% ВНП. Политическая стабильность.
|
Духовные факторы
|
Патриотизм, лояльность; корпорации, готовность покупать отечественную продукцию.
|
Заполнение таблицы «Итоги развития Японии»
Мероприятия
|
Результаты
|
Политические.
|
Конституция 1947 г. 1.Япония монархия, но император лишен власти. 2.двухпалатный парламент 3.женщины получили право голоса 4.правительство формировалось парламентским большинством. Вся полнота власти перешла к гражданскому правительству Японии. |
Земельная реформа |
ограниченный размер угодий 1.1950г-80%земли крестьяне арендовали- слой свободных фермеров 2.отмена привилегий бывших феодалов, кот. контролировали промышленность. |
Экономические
|
1.Низкий уровень расходов на вооружен.силы 2.1950-53, Корея, 1960-1970-Вьетнам-выполнение военных заказов для США. 3.Контроль гос-ва над внешней торговлей. 4.Приобретение передовых технологий у развитых стран. 5.Производство экспортной продукции. 1. Бюджет тратился на промышленность, а не на армию. 2.Огромные доходы от получения военных заказов. 3.Использовались только те преимущества которыми располагала Япония. 1971г.утвердилась на мировом рынке. 4.Внедрение новых технологий, раньше, чем страна разработавшая проект. 5.конкурентноспособность за счет дотаций и низкой оплаты труда рабочих. |
Социальные
|
1.Национальные традиции 2.Пожизненный найм рабочих 3.Высокий размер оплаты труда 1. Работники не разделяют личные интересы и интересы компании. 2.Гарантия работы пожизненно. з/п выше, чем дольше стаж работы. 3.низкая детская смертность, высокая продолжительность жизни |
Учитель: После заполнения таблицы ученик делает вывод по таблице. Учитель: Кроме Японии есть и другие страны НИС.
Что,известно о:
-Сингапур и Гонконг
–-Южная Корея и Тайвань
Учитель: Так Сянган и Сингапур являются торговыми нациями, а Тайвань и южная Корея – производящими.
IV. Закрепление.
1. . Какое место по уровню своего развития занимает Япония среди других стран Азии, мира?
2. Как вы понимаете слова «японское чудо»? В чем оно проявилось?
3. какие экономические, социальные, политические предпосылки сделали это «чудо» возможным?
4. Чем вы можете объяснить, что «новые индустриальные страны» более всего пострадали от кризиса 1998 г.?
-Путь развития, какой страны взяли за ориентир НИС Азии? Японии.
-Поэтому часто можно слышать такую фразу «Полетели журавлиным клином».
Для закрепления материала учитель читает текст учащимся и задает вопросы по нему.
Учитель: «Первая индустриальная страна Азии понесла большой урон от бомбардировок в годы войны и от послевоенного развала экономики. Её территорию оккупировали американские войска. Производство национального дохода на душу населения в 1950 г. было ниже уровня середины 1920-х гг. Инфляция достигла огромных размеров. Тем не менее, Япония располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, опытом индустриального развития. Реформы, проведённые американской администрацией, также содействовали будущему экономическому росту страны.»
1)О какой стране идёт речь в тексте?
2)О каком событии в прошлом, в котором принимала участие Япония, упоминается в тексте?
3)О развитии какой сферы человеческой деятельности идёт речь в тексте?
4)Какие трудности в развитии возникли в Японии?
5) Что способствовало развитию экономики в Японии?
V.Рефлексия
Сегодня на уроке: Я узнал, удивился, хотел бы знать
V. Подведение итогов. Оценивание. Домашнее задание
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.