Тема: Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций.
Ход урока.
1.Мотивация.
Химики - это те, кто на самом деле понимают мир. (Л. Полинг.)
Сегодня на уроке мы постараемся придерживаться данного девиза.
Основной объект химии - вещества. Мы уже, знаем из каких части, могут состоять в-ва - атомы, молекулы, ионы. Какие силы (т.е. хим. связи) удерживают их в определенном порядке. Недавно нам стало известно, что в-ва могут вступать в хим. реакции. Так вот, сегодня мы продолжим наше знакомство с реакциями.
2.Актуализацмя.
ИтакВам уже известно определение Х.р, сформулируйте его…. Давайте попробуем практически применить ваши знания. Для этого выполним задание №1
Задание №1
Выписать отдельно хим. и физ. явления. Для хим. реакций указать признаки.
Потемнение серебряной цепочки, появление инея на деревьях, образование накипи в чайнике, гниение осенней листвы, выделение пузырьков газа при открывании бутылки с минеральной водой.
Что происходит с количеством атомов при х.р.? Оно остается одинаковым. Можем ли мы сказать, что масса исходных в-в будет одинаковой с массой продуктов реакции (Не знаю…….)
Если я вас правильно поняла, то ваши ответы приблизительно выглядят следующим образом………
3. Выявление места…..
В 18 веке задавали этот же вопрос и искали на него ответ в виде закономерностей (закона) два ученых: русский - М.В.Ломоносов и английский - Роберт Бойль. Для этого они проводили практически один и тот же опыт - прокаливали металлы с кислородом воздуха в запаянной реторте (показать реторту)
Попробуем сейчас представить, как выглядели эти опыты.
Кто у нас будет Бойлем и Ломоносовым? Попрошу вас выйти к доске.
Возьмем 2 колбы. В каждую положим атомы Ме - медь (оранжевые фишки) и молекулы кислорода (синие фишки). Колбы закроем. После этого колбы взвешивают (допустим, их масса m1). После этого проводят нагревание до появления нового вещества - окалина Ме. После опыта повторно проводят взвешивание (допустим, масса m2) Но Р.Бойль открывал реторту, а Ломоносов - нет.
У Бойля получилось, что m1 ^m2.
А у Ломоносова- m1= m2
Результат своего опыта ученый объяснял тем, что некая огненная материя (флогистон) прошла через стекло и присоединилась к окалине Ме.
Как вы думаете, кто был прав в установлении закономерности протекания хим. реакций? Почему? Объясните.
В чем заключалась ошибка экспериментатора?
На основании проведенного опыта М.В.Ломоносов сформулировал закон, который мы сегодня будем изучать.
4.Реализация построенного проекта.
Какова же наша тема урока? Сформулируйте ее.
Тема: Закон сохранения массы веществ.
Цель - изучить закон, узнать применение закона.
5.Реализация построенного проекта
Вам не кажется, что на доске у нас есть математическая запись нового закона?
Попробуем сформулировать его словами (Проверьте себя - найдите формулировку закона в учебнике и запишите в тетрадь.)
Давайте на практике проверим действие закона. Опыт……
Мы наблюдали хим. реакцию? Почему? Как можно объяснить данный закон сточки зрения атомов и молекул?
4.Построение выхода…
У нас есть математическая, словесная записи закона, но, наверное, нам требуется хим. запись?
Для этого один ученик выходит к доске и записывает символ меди, молекулу кислорода, а я - формулу оксида.
Как называется данная запись? См. параграф20.
Подпишите тему урока.
Тема: Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций.
Добавим к цели урока - научиться составлять ур-я хим. реакций.
5.Реализация построенного проекта.
Найдите определение хим. реакции и запишите в тетрадь.
Cu + O2 = CuO;
Из чего состоит уравнение хим. реакции? (см. параграф 20, стр.66)
Можем ли мы сказать, что данное уравнение подчиняется закону.Почему?
Изучите алгоритм пр.20.
6.Первичное закрепление…
Давайте тренироваться. Вас ждет задание №2.
Составить уравнения химических реакций.
?Al+?O2 = ? Al2O3
?Na+ N2 = ? Na3N
N2+?Mg = Mg3N2
7.Самостоятельная работа…
Составить уравнения химических реакций.
?Fe+?O2 = Fe3O4
?Al +? S = ?Al2S3
Ca+?HCl = CaCl2+H2
8.Включение в систему…
Итак, сегодня на уроке мы узнали закон, научились составлять уравнения хим. реакций. Давайте посмотрим применение данного закона.
2Cu + O2 = 2CuO;
65г. ?г. 100г.
Какова масса исходного в-ва – кислорода?
9.Рефлексия.
Займемся самооценкой наших результатов.
Если вам все понятно и записи без ошибок-поднимите красную колбу.
Если вам все понятно, но в записях есть ошибки-поднимите желтую колбу.
Вам было сложно, испытывали затруднения-поднимите синею колбу.
Не важно какого цвета были ваши колбы.Они помогли нам приблизиться к лучшему пониманию мира.
10.Домашнее задание.
Параграф 20, упр.3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.