МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 114 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Конспект урока по окружающему миру
«Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга.
Охрана лугов.»
(4-А класс)
Подготовила:
Хлибева Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
высшая категория,
«старший учитель»
Донецк, 2020
Тема урока: «Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов»
Цель урока: познакомить детей с природным сообществом – лугом.
Задачи урока:
Образовательные:
· сформировать представление учащихся о жизни луга; познакомить с растительным и животным миром луга; расширить представление обучающихся о природных сообществах; учить применять в работе ранее полученные знания, учить рассуждать и делать выводы;
Развивающие:
· создать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в паре, в группе; развития способности к наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы; развивать познавательный интерес учащихся;
Воспитательные:
· создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств; создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Оборудование: ТСО: компьютер, мультимедийный проектор с экраном; презентация; учебник «Окружающий мир» 4 класс Плешаков А.А., рабочая тетрадь.
Наглядные средства обучения: карточки со словами, атлас-определитель.
Раздаточный материал: тесты.
Формы
организации учебной деятельности: фронтальная,
индивидуальная, парная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.
II. Актуализация знаний. Поверка домашнего задания.
- Ребята, давайте вспомним, в каком месте мы побывали на прошлом уроке?
-Совершенно верно. Почему лес называют природным сообществом?
- Вспомните, какие ярусы есть в лесу? Лес. ( Слайд 1)
- Сейчас проведём графический диктант. Я читаю утверждение, а вы ПИШИТЕ
+ если согласны;
- если не согласны.
Тест (Слайд 2)
1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.
2. Средний ярус - это мхи и лишайники.
3. На дереве обитают кроты и землеройки.
4. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
5. Жуки - короеды приносят вред лесному сообществу.
6. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
7. Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.
8. Бурый медведь – хищник.
9. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
- Сейчас проверим ваше домашнее задание. (взаимопроверка ) ( Слайд 3)
III. Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.
- Итак, ребята, на прошлом нашем уроке мы познакомились с лесом и его обитателями. Сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие, а вот куда, попробуйте отгадать ребус: ( Слайд 4)
-Да, ребята: ( Слайд 5)
Цветы луговые просты,
Но мед в них запрятан душистый.
Мы любим эти цветы,
Что выросли в зелени чистой.
Мы лютик сорвем золотой
И розовый клевер медовый,
Мы в зелени луга густой
Найдем колокольчик лиловый.
О чем говорится в стихотворение?
- Верно, теперь определите тему нашего урока ( Слайд 6)
Луг- природное сообщество.
- Рассмотрите луг.
- На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?
(На доске схема)
Жизнь луга
![]() |
![]() |
![]() |
Что растёт? Кто живёт? Как живут
обитатели луга
Гипотеза
-Верно ли, что только человек приносит вред лугу?
-А почему вы решили, что на слайде изображён именно луг?
-Значит, что такое луг?
-А как обитатели луга живут?
-Правильно, поэтому как можно назвать луг? ( Слайд 7)
IV(1) Открытие нового знания.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
-А сейчас мы с вами будем исследовать луг, познакомимся с растениями и обитателями луга. Для этого вы будете работать в группах. Первый ряд-группа зоологов (стр 171-174), второй ряд группа ботаников (работают с атласом-определителем) и третий ряд- группа экологов ( стр 174-175)
V(2) Первичное закрепление.
- И первый представитель выходит из группы зоологов.
И так:
· Какие звери живут на лугу?
· А какие пресмыкающиеся и земноводные?
· Какие птицы живут на лугу?
-Молодцы, запишите на доске нескольких обитателей луга ( Слайд 8)
- Почему вокруг луговых растений так много пчёл?
Бабочки также участвуют в опылении растений. Среди луговых насекомых можно увидеть и хищников – стрекоз, которые едят комаров и мошек. ( Слайд 9)
-Ребята вы знаете, что луг имеет большое значение для сельского хозяйства, чем вреден для луга выпас скота?
- Второй представитель от группы ботаников, что он нам расскажет?
· Какие растения растут на лугах?
· Какие растения на лугу относятся к кормовым?
· А какие растения к ядовитым?
-Хорошо. Запишите несколько растений. ( Слайд 10)
- Третий представитель от группы экологов?
· Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения и животных луга?
· Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу.
· Значения луга для человека? ( Слайд 11)
VI. Вторичное закрепление
-Мы с вами сказали, что луг-это природное сообщество, а скажите какие связи существуют между разными животными и растениями луга?
-Ваша задача сейчас каждый напишет 2 цепи питания из 3 звеньев по лугу. (проверка)
-А сейчас проверим, как вы запомнили, о чём мы говорили на уроке.
Тест
1. Луг - называют природным сообществом, потому что…
Л) на лугу друг с другом растут разнообразные растения.
М) все обитатели луга живут совместно, сообща, тесно связаны между собой.
Н) весь луг заселен животными.
2. На лугу растут…
О)только травянистые растения
Б) мхи и лишайники
Д) кустарники и травянистые растения
3. Растениями луга являются…и …
Л) тимофеевка, клевер, нивяник
О) тысячелистник
В) ландыш, осока, ягель.
4. На лугу живут …и …
Д) трясогузки, жуки-навозники, кобылки
Б) олени, медведи, шмели
Е) шмели, бабочки, кроты.
5. Санитарами луга называют…
Ц) жука-навозника и жука-могильщика
Я) пчел, волков, кротов
И) жуков-короедов, жужелиц, гусениц.
А теперь проверьте тесты друг у друга и поставьте отметку
7 б. – «5»
5-6 б. –«4»
3-4 б. –«3»
3 б. – «2»
- Какое слово у вас получилось? ( Слайд 12)
-Вы действительно все молодцы сегодня.
(Дополнительно)
Самостоятельная работа с проверкой
-Кто может наносить природе больший вред?
-У вас на столах лежит история, вы сейчас быстро прочитаете и подчеркнёте красной ручкой какие ошибки в поведении людей были совершены. ( Слайд 13)
Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
-Какие ошибки вы нашли? ( Слайд 14) -Давайте проверим.
- Какой вы можете сделать вывод?
VII. Рефлексия деятельности (итог урока). Выставление отметок
-Достигли мы с вами поставленной цели?
- Я хочу вам сказать, ребята, что вы молодцы, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки. Выставление отметок.
- Закончить урок мне хотелось бы вот таким стихотворением: чтение стихотворения со слайда ( Слайд 15)
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
VIII. Домашнее задание ( Слайд 16)
Базовый уровень Общее задание всем: Составить в тетради памятку «Как правильно вести себя на лугу», предварительно прочитать текст учебника. С 170-175
|
Повышенный уровень Разгадать филворд «Растения и животные луга». |
Продвинутый уровень Написать обращение от жителей луга «Правила поведения на лугу». |
Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и под углом, но не пересекаться.
Филворд
С |
К |
А |
Л |
К |
О |
Д |
У |
В |
А |
Н |
Ч |
Т |
У |
К |
Я |
О |
Б |
А |
Б |
О |
Ч |
К |
И |
Р |
З |
Ш |
Г |
Л |
П |
Ч |
Е |
Л |
А |
А |
К |
Е |
Н |
А |
У |
О |
Г |
У |
С |
Е |
Н |
И |
Ж |
К |
Е |
М |
Ш |
К |
М |
У |
Х |
А |
А |
Ц |
А |
О |
Ч |
О |
К |
О |
К |
О |
Н |
О |
Р |
О |
В |
З |
И |
Р |
А |
Л |
Ь |
Ч |
И |
К |
Ж |
У |
К |
А |
К |
П |
О |
Д |
О |
Р |
О |
Ж |
Н |
И |
К |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.