Число_______
Класс______
Суффиксы -чик и -щик (§ 30)
Ц е л ь: развитие орфографической зоркости; умения ис- пользовать алгоритм орфографического правила.
Планируемые результаты
Предметные: знать основные нормы русского языка; уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию полученной информации.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Структура урок а:
1. Орфографический тренинг.
2. Углубление понятия о значении суффиксов, много- значности морфем, их синонимичности и омонимичности.
3. Развитие орфографической зоркости; умения использовать алгоритм орфографического правила.
4. Развитие умений читать текст художественного про- изведения.
5. Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урок а:
I. Орфографический тренинг. Постановка учебной задачи. Письмо по памяти — упражнение 229, 1-я и 3-я строфы.
Дополнительное задание: подчеркнуть грамматические основы предложений из 1-й строфы.
Постановка учебной задачи: обращение к материалу для наблюдений — с. 104.
II. Углубление понятия о значении суффиксов, многозначности морфем, их синонимичности и омонимичности.
Упражнение 232.
Делаем вывод о том, что суффикс может быть омоними- чен (звучание одинаковое, значение разное); синонимичен (-чик и -щик).
Орфографическое правило на с. 105.
III. Развитие орфографической зоркости; умения исполь- зовать алгоритм орфографического правила — различия суффиксов -чик и -щик.
Упражнение 233.
Образуем и записываем слова с помощью суффиксов
-чик/-щик:
1) Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике (разведчик); 2) солдат, обслуживающий пулемёт (пулемётчик); 3) рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь (смазчик); 4) тот, кто перебежал к врагу, изменник (перебежчик); 5) работник, который занимается приёмом чего-нибудь (приёмщик); 6) лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание (подписчик);
7) рабочий, работающий посменно с другим (сменщик).
Выбор написания / отсутствия мягкого знака перед суффиксами.
Чтение теоретического материала стр. 106
Упражнения 237, 238.
IV. Развитие умений читать текст художественного про- изведения.
Выразительное чтение (задание к упражнению 239) — обращение к материалу рубрики «Школа чтения» на с. 99.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание. Упражнения 235, 238.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.