Конспект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе.
Оценка 4.8

Конспект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе.

Оценка 4.8
doc
воспитательная работа
2 кл—4 кл
23.08.2020
Конспект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе.
Улицы старого города откр. ур..doc

Тема: «Прогулки по городу.»

Цели

            1. Познакомить с историей  возникновения города Шуи, его улиц.

       2. Развитие внимания, памяти, речи учащихся, расширение кругозора детей,    развитие интереса к предмету, творческих способностей.

       3. Воспитание патриотизма; умения работать в паре.

 

Оборудование, материалы:

1)    Для демонстрации слайдов:

  а) мультимедийный  проектор, экран ;

  б) диск с записью фото старой Шуи  и   современных улиц города.

 2)  Для просмотра репортажей :

  а) телевизор, оборудование для просмотра диска с видеорепортажами;

       б) диск с видео.

3) Фильм по ознакомлению с окружающим миром  «Возникновение городов».

4)  Стенд:  «Шуя, ты сердца моего частица»

        а) в файлах  фотографии;

        б) рисунки детей по  данной теме.

в) загадки, пословицы, поговорки, приметы о городе, улице, доме разместить на    нарисованных домиках, заборе.

5)   Листы, карандаши разных цветов.

6)  «Карта открытий».

7) Рисунок  машины времени.

8) Таблички со словами: «город, улица, изба, кремль, крепость, вал, ров, село, храм, колокольня, осыпь, граждане,»,

9) «Волшебная шкатулка фактов»

10) Карта города Шуи.

11) Стихи о Шуе.

12) Таблички с названиями улиц.

13) Домики, клей

 

 

 

 

 

Организационный момент.  

Прозвенел звонок для нас,

Готов к работе дружный класс.

На вопрос найдём ответ,

Среди нас ленивых нет!

- Ребята, вы на переменках прочитали загадки, пословицы, рассмотрели фотографии, рисунки. Думаю, что вы  сможете определить тему занятия.( Варианты детей)

Тему открыть на доске.

Ознакомление с новым материалом.

Ребята, кто из вас знает, как появились города?

- Обратимся к копилке интересных фактов. (Достать из шкатулки слово, объяснить значение, поместить табличку на «Карту открытий».)

-Для защиты от врагов служили  поселения- крепости. (Крепость- различного рода постройки, приспособленные для укрепления, обороны населённых пунктов. Прежде всего, нужно было выбрать подходящее место, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека.

Кроме того, река надёжно защищала крепость. Со стороны незащищённой рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нём и строились дома. Вокруг поселения насыпали  высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заострённых  дубовых брёвен. Врагам проникнуть в такую крепость было трудно, а для друзей перекидывали через ров мост, который легко можно было поднять.

Такие поселения стали называть городами. Как вы думаете, почему? (Версии детей).

- Верно, от слов град, ограда, городить, огораживать. В старину означало ограждённое, укреплённое место. В городе жил князь с дружиной (воинами), купцы. Рядом селились ремесленники.

(По ходу рассказа на карту открытий помещаются слова: город, ров, купец- богатый торговец, ремесленник-человек, который владеет ремеслом).

-Интересно слушать рассказ? А хотите увидеть, как появились города, какими они были? Тогда сядьте правильно, с помощью машины времени мы отправимся в прошлое. (На доске рисунок машины времени).

-Скажем вместе: «Раз, два, три, лети!»

-Теперь смотрите внимательнее и запоминайте.

Включить фильм о возникновении первых городов.

-Какую форму имели первые города? ( Форму мыса).

-Как назывался центр города? (Кремль - крепость внутри города; стена с бойницами, воротами, башнями, ограждающая важнейшую часть города, дворец, казну. Слово «кремль» восходит к выражению «кремлёвое дерево»- дерево, выросшее на просторе, плотное, крепкое - помещаем слово на «Карту открытий»)

-Кто жил в Кремле?

-За пределами Шуйского Кремля (детинца) располагалась Борисоглебская слобода. Там жили ремесленники, стрельцы, крестьяне, другой городской люд.

- Из чего строили здания?

-Древнюю Русь недаром нарекли «деревянной». Дерево было самым излюбленным материалом русских умельцев. Из него ставили избы, храмы, мосты и мельницы

(Храм - здание, где проходят религиозные обряды. Собор - крупный храм.

Колокольня - сооружение для подвески колоколов, часто имели значение дозорных башен.

Изба - русский срубной жилой дом.)

- Во время войн  город служил убежищем и для жителей окрестных деревень и сёл. (Деревня – место, очищенное от леса, от деревьев.) Они тоже прятались от вражеских набегов за надёжными городскими укреплениями. Как видите, жить в городе было куда безопаснее, поэтому города быстро разрастались. Случалось так, что город уже не вмещал всех желающих там поселиться. И тогда вокруг него строили новые дома и возводили ещё одну городскую стену с башнями.

Первые города на Руси появились больше тысячи лет назад. Дома в них были одноэтажные, деревянные и ничем не отличались от сельских изб. Большие каменные дворцы для богатых людей- палаты - в русских городах стали возводить гораздо позже. Особенно быстро город рос и богател, если был построен на судоходной  реке, по которой купцы везли свои товары. Таким городом оказалась и наша Шуя.

- Страну объедешь всю большую:

  И тот,  и этот край хорош.

  В былинной, вечно юной Шуе

  Вдруг остановишься.

  Замрёшь… (А. Ильичёв)

Слайды демонстрируем   №1- Шуйский Кремль.

                                              №2.- Типы деревянных изб.

                                              №3.-  Старая Шуя.

                                              №4.- Улицы старого города.

Игра «Найди ошибку». (На макете старого города –современная колокольня, многоэтажный дом.)

-Скажите, а как называли жителей городов? (Горожане, чаще всего отвечают дети.)

-Обратимся к «шкатулке интересных фактов». (Берём шкатулку. В ней лежат листочки с текстом).

 Оказывается, раньше их именовали граждане. Теперь у нас гражданином является любой житель страны, а тогда ими были только жители города.

- Сейчас в мире больше 2 000 000 крупных городов, а  маленьких и не сосчитать. Одним из самых старых городов считается Рим, ему более 3000 лет. А кто из вас знает, сколько лет нашему городу? ( Датой возникновения считают 1539 год, значит городу 481 год.)

- Внимание! переместимся с помощью машины времени в Шую 16 века.

- В городском силуэте легко различить три района. Это исторический центр, заречная часть и новостройки, расположенные к югу от центра.

Крепость утратила стены и стала называться осыпь. В ней было две улицы Покровская (т.к. рядом находилась Покровская церковь) и Никольская (по названию ворот крепости).Были и переулки, но они не имели названий.

С восточной стороны располагался посад. В нём было две площади: Торговая и Конская. Улицы его именовались: Широкая, Загостинская, Зарядье, Пищальная, Узкая, Воскресенская, Заболоцкая. Дома располагали беспорядочно. Шуя того времени – значительный торговый центр и речной порт на Тезе.

-Перенесёмся ещё на 100 лет. Видны стены и башни крепости. Она снова была отстроена. Выделяются главы и колокольни деревянных храмов. В Шуе 17 века – 230 домов. Работают кожевенники, шерстобиты, медники, мыловары. Можно встретить и иностранных купцов.

На улицах очень тесно. Когда город возник, народу было меньше, ходили пешком. Часто случаются пожары. Грязь не просыхает, лошади тонут по колено. Официальных названий (закреплённых в документах) не было. иногда улица носила несколько названий. Крепость снова уничтожена войском пана Лисовского.

-Когда вы слышали эту фамилию? (При проведении беседы ко Дню народного единства).

-Прошло ещё 100 лет. (На ленте времени передвинуть знак.)

В 18 веке город полностью выгорел. Осталось только 13 дворов.

Город входит в состав Владимирской губернии. становится уездным городом. Разрабатывается план застройки Шуи. Выглядит он так.

Демонстрируем на слайде № 5 – план города.

По правилам того времени, города делили на секторы: в центральной части нужно было строить двух-, трёхэтажные каменные дома, ближе к окраинам- одно-, двухэтажные каменные, смешанные и деревянные дома.

Кроме того теперь дома нужно было располагать впереди усадеб, вдоль красных линий улиц, а не беспорядочно как ранее.

В центральной части сохранили площади с архитектурными ансамблями.

(Демонстрируем слайды с фото домов на современной площади Ленина. Слайды № 6, 7. Центральной части Шуи).

Одно из интереснейших зданий сохранилось на улице Советской.

Наш репортёр побывал на месте событий, смотрим  репортаж. ( На диске записан репортаж ученика нашего класса).

Широкими улицами центр соединялся с окраинами.

Шуя шагнула на правый берег Тезы. Там возникли корпуса фабрик и даже богатые особняки. (Демонстрируем слайд № 8  с фото дома купца  Павлова.)

-Машина времени переносит нас в 19 век. Строится каменная колокольня Воскресенского собора(1810-1832).

Большинство зданий –  одно - двухэтажные.

Были организованы три заставы со шлагбаумами, запиравшими дорогу. Они находились на Ковровской улице   и  на Костромской улице, около моста через Тезу.

-А вот Шуя 20 века. (Слайд)

При строительстве «Октябрьского моста» были срыты остатки крепостного вала. Остатки рва сохранились около краеведческого музея. Город уже совсем не похож на древнюю Шую.

В городе насчитывается 41 улица и 11 площадей. После революции 1917 года улицы получили названия, которые были закреплены в документах.

-Как улицы получали свои названия? (Версии детей).

- Улицы 1) Называли по имени торговых людей, проживающих на них.

               2) Обозначали, каким делом занимаются на этой улице (Торговая – торгуют)

               3) Показывали, какая церковь расположена рядом (Соборная, Спасская).

               4) По направлению движения (Ковровская, Костромская, Московская).

               5)По фамилии богатых людей, на чьих землях находятся (Турсуковские,                                           Рыковские, Гридкинские).

-Отправимся в сегодняшнее время и понаблюдаем, что происходит с городскими улицами в нашем веке.

Дети читают стихи о городе.

          

            Родина моя, светлая

Город небольшой, ласковый.

Здесь, твоей любовью, согретая,

Встречи ждёт душа с доброй сказкою.

Всё здесь дорогое, всё близкое.

Все тропинки с детства исхожены.

Сколько здесь стихов, ненаписанных,

           Сколько песен, так и не сложенных…( Стих Татьяны Сафроновой)

-Сейчас в городе более 350 улиц. Некоторые из них сохранили свои старые названия, но многие улицы не один раз меняли свои имена. (Например улица Свердлова была переименована многократно ( Ковровская, Красной Армии, Сталина, Свердлова).

-По какому принципу названы улицы сейчас? (Версии детей).

- Верно, иногда название дала местность (Болотные, Моховые),

называют улицы в честь революционеров (Зинаиды Касаткиной, Мортирия Ивановича Соловьёва, Малахия Александровича Белова, Михаила Ивановича Седова, микрорайон Афанасьева), а также в честь политических деятелей (Ленина, Свердлова). Некоторые улицы получили названия в честь героев войны (Генерала Белова, Генерала Горбатова), в честь писателей (А.П. Чехова, Е.Вихрева, Н.В.Гоголя).

Есть и названия, говорящие за себя (Школьная, Заводская, Завокзальная).

- Поиграем в игру: «Лишнее название». Если заметили ошибку, поднимаем сигнал.

1) Московская, Ивановская, Костромская, Свердлова.

2) Болотная, Моховая, Стрелецкая.

3) Чехова, Вихрева, Генерала Белова.

4)Советская, Миллионная, Васильевская. (Варианты могут быть).

Релаксация. - Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в центре города. Прислушайтесь. Какие звуки вы услышали?

Проверка творческого домашнего задания.

- Очень много интересных фактов могут рассказать об улицах города экскурсоводы. С сегодняшнего дня мы открываем школу юных экскурсоводов. Думаю, что  ребята смогут нам рассказать интересные сведения  о некоторых современных улицах и их названиях. (Заслушать сообщения детей об улицах, на которых они живут.)

-По цепочке остальные ребята встают и произносят названия своих улиц.

- Проведём игру: «Найди свою улицу на карте города, поставь флажок».

- Поиграем в игру: «Самый внимательный ученик». Если вы услышите название улицы, на которой вы живёте, нужно встать и показать домик, ваши родные, знакомые - отправляемся вместе, шагаем на месте, где находился детский сад, где расположена школа- пишем в воздухе.

Закрепление  изученного материала.

-Проверим, были ли вы внимательны. Выполните задание.

 Соедините старое и современное  название улиц. (Плакат на доске, у учеников индивидуальные карточки).

Можно  (при наличии времени) провести игровое упражнение: «Кто знает больше названий улиц Шуи?» или игру «Аукцион» - назвать улицы на букву г, ч, в, с…Выиграет тот, кто последним произнесёт название.

- На улицах нашего города есть  жилые здания, памятники архитектуры и многое другое. Мы ходим мимо и, порой, даже  внимательно не рассматриваем их.

Давайте поиграем в игру: «Узнай по силуэту». Учитель демонстрирует силуэт колокольни, водонапорной башни, краеведческого музея, школы, дети называют строения.

Физкультурная пауза. Дети произносят слова:

  Я по городу хожу,

 Любой предмет изображу!

После этих слов замирают, изображая какой-то городской объект.

- Мы вели разговор об улицах, которые существовали ранее или существуют сейчас,

но город постоянно развивается, строится, возникают новые улицы.

- Давайте перенесёмся в будущее. Нужно построить новую улицу, дать ей название.

Прежде чем возводить настоящие дома, чертят проект, иногда делают макет (уменьшенную копию) из бумаги. Построим улицу из домиков. Работать лучше в парах, работаем дружнее - сделаем быстрее.

Игровое упражнение: «Фантазёры».

- Продумайте варианты названия новой улицы.

-Машина времени, перенеси нас, пожалуйста, в день 11 декабря, на урок ознакомления с окружающим миром.

-Наше сегодняшнее  путешествие во времени завершено. Но на память мы обычно привозим из путешествий фотографии. Вот и у нас возникла выставка фотографий нашего города. Здесь можно увидеть Шую современную, старую. Полюбоваться красивыми памятниками и огорчиться, что не всегда удаётся сохранить красоту.

А ещё свои впечатления мы выражаем с помощью рисунков.

 (На стене размещены рисунки детей.  При наличии времени, можно дать задание:  нарисовать одну из  улиц города.)

- А ещё люди пишут письма, делятся впечатлениями. Но иногда в них бывают ошибки не только орфографические. Послушайте, что один ученик написал о  путешествии. Если с чем- либо не согласитесь, поднимите руку.

«Город получил название от слова гора, ведь стены крепости были очень высокими. их могли преодолеть только альпинисты. Города возводили подальше от рек, люди боялись наводнений. Когда возник наш город Шуя, дома в нем строили деревянные. Многие из них сохранились до сих пор. Река  Внучка были судоходной. По ней можно было доплыть даже до Каспийского моря. Город быстро рос. Я забыл, сколько улиц было в крепости, но зато запомнил, что сейчас их 10. Некоторые улицы названы в честь известных людей, например, улица Вихрева  названа в честь известного художника, а улица Генерала Белова, на которой находится наша школа, названа в память о герое войны…»

-Некоторые люди пишут не письма, а стихи. Стихи  местных поэтов о любимом городе прочитают ребята.

Итог занятия.

-Думаю, что вы уже смогли убедиться в том, что история нашего города очень интересная. На следующих занятиях мы продолжим разговор о городских улицах. 

- Вы были внимательными, старательно выполняли задания. Думаю, что вы достойны награды. А вот какой, узнаете, если сложите кусочки записки, которые лежат в конвертах. ( Дорогие ребята! Вы сможете больше узнать о  нашем любимом городе в краеведческом музее. Ждём  вас 18 декабря в 13 часов. Сотрудники музея.)

 

 

 

 

Список источников.

 

Журов Ф.Г. Исторические сочинения. Иваново. Издательский дом «Референт», 2007.

Сурин  Г. И.  Город на Тезе: очерки истории Шуи. -Ярославль: Вер.-Волж. кн. изд-во, 1989.

Шуя литературная. Литературно-художественный сборник. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1990.

Фотографии для слайдов взяты из интернета. Адреса сайтов:

http://www.etoretro.ru/city581.htm

http://myshuya.ucoz.ru/photo/2

http://my.mail.ru/mail/pelageia09/photo?album_id=261

http://foto-planeta.com/np/9286/shuya.html


Скачано с www.znanio.ru

Тема: «Прогулки по городу.»

Тема: «Прогулки по городу.»

Организационный момент .

Организационный момент .

Колокольня - сооружение для подвески колоколов, часто имели значение дозорных башен

Колокольня - сооружение для подвески колоколов, часто имели значение дозорных башен

Работают кожевенники, шерстобиты, медники, мыловары

Работают кожевенники, шерстобиты, медники, мыловары

Родина моя, светлая Город небольшой, ласковый

Родина моя, светлая Город небольшой, ласковый

Давайте поиграем в игру: «Узнай по силуэту»

Давайте поиграем в игру: «Узнай по силуэту»

Список источников. Журов Ф

Список источников. Журов Ф
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2020