КОНСПЕКТ
ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Биохимия
легких денег: осознанный выбор как основа психологического и социального
здоровья»
Автор:
педагог-организатор МБУ ДО «Эколого-биологический центр» Дубинин Александр
Александрович
Форма проведения: Беседа-практикум
с элементами проблемного диалога
Целевая аудитория: Обучающиеся
9-11 классов.
Продолжительность: 45
минут.
1. Методическая часть
1.1. Образовательная
цель:
- Личностные: Формирование
осознанной, ответственной позиции по отношению к своему
психоэмоциональному и социальному здоровью, устойчивости к деструктивным
влияниям (манипуляциям, предложениям противоправной деятельности),
воспитание традиционных российских духовно-нравственных ценностей
(честность, трудолюбие, ответственность перед семьей и обществом).
- Метапредметные: Развитие
умения критически оценивать информацию, анализировать долгосрочные
последствия своих поступков, принимать взвешенные решения в ситуациях
риска, конструктивно взаимодействовать в группе.
- Предметные
(интеграция областей): Расширение представлений о
биохимических основах поведения (биология), о правовой ответственности
(право), о механизмах манипуляции и способах психологической самозащиты
(психология, ОБЖ).
1.2. Задачи:
- Актуализировать
проблему сохранения здоровья (физического,
социального, духовного) в условиях современных рисков, связанных с
«легкими» деньгами.
- Выявить и
продемонстрировать здоровьеформирующие
образовательные технологии: технология проблемного диалога, технология
критического мышления, элементы рефлексивной технологии, технология
сотрудничества.
- Способствовать
воспитанию традиционных ценностей через
анализ последствий выбора между честным трудом и противоправной
деятельностью.
- Транслировать
педагогический опыт по формированию культуры
здоровья через модель занятия, направленного на профилактику девиантного
поведения и развитие осознанности.
1.3. Планируемые
результаты:
- Обучающийся будет
знать: базовые механизмы влияния
гормонов (дофамин, серотонин, окситоцин, эндорфины) на мотивацию и
поведение; правовые и социальные риски, связанные с криминальными схемами;
стратегии получения позитивных эмоций легальным путем.
- Обучающийся будет
уметь: распознавать манипуляции,
апеллирующие к «быстрым» нейрохимическим реакциям; аргументированно
отстаивать выбор в пользу здоровьесберегающей стратегии поведения;
анализировать и оценивать последствия своих действий для всех аспектов
здоровья.
- Обучающийся будет
осознавать: прямую взаимосвязь между
осознанным выбором, законопослушным поведением и качеством жизни; личную
ответственность за сохранение своего физического, психического и
социального благополучия.
1.4. Основные понятия: культура
здоровья, психоэмоциональное благополучие, дофамин, серотонин, окситоцин,
эндорфины, дроп, правовая ответственность, цифровая репутация, осознанный
выбор.
1.5. Оборудование и
материалы: Мультимедийная презентация, раздаточный материал
(карточки с кейсами для групповой работы), маркерная доска или флипчарт,
стикеры.
1.6. Здоровьесберегающие
технологии, используемые на занятии:
- Смена видов
деятельности (беседа, дискуссия, групповая работа, рефлексия).
- Создание
благоприятного психологического климата (атмосфера доверия, безоценочность
при обсуждении мнений).
- Формирование
позитивного целеполагания и мотивации на здоровый образ жизни.
- Профилактика
гиподинамии (неформальное общение в мини-группах).
2. Ход занятия
2.1. Организационный
момент. Мотивация (3 мин.)
- Приветствие. Создание
настроя на продуктивную работу.
- Прием «Ассоциация»: «Что
приходит на ум, когда вы слышите словосочетание "легкие
деньги"?» (Краткие ответы, фиксация на доске).
- Введение в проблему: «Сегодня
мы поговорим не просто о деньгах, а о том, как погоня за ними может влиять
на самое ценное – на наше здоровье: психическое, социальное и даже
физическое. Мы узнаем, как работает "химия" выбора и как сделать
выбор в пользу себя – здорового и успешного в долгосрочной перспективе».
2.2. Актуализация знаний.
Вход в проблему (7 мин.)
- Интерактивный опрос
(с использованием презентации): «Кто такой
"дроп"?» (Варианты: а) финансовый консультант, б) человек,
передавший свои данные мошенникам, в) онлайн-брокер). Обсуждение, вывод
определения.
- Мини-лекция с
элементами беседы: Краткий разбор правовых
последствий (ст. 187 УК РФ) и социальных последствий для здоровья:
- Стресс,
неврозы, панические атаки от
постоянного страха разоблачения.
- Потеря
социальных связей, изоляция (риск для
социального здоровья).
- Клеймо
судимости как фактор, ограничивающий
возможности для самореализации.
2.3. Основная часть.
"Биохимия выбора: здоровый путь или химическая ловушка" (25 мин.)
Работа в группах (15
мин.):
- Класс делится на 4
группы. Каждая группа получает карточку с названием одного из гормонов
(Дофамин, Серотонин, Окситоцин, Эндорфины) и заданием:
- Задание 1: привести
2-3 примера, как этот "гормон счастья" можно получить честным,
здоровым путем (учеба, спорт, творчество, отношения).
- Задание 2: придумать,
как этот же гормон предлагают получить в криминальной схеме ("быстрая"
награда, "ложное" уважение и т.д.).
- Задание 3: сформулировать,
в чем заключается цена для здоровья при выборе
криминального пути (психическое истощение, одиночество, выгорание,
зависимости).
- Выступление спикеров
от групп и параллельное оформление
обобщающей таблицы на доске/слайде.
Обобщение и углубление
(10 мин.) (на основе выступлений групп и материалов
презентации):
- Ключевой вывод: «Криминал
торгует не деньгами, а концентрированными, но ядовитыми дозами чувств,
которые необходимы нашему мозгу. Это химическая ловушка,
разрушающая здоровье».
- Личный пример
педагога (озвучивается кратко): «В моей
жизни надежным источником этих чувств стал честный труд, обучение и
реальные достижения. Это путь, который укрепляет, а не подрывает
здоровье».
2.4. Заключительная
часть. Рефлексия и выработка стратегии здоровья (7 мин.)
- Заключительное слово
педагога: «Сегодня мы с вами выяснили,
что осознанный выбор в пользу честного пути – это не просто
"правильно". Это выбор в пользу вашего долгосрочного психологического
и социального здоровья. Наполняйте свою жизнь настоящими, а не
суррогатными эмоциями через учебу, спорт, хобби и настоящую дружбу. Ваш
здоровый и развивающийся мозг – лучшая защита от любых манипуляций».
- Информация о
возможности получения консультации (у школьного
психолога, социального педагога) по вопросам, затронутым на занятии.
3. Используемые
нормативные документы и соответствие ФГОС
- ФГОС ООО: Занятие
направлено на достижение личностных результатов (формирование основ
гражданской идентичности, усвоение гуманистических и традиционных
ценностей), метапредметных (УУД) и предметных результатов в области
обществознания, биологии, ОБЖ.
- Федеральный закон
"Об образовании в РФ" № 273-ФЗ: Реализация
права на воспитание, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни.
- Стратегия
национальной безопасности РФ: Формирование у
молодежи устойчивости к деструктивному влиянию, воспитание на основе
традиционных ценностей.