КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ «Биохимия легких денег: осознанный выбор как основа психологического и социального здоровья»

  • docx
  • 25.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект.docx

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Биохимия легких денег: осознанный выбор как основа психологического и социального здоровья»

Автор: педагог-организатор МБУ ДО «Эколого-биологический центр» Дубинин Александр Александрович

Форма проведения: Беседа-практикум с элементами проблемного диалога

Целевая аудитория: Обучающиеся 9-11 классов.

Продолжительность: 45 минут.


1. Методическая часть

1.1. Образовательная цель:

  • Личностные: Формирование осознанной, ответственной позиции по отношению к своему психоэмоциональному и социальному здоровью, устойчивости к деструктивным влияниям (манипуляциям, предложениям противоправной деятельности), воспитание традиционных российских духовно-нравственных ценностей (честность, трудолюбие, ответственность перед семьей и обществом).
  • Метапредметные: Развитие умения критически оценивать информацию, анализировать долгосрочные последствия своих поступков, принимать взвешенные решения в ситуациях риска, конструктивно взаимодействовать в группе.
  • Предметные (интеграция областей): Расширение представлений о биохимических основах поведения (биология), о правовой ответственности (право), о механизмах манипуляции и способах психологической самозащиты (психология, ОБЖ).

1.2. Задачи:

  • Актуализировать проблему сохранения здоровья (физического, социального, духовного) в условиях современных рисков, связанных с «легкими» деньгами.
  • Выявить и продемонстрировать здоровьеформирующие образовательные технологии: технология проблемного диалога, технология критического мышления, элементы рефлексивной технологии, технология сотрудничества.
  • Способствовать воспитанию традиционных ценностей через анализ последствий выбора между честным трудом и противоправной деятельностью.
  • Транслировать педагогический опыт по формированию культуры здоровья через модель занятия, направленного на профилактику девиантного поведения и развитие осознанности.

1.3. Планируемые результаты:

  • Обучающийся будет знать: базовые механизмы влияния гормонов (дофамин, серотонин, окситоцин, эндорфины) на мотивацию и поведение; правовые и социальные риски, связанные с криминальными схемами; стратегии получения позитивных эмоций легальным путем.
  • Обучающийся будет уметь: распознавать манипуляции, апеллирующие к «быстрым» нейрохимическим реакциям; аргументированно отстаивать выбор в пользу здоровьесберегающей стратегии поведения; анализировать и оценивать последствия своих действий для всех аспектов здоровья.
  • Обучающийся будет осознавать: прямую взаимосвязь между осознанным выбором, законопослушным поведением и качеством жизни; личную ответственность за сохранение своего физического, психического и социального благополучия.

1.4. Основные понятия: культура здоровья, психоэмоциональное благополучие, дофамин, серотонин, окситоцин, эндорфины, дроп, правовая ответственность, цифровая репутация, осознанный выбор.

1.5. Оборудование и материалы: Мультимедийная презентация, раздаточный материал (карточки с кейсами для групповой работы), маркерная доска или флипчарт, стикеры.

1.6. Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятии:

  • Смена видов деятельности (беседа, дискуссия, групповая работа, рефлексия).
  • Создание благоприятного психологического климата (атмосфера доверия, безоценочность при обсуждении мнений).
  • Формирование позитивного целеполагания и мотивации на здоровый образ жизни.
  • Профилактика гиподинамии (неформальное общение в мини-группах).

2. Ход занятия

2.1. Организационный момент. Мотивация (3 мин.)

  • Приветствие. Создание настроя на продуктивную работу.
  • Прием «Ассоциация»: «Что приходит на ум, когда вы слышите словосочетание "легкие деньги"?» (Краткие ответы, фиксация на доске).
  • Введение в проблему: «Сегодня мы поговорим не просто о деньгах, а о том, как погоня за ними может влиять на самое ценное – на наше здоровье: психическое, социальное и даже физическое. Мы узнаем, как работает "химия" выбора и как сделать выбор в пользу себя – здорового и успешного в долгосрочной перспективе».

2.2. Актуализация знаний. Вход в проблему (7 мин.)

  • Интерактивный опрос (с использованием презентации): «Кто такой "дроп"?» (Варианты: а) финансовый консультант, б) человек, передавший свои данные мошенникам, в) онлайн-брокер). Обсуждение, вывод определения.
  • Мини-лекция с элементами беседы: Краткий разбор правовых последствий (ст. 187 УК РФ) и социальных последствий для здоровья:
    • Стресс, неврозы, панические атаки от постоянного страха разоблачения.
    • Потеря социальных связей, изоляция (риск для социального здоровья).
    • Клеймо судимости как фактор, ограничивающий возможности для самореализации.

2.3. Основная часть. "Биохимия выбора: здоровый путь или химическая ловушка" (25 мин.)

Работа в группах (15 мин.):

  • Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточку с названием одного из гормонов (Дофамин, Серотонин, Окситоцин, Эндорфины) и заданием:
    • Задание 1: привести 2-3 примера, как этот "гормон счастья" можно получить честным, здоровым путем (учеба, спорт, творчество, отношения).
    • Задание 2: придумать, как этот же гормон предлагают получить в криминальной схеме ("быстрая" награда, "ложное" уважение и т.д.).
    • Задание 3: сформулировать, в чем заключается цена для здоровья при выборе криминального пути (психическое истощение, одиночество, выгорание, зависимости).
  • Выступление спикеров от групп и параллельное оформление обобщающей таблицы на доске/слайде.

Обобщение и углубление (10 мин.) (на основе выступлений групп и материалов презентации):

  • Ключевой вывод: «Криминал торгует не деньгами, а концентрированными, но ядовитыми дозами чувств, которые необходимы нашему мозгу. Это химическая ловушка, разрушающая здоровье».
  • Личный пример педагога (озвучивается кратко): «В моей жизни надежным источником этих чувств стал честный труд, обучение и реальные достижения. Это путь, который укрепляет, а не подрывает здоровье».

2.4. Заключительная часть. Рефлексия и выработка стратегии здоровья (7 мин.)

  • Заключительное слово педагога: «Сегодня мы с вами выяснили, что осознанный выбор в пользу честного пути – это не просто "правильно". Это выбор в пользу вашего долгосрочного психологического и социального здоровья. Наполняйте свою жизнь настоящими, а не суррогатными эмоциями через учебу, спорт, хобби и настоящую дружбу. Ваш здоровый и развивающийся мозг – лучшая защита от любых манипуляций».
  • Информация о возможности получения консультации (у школьного психолога, социального педагога) по вопросам, затронутым на занятии.

3. Используемые нормативные документы и соответствие ФГОС

  • ФГОС ООО: Занятие направлено на достижение личностных результатов (формирование основ гражданской идентичности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей), метапредметных (УУД) и предметных результатов в области обществознания, биологии, ОБЖ.
  • Федеральный закон "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ: Реализация права на воспитание, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
  • Стратегия национальной безопасности РФ: Формирование у молодежи устойчивости к деструктивному влиянию, воспитание на основе традиционных ценностей.