Цель: познакомить с китайской головоломкой - танграм; сформировать умения собирать фигуры с помощью головоломки «танграм»; развивать воображение, логической мышление, внимательность; продолжить привитие ответственности, старательности, аккуратности, прилежности при сборке головоломки.
Планируемые результаты:
Предметные:
- соберут фигуры из головоломки танграм, решая логические задачи.
Метапредметные:
Познавательные:
- найдут несколько способов решения учебной задачи, отражая их в графической форме;
- найдут способы решения нестандартных задач, используя знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Регулятивные:
- оценят результаты выполнения конкретных заданий и своей деятельности;
- проявят больше самостоятельности при выполнении заданий, как в индивидуальной работе, так и в работе в паре, в группе.
Коммуникативные:
- проявят познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
- сформируют начальные знания и представления о китайской головоломке «Танграм»;
- более развитыми станут логическое мышление и воображение.
Материально-техническое обеспечение: магниты, бумага А4, набор картона цветного, набор цветной бумаги односторонней, флипчарт магнитно-маркерный, технологические карты, интерактивная доска, интерактивный дисплей, конструктор (робототехника для начальной школы), ноутбук.
Используемая литература:
1. Холодова О. А. Юным умникам и умницам //Задания по развитию познавательных способностей. – 2007. – Т. 1.
Ход занятия:
I. Мотивация (самоопределение) к деятельности
(Слайд 1)- Здравствуйте, ребята! Ребята, посмотрите, у меня в руках шкатулка.Я не могу её открыть.В чем дело?А, вот и записка...Что же в ней…?
(Слайд 2) «Ребята, эта шкатулка не простая, Вы сможете узнать, что в ней находится, если преодолеете все математические препятствия на вашем занятии».
- Вы готовы справиться со всеми трудностями, чтобы узнать, что находится в шкатулке?
II. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
(Слайд 3) - Вы слышали слово «головоломка»?
- Как вы понимаете это слово?
- Какие головоломки вы знаете?
(Слайд 4) - Посмотрите на доску. Какая головоломка представлена перед вами?
Кто-нибудь знает, как она называется? (на доске танграм, разрезанные разноцветные части, но собранные в квадрат)
- Перед вами танграм.
- Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
- Сегодня мы научимся собирать танграм.
(Слайд 5)- Поставьте каждый перед собой цель на сегодняшнее занятие. И какая у нас задача?
- Ну и конечно же если мы хотим открыть нашу волшебную шкатулку мы поставим перед собой цель преодолеть все математические препятствия на занятии.
III. Реализация проекта занятия
1) Беседа
(Слайд 6) - Ребята, а как вы думаете, на каком виде транспорта можно в кратчайший срок преодолеть большое расстояние?
- Скажите, а где создаются самолеты?
- А сейчас, я предлагаю вам стать сотрудниками авиационного завода и попробовать себя в роли авиаконструкторов.
- Кто такой конструктор?
(Слайд 7 и 8) - Давайте вспомним правило работы с планшетом и посмотрим какое определение дает в своем словаре Сергей Иванович Ожегов. Перейдите все по кьюар коду который лежит у вас на партах. КОНСТРУКТОР – специалист, который создает конструкцию какого-нибудь сооружения, механизма (одно из значений).
- Чтобы стать конструкторами нужно много знать. Поэтому мы сейчас проверим, что вы знаете о головоломках.
(Слайд 9) Механическая головоломка, представляет собой пластмассовый куб, составленный из 27 кубиков меньшего размера, способных вращаться вокруг невидимых снаружи осей – это… (кубик Рубика)
- Как решить головоломку Кубик Рубика? (нужно собрать кубик, чтобы каждая его стона была определенного цвета)
(Слайд 10) - Головоломка, в которой требуется сложить из разбросанных деталей (они получаются разрезанием квадрата на 7 частей) какую-либо фигуру. (Танграм)
- Как вы думаете в какой стране придумали танграм?
Танграм – это древняя китайская головоломка. Это было давно, почти две с половинной тысячи лет назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник, который не хотел учиться. Мальчику доставляло удовольствие целый день забавляться игрушками.
Император призвал к себе трёх мудрецов, математика, философа и художника, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.
(Слайд 11) 2) Работа с интерактивом.
-Давайте мы вспомним правило работы с интерактивной доской. Теперь мы с вами поиграем в Танграм. По одному каждый выходите к доске.
(Слайд 12) - Вы прошли собеседование и можете стать авиаконструкторами. Сегодня мы с вами будем конструировать свой самолет, который поможет нам доставить ключ от шкатулки.
- Для того, чтобы получить одну из частей самолёта, вам необходимо справиться с заданиями.
(Слайд 13) 3) Работа в парах
- Для начала давайте вспомним правило работы в парах. У каждой пары есть карточка с загадкой. Ответ загадки вы должны построить на столе, с помощью танграма.
В море плавает, в реке,
С плавниками в чешуе.
Она ни с кем не говорит,
Пузырьки пускает и молчит. (Рыба)
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой. (Кот)
Эта птица всем известна —
Гадким он утёнком был.
Да и сказка интересна.
Жаль, что я её забыл. (Лебедь)
- Проверьте друг у друг, что у вас получилось.
- Молодцы, вы справились с данным заданием и получаете первые 4 части самолета.
(Слайд 14) 4) Работа в группах
- Теперь давайте вспомним правило работы в группе. Следующее задание вы будете выполнять в группах по три человека. У каждой группы есть карточка с силуэтом фигуры. Ваша задача с помощью танграма выложить фигуру на столе. (Слайд 15)
- Давайте проверим, что у вас получилось. Какую фигуру сложила первая группа? (самолет) Какую фигуру сложила вторая группа? (птица) Что у них общего? (крылья)
- Каждая группа правильно выполнила свое задание и вы получаете все недостающие части самолета.
IV. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
(Слайд 16)- Вы получили все части самолета и теперь нам нужно собрать его. Для сборки самолета у нас есть все необходимое, но его нужно запрограммировать. Составить программу для самолета вы сможете если верно распределите пропущенные слова представленные на слайде. Порядок ответов укажет вам на порядок составления программы.
Задание
Танграм — ______, состоящая из ___ плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, ______. Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде _______ или внешнего контура.
- Вы верно справились с заданием и получили программу для нашего самолета. А сейчас я предлагаю вам разделиться на пары и собрать наши самолеты.
(Слайд 17) - Итак наш самолет готов, а это значит, вы верно справились с поставленной задачей и самолет возвратился к нам с ключом от шкатулки.
(Слайд 18) - Давайте же наконец её откроем. Все преграды вы преодолели и наша шкатулка открылась. А что же в ней? Сувениры. В память о нашем занятии, я бы хотела вручить вам звездочки.
V. Рефлексия занятия и самооценка деятельности
1) Подведение итога (Слайд 19)
-Вы очень хорошо и дружно работали сегодня.
-Вспомните цель, поставленную в начале занятия.
-Ребята, как вы думаете, решили ли мы поставленные перед собой задачи? Какие задачи вы решили?
2) Рефлексия (Слайд 20)
- В память о нашем занятии вы получили звездочки, а я предлагаю вам оставить для меня в память о нашем занятии свои мысли и пожелания. Подумайте, какие эмоции у вас вызвало данное занятие, что удалось вам лучше, а над чем вы хотели бы поработать еще. Что бы вы положили в нашу теперь уже пустую шкатулку в итоге занятия, что пригодилось бы вам в дальнейшем?
В море плавает, в реке,
С плавниками в чешуе.
Она ни с кем не говорит,
Пузырьки пускает и молчит.
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой.
Эта птица всем известна —
Гадким он утёнком был.
Да и сказка интересна.
Жаль, что я её забыл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.