Тема: Прощение растворяет обиды.
Цель: объяснить влияние обиды на отношения.
Задачи:
Обучающие: научить детей справляться с жизненными трудностями, управлять своими эмоциями; знакомить детей со способами того, как справиться с обидой.
Развивающие: развивать речь, внимание, словесно-логического мышление, память, умение на основе наблюдения делать выводы.
Воспитательные: воспитывать нравственную культуру общения.
Оборудование: картинки «Пушистиков», воздушные шары, маркеры, цветные карандаши, памятки, “Уходи, обида, прочь!”.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Садитесь. Я рада вас приветствовать на нашем очередном занятии.
- Рассчитываю на вашу поддержку, помощь.
- Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
- А с каким настроением вы пришли на занятие?
- Посмотрите на «пушистиков». У них разные настроения.
- Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение как у тебя.
Высказывания детей.
- Я надеюсь, что к концу нашего занятия ваше настроение поменяется в лучшую сторону.
Мини-викторина “Угадай эмоции”.
- Отгадайте, о какой эмоции идёт речь?
Как
грустно мне что-то сегодня,
На улице дождик идёт.
Мелодия песни далёко
О чём-то печальном поёт…
Грущу в наслажденье привольно.
Меня вам никак не понять.
Нет настроенья сегодня,
И капает дождик опять.
(Лариса Касимова)
- Это грусть.
От
злости не видишь неба,
Злость застилает глаза,
Не надо воды и хлеба,
Найти б побольней слова…
И сон убежал твой напрочь,
Злость не даёт уснуть
И думаешь думу на ночь,
Ну как бы больней кольнуть.
- Это злость.
Я
ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде я не видел
Ни цветочка, ни куста...
И в обиде я обидел
И щеночка, и кота...
(Эмма Машковская)
- Это обида.
2. Основная часть
- Хороши ли такие эмоции как грусть, злость?
- А именно они часто являются спутниками обиды. Значит, мы должны уметь справляться с такими негативными эмоциями. И сегодняшнее занятие
поможет нам в этом. Тема нашего занятия: «Прощение растворяет обиды».
- Вспомните случаи, когда вы обижались.
- На кого?
- Так, что же такое обида?
- Обида – несправедливо причиненное огорчение,
оскорбление.
- Обида – острая боль.
- Обида – горечь, направленная внутрь человека.
Обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением.
/ Словарь русского языка. С.И.Ожегов/
- Что же чувствует человек, которого обидели и который обиделся?
- Наукой доказано, что когда человек обижается, то:
1. Учащается сердцебиение;
2. Затуманивается разум;
3. В кровь начинают поступать вещества, которые
настраивают человека против другого. Эти вещества оказываются отравляющими. Они не уходят из организма, а остаются в нём и отравляют человека. И чем чаще человек обижается, тем всё больше их накапливается. И тогда человек начинает обижаться из-за всякой мелочи, пустяка.
- Принесёт ли такой человек какую-то пользу окружающим?
- Легко ли живётся такому человеку?
- Почему?
Вывод: Такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть и даже умереть. И чтобы такое не случилось с вами,
да и окружающими вас, мы должны найти лекарство от обиды.
Послушайте одну историю.
ОСЕЕВА. ОБИДЧИКИ
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
- Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.
- Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:
- Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
- Вот она! - обрадовался Саша. - Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:
- Вы-хо-ди!..
-Что же является лекарством от обиды?
- Как же нужно поступить, чтобы не дать обиде отравить вас и вашу душу? /на доске появляется "лекарство" от обиды: разобраться - пожалеть - простить – возвыситься над обидой).
- А если сказать одним словом, надо уметь:.. /ПРОЩАТЬ/
- В прощении заключается великая сила.
Всё ли можно простить? Сразу, пожалуй, нет
(слишком велика может быть обида).
- Всегда ли нужно прощать? Всегда!
Время лечит. Вспоминай только хорошее - прощение придёт само собой.
- Носить в себе, а тем более "холить и лелеять"
обиду нельзя.
- Ребята, скажите, вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит и вы тоже должны прощать других.
Поступайте с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
- А как вы понимаете это высказывание?
Упражнение “Ситуация”.
Ситуация №1.
Петя принес в школу альбом с марками. К нему подошел его одноклассник и сказал: «У тебя не хороший альбом, зачем ты его принес в школу, хвастаться тут перед всеми. Вот я видел у знаменитых коллекционеров такие марки, а у тебя тут ….»
-Обидел ли одноклассник Петю?
- Почему обидел?
- Как простить эту обиду? (Пете нужно задать вопрос однокласснику: «А что собираешь ты?»
Пете нужно объяснить однокласснику, что в будущем он станет хорошим коллекционером.
Пете нужно постараться увлечь своего одноклассника собирать марки или что другое).
Ситуация №2.
Коля построил замок из песка и все им любовались. А его друг Миша подошёл и сказал: « На что ты потратил столько времени? Пойдем лучше в футбол играть!»
- Может ли возникнуть обида у Коли? Почему?
- К чему это приведёт?
- Как же поступить Коле, чтобы простить обиду?
( Коле нужно объяснить, что для него это важно, ему нравится этим заниматься, постараться увлечь своего друга, тоже строить замки, найти компромисс, что сегодня они делают, то что больше нравится Коле: строят замки, а завтра, что нравится другу: играют в футбол).
- Итак, давайте сделаем вывод: когда тебя обижают и не понимают, нужно человеку помочь чем-то увлечься, объяснить, что для тебя какое- то дело очень важно.
Жить с тяжестью на сердце из-за обиды, злости тяжело. Чтобы не было тяжело, надо научиться просить прощение.
- Ребята, а вам легко просить прощение?
(нет, да, трудно, тяжело)
3. Заключительная часть.
- А вы знаете какие-нибудь правила, как просить прощение?
ПАМЯТКА
· Подойдите к человеку, с которым вы хотите помириться.
· Назовите его по имени, посмотрите ему в глаза и скажите чётко, чтобы были понятны ваши слова.
· А главное их надо говорить искренне, т.е. от чистого сердца, чтобы человек почувствовал ваше раскаяние.
- Сейчас у меня для вас задание. Посмотрите на доску, там написано «Мне становится обидно, когда....»
- Вам нужно продолжить эту фразу, постарайтесь привести, как можно больше примеров.
Упражнение “Лопни шар”.
- Возьмите воздушный шарик и напишите маркером на нём свою обиду. А теперь лопните шар!
- Нет шарика – нет обиды!
- Вот таким “салютом” в честь нашей победы над обидой мы заканчиваем наше занятие!
Итог занятия.
- Человек, не умеющий прощать, разрушает себя изнутри. Обиды копить бессмысленно. Их можно мысленно пускать на ветер, по воде и представлять, как она исчезает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.