Конспект внеурочного мероприятия "Культурное наследие Владимирской области"
Оценка 4.6

Конспект внеурочного мероприятия "Культурное наследие Владимирской области"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
другое
1 кл—4 кл
01.05.2023
Конспект внеурочного мероприятия "Культурное наследие Владимирской области"
Занятие выполнено с целью знакомства учащихся с нематериальным культурным наследием родного края.
Методическая работа Наследие Владимирской области.docx

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-ых классов

по теме «Нематериальное культурное наследие Владимирской области»

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ Ставровская СОШ – Чиханова Ю.А.

Цель: формирование ценностного отношения к нематериальному культурному наследию и традициям Владимирской области.

Задачи:

1.     Воспитательные: воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре родного края; воспитывать патриотизм, любовь к родному краю.

2.     Развивающие: развивать интерес к изучению исторического наследия родного края.

3.     Образовательные: популяризировать культурные традиции и самобытность народов Владимирской области.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

– принятие и освоение традиций, ценностей, культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края;

– формирование уважительного отношения к истории и культуре родного края;

– формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

– формирование нравственных ценностей, толерантности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– принимать и сохранять задачу;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результатов требованиям данной задачи.

Коммуникативные:

– адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.

Познавательные:

– строить сообщения в устной форме;

– осуществлять анализ и устанавливать причинно-следственные связи существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей.


 


Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.

Организационно - мотивационный этап

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей области, и я буду вашим экскурсоводом.

Кто мне скажет, в какой области мы живём?

Молодцы! В путешествие мы с собой возьмём рюкзачки (показываю рюкзачок). Возьмите каждый себе рюкзачок. В них будем класть предметы, с которыми познакомимся в дороге. Напишите на рюкзачке своё имя.

Молодцы! Теперь мы готовы отправиться в путь.

 

1-ый слайд:

А какое же путешествие без карты?!

 

 

 

 

Во Владимирской.

 

 

 

Дети берут рюкзачок и пишут своё имя.

 

 

 

2. Основная часть.

Первая наша остановка называется «Расписная».

Как вы думаете, что мы можем узнать на этой остановке?

 

А раз мы путешествуем по Владимирской области, значит и роспись тоже будет Владимирская.

2-ой слайд:

На древней владимирской земле процветало народное искусство росписи по дереву. Мастера расписывали изделия в определённые цвета.

Какие цвета вы видите на изделиях?

Какие элементы рисунка вы разглядели?

Обратите внимание, что мастера выполняли работу, как на светлом фоне, так и на тёмном. А некоторые элементы даже оставляли не расписанными. Например, листья на второй доске.

Когда мастера выполняли роспись по дереву, они слушали музыку.

3-ий слайд:

Вы сегодня тоже сможете побыть мастерами и раскрасить незаменимый кухонный атрибут – разделочную доску.

Я вам тоже включу музыку (на слайде мелодия Владимирских рожечников). Если музыка закончилась, то и вы должны закончить свою роспись. Выберите один любой элемент – ягодный или листовой. И разукрасьте его.

Через минуту останавливаю музыку.

4-ый слайд:

Песню, которую вы слышали, когда раскрашивали, исполняет народный ансамбль Владимирской области «Владимирские рожечники» (ВЕШАЮ НАЗВАНИЕ НА ДОСКУ). Главным инструментом, которых, является рожок, который изготавливают тоже во Владимирской области.

Положите вашу доску в рюкзачок.

5-ый слайд. Следующая остановка «Ремесленная».

Кто из вас знает, что такое ремесло?

6-ой слайд:

Ремесло - занятие, требующее определенных навыков и знаний.

(ВЕШАЮ КАРТИНКУ НА ДОСКУ)

Предлагаю вам собрать пазлы и узнать, какие ремёсла славят нашу область.

У вас в корзиночках лежат конверты. В них находятся пазлы. Откройте конверт. Когда вы соберёте пазл – на нём появится информация о ремесле. Изучите её и приготовьтесь всем рассказать.

Проверяем кому, какие ремёсла попались.

Показываю картинку, задаю вопросы.

Лоскутное шитьё. 

Кому досталась эта картинка? (ВЕШАЮ КАРТИНКУ НА ДОСКУ). Как называется ремесло? Что вы узнали про лоскутное шитьё?

Обратите внимание на выставку: из лоскутов сделали различные предметы: валенки, чашку, блюдце и даже украсили ими рюкзак.

 

 

Плотницкая игрушка. 

Кому досталась эта картинка? (ВЕШАЮ КАРТИНКУ НА ДОСКУ). Как называется ремесло? Что вы узнали про плотницкую игрушку?

 

 

 

 

 

Гутное ремесло. 

Кому досталась эта картинка? (ВЕШАЮ КАРТИНКУ НА ДОСКУ). Как называется ремесло? Что вы узнали про гутное ремесло?

Обратите внимание на выставку: вот так выглядят гутные игрушки, также Владимирская область славится изделиями из хрусталя, посмотрите на этот колокольчик? Послушайте, какой звук он издаёт. Звеню хруустальным колокольчиком.

 

Изделия из бересты. 

Кому досталась эта картинка? (ВЕШАЮ КАРТИНКУ НА ДОСКУ). Как называется ремесло? Что вы узнали про изделия из бересты?

Обратите внимание на выставку: здесь есть берестяной туесок, берестяная кружка. При изготовлении предметов из бересты, они сохраняют орнамент берёзовой коры.

 

 

На вашем столе тоже есть изделия владимирских мастеров. Это плетёные тарелочки, а сплетены они из прутьев ивы. Такое ремесло называется - «лозоплетение».

 

7-ой слайд. Следующая остановка «Обрядовая».

Кто из вас знает, что такое обряд?

8-ой слайд:

Обряд – это древние магические действия, которые должны были помочь людям в жизни. Например, защитить от зла, принести счастье, удачу, здоровье.

(ВЕШАЮ СЛОВО НА ДОСКУ).

Во Владимирской области существует праздник – семик (ВЕШАЮ СЛОВО НА ДОСКУ). Своё название он получил потому, что его отмечают на седьмой четверг после Пасхи. Этот праздник означает конец весны и начало лета.

9-ый слайд:

Люди верили, что семецкий обряд поможет собрать богатый урожай. Главным героем праздника была берёзка.

Девушки шли в лес, выбирали небольшую берёзку и «завивали» её, то есть украшали лентами, венками и цветными тряпочками, под обрядовую песню. А после водили вокруг наряженной берёзки хоровод.

Сегодня и наши девочки попробуют провести такой обряд.

Предлагаю девочкам подойти к доске, и нарядить берёзку. Повесить на неё листочки и ленточки. И по традиции, я включу вам семецкую песню (включаю песню «Семик»)

 

А пока девочки наряжают берёзку, мы с мальчиками отправляемся на остановку «Богатырская».

А вы знали, что самый известный русский богатырь был родом из Владимирской области? Как думаете, о ком речь?

Илья Муромец родился в селе Карачарово, под Муром (Владимирская область). Прославился он своими воинскими подвигами, которые  совершал для защиты Руси. Именно поэтому он является главным героем былин и сказок о богатырях.

А каким должен быть богатырь?

Богатыри, для того, чтобы стать сильными и ловкими, ели кашу, но не из простой тарелки, а из глиняного горшка, который назывался кашником (ПОКАЗЫВАЮ КАШНИК).

Вот и во Владимирской области придумали игру «Кашник».

Сначала нам надо выбрать водящего с помощью считалки. Эта считалка тоже была придумана во Владимирской области.

Катилося яблочко

Вокруг огорода,

Мимо частокола.

Кто яблочко поднимет,

Тот вон выйдет.

Водящий будет купцом.

Остальные встаньте в шеренгу и рассчитайтесь на первый-второй. Первые будут кашниками. Вторые-хозяева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернёмся за нашими девочками. Посмотрите, как красиво девочки «завили» берёзку. Обряд с такой берёзкой точно принесёт урожай и удачу.

Продолжим наше путешествие дальше.

10-ый слайд: а какое же путешествие без сувениров? Наша следующая остановка «Сувенирная».

Владимирская область славится куклами, которых создавали для обрядов и праздников. Также эти куклы служили оберегами.

Кто скажет, что такое оберег?

11-ый слайд:

Оберег — предмет, обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий. (ВЕШАЮ СЛОВО НА ДОСКУ)

12-ый слайд:

Одной из самых известных кукол Владимирской области была кукла-столбушка. Своё название она получила из-за своей берестяной основы, которая давала такой кукле устойчивость. С помощью этой куклы девушки мечтали о женихе: писали на бересте имя жениха и заворачивали куколку. Считалось, что кукла помогала девушкам выйти замуж именно за этого юношу.

Что в ней необычного?

Как вы думаете, почему куклы-обереги делали без лица? Особенностью таких кукол было то, что лицо оставляли белым, чтобы в неё не вселились злые силы.

Ещё одна кукла-оберег из Владимирской области – это кубышка-травница. Её наполняли лекарственными травами. Как думаете, от чего она защищала?

Обрядовых кукол почитали, размещая их на самых важных местах в избах, относились к ним бережно и уважительно. С ними нельзя было играть. Нельзя было их рвать, бросать.

13-ый слайд. Сейчас мы с вами тоже побудем владимирскими мастерами и изготовим свою куклу – оберег из ниток. А каждый из вас сам наделит её волшебными свойствами. Спросить нескольких детей про волшебство своего оберега.

Положите куколку в свой рюкзачок.

 

На этой остановке мы можем узнать об узорах, о предметах, которые расписывают.

 

 

 

 

 

 

Зелёный, красный, чёрный, жёлтый цвета,

Элементами рисунка является – ягодный, фруктовый или цветочный орнамент, с листовым и травным орнаментом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся раскрашивают карандашами раскраску доски в цвета владимирской росписи. Слушают мелодию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики берут конверты, раскрывают их, собирают пазл.

Изучают информацию о ремесле.

 

 

 

 

Лоскутное шитьё.

Группа зачитывает краткое описание:

Владимирская земля славится своим лоскутным шитьём.

В лоскутном шитье, как в мозаике сшиваются кусочки ткани (лоскутков).  И получаются целые картины.

 

 

Плотницкая игрушка.

Группа зачитывает краткое описание:

Такие игрушки делали из щепок. Их раскрашивали яркими красками. Украшали игрушки узорами из мелких точек, штрихов, прямых и волнистых линий.

 

 

 

Гутное ремесло.

Группа зачитывает краткое описание:

Это ручное изготовление стекла, из которого делают посуду, сувениры, украшения и даже люстры.

 

 

 

 

 

 

Изделия из бересты.

Группа зачитывает краткое описание:

Это изделия, сделанные из верхнего слоя коры берёзы. Из бересты делали посуду, лодки, лапти, игрушки.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девочки играют в интерактивную игру «Завей берёзку». Наряжают берёзку под семецкую песню.

 

 

 

 

 

 

Илья Муромец.

 

 

 

 

 

 

Сильным, умным, отважным и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купец отходит в сторону.

 

 

Кашники садятся на корточки. Хозяева встают за ними. Купец подходит к любому хозяину и говорит:

К: Дорог кашник?

Х: Сорок корок, алтын – голова, по копейке нога.

К: Продай!

Х: Купи!

К: На, деньги!

Хозяин берёт денги.

Х: Теперь бери, да кругом беги!

Бегут по кругу в разные стороны, кто быстрее вернётся к кашнику – тот становится купцом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У неё нет лица.

Чтобы в неё не вселились злые силы

 

 

 

 

От болезней.

 

 

 

 

Дети соединяют туловище и руки.

Рассказывают, чем помогает или от чего защищает их оберег.

3.Заключительный этап:

Рефлексия.

14-ый слайд: напоминание остановок для смс.

Наше путешествие по Владимирской области подходит к концу.

Давайте вспомним, где мы были и что мы видели.

 

На остановке «расписная» мы узнали….

 

 

На остановке «ремесленная» мы узнали, что во Владимирской области занимаются….

 

 

На остановке «обрядовая» мы узнали, что во Владимирской области есть праздник, который указывает на конец весны и начало лета …..

В этот праздник девушки…..

 

На остановке «богатырская» мы узнали, что во Владимирской области родился богатырь….

Во Владимирской области играли в игру….

 

На остановке «сувенирная» мы узнали, что во Владимирской области делают…..

 

15-ый слайд: смс маме

А давайте теперь напишем маме сообщение и расскажем ей о своих впечатлениях. У вас в тарелочках есть «телефоны».  Заполните на экранах предложения.

Напишите, какая остановка вам больше всего запомнилась. И что вы на ней узнали.

Спрашиваю 2 человек.

16-ый слайд: дополни предложения.

Сегодня вы познакомились с традициями и ремёслами нашей Владимирской области.

Пусть каждый из вас выберет предложение и дополнит его.

Нужно изучать традиции родного края, потому что……

Нужно знать историю родного края, потому что……

Нужно помнить прошлое своего народа, потому что…..

 

Если вы хотите узнать больше про Владимирский край – закрасьте кнопку телефона зелёным;

Если вам достаточно информации, которую вы узнали на этом занятии – закрасьте кнопку телефона жёлтым;

Если вы считаете, что полученная информация вам не пригодится – закрасьте кнопку телефона красным.

 

Ребята, на последок, я пожелаю вам –  путешествовать, узнавать новое, знакомиться с интересными людьми и учиться у них мастерству. Вы – будущее нашей страны и именно от вас зависит сохранение и продолжение традиций родного края. На этом мы завершаем наше путешествие. И я надеюсь, что ваш рюкзачок будет пополняться новыми впечатлениями.

 

 

 

 

 

Про Владимирскую роспись и Владимирских рожечников.

 

Лоскутным шитьём, Плотницкой игрушкой, Гутным ремеслом, Изделиями из бересты, лозоплетением.

 

Семик

 

«Завивают березку» и водят вокруг неё хоровод.

 

Илья Муромец.

 

«Кашник»

 

Куклы-обереги: столбушку, кубышку-травницу.

 

 

 

Дети заполняют шаблон телефона. Пишут «смс» маме, какая станция больше всего понравилась, что они там узнали.

 

 

 

 

Учащиеся выбирают любое предложение и дополняют его своими словами. Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся раскрашивают кнопку «телефона» определённым цветом.

 

 

 

 

 

 


 

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-ых классов по теме «Нематериальное культурное наследие

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-ых классов по теме «Нематериальное культурное наследие

Коммуникативные: – адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – договариваться и приходить к общему…

Коммуникативные: – адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – договариваться и приходить к общему…

Этап занятияДеятельность педагогаДеятельность учащихся 1

Этап занятияДеятельность педагогаДеятельность учащихся 1

Я вам тоже включу музыку (на слайде мелодия

Я вам тоже включу музыку (на слайде мелодия

Обратите внимание на выставку: из лоскутов сделали различные предметы: валенки, чашку, блюдце и даже украсили ими рюкзак

Обратите внимание на выставку: из лоскутов сделали различные предметы: валенки, чашку, блюдце и даже украсили ими рюкзак

На вашем столе тоже есть изделия владимирских мастеров

На вашем столе тоже есть изделия владимирских мастеров

А вы знали, что самый известный русский богатырь был родом из

А вы знали, что самый известный русский богатырь был родом из

Вернёмся за нашими девочками. Посмотрите, как красиво девочки «завили» берёзку

Вернёмся за нашими девочками. Посмотрите, как красиво девочки «завили» берёзку

Её наполняли лекарственными травами

Её наполняли лекарственными травами

На остановке «сувенирная» мы узнали, что во

На остановке «сувенирная» мы узнали, что во
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2023