Конспект внеурочного мероприятия "Наш город в числах и величинах"
Оценка 4.6

Конспект внеурочного мероприятия "Наш город в числах и величинах"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
математика
2 кл
24.10.2021
Конспект внеурочного мероприятия "Наш город в числах и величинах"
Внеурочное мероприятие Наш родной город в числах и величинах.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 им. А. Твардовского города Починка

 

 

 

 

 

Методические разработки урочной и внеурочной деятельности

«Методическая разработка внеурочного мероприятия во 2 классе

«Наш город Починок в числах и величинах»

 

 

 

 

 

Автор: Бурцева Наталья Эдуардовна,

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Введение

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Наш город Починок в числах и величинах»  является частью моего педагогического опыта на тему: «Формирование основ математической грамотности средствами учебных заданий и проблемных ситуаций»

Актуальность данного опыта в настоящее время очень велика. В связи с майскими Указами Президента 2018 года, в которых говорится: «…обеспечить глобальную конкурентоспособность Российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования…» и с Государственной программой «Развития образования», приоритетной целью становится -  формирование функциональной грамотности в системе общего образования, то есть формирование способности человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности.

Среди всех составляющих функциональной грамотности я выделила математическую грамотность, учитывая метапредметный подход. Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности младших школьников очень велик: она влияет на информационную, читательскую, социальную функциональную грамотность, информацию общекультурной направленности. Знания математики используются на уроках окружающего мира и технологии. Поэтому формирование математической грамотности младших школьников я рассматриваю как систему, которая состоит из элементов, обладающих интегративными качествами, главным свойством любой целостной системы.

Математическая грамотность младшего школьника трактуется так: «Понимание учеником необходимых математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций, которые требуют применения математических знаний, умений» [Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младших школьников: книга для учителя/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана - Граф, 2018. 288с. с. 16-17]

Систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности специальных заданий и учебных ситуаций формирует и развивает основы функциональной грамотности младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, а также в рамках внеурочной деятельности.

Место в учебном плане

 Внеурочное мероприятие на тему «На город Починок в числах и величинах» разработано в рамках внеурочной программы для 2 класса «Математика с увлечением». Программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут.

Цели внеурочного занятия:

·                    познакомиться с родным городом с математической точки зрения;

·                    изучать числа, величины и текстовые задачи для установления взаимосвязи с практической жизнью человека, историей, географией и другими учебными дисциплинами.

Задачи:

·                    познакомиться с родным городом с математической точки зрения;

·                    пробудить интерес к математике;

·                    составить математический справочник «Наш родной город Починок в числах и величинах»;

·                    формировать умение составлять и решать задачи на тему «Мой город»;

·                    воспитывать патриотические чувства.

Актуальность: жители города должны знать как можно больше о своей малой родине.

Ожидаемые результаты

Личностные:

- формирование чувства гордости за свою Малую Родину;

- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни, формулировать вопросы и устанавливать, какие из предложенных задач могут быть им успешно решены;

- проявление познавательного интереса к математике.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- формулировать ответы на вопросы;

- сравнивать предметы и объекты, находить общее и различия;

- группировать предметы на основе существенных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- извлекать информацию, представленную в различных формах (в виде таблицы, иллюстрации, текста);

- умение отбирать из своего опыта ту информацию, которая пригодится для решения проблемы;

- самостоятельно создавать способы решения, применять изученные способы действия для решения задач в типовых и поисковых ситуациях;

- строить алгоритм поиска необходимой информации;

- определять логику решения практической задачи.

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- составлять план и последовательность действий;

- оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе.

Коммуникативные УУД:

- уметь выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают);

- участвовать в диалоге на занятии;

- делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, работать в группе, выполнять роль лидера или исполнителя.

Занятие построено в форме защиты проектов. Занятию предшествовала большая предварительная работа по сбору информации о родном городе. Ученики были разбиты на группы. Каждая группа имела свое определенное задание, связанное с той или иной темой из истории жизни нашего города. Чтобы минимизировать педагогические риски, так как объем и способ добывания информации велик для данной возрастной категории, была проделана работа с родителями, работниками краеведческого музея города и школьного музея А. Т. Твардовского. Кроме этого была организована встреча с ветеранами Великой Отечественной войны - уроженцами нашего района. Благодаря совместной работе «учитель – ученик – родитель», дети представили свои результаты на занятии. На основании собранной информации, составлен математический справочник «Наш город Починок в числах и величинах». Далее, используя данные справочника, ребята на занятии учились составлять практические задачи по математике.

На своих уроках и внеурочных мероприятиях я использую системно-деятельный подход обучения. При проведении данного внеурочного мероприятия были использованы современные технологии:

·                    проектного обучения,

·                     информационно-коммуникативную технологию,

·                    технологию проблемного обучения,

·                    элементы кейс-технологии.

Были использованы различные методы обучения:

·                    метод мотивации и стимулирования (на начальном этапе),

·                    по источникам  знаний: словесные, наглядные, практические,

·                    по взаимосвязи учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа в группах,

·                    по характеру познавательной деятельности: объяснительно - иллюстративный, проблемный, поисковый,

·                    по мышлению: индуктивный, дедуктивный, продуктивный.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, иллюстрации с изображением достопримечательностей города Починка, карточки с задачами для работы в группах, бумажные яблоки разного цвета для рефлексии.


 

Сценарий занятия

1.      Организационный момент

 

Ученики разбиты на 4 группы. На экране слайд презентации с достопримечательностями города Починка. Звучит песня на слова А. Т. Твардовского «Станция Починок» в исполнении земляка, уроженца города, Бориса Васильева.

                           2. Определение темы занятия 

 

Учитель: «Ребята, вы прослушали песню. Знакома ли вам она? О чем поется в этой песне?»

Ученики: «В этой песне поется о городе Починок».

Учитель: «Обратите внимание на изображения на слайде. Что вы видите?»

Ученики: «Фотографии известных мест нашего города».

Учитель: «Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?»

Ученики: «О нашей Малой Родине, о городе Починке».

Учитель: «Верно. Но ведь у нас внеурочное занятие по математике, а на математике мы считаем, изучаем числа и величины. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на занятии?»

Ученики: «Будем изучать наш город и считать».

Учитель: «Правильно. Знание математики дает нам очень многое, без знания чисел, например, мы не сможем даже найти нужный адрес. Давайте попробуем определить тему нашего занятия».

Ученики при помощи учителя формулируют тему занятия, которая появляется на слайде: «Наш родной город Починок в числах и величинах»

 

2.      Определение целей и задач.

Учитель: «Давайте попробуем определить задачи, которые нам предстоит сегодня выполнить».

Дети при помощи учителя формулируют задачи занятия. Появляется слайд на экране:

                          Цели внеурочного занятия:

·                    познакомиться с родным городом с математической точки зрения;

·                    изучать числа, величины и текстовые задачи для установления взаимосвязи с практической жизнью человека, историей, географией и другими учебными дисциплинами.

Задачи:

·                    собрать сведения о родном городе;

·                    познакомиться с родным городом с математической точки зрения;

·                    составить математический справочник «Наш родной город Починок в числах и величинах»;

·                    познакомить с собранным материалом учеников нашего класса;

·                    научиться составлять задачи на тему: «Родной город»

 

3.                  Актуализация знаний

Учитель: «Ребята, как вы считаете, а почему так важно изучение родного города?»

Ученики: «Потому что каждый человек должен знать о своей малой Родине как можно больше».

Учитель: « А знание математики поможет нам не только больше узнать о городе, но и составить  математический справочник нашего города. В дальнейшем этим справочником смогут пользоваться и другие ребята нашей школы. Кроме этого, мы будем учиться решать задачи с использованием данных справочника, поучимся составлять свои задачи»

 

 

4.                  Презентация проектов.

Учитель: «Итак, приступим к работе. Готовясь заранее к этому занятию, вы были разбиты на 4 группы. Каждая группа получила свое задание – изучить тот или иной объект нашего города. Настало время представить результаты вашей работы всем учащимся».

Выступление 1 группы (Выступление каждой группы сопровождается презентацией)

Общие сведения о городе Починок.

« Наша группа собрала сведения о нашем городе, и вот что у нас получилось.

Изучая местоположение Починка, выяснилось, что он находится на юго-западе в 50 км от областного центра – города Смоленска. Первое упоминание о Починке было в 1811 году. Статус города получил в 1926 году. Починок является районным центром. Численность населения  в 2020 год составляет - 8269 человек. Общая площадь - 7 квадратных километров. Недалеко от города протекает река Хмара. На территории города имеется Дом культуры, районная больница, стадион. Кроме этого имеются 3 городских парка. Это центральный парк, парк имени Гастелло, и новый,  недавно благоустроенный. В нем имеются детская площадка для игр, удобные скамеечки и скейт-парк. Информацию о городе мы узнали у родителей, знакомых, через интернет. Фото для презентации делали сами»

Выступление 2 группы.

Музеи и памятники.

Первый выступающий: «Наша группа собирала информацию о музеях и памятниках. Опросив родителей, знакомых, посетив известные места города, получив информацию в интернете, мы выяснили, что в нашем городе имеются 2 музея. Один городской -  Починковский историко-краеведческий музей. Там регулярно организуются выставки и различные мероприятия на разные темы. Мы всем классом часто посещаем его, где получаем интересную и познавательную информацию о наших земляках.

Второй музей организован в стенах нашей школы. Это музей нашего земляка, советского поэта, Александра Трифоновича Твардовского, чье имя с гордостью носит наша школа. Этому музею уже 30 лет. В нем собрано много интересной и уникальной информации о Твардовском».

Второй выступающий: « Кроме этого в нашем городе есть 8 памятников: памятник Твардовскому, памятник летчику Гастелло и его легендарном экипажу, бюст героя Великой Отечественной войны Лавриненкова, там же расположена Аллея героев войны. Кроме этого, в центральном парке есть памятник Скорбящей матери – это братская могила воинов, погибших во время Великой Отечественной войны. Памятник Ленину. Памятник жертвам фашизма и памятник воинам-интернационалистам. Каждый год, 9 мая, жители нашего города возлагают к этим памятникам цветы и проводят митинги».

Выступление 3 группы.

Школы, сады, заводы и фабрики.

Первый выступающий: « Наша группа собирала сведения о школах, детских садах, заводах и фабриках.

Свои сведения мы брали у родителей, учителя, знакомых, на сайте нашего города. Выяснилось, что в городе Починок 2 большие средние школы. В нашей школе обучается 412 учащихся, во второй школе – 452 учащихся, кроме этого имеются 4 детских сада».

Второй выступающий: «Промышленность нашего города не очень хорошо развита, но некоторые предприятия имеются. Это молокозавод, завод железобетонных изделий, Починковская швейная фабрика, колбасный цех по переработке мясной продукции. Всего 4 предприятия».

Выступление 4 группы.

Ветераны и известные люди, связанные с нашим городом.

Первый выступающий: «Наша группа собирала сведения о ветеранах Великой Отечественной войны и  об известных людях, связанных с нашим городом. При сборе информации мы обращались в историко-краеведческий музей, к родителям, к справочникам, расспрашивали бабушек и дедушек.

Известных людей, которые связаны с нашей Смоленской землей  немало.

Это - Гагарин, Глинка, Твардовский, Исаковский, Пржевальский, и многие другие.

Но именно с нашим городом связаны такие люди, как:

- Твардовский Александр Трифонович – известный советский поэт, уроженец хутора Загорье Починковского района. Его имя носит наша школа и улица нашего города.

- Лазарь Маркович Лисицкий – советский художник и архитектор.

- Николай Михайлович Пржевальский – русский путешественник и натуралист.

- Александр Иванович Максименков – советский футболист, полузащитник, Мастер спорта СССР международного класса. Всего 4 человека».

Второй выступающий: «Особым разделом нашего сообщения являются сведения о ветеранах Великой Отечественной войны. В живых, к сожалению, их осталось очень мало. Всего 4 человека.

- Умалатов Темирбулат Гаджиевич, проживает в г. Починок, 1935 года рождения

- Никитин Иван Денисович, проживает в д. Лучеса, 1926 года рождения

- Столяров Николай Семенович, проживает в д. Денисово, 1929 года рождения.

- Демидов Иван Алексеевич, проживает в д. Васильево, 1926 года рождения».

5. Представление продукта проекта.

Учитель: «Ребята, большое спасибо за вашу работу и представленную информацию! Эта информация помогла нам составить справочник под названием: «Наш город Починок в числах и величинах» (Справочник представляется всей группе в виде слайда на экране, зачитывается и комментируется учителем). Приложение 1.

6. Составление текстовых задач с использованием данных справочника.

Учитель: «А сейчас,  настало время поработать с нашими числами и величинами, которые были представлены в справочнике. Вашему вниманию представлены карточки с заданиями

( Приложение 2). Работая в группах, вы должны составить задачи».

Ученики каждой группы после непродолжительной работы зачитывают составленные задачи.

7. Закрепление приобретенных умений.

Учитель: «Молодцы! Вы прекрасно справились! Вы составили задачи с предложенными мною заданиями. А теперь попробуем усложнить. Хотелось бы узнать, получится ли у вас самостоятельно придумать условия и составить задачи?»

Ученики успешно справляются с заданием (Приложение 3).

8. Подведение итогов занятия.

Учитель: « Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог нашего занятия. Справились ли мы с поставленными задачами?

Во-первых, собрав много интересной и познавательной  информации о городе, вы смогли представить свои результаты всему классу.

Во-вторых, у нас получилось создать свой справочник родного города, который может послужить источником знаний другим ученикам нашей школы.

В-третьих, вы успешно справились с заданием по составлению задач по математике, используя сведения о городе. Я заметила, что вы с увлечением составляли свои задачи. Я предлагаю, в дальнейшем, по мере изучения более сложного материала в последующих классах, собрать свой сборник задач на тему «Наш родной город».

И, самое главное, проделанная работа доказывает, что изучая математику, мы познакомились с историей своей малой родины. А это очень важно».

9. Рефлексия.

Учитель: «А вы знаете, ребята, в одном из парков нашего города появилось плодовое дерево – яблоня.

На ней пока еще нет плодов. Какие плоды появятся на этом дереве, зависит от вас. Я попрошу оценить свою работу на сегодняшнем задании. Для этого выберите из лежащих у вас на столе бумажных цветных яблок тот цвет, который будет соответствовать вашей оценке:

красное яблоко – если вам все удалось, все было доступно и понятно;

желтое яблоко – если удалось многое, но возникали некоторые трудности;

зеленое яблоко – было сложно, многое не получилось.

Подумайте и украсьте нашу яблоню».

Учащиеся подходят к доске и прикрепляют к яблоне, изображенной на доске соответствующее яблоко.

Учитель: « Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за работу! Вместе мы со всем справились!»

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.      Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младших школьников: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана - Граф, 2018. - 288с.

2.      Поиграем, посчитаем! 1-2 классы. Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью / авт.-сост. Н. М. Голубева, Н. Н.Трутнева, Л. В. Фирян. – Волгоград: Учитель, 2015. – 65с.

3.      Организация внеурочной деятельности в начальной школе. Сборник программ. Методическое пособие / Составители А. П. Мишина, Н. Г. Шевцова / Под общ. ред. А. П. Мишиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2016. – 272 с. – (Образовательный стандарт)

4.      Общие сведения о городе Починок Смоленской области [Текст] [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: pochinok.admin-smolensk.ru

5.      Фото достопримечательностей города Починка Смоленской области [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: culture.ru

6.      Архивные документы Починковского краеведческого музея [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: pochinok.museum67.ru

7.      Архивные документы музея А. Т. Твардовского школы № 1 им. А. Т. Твардовского города Починок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложения

Приложение 1

 

Математический справочник
«Город Починок в числах и величинах»

 

Наименования

Количество, величина

Год образования

1926 год

Численность населения (2020 г)

8269 человек

Площадь

7 квадратных км

Муниципальных образований

17

Реки

1

Парки

3

Музеи

2

Памятники

6

Школы

2

Детские сады

4

Промышленные предприятия

4

Известные люди, связанные с городом

4

Ветераны ВОВ

4

 


 

 

Приложение 2

Задания для групп

1 группа

В прошлом году -20 деревьев. В этом году 30 деревьев.

Составить 1-2 задачи.

2 группа

Известно, что в нашем районе 4 ветерана. Для их поздравления были организованы группы учеников по 3 человека в каждой группе.

Составить задачу.

3 группа

В нашей школе 2 этажа и 19 классов. Составить задачу.

4 группа

Расстояние от города Починка до города Смоленска 50 километров. Составить задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Задачи,  самостоятельно придуманные детьми в ходе работы

В прошлом году в новом парке было посажено 20 деревьев, а в этом году на 10 деревьев больше. Сколько деревьев всего было посажено за 2 года?

В парке всего 50 деревьев. В первый год посадили  20 деревьев. Сколько деревьев посадили во второй год? На сколько больше деревьев посадили во второй год, чем в первый?

В нашей школе 2 этажа и 19 классов. Первый этаж занимаются 9 классов. Сколько классов занимают  второй этаж?

Сколько всего ребят отправятся поздравлять ветеранов, если ветеранов четверо, а в каждой группе 3 ученика?

Расстояние от города Починка до города Смоленска 50 километров. Учащиеся нашего класса отправились на экскурсию. Проехав 30 км, они сделали остановку. Сколько километров им осталось проехать?

Расстояние от города Починка до города Смоленска 50 километров. Сколько километров составит дорога туда и обратно?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 им

Пояснительная записка Введение

Пояснительная записка Введение

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, а также в рамках внеурочной деятельности

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, а также в рамках внеурочной деятельности

Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать оценку учителя; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - принимать и сохранять учебную…

Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать оценку учителя; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - принимать и сохранять учебную…

Далее, используя данные справочника, ребята на занятии учились составлять практические задачи по математике

Далее, используя данные справочника, ребята на занятии учились составлять практические задачи по математике

Сценарий занятия 1. Организационный момент

Сценарий занятия 1. Организационный момент

Наш родной город Починок в числах и величинах»; · познакомить с собранным материалом учеников нашего класса; · научиться составлять задачи на тему: «Родной город» 1

Наш родной город Починок в числах и величинах»; · познакомить с собранным материалом учеников нашего класса; · научиться составлять задачи на тему: «Родной город» 1

Первый выступающий : «Наша группа собирала информацию о музеях и памятниках

Первый выступающий : «Наша группа собирала информацию о музеях и памятниках

Это - Гагарин, Глинка, Твардовский,

Это - Гагарин, Глинка, Твардовский,

Во-первых, собрав много интересной и познавательной информации о городе, вы смогли представить свои результаты всему классу

Во-первых, собрав много интересной и познавательной информации о городе, вы смогли представить свои результаты всему классу

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

Приложения Приложение 1 Математический справочник «Город

Приложения Приложение 1 Математический справочник «Город

Приложение 2 Задания для групп 1 группа

Приложение 2 Задания для групп 1 группа

Приложение 3 Задачи, самостоятельно придуманные детьми в ходе работы

Приложение 3 Задачи, самостоятельно придуманные детьми в ходе работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2021