Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в соответствии с требованиями ФГОС.
Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на
воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика кружка.
Кружок «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане.
Во 2 – 4 классах программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. В первом классе – 32 занятия. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного кружкового курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на
верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в
ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное
выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое
читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом
шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
- «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры
«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
- Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
- Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
- Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние
карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
- Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
- Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к
палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
- Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование» («Математика и конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы. «ДОС»,2004 г.)
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными
правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения – работа с конструкторами:
- Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
- Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1991.). «Спичечный» конструктор (вместо спичек можно использовать счетные палочки).
- ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
- Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и
мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п |
Тема |
Содержание |
|
1 |
Удивительная снежинка. |
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. |
|
2 |
Крестики – нолики. |
Игры «Крестики – нолики», «Танграм». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение и вычитание в пределах 20). |
|
3 |
Математические игры. |
Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд). |
|
4 |
Прятки с фигурами. |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. |
|
5 |
Секреты задач. |
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
|
6-7 |
«Спичечный конструктор». |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
|
8 |
Геометрический калейдоскоп. |
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
|
9 |
Числовые головоломки. |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
|
10 |
«Шаг в будущее» |
Конструктор «Спички». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?» |
|
11 |
Геометрия вокруг нас. |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
|
12 |
Путешествие точки. |
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
|
13 |
«Шаг в будущее». |
Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?» |
|
14 |
Тайны окружности. |
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание)орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
|
15 |
Математическое путешествие. |
Вычисления в группах. Первый ученик из числа 1, второй – прибавляет 18, третий – вычитает – 16, а четвертый – прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1 раунд: 34-14=20 20+18= 38 38-16=22 22+15=37 |
|
16-17 |
Новогодний серпантин. |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
18 |
Математические игры. |
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100»; «Вычитание в пределах 100». |
|
19 |
«Часы нас будят по утрам». |
Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. |
|
20 |
Геометрический калейдоскоп. |
Задачи на разрезание и составление фигур. |
|
21 |
Головоломки. |
Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. |
|
22 |
Секреты задач. |
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. |
|
23 |
«Что скрывает сорока?». |
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, 100г, про100р, 40а, 3буна, и100рия и др. |
|
24 |
Интеллектуальная разминка. |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
25 |
Дважды два – четыре. |
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки – считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне, на другой – ответ. |
|
26-27 |
Дважды два – четыре. |
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел». |
|
28 |
В царстве смекалки. |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
|
29 |
Интеллектуальная разминка. |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
30 |
Составь квадрат. |
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. |
|
31-32 |
Мир занимательных задач. |
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». |
|
33 |
Математические фокусы. |
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). |
|
34 |
Математическая эстафета. |
Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п |
тематический раздел |
теоретическая часть занятия |
практическая часть занятия |
количество часов |
ууд |
|||
личностные |
познавательные |
коммуникативные |
регулятивные |
|||||
1 |
Удивительная снежинка |
Знакомство с режимом работы кружка. Правила поведения во время занятий. Знакомство с понятием симметрии, закономерностями в узорах. |
Построение геометрических узоров с использованием симметрии. |
1 |
формирование ориентировки на нравственное содержание поступков и событий |
преобразовывать полученную информацию |
умение вступать в диалог |
различие допустимых и недопустимых форм поведения |
2 |
Крестики – нолики. |
Знакомство с правилами игры «Крестики – нолики», «Волшебная палочка», «Лучший лодочник». |
Работа с конструктором «Танграм», Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. |
1 |
формирование умений устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться |
уметь применять полученные знания в собственной деятельности |
умение обсуждать результаты деятельности |
умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников |
3 |
Математические игры. |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд). |
Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд). |
1 |
формирование умений устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности |
проговаривать последовательность своих действий |
4 |
Прятки с фигурами. |
Простейшие геометрические фигуры. |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. |
1 |
формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний |
уметь применять полученные знания в собственной деятельности |
умение обсуждать результаты деятельности |
умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников |
5 |
Секреты задач. |
. |
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
преобразовывать полученную информацию |
умение вступать в диалог |
умение самостоятельно оценивать правильность своих действий |
6 |
«Спичечный конструктор». |
|
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии, и свой жизненный опыт |
умение аргументировать свои предложения, убеждать, уступать |
различие допустимых и недопустимых форм поведения |
7 |
«Спичечный конструктор». |
|
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
перерабатывать полученную информацию |
умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности |
умение корректировать способ действий |
8 |
Геометрический калейдоскоп. |
Понятие многоугольника. |
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
1 |
формирование готовности высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
умение обсуждать результаты своей деятельности |
умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия |
9 |
Числовые головоломки. |
Понятие числового кроссворда, принцип его решения. |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
1 |
формирование готовности высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
уметь применять полученные знания в собственной деятельности |
умение формулировать собственную позицию |
умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников |
10 |
«Шаг в будущее» |
Сложение и вычитание в пределах 20. |
Конструктор «Спички». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?» |
|
формирование готовности высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
уметь применять полученные знания в собственной деятельности |
умение вступать в диалог |
умение проговаривать последовательность своих действий |
11 |
Геометрия вокруг нас. |
Понятие простейших геометрических фигур. |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
преобразовывать полученную информацию |
умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач |
умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия |
12 |
Путешествие точки. |
Понятие простейших геометрических фигур. |
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
преобразовывать полученную информацию |
умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач |
умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия |
13 |
«Шаг в будущее». |
Понятие простейших геометрических фигур. Сложение и вычитание в пределах 100. |
Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?» |
1 |
формирование умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца |
развивать геометрическое воображение и мышление |
умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности |
умение определять промежуточные цели с учетом конечного результата |
14 |
Тайны окружности. |
Окружность. Радиус (центр) окружности. |
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание)орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
умение обсуждать результаты своей деятельности |
умение работать по предложенному плану |
15 |
Математическое путешествие. |
Сложение и вычитание в пределах 100. |
Вычисления в группах. Первый ученик из числа 1, второй – прибавляет 18, третий – вычитает – 16, а четвертый – прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1 раунд: 34-14=20 20+18= 38 38-16=22 22+15=37 |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
умение обсуждать результаты своей деятельности |
умение работать по предложенному плану |
16 |
Новогодний серпантин. |
|
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
уметь применять полученные знания в собственной деятельности |
умение выражать собственное мнение |
умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников |
17 |
Новогодний серпантин. |
|
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
формировать умение поиска и выделения нужной информации |
умение аргументировать свою точку зрения |
умение в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи |
18 |
Математические игры. |
Сложение и вычитание в пределах 100. |
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100»; «Вычитание в пределах 100». |
1 |
формирование умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца |
формировать умение поиска и выделения нужной информации |
умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности |
умение работать по предложенному плану |
19 |
«Часы нас будят по утрам». |
Определение времени по часам с точностью до часа. |
Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. |
1 |
формирование умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
умение обсуждать результаты своей деятельности |
умение работать по предложенному плану |
20 |
Геометрический калейдоскоп. |
Понятие простейших геометрических фигур. |
Задачи на разрезание и составление фигур. |
1 |
формирование умения использовать математическую подготовку при решении практических задач |
перерабатывать полученную информацию |
умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности |
умение корректировать способ действий |
21 |
Головоломки. |
Сложение и вычитание в пределах 100. |
Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. |
1 |
формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний |
уметь выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять их |
умение слушать и слышать друг друга |
умение планировать свою деятельность |
22 |
Секреты задач. |
Этапы решения задач. |
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. |
1 |
формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний |
уметь планировать, определять последовательность своих действий для достижения результата |
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления |
23 |
«Что скрывает сорока?». |
|
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, 100г, про100р, 40а, 3буна, и100рия и др. |
1 |
формирование умения устанавливать . с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться |
уметь выделять закономерности |
умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое |
умение работать по предложенному плану |
24 |
Интеллектуальная разминка. |
|
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.. |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
уметь выделять и сравнивать способы решения задачи |
умение обсуждать результаты своей деятельности |
умение корректировать способ действий |
25 |
Дважды два – четыре. |
Таблица умножения однозначных чисел. |
Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки – считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне, на другой – ответ. |
1 |
формирование умения оценивать собственные математические знания и умения |
формировать умение поиска и выделения нужной информации |
умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию |
умение планировать свою деятельность |
26 |
Дважды два – четыре. |
Таблица умножения однозначных чисел. |
Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки – считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне, на другой – ответ. |
1 |
формирование умения оценивать собственные математические знания и умения |
уметь выделять закономерности |
умение выражать собственное мнение |
формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления |
27 |
Дважды два – четыре. |
Таблица умножения однозначных чисел. |
Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки – считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне, на другой – ответ. |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
уметь сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме |
умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления |
28 |
В царстве смекалки. |
|
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
умение устанавливать в группе рабочие отношения, эффективно и результативно сотрудничать |
формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления |
29 |
Интеллектуальная разминка. |
|
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
уметь применять полученные знания в собственной деятельности |
умение вступать в диалог, интересоваться чужим мнением |
формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления |
30 |
Составь квадрат. |
Прямоугольник. Квадрат. |
Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
уметь применять полученные знания в собственной деятельности |
умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности |
уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач |
31 |
Мир занимательных задач. |
Этапы решения задачи. |
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям |
умение обсуждать результаты своей деятельности |
уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач |
32 |
Мир занимательных задач. |
Этапы решения задачи. |
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». |
1 |
формирование способности к самоорганизации |
уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям |
умение обсуждать результаты своей деятельности |
уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач |
33 |
Математические фокусы. |
|
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). |
1 |
формирование умения высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям |
умение обсуждать результаты своей деятельности |
уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач |
34 |
Математическая эстафета. |
|
Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). |
1 |
формирование умения высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям |
умение обсуждать результаты своей деятельности |
уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач |
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного кружкового курса являются:
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).
Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его – основная задача решающего. Систематическое выполнение таких заданий не только оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся, но и способствует развитию мышления.
Материально – техническое обеспечение
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
0, 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9;
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90;
100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 1000).
5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
6. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Литература
1. Кочурова Е. Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы).
2. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2001.
3. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей / Минскин Е. М. – М.: Просвещение, 1982.
4. Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. Под ред. С. И. Шварцбурда. – М.: Просвещение, 1974.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
Муниципальное образовательное учреждение
Рассмотрено на заседании МО протокол от 29.08.18 |
«Утверждаю» Директор СОШ № 3 С.Н.Солнцева приказ № 01-05/97-01 от 30.08.2017 г. |
Средняя общеобразовательная школа № 3
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для 2 «Б» класса
общеинтеллектуальное направление
Учитель начальных классов: Богданова Ксения Юрьевна
2018-2019 уч.г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.