РП по внеурочной деятельности "Занимательная математика". 2 класс
Оценка 4.6

РП по внеурочной деятельности "Занимательная математика". 2 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
математика
2 кл
10.10.2021
РП по внеурочной деятельности "Занимательная математика". 2 класс
РП по внеурочной деятельности "Занимательная математика". 2 класс
Программа внеурочной деятельности.Занимательная математика.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»  Е.Э.Кочуровой в соответствии с требованиями ФГОС.

Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием

современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного

поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,

знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на

воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика кружка.

Кружок «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий,  трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.  С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место кружка в учебном плане.

Во 2 – 4 классах программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. В первом классе – 32 занятия. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного кружкового курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии

решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения  курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного  курса являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на

верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в

ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное

выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое

читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом

шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

- «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры

«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

- Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

- Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

- Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние

карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

- Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

- Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к

палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

- Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,

«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование» («Математика и конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы. «ДОС»,2004 г.)

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для

выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для

работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными

правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление

аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных

способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и

вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,

«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,

имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром

конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из

проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма

шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,

октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения – работа с конструкторами:

- Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

- Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1991.). «Спичечный» конструктор (вместо спичек можно использовать счетные палочки).

- ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

- Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и

мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать

построенную конструкцию с образцом.

 

 

Тематическое  планирование

2 класс

п/п

Тема

Содержание

1

Удивительная снежинка.

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах.

 

2

Крестики – нолики.

Игры «Крестики – нолики», «Танграм». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение и вычитание в пределах 20).

 

3

Математические игры.

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд).

 

4

Прятки с фигурами.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

 

5

Секреты задач.

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

 

6-7

«Спичечный конструктор».

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

 

8

Геометрический калейдоскоп.

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

 

9

Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

 

10

«Шаг в будущее»

Конструктор «Спички». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?»

 

11

Геометрия вокруг нас.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

 

12

Путешествие точки.

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

 

13

«Шаг в будущее».

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?»

 

14

Тайны окружности.

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание)орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

 

15

Математическое путешествие.

Вычисления в группах. Первый ученик из числа 1, второй – прибавляет 18, третий – вычитает – 16, а четвертый – прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1 раунд: 34-14=20 20+18= 38 38-16=22 22+15=37

 

16-17

Новогодний серпантин.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

 

18

Математические игры.

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100»; «Вычитание  в пределах 100».

 

19

«Часы нас будят по утрам».

Определение времени  по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

 

20

Геометрический калейдоскоп.

Задачи на разрезание и составление фигур.

 

21

Головоломки.

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

 

22

Секреты задач.

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

 

23

«Что скрывает сорока?».

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, 100г, про100р, 40а, 3буна, и100рия и др.

 

24

Интеллектуальная разминка.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

 

25

Дважды два – четыре.

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки – считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне, на другой – ответ.

 

26-27

Дважды два – четыре.

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел».

 

28

В царстве смекалки.

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

 

29

Интеллектуальная разминка.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

 

30

Составь квадрат.

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

 

31-32

Мир занимательных задач.

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

 

33

Математические фокусы.

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

 

34

Математическая эстафета.

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

№ п/п

тематический раздел

теоретическая часть занятия

практическая часть занятия

количество часов

ууд

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

1

Удивительная снежинка

Знакомство с режимом работы кружка. Правила поведения во время занятий.

Знакомство с понятием симметрии, закономерностями в узорах.

Построение геометрических узоров с использованием симметрии.

1

формирование ориентировки на нравственное содержание поступков и событий

преобразовывать полученную информацию

умение вступать в диалог

различие допустимых и недопустимых форм поведения

2

Крестики – нолики.

Знакомство с правилами  игры «Крестики – нолики»,  «Волшебная палочка», «Лучший лодочник».

Работа с конструктором «Танграм»,  Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

1

формирование умений устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение обсуждать результаты деятельности

умение  адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

3

Математические игры.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд).

Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд).

1

формирование умений устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

проговаривать последовательность своих действий

4

Прятки с фигурами.

Простейшие геометрические фигуры.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

1

формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение обсуждать результаты деятельности

умение  адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

5

Секреты  задач.

.

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

1

формирование способности к самоорганизации

преобразовывать полученную информацию

умение вступать в диалог

умение самостоятельно оценивать правильность своих действий

6

«Спичечный конструктор».

 

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

1

формирование способности к самоорганизации

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии, и свой жизненный опыт

умение аргументировать свои предложения, убеждать, уступать

различие допустимых и недопустимых форм поведения

7

«Спичечный конструктор».

 

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

1

формирование способности к самоорганизации

перерабатывать полученную информацию

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение корректировать способ действий

8

Геометрический калейдоскоп.

Понятие многоугольника.

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

1

формирование  готовности высказывать  собственные суждения и давать им обоснование

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия

9

Числовые головоломки.

Понятие числового кроссворда, принцип его решения.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

формирование  готовности высказывать  собственные суждения и давать им обоснование

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение формулировать собственную позицию

умение  адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

10

«Шаг в будущее»

Сложение и вычитание в пределах 20.

Конструктор «Спички». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?»

 

формирование  готовности высказывать  собственные суждения и давать им обоснование

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение вступать в диалог

умение проговаривать последовательность своих действий

11

Геометрия вокруг нас.

Понятие простейших геометрических фигур.  

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

формирование способности к самоорганизации

преобразовывать полученную информацию

умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия

12

Путешествие точки.

Понятие простейших геометрических фигур.  

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

1

формирование способности к самоорганизации

преобразовывать полученную информацию

умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия

13

«Шаг в будущее».

Понятие простейших геометрических фигур.  Сложение и вычитание в пределах 100.

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?»

1

формирование  умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

развивать геометрическое воображение и мышление

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение определять промежуточные цели с учетом конечного результата

14

Тайны окружности.

Окружность. Радиус (центр) окружности.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание)орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

1

формирование способности к самоорганизации

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение работать по предложенному плану

15

Математическое путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 100.

Вычисления в группах. Первый ученик из числа 1, второй – прибавляет 18, третий – вычитает – 16, а четвертый – прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1 раунд: 34-14=20 20+18= 38 38-16=22 22+15=37

1

формирование способности к самоорганизации

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение работать по предложенному плану

16

Новогодний серпантин.

 

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1

формирование способности к самоорганизации

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение выражать собственное мнение

умение  адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

17

Новогодний серпантин.

 

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1

формирование способности к самоорганизации

формировать умение поиска и выделения нужной информации

умение аргументировать свою точку зрения

умение в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи

18

Математические игры.

Сложение и вычитание в пределах 100.

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100»; «Вычитание  в пределах 100».

1

формирование  умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

формировать умение поиска и выделения нужной информации

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение работать по предложенному плану

19

«Часы нас будят по утрам».

Определение времени  по часам с точностью до часа.

Определение времени  по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

1

формирование  умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение работать по предложенному плану

20

Геометрический калейдоскоп.

Понятие простейших геометрических фигур.  

Задачи на разрезание и составление фигур.

1

формирование умения использовать математическую подготовку при решении практических задач

перерабатывать полученную информацию

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение корректировать способ действий

21

Головоломки.

Сложение и вычитание в пределах 100.

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

1

формирование заинтересованности  в расширении и углублении получаемых математических знаний

уметь выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять их

умение слушать и слышать друг друга

умение планировать свою деятельность

22

Секреты задач.

Этапы решения задач.

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

1

формирование заинтересованности  в расширении и углублении получаемых математических знаний

уметь планировать, определять последовательность своих действий для достижения результата

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

23

«Что скрывает сорока?».

 

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, 100г, про100р, 40а, 3буна, и100рия и др.

1

формирование умения устанавливать . с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

уметь выделять закономерности

умение  спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое

умение работать по предложенному плану

24

Интеллектуальная разминка.

 

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи..

1

формирование способности к самоорганизации

уметь выделять и сравнивать способы решения задачи

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение корректировать способ действий

25

Дважды два – четыре.

Таблица умножения однозначных чисел.

Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки – считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне, на другой – ответ.

1

формирование умения оценивать собственные математические знания и умения

формировать умение поиска и выделения нужной информации

умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию

умение планировать свою деятельность

26

Дважды два – четыре.

Таблица умножения однозначных чисел.

Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки – считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне, на другой – ответ.

1

формирование умения оценивать собственные математические знания и умения

уметь выделять закономерности

умение выражать собственное мнение

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

27

Дважды два – четыре.

Таблица умножения однозначных чисел.

Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки – считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне, на другой – ответ.

1

формирование способности к самоорганизации

уметь сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме

умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

28

В царстве смекалки.

 

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1

формирование способности к самоорганизации

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение устанавливать в группе рабочие отношения, эффективно  и результативно сотрудничать

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

29

Интеллектуальная разминка.

 

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1

формирование способности к самоорганизации

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение вступать в диалог, интересоваться чужим мнением

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

30

Составь квадрат.

Прямоугольник. Квадрат.

Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

1

формирование способности к самоорганизации

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач

31

Мир занимательных задач.

Этапы решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

1

формирование способности к самоорганизации

уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям

умение обсуждать результаты своей деятельности

уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач

32

Мир занимательных задач.

Этапы решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

1

формирование способности к самоорганизации

уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям

умение обсуждать результаты своей деятельности

уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач

33

Математические фокусы.

 

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

1

формирование умения высказывать собственные суждения и давать им обоснование

уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям

умение обсуждать результаты своей деятельности

уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач

34

Математическая эстафета.

 

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).

1

формирование умения высказывать собственные суждения и давать им обоснование

уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям

умение обсуждать результаты своей деятельности

уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач

 

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного кружкового курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его – основная задача решающего. Систематическое выполнение таких заданий не только оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся, но и способствует развитию мышления.

 

Материально – техническое обеспечение

1.      Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2.      Комплекты карточек с числами:

0, 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9;

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90;

100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.

3.      «Математический веер» с цифрами и знаками.

4.      Игра «Русское лото» (числа от 1 до 1000).

5.      Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

6.      Часовой циферблат с подвижными стрелками.

 

 

 

Литература

1. Кочурова Е. Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы).

2. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2001.

3. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей / Минскин Е. М. – М.: Просвещение, 1982.

4. Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. Под ред. С. И. Шварцбурда. – М.: Просвещение, 1974.

 

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        

Муниципальное образовательное учреждение

 

Рассмотрено на

заседании МО

протокол от 29.08.18

 

«Утверждаю»

Директор СОШ № 3                          С.Н.Солнцева

приказ № 01-05/97-01

от  30.08.2017 г.

Средняя общеобразовательная школа № 3  

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для 2 «Б» класса

общеинтеллектуальное направление

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов: Богданова Ксения Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018-2019 уч.г.


 

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Ценностными ориентирами содержания данного кружкового курса являются: – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений; – формирование интеллектуальных умений, связанных…

Ценностными ориентирами содержания данного кружкового курса являются: – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений; – формирование интеллектуальных умений, связанных…

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» -

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» -

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины)

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины)

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму)

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму)

Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?» 14

Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?» 14

Мир занимательных задач.

Мир занимательных задач.

Математические игры . Числа от 1 до 100

Математические игры . Числа от 1 до 100

Спичечный конструктор».

Спичечный конструктор».

Числовые головоломки. Понятие числового кроссворда, принцип его решения

Числовые головоломки. Понятие числового кроссворда, принцип его решения

Путешествие точки. Понятие простейших геометрических фигур

Путешествие точки. Понятие простейших геометрических фигур

Математическое путешествие.

Математическое путешествие.

Новогодний серпантин.

Новогодний серпантин.

Геометрический калейдоскоп.

Геометрический калейдоскоп.

Что скрывает сорока?».

Что скрывает сорока?».

Дважды два – четыре. Таблица умножения однозначных чисел

Дважды два – четыре. Таблица умножения однозначных чисел

Дважды два – четыре. Таблица умножения однозначных чисел

Дважды два – четыре. Таблица умножения однозначных чисел

Составь квадрат. Прямоугольник

Составь квадрат. Прямоугольник

М а т ема т и ч ес к и е фокусы

М а т ема т и ч ес к и е фокусы

Комплекты карточек с числами: 0, 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9; 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90; 100, 200, 300,…

Комплекты карточек с числами: 0, 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9; 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90; 100, 200, 300,…

Муниципальное образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2021