Конспект внеурочного занятия в 4 классе на тему "Легенды Рязани"
Оценка 5

Конспект внеурочного занятия в 4 классе на тему "Легенды Рязани"

Оценка 5
docx
19.05.2022
Конспект внеурочного занятия в 4 классе на тему "Легенды Рязани"
легенды Рязани.docx

Внеурочное занятие по краеведению

Класс: 4

Тема: Легенды Рязани

Цель: Расширить знания о легендах Рязанского края.

Задачи:

Образовательные:

Знать:

·        Легенду о Евпатии Коловрате;

·        Историческую личность – Евпатия Коловрата;

·        Легенду о золотом коне (Спасск-Рязанский)

·        Понятие «Татаро-монгольское иго»

Уметь:

·        готовить небольшие публичные выступления

Планируемые результаты:

Личностные:

Становление ценностного отношения к Родному краю;

Восприимчивость к разным видам искусства;

Метапредметные:

Познавательные:

Формулировать цель;

Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

Коммуникативные:

Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

Корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

Готовить небольшие публичные выступления;

Регулятивные:

Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводный этап

-Добрый день, девочки и мальчики. Я рада вас приветствовать на внеурочном занятии. Присаживайтесь. У нас будет необычное занятие. Сегодня вы будете работать в группах. Также вы почувствуете себя актерами и рассказчиками.

 

-Наше занятие мне бы хотелось начать со стихотворения:

Живу в Рязани – на земле геройской.

Мой кров российский –

Свет и торжество.

Я ощущаю с предками родство,

И жжет мне душу дух земли мещерской.

Здесь горячей рождается строка,

Здесь даль веков.

Здесь тропы Коловрата.

В часы рассвета и в часы заката

Здесь в золотом узорочье Ока. 

 

-Какое название носит наша Родина?

-А малая Родина?

-Вы все внимательно слушали стихотворение, ответьте на вопрос: имя какого известного человека упомянул автор?

-Что вы знаете о нем?                                                         

-А кем он являлся?

-Верно. Откуда мы можем узнать об этом богатыре?

-Это все правильно. Из какого произведения?

-Тогда предлагаю вам решить ребус

 

 

 

 

 


-Верно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Россия

-Рязань

 

-Евпатия Коловрата

-Ему в Рязани памятник стоит.

-Богатырем

-Из книг, интернета

Затрудняются

 

 

 

 

 

-Легенда!

Основной этап

-Как вы думаете, какая тема внеурочного занятия?

-А где мы живем?

-Значит?

-Абсолютно верно. Какую цель вы перед собой поставите?

-Вы правы. Цель: Расширить знания о легендах Рязанского края.

-Нам необходим план работы.

(Учитель выводит на салйд)

-Ой, пункты плана перепутались. Помогите восстановить план нашей работы.

Узнать содержание легенды о Евпатии Коловрате.

Начать изготовление сборника Легенд Рязанского края.

Узнать содержание легенды о золотом коне.

Узнать, что такое легенда

 

 

-Приступим к реализации плана!

-Как вы думаете, о чем нам рассказывает легенда?

-Предположите легенда и миф это одно и то же?

-Чем отличается?

-Верно. Прочитайте опредление понятия «легенда»

 

 

 

 

 

 

-Предалагю вам к просмотру сценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Спасибо!

-Какой период показали нам выступающие?

-Что такое «орда»?

 

-Правильно. Кто знает, чем отличается иго от орды?

Татаро-монгольское иго – это система зависимости русских княжеств от Монгольской империи.

-Кто знает, что собирали татаро-монголы с русских княжеств?

-Кто ответить, в каком году русский народ освободился от ига?

-Молодцы!

-Имя предводителя татаро-монголов?

-Чему удивился Батый?

 

-Откуда родом Евпатий Коловрат?

-Как вы думаете, почему Евпатий Коловрат не побоялся пойти на татаро-монголов?

 

-Тогда как мы можем назвать Евпатия Коловрата?

-Правильно. Патриот – тот человек, который любит свое Отечество, предан своему народу.

 

-Какую легенду мы можем поместить в наш сборник легенд?

(Вставляет в файл сборника)

-С какой второй былиной вы познакомитесь сегодня?

-Приглашаю рассказчиков к доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О каком князе рассказывает легенда?

-О каких временах сказано в легенде?

-Кто был боевым другом княза?

-Как он увековечил своего боевого друга?

 

 

 

-Верно! Вы внимательные слушатели. Давайте внесем эту легенду в сборник легенд Рязанского края!

-Легенды

-В Рязани

-Легенды Рязани

-Узнать какие легенды есть в Рязани

 

 

 

 

 

1.     Узнать, что такое легенда.

2.     Узнать содержание легенды о Евпатии Коловрате.

3.     Узнать содержание легенды о золотом коне.

4.     Начать изготовление сборника Легенд Рязанского края.

 

-О каком-то историческом событии.

-Нет.

-В основе мифа не лежит историческое событие, рассказывают о богах.

- Жанр несказочного прозаического фольклора, который подразумевает повествование о человеческих действиях, по мнению рассказчика и слушателей, имевших место в истории человечества. 

Сказительница:
Красива и величава наша матушка Русь: здесь поля цветут, и леса шумят, голубые реченьки журчат, города великие да сёла дивные поднимаются.

А в городах и сёлах тех люд честной живёт и трудится: земельку пашет да хлебушко растит, скот разводит – овец, коров, свиней. А ещё промышляет охотой на разных зверей, ловит рыбу, собирает травы, ягоды, грибы.Славно и спокойно живёт честной народ.

Сказитель:
Да пришла беда, которую не ждали – напали на русские города и селенья монголо – татарские войска, пожгли дома, угнали людей в рабство.

Первый ученик:

В тот год потомки Чингисхана
Волной катились по Руси,
Хотели наше государство
Навек стереть с лица земли.

Второй ученик:
И вот в 1237 году хан Батый двинул свои войска на наш родной город Рязань.

Рязань горела. Колокольным звоном
Она звала своих богатырей –
Татары в этот страшный день узнали,
Как на Руси встречается злодей.

Третий ученик:
Из каждого окна летели стрелы,
Копьё и меч встречали басурман,
Но мало было русских пред Ордою,

И был сожжён огромный град Рязань.

 

Сказительница:
Рязань героически оборонялась, но не получив помощи от других княжеств,через пять дней пала. Погибли князь Юрий Игоревич, его семья и все жители города, который монголы – татары, разграбив, сравняли с землёй.

О горе, пришла беда на русскую землю, от кого ждать помощи, кто поможет, защитит детей, женщин и стариков?

Сказитель:
Есть, есть такой богатырь, что живёт – проживает в селе Фролово, Шиловской волости Рязанской губернии, а зовут его Евпатий Коловрат - русоволосый и сероглазый, лицом светлый, стАтью пригожий и сердцем славный.

Узнал Евпатий о вторжении в Рязанское княжество монголо – татарского войска и с малой дружиной двинулся на помощь в Рязань, но застал город разорённым.

 

Сказительница:
Увидел Евпатий развалины, оставшиеся от родного города, и бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув его в окрестностях города Суздаля,дал бой неприятелю.

И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских.И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать:

 

Хан Батый: "Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?" 

Дружина: "Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Игоревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую".

Автор: Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские.

Хостоврул : Я его тебе, великий хан, приведу живого.

Автор: И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. И стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: Орда: "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища".

Евпатий : День придет, наша возьмет.

Хан Батый: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего".

Автор: Евпатий погиб. И велел царь Батый отпустить русскую дружину и ничем не вредить им.

 

 

-Период властвования татаро-монголов

-Кочующее племя.

 

Не знают

 

 

-Дань, ежегодно

 

-В 1480

 

-Хан Батый

-Храбрости, мужественности и мудрости русских героев.

-Село Фролово. Шиловская волость.

 

-Потому что он любит свой народ, свой город.

-Героем, патриотом.

 

 

 

-Легенду о Евпатии Коловрате.

 

-Легенда о золотом коне.

Легенда о золотом коне

Первый рассказчик:
Красивую легенду о золотом коне рассказывают в Спасске-Рязанском. Она восходит к домонгольским временам и касается первого рязанского князя Ярослава Святославича.

Второй рассказчик:
Князь был грозным воином. В то суровое время невозможно было править иначе как огнем и мечом. Князь со своей дружиной целые месяцы проводил в походах. В древней рязанской земле жило множество почти диких воинственных племен. Князь вынужден был усмирять их. Подмогой ему, кроме храбрых дружинников, был и верный конь.

Третий рассказчик:

Скакун был чистейших кровей, купцы продали его князю за слиток серебра размером с голову коня.
Однажды на небольшой княжеский отряд налетели лесные жители с дубинками. Вид их был страшен: обросшие, в одеждах из звериных шкур, они походили на чертей. Храбро бились воины, но силы были слишком неравны. Князю грозила неминуемая смерть, если бы не его верный конь. Копытами он сшиб нескольких нападавших и вырвался из их кольца.

Четвертый рассказчик:
Но конский век - не людской. Однажды пришел час, и старый скакун испустил дух. Долго горевал князь. Потом приказал похоронить боевого друга на месте той схватки. И поставить памятник - фигуру коня, сделанную из золота.
Люди часто видели, как князь ходил к могиле своего любимца. Он подолгу сидел возле копыт золотого коня, гладил металл, и тот не казался ему холодным.

Пятый рассказчик:
Спустя полтора столетия на Русь обрушилась страшная беда: татаро-монгольская орда лавиной хлынула с востока. Рязань первая встретила их удар. Но вместе со Старой Рязанью с лица земли исчез памятник. Предание гласит, что золотого коня зарыли в землю русские люди, чтобы не достался поганым.

Шестой рассказчик:
До сих пор кто-то из кладоискателей непременно отправляется на поиски золотого коня. В Спасске уверены, что спрятан он в урочище Семикино болото, названного по имени языческого божка Семика. Там когда-то было капище, где стояло его изображение. Значит, могли дикие лесные жители напасть на войско князя на этом месте, чтобы не допустить чужаков в святилище.

-Ярославе Святославовиче.

-Тоже про монгольскую орду

-Конь.

-Поставил ему золотой памятник, по преданию золотого коня зарыли. И возможно он спрятан в ур. Семикино болото.

Заключительный этап

-Наше занятие подходит к концу. Какая была тема/цель ВЗ?

-Вернемся к плану, мы реализовали все пункты плана?

-Спасибо вам за успешную работу, предлагаю закончить нашу встречу незаконченными предлодениями:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

После этого занятия я …

Меня удивило…

-Ответы об-ся

-да!

 


 

Внеурочное занятие по краеведению

Внеурочное занятие по краеведению

Коммуникативные: Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

Коммуникативные: Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

Что вы знаете о нем? -А кем он являлся? -Верно

Что вы знаете о нем? -А кем он являлся? -Верно

Предалагю вам к просмотру сценку

Предалагю вам к просмотру сценку

Спасибо! -Какой период показали нам выступающие? -Что такое «орда»? -Правильно

Спасибо! -Какой период показали нам выступающие? -Что такое «орда»? -Правильно

Спасибо! -Какой период показали нам выступающие? -Что такое «орда»? -Правильно

Спасибо! -Какой период показали нам выступающие? -Что такое «орда»? -Правильно

Как вы думаете, почему Евпатий

Как вы думаете, почему Евпатий

О каком князе рассказывает легенда? -О каких временах сказано в легенде? -Кто был боевым другом княза? -Как он увековечил своего боевого друга? -Верно!

О каком князе рассказывает легенда? -О каких временах сказано в легенде? -Кто был боевым другом княза? -Как он увековечил своего боевого друга? -Верно!

О каком князе рассказывает легенда? -О каких временах сказано в легенде? -Кто был боевым другом княза? -Как он увековечил своего боевого друга? -Верно!

О каком князе рассказывает легенда? -О каких временах сказано в легенде? -Кто был боевым другом княза? -Как он увековечил своего боевого друга? -Верно!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2022