Внеурочное занятие по краеведению
Класс: 4
Тема: Легенды Рязани
Цель: Расширить знания о легендах Рязанского края.
Задачи:
Образовательные:
Знать:
· Легенду о Евпатии Коловрате;
· Историческую личность – Евпатия Коловрата;
· Легенду о золотом коне (Спасск-Рязанский)
· Понятие «Татаро-монгольское иго»
Уметь:
· готовить небольшие публичные выступления
Планируемые результаты:
Личностные:
Становление ценностного отношения к Родному краю;
Восприимчивость к разным видам искусства;
Метапредметные:
Познавательные:
Формулировать цель;
Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
Коммуникативные:
Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
Корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
Готовить небольшие публичные выступления;
Регулятивные:
Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
Вводный этап |
-Добрый день, девочки и мальчики. Я рада вас приветствовать на внеурочном занятии. Присаживайтесь. У нас будет необычное занятие. Сегодня вы будете работать в группах. Также вы почувствуете себя актерами и рассказчиками.
-Наше занятие мне бы хотелось начать со стихотворения: Живу в Рязани – на земле геройской. Мой кров российский – Свет и торжество. Я ощущаю с предками родство, И жжет мне душу дух земли мещерской. Здесь горячей рождается строка, Здесь даль веков. Здесь тропы Коловрата. В часы рассвета и в часы заката Здесь в золотом узорочье Ока.
-Какое название носит наша Родина? -А малая Родина? -Вы все внимательно слушали стихотворение, ответьте на вопрос: имя какого известного человека упомянул автор? -Что вы знаете о нем? -А кем он являлся? -Верно. Откуда мы можем узнать об этом богатыре? -Это все правильно. Из какого произведения? -Тогда предлагаю вам решить ребус
-Верно. |
-Россия -Рязань
-Евпатия Коловрата -Ему в Рязани памятник стоит. -Богатырем -Из книг, интернета Затрудняются
-Легенда! |
|||
Основной этап |
-Как вы думаете, какая тема внеурочного занятия? -А где мы живем? -Значит? -Абсолютно верно. Какую цель вы перед собой поставите? -Вы правы. Цель: Расширить знания о легендах Рязанского края. -Нам необходим план работы. (Учитель выводит на салйд) -Ой, пункты плана перепутались. Помогите восстановить план нашей работы. Узнать содержание легенды о Евпатии Коловрате. Начать изготовление сборника Легенд Рязанского края. Узнать содержание легенды о золотом коне. Узнать, что такое легенда
-Приступим к реализации плана! -Как вы думаете, о чем нам рассказывает легенда? -Предположите легенда и миф это одно и то же? -Чем отличается? -Верно. Прочитайте опредление понятия «легенда»
-Предалагю вам к просмотру сценку.
-Спасибо! -Какой период показали нам выступающие? -Что такое «орда»?
-Правильно. Кто знает, чем отличается иго от орды? Татаро-монгольское иго – это система зависимости русских княжеств от Монгольской империи. -Кто знает, что собирали татаро-монголы с русских княжеств? -Кто ответить, в каком году русский народ освободился от ига? -Молодцы! -Имя предводителя татаро-монголов? -Чему удивился Батый?
-Откуда родом Евпатий Коловрат? -Как вы думаете, почему Евпатий Коловрат не побоялся пойти на татаро-монголов?
-Тогда как мы можем назвать Евпатия Коловрата? -Правильно. Патриот – тот человек, который любит свое Отечество, предан своему народу.
-Какую легенду мы можем поместить в наш сборник легенд? (Вставляет в файл сборника) -С какой второй былиной вы познакомитесь сегодня? -Приглашаю рассказчиков к доске.
-О каком князе рассказывает легенда? -О каких временах сказано в легенде? -Кто был боевым другом княза? -Как он увековечил своего боевого друга?
-Верно! Вы внимательные слушатели. Давайте внесем эту легенду в сборник легенд Рязанского края! |
-Легенды -В Рязани -Легенды Рязани -Узнать какие легенды есть в Рязани
1. Узнать, что такое легенда. 2. Узнать содержание легенды о Евпатии Коловрате. 3. Узнать содержание легенды о золотом коне. 4. Начать изготовление сборника Легенд Рязанского края.
-О каком-то историческом событии. -Нет. -В основе мифа не лежит историческое событие, рассказывают о богах. - Жанр несказочного прозаического фольклора, который подразумевает повествование о человеческих действиях, по мнению рассказчика и слушателей, имевших место в истории человечества. Сказительница: А в городах и сёлах тех люд честной живёт и трудится: земельку пашет да хлебушко растит, скот разводит – овец, коров, свиней. А ещё промышляет охотой на разных зверей, ловит рыбу, собирает травы, ягоды, грибы.Славно и спокойно живёт честной народ. Сказитель: Первый ученик: В тот год потомки Чингисхана Второй ученик: Третий ученик: И был сожжён огромный град Рязань.
Сказительница: Узнал Евпатий о вторжении в Рязанское княжество монголо – татарского войска и с малой дружиной двинулся на помощь в Рязань, но застал город разорённым.
Сказительница: И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских.И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать:
Хан Батый: "Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?" Дружина: "Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Игоревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую". Автор: Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул : Я его тебе, великий хан, приведу живого. Автор: И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. И стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: Орда: "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища". Евпатий : День придет, наша возьмет. Хан Батый: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего". Автор: Евпатий погиб. И велел царь Батый отпустить русскую дружину и ничем не вредить им.
-Период властвования татаро-монголов -Кочующее племя.
Не знают
-Дань, ежегодно
-В 1480
-Хан Батый -Храбрости, мужественности и мудрости русских героев. -Село Фролово. Шиловская волость.
-Потому что он любит свой народ, свой город. -Героем, патриотом.
-Легенду о Евпатии Коловрате.
-Легенда о золотом коне. Легенда о золотом коне Первый
рассказчик: Второй
рассказчик: Третий рассказчик: Скакун
был чистейших кровей, купцы продали его князю за слиток серебра размером с голову
коня. Четвертый
рассказчик: Пятый
рассказчик: Шестой
рассказчик: -Ярославе Святославовиче. -Тоже про монгольскую орду -Конь. -Поставил ему золотой памятник, по преданию золотого коня зарыли. И возможно он спрятан в ур. Семикино болото. |
|||
Заключительный этап |
-Наше занятие подходит к концу. Какая была тема/цель ВЗ? -Вернемся к плану, мы реализовали все пункты плана? -Спасибо вам за успешную работу, предлагаю закончить нашу встречу незаконченными предлодениями: Сегодня я узнал… Было интересно… После этого занятия я … Меня удивило… |
-Ответы об-ся -да! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.