Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 67» г. Оренбурга
Конспект занятия по «Окружающему миру»
на тему: Опытно- экспериментальная деятельность «Волшебная соль»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет
Выполнил: |
Аманжулова Альфия Аманжуловна воспитатель |
Согласовано: |
Махмутова Гульфия Рафаиловна, заместитель заведующего по ВО и МР |
Оренбург, 2024
Конспект занятия
I. Организационная информация |
|||
1.1 |
Доминирующая образовательная область |
Познавательное развитие |
|
1.2 |
Виды деятельности детей на занятии |
Игровая: С/Р игра «Ученые» Двигательная: физминутка «Раз-два» Коммуникативная: Беседа «Правила поведения в лаборатории», чтение сказки «Два ослика», отгадывание загадок про соль Познавательно-исследовательская : эксперименты с солью и водой. |
|
II. Методическая информация |
|||
2.1 |
Тема занятия |
«Волшебная соль» |
|
2.2 |
Методы и приемы реализации содержания занятия |
Наглядные : халаты и шапочки для детей, для экспериментов: соль, вода, яйца, стаканчики , ложки, тарелки, губки, лед. Словесные: беседа «Правила поведения в лаборатории», сказка «Два ослика», загадка, поощрение. Игровые: с/р игра «Ученые» |
|
2.3 |
Формы работы на занятии |
Групповая : опыт с поролоном и солью, работа парами – опыт с яйцом и солью, индивидуальная – опыт с солью и водой, с солью и льдом. |
|
2.4 |
Интеграция образовательных областей на занятии |
Познавательное , физическое, речевое, художественно-эстетическое, социально- коммуникативное. |
|
2.5 |
Возрастная группа |
Группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет |
|
2.6 |
Цель занятия: |
Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. |
|
2.7 |
Задачи занятия: |
Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение обследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. |
|
2.8 |
Планируемые результаты |
Сформировано представление о бережном отношении к окружающему миру, умение соблюдать правила поведения в природе. |
|
2.9 |
Организация РППС для проведения занятия |
тарелки, лёд, два мешочка, поролон, 2сырых куриных яйца, ложки, одноразовые стаканчики, салфетки, 2 тазика с водой, вода в баночках, пипетки, халаты для детей, использование ИКТ. |
|
2.10 |
Обогащение словаря на занятии |
лаборатория, ученый, сыпучий, поролон. |
|
2.11 |
Подготовка к занятию в предшествующие режимные моменты |
рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. |
|
III. Конспект занятия |
|||
3.1 |
Вводная часть |
||
3.1.1
|
Введение в тему: создание проблемной ситуации |
дети играют в настольные игры, воспитатель привлекает внимание детей стихотворением. А у нас в саду дела – Эксперименты снова. Сам волшебник никогда Не творил такого! То растопим снег и лёд, То смешаем краски, Изменяем вкус воды, Как в волшебной сказке.
Ребята, я хочу вам предложить, отправиться в одно место, где проводят различные опыты и эксперименты. Может вы знаете, как называется то место, где проводят опыты? ( лаборатория). Слайд 1 А как называются люди, которые там работают? (Ученые). Слайд 2 Молодцы ребята! |
|
3.1.2 |
Мотивация детей на деятельность |
Ребята, вы хотите тоже стать учеными и принести пользу для своей Родины? Тогда сейчас мы превратимся в юных ученых, и отправимся в лабораторию, которая находится у нас здесь в нашей группе. Но прежде, чем отправится в лабораторию, давайте вспомним, как мы должны вести себя в лаборатории. ( не шуметь, не кричать, а вести себя спокойно) Правильно ребята. А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы воспитателя. Но хочу добавить: во время опытов не трогать руками лицо и глаза, не брать ничего в рот, опыты проводить только после того, как я вам разрешу . А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадка про соль: Я, конечно, очень нужен. Без меня не сваришь ужин, Не засолишь огурца, Не заправишь холодца. Но не только я в еде- Я живу в морской воде. Если льет слеза из глаза, Вкус припомнишь ты мой сразу. ( Соль.) |
|
3.1.3. |
Целеполагание: формулирование цели занятия для детей |
Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью. Пройдите на места, надевайте фартуки и шапочки и будем экспериментировать.
|
|
3.2. |
Основная часть: |
||
3.2.1 |
Актуализация ранее приобретенных знаний |
Возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её Дети. Без запаха. Воспитатель. Как вы думаете какая она на вкус? Дети. Соленая. Воспитатель. Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? Дети. Насыпали. Воспитатель. Значит соль какая? Дети. Сыпучая, рассыпчатая. Воспитатель. Мы с вами внимательнее рассмотрим соль. На что похожа соль? Дети. Зернышки, кристаллы, крупинки. Воспитатель. Возьмите пипетку и капните на соль. Что произошло? Дети. Соль впитала воду. Воспитатель. А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? Дети. Соли много, воды мало. Воспитатель. Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложку соли, размешайте, что произошло с солью? Дети. Растворилась. Воспитатель. Изменился ли цвет воды? Дети. Нет. Воспитатель. А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Дети. Солёная. Воспитатель. Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. Дети. Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды. Воспитатель. Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют? Дети. Солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть.
Воспитатель. Ребята, а ещё соль незаменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока оставим блюдца в сторонке и отдохнем. Физминутка: «Раз-два» Ребята, возвращаемся в лабораторию. Посмотрите, что произошло со льдом? ( соль растопила лед). Ребята сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку — загадку, а вы слушайте и запоминайте. « Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда они пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз.» А вот какой ослик принес груз, и почему только он, мы с вами узнаем в нашей лаборатории. Давайте с вами посмотрим и проведем опыт. Воспитатель берет мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. - Что легче? (поролон). Воспитатель предлагает некоторым детям сравнить мешочки. Значит, какому ослику было легко идти? ( Который нес поролон, а который нес соль- ему было тяжело.) Воспитатель. Давайте мы с вами мешочки с солью и поролоном опустим в воду и пусть они немного полежат в воде. А мы с вами проведем еще один опыт. -Ребята, вы когда - нибудь, купались в море? (Ответ детей) -А в обычной реке кто из вас купался? (Ответ детей) - Подскажите мне вода в море какая? (Соленая)
-А в речке? (Ответ детей: простая, не соленая) по-другому говорят, что вода в реке пресная. Давайте все вместе повторим. Ребята, а вы знаете, что некоторые предметы в соленой воде не тонут, а находятся на поверхности воды. Сейчас мы проверим это на опыте. Нам понадобятся два стакана с водой и два сырых яйца, сначала положим яйцо в чистую (не соленую, пресную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно). Во второй стакан добавим соль, и размешиваем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). А теперь вернемся к нашим мешочкам, которые мы с вами оставили в воде. Воспитатель. Что произошло с солью воде? ( Она растворилась. Мешочек у нас оказался пустым.) Воспитатель. А теперь возьмем мешочек с поролоном. Что произошло с ним? Посмотрите, как изменилась вода в емкости? Как вы думаете, куда она делась? ( Она впиталась в поролон.) Воспитатель. Правильно она впиталась в поролон. Давайте мы с вами проверим, что тяжелее мешочек с солью или с поролоном? А теперь, подумаем и вспомним сказку-загадку про осликов, какому ослику было легко плыть. Почему? ( Соль в мешках растворилась. ) Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).
|
|
3.2.2 |
Добывание, сообщение и/или приятие нового знания |
|
|
3.2.3 |
Самостоятельная и продуктивная деятельность детей по закреплению нового знания |
|
|
3.3. |
Заключительная часть |
||
3.3.1 |
Рефлексия: анализ и самоанализ деятельности детьми |
Ну, что мои юные исследователи, настала пора прощаться с нашей лабораторией. -Понравилось вам в лаборатории и быть учеными? - С каким сыпучим веществом мы проводили опыты? -Какая соль на вкус? - Растворяется ли соль в воде, и какая становится вода? -Если соль сыпется, какая она? -Где применяют соль? -Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека? Спасибо, ребята, за ваши ответы.
|
|
3.4. |
Дальнейшая разработка темы |
||
3.4.1 |
Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.) |
Ознакомление детей с месторождениями соли в Оренбургской области. Презентация «Добыча соли в Соль- Илецке» |
|
3.4.2 |
Длительность занятия: |
15- 20 минут |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.