муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Лидер» городского округа Самара
СЦЕНАРИЙ (КОНСПЕКТ) занятия
К дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Растишка»
Тема: «Математические приключения Буратино»
МОДУЛЬ «Умники и умницы» (математика)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Разработчики:
педагог дополнительного образования
Дермичева Юлия Валерьевна,
методист Денисова Надежда Валерьевна
Самара, 2022
Образовательное учреждение: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Лидер» городского округа Самара
Объединение: «Растишка»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
ФИО педагога: педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Дермичева Юлия Валерьевна, педагогический стаж - 25 лет
Пояснительная записка к сценарию (конспекту занятия):
Данный сценарий (конспект занятия) разработан для группы (объединение «Растишка») по адаптации детей к условиям школьной жизни до поступления в школу к общеобразовательной общеразвивающей программе «Растишка» социально-гуманитарной направленности.
Социальная значимость: По результатам аттестации в группу (объединение) попадают дети в возрасте 5-7 лет с разными уровнями социальной адаптации. Среди них встречаются ребята как с особыми образовательными потребностями, так и одарённые дети. Все они находятся в одинаковых условиях на занятии, но к каждому из них нужен особый индивидуальный подход. Задача педагога создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, сделать так, чтобы любой воспитанник получил максимальное удовлетворение от занятия, почувствовал, что он – лучший, показал свои «сильные» стороны. Поэтому данный сценарий (конспект) разработан по уровням сложности заданий для воспитанников с разными потребностями. Для детей с особыми образовательными потребностями даётся лёгкий уровень заданий, во время которых дети могут выполнять работу по предложенному образцу, по показу. Для детей среднего уровня даются задания более творческие, без заданного образца, либо синхронно с педагогом и предусматривается больше самостоятельной работы. Детям высокого уровня (одарённым детям) даются более усложнённые задания, дополнительные вопросы, приветствуется самостоятельность и творческий подход к выполнению заданий. Также дети высокого уровня (одаренные) могут выступать в качестве консультантов, помогая другим детям справится с заданиями. Таким образом, каждый ребёнок уходит с занятия удовлетворённым от того, что у него всё получилось. Мастерство педагога заключается в том, чтобы каждый ребёнок не только получил определённый багаж знаний, умений, навыков, но и уверенность в себе, в своих способностях.
Отличительная особенность: Сценарий (конспект) разработан на основе игровых технологий, с учётом того, чтобы обеспечить для любого ребёнка тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в последующих ступенях обучения. На занятии создаются условия сотрудничества с другими детьми, решение познавательных задач, проявление инициативы, развитие воображения и творческой активности.
Актуальность сценария (конспекта) заключается в том, что предусмотрена быстрая смена видов деятельности на одном занятии. Это позволяет заинтересовать детей, создать проблемную ситуацию, которую необходимо решить. Дети проявляют самостоятельность, активность, любознательность, учатся управлять своим поведением, адаптироваться в любой ситуации и чётко планировать свою деятельность.
Достигаемые результаты: в процессе занятия педагог создаёт проблемную ситуацию и организацию активной деятельности учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневый результат обучения заключается в том, что у педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться, утверждаясь в своих способностях. А слабые получают возможность испытывать учебный успех, повысить уровень мотивации учения.
В дальнейшем планируется, работая по данной методике, реализовать возможность развивать индивидуальные и творческие способности каждого воспитанника, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Название темы: «Математическое приключение Буратино»
Цель занятия – формирование у воспитанников логического мышления, обобщение знаний по работе с числовым рядом и видами линий, развитие познавательных способностей и творческой активности.
Задачи
образовательные:
(Реализация образовательных задач осуществляется по уровням сложности. Лёгкий уровень - по показу образца, средний уровень - самостоятельно, полусамостоятельно, сложный уровень - с проявлением творческой активности, с дополнительными вопросами педагога).
· закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10, умения решать примеры на сложение, находить «соседей числа»;
· способствовать умению решать задачи, равенства и неравенства, различать геометрические фигуры по цвету, форме и размеру;
· формировать навыки конструирования - создания целого из частей;
· закрепить знания о видах линии (прямая, кривая, замкнутая, вертикальная, горизонтальная);
развивающие:
· развивать внимание, память, логическое мышление, воображение;
· формировать умение логически мыслить и рассуждать;
воспитательные:
· воспитать трудолюбие, умение слушать, терпеливо добиваться успеха.
Методы обучения: беседа, показ, игра, самостоятельная работа, изготовление по образцу.
Форма обучения: групповая.
Тип занятия: итоговое.
Оборудование (для педагога) и основные источники информации: проектор, экран, магнитофон, флэшка с мелодиями для физкультминуток Е. Железновой (песня «Буратино») и песней из кинофильма «Золотой ключик или приключения Буратино» (песня «Буратино»), указка, столы и стулья для детей, магнитная доска с магнитами, иллюстрации к сказке «Приключение Буратино», рисунок с изображением Буратино, кубики счета Зайцева, изображение Золотого ключика, выполненное из счетных палочек, оборудование к играм, наклейки-оценки для поощрения детей.
Дидактический материал (раздаточный для детей): наборы с числами, математическими знаками, счетными палочками, счетным материалом; карточки с примерами и для игры «Найди соседей», веревочки, раздаточный материал к играм, белые листы бумаги, маски лягушек.
Ход занятия:
1. Организационный момент (2 минуты).
Приветствие детей, создание благоприятного психологического климата.
Педагог привлекает внимание обучающихся и настраивает их на тот круг вопросов, которые будут рассматриваться на занятии.
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в сказку. Герой этой сказки говорит о себе так:
«Знаю, кто уроки учит, ключик золотой получит!
С ним в мир знаний, ты поверь, навсегда открыта дверь!»
Ребята, а вы догадались, о ком идет речь?
Обучающиеся: Буратино.
Педагог: Как называется сказка про Буратино?
Обучающиеся: «Золотой ключик или приключение Буратино»
Педагог: Кто автор этой сказки?
Обучающиеся: Алексей Толстой
Обучающимся демонстрируется рисунок с изображением Буратино на экране.
Педагог: Сегодня у нас будет настоящее приключение с Буратино и его друзьями, математическое приключение! Назовите героев сказки про Буратино.
Обучающиеся называют героев сказки.
Педагог: Герои этой сказки решили узнать, знакомы ли мы с математикой, и приготовили нам сложные задания. Сегодня мы вместе с ними будем составлять числовой ряд, считать, решать примеры и задачки, покажем любимым героям, как мы справляемся с решением неравенств и подбором геометрических фигур по различным признакам, продемонстрируем им свои знания о видах линии, выполним разные интересные задания. И все вместе посмотрим, что же у нас получится. Готовы? Тогда начинаем!
2. Основная часть (15 минут).
Осмысление и запоминание обучающимися знаний.
Педагог: Буратино хочет узнать, как вы умеете работать с числовым рядом, решать примеры на сложение и находить соседей числа. Давайте покажем, как мы разложим цифры по порядку от 0 до 9 слева направо. А теперь найдите «соседей» числа, указанного в вашей карточке и решите пример на сложение!
Обучающиеся выполняют задания (Лёгкий уровень - дети работают, глядя на образец числового ряда, решают пример на сложение путём пересчета кружков на карточке. Средний уровень - дети действуют самостоятельно. Сложный уровень-педагог назначает детей-консультантов, которые быстро справились с заданием и идут помогать другим).
Педагог: Молодцы! Вы прекрасно справились с первым заданием! Давайте приступим ко второму!
У Буратино на кровати лежало красивое покрывало, но крыса Шушера прогрызла в нём дырки!
Демонстрируется иллюстрация крысы Шушеры на экране.
Педагог: Давайте поможем починить покрывало! Что для этого надо? Нужно подобрать заплатки, подходящие по цвету, форме и размеру.
Дети подбирают заплатки по цвету, форме, размеру (Лёгкий уровень-педагог приглашает выборочно ребят, которые, с его помощью подбирают заплатки, объясняя свои действия по наводящим вопросам. Средний уровень - работают самостоятельно за партами. Сложный уровень - педагог выборочно задаёт дополнительные вопросы ребёнку, почему он выбрал ту или иную заплатку и не выбрал при этом другую).
Педагог: Какого цвета покрывало? В форме каких фигур дырки на покрывале? (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат).
Обучающиеся предлагают свои варианты, объясняя, почему именно эта заплатка подходит к конкретной дырке.
Педагог: Молодцы! Мы доказали крысе Шушере, что умеем подбирать правильно цвет, форму, размер заплаток.
И теперь нас ожидает следующее испытание. Смотрите, какой ключик был у нашего Буратино от потайной двери!
Педагог показывает изображение золотого ключика, выполненное из счетных палочек.
Педагог:
«Много дней на дне пруда ключ волшебный берегла!
А потом его Тортила Буратино подарила!»
На экране демонстрируется иллюстрация с изображением черепахи Тортилы.
Педагог: Тортила приготовила свое испытание для вас и хочет проверить, как вы умеете конструировать. Давайте сконструируем из счётных палочек такой же ключик, как у Буратино!
Дети выполняют задание по образцу. Лёгкий уровень-помогает педагог, средний уровень-самостоятельно, сложный уровень-творческий подход - сконструировать ключик по своему, уже не глядя в образец).
Педагог: Молодцы! Конструировать вы тоже умеете! И раз мы с вами оказались в гостях у Тортилы на болоте, давайте превратимся в весёлых лягушат и потанцуем!
Педагог раздаёт маски лягушек, проводится физкультурная минутка под музыку из фильма «Буратино».
Педагог: С новыми силами продолжим наше приключение. Давайте вспомним, кто в сказке учил Буратино решать задачки?
Звучит ответ детей и на экране появляется иллюстрация с изображением Мальвины.
Педагог: А вы готовы порешать задачки вместе с Мальвиной?
Все задачи сопровождаются счётным материалом (Он необходим для детейна лёгком уровне, так как они пользуются методом пересчёта предметов. На среднем уровне дети решают быстро самостоятельно. Дополнительное задание для сложного уровня – «Как можно решить задачу?» (2+1=3 и т. д.).
1. На крыльце сидит щенок, греет свой пушистый бок!
Прибежал ещё один и уселся рядом с ним! Сколько щенков?
2. Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл!
Два под берёзкой, один у осинки!
Сколько их будет в плетёной корзинке?
3. Вышла курочка гулять, собрала своих цыплят!
Два бежали впереди, два остались позади,
А ещё один устал, от товарищей отстал! Сколько цыплят?
4. На плетень взлетел петух, повстречал там ещё двух!
У кого ответ готов, сколько было петухов?
5. Два мяча у Тани, два мяча у Вани!
Два мяча и два, малыш, сколько их? Сообразишь?
Педагог: Мальвина убедилась, что вы очень хорошо решаете задачи! Молодцы! А вы помните, ребята, что у Мальвины был верный друг - пёсик Артемон. Он, как и все собачки, очень любил играть. Поиграем и мы с ним, а заодно проверим, как вы усвоили разные виды линий!
На экране демонстрируется иллюстрация с изображением Артемона.
Проводится игра с верёвочкой. Обучающимся предлагается взять веревочку и показать различные виды линий: кривую, прямую, вертикальную, горизонтальную, замкнутую, а, объединившись в пары, продемонстрировать пересекающиеся, параллельные линии. (Лёгкий уровень - смотрят на педагога, средний уровень-выполняют синхронно с педагогам, сложный уровень-помощь другим детям).
Педагог: Молодцы! Артемону очень понравилось с вами играть, а сейчас мы покажем ему нашу веселую физкультминутку.
Физминутка: «Буратино потянулся,
Раз, нагнулся! Два, нагнулся!
Руки в стороны развёл!
Видно, ключик не нашёл!
Чтобы ключик нам достать
На носочки надо встать!»
Педагог: Ребята, а вы помните, что Буратино иногда ленился решать задачки, вот Кот Базилио и Лиса Алиса и пытались его обмануть, надеясь на его безграмотность. Сейчас мы всем сказочным героям покажем, что наши ребята хотят вырасти умными и сообразительными, поэтому всегда с удовольствием и усердием решают задачки и примеры.
Педагог предлагает решить задачи и составить неравенства:
Дуремар и Карабас-Барабас удили рыбу в пруду Черепахи Тортилы. Дуремар поймал 4 рыбки, а Карабас 5. Кто больше? Кто меньше?(ответы детей)
На экране демонстрируется иллюстрация с изображением Карабаса и Дуремара.
Педагог: Дуремар и Карабас думают, что мы с вами не умеем равенства и неравенства решать! А вот мы сейчас им докажем обратное!
Положите столько же белочек, сколько рыбок у Дуремара (4) и столько же грибочков, как в образце (3).
Показ на наборном полотне (Для лёгкого уровня).
Педагог: Чего больше? Чего меньше? На сколько?
Рассуждения и ответы детей (Для среднего уровня).
Педагог: Как сделать, чтобы стало поровну?
Рассуждения и ответы детей (Для высокого уровня).
Педагог: Молодцы, ребята! Доказали мы злым Карабасу и Дуремару, что умеем решать равенства и неравенства! Но хитрые кот Базилио и лиса Алиса приготовили вам ещё одно испытание. Хотят они проверить, как вы ориентируетесь в пространстве.
На экране демонстрируется иллюстрация с изображением кота Базилио и лисы Алисы.
Педагог: Возьмите белый лист. Положите на середину листа белочку, слева - грибок, справа - зелёный квадрат. Над белкой - красный треугольник, под белкой - синий треугольник. Давайте сравним с образцом!
Педагог показывает образец, дети сравнивают. (Назначаются консультанты для помощи детям, которые не могут справиться самостоятельно).
Педагог: Молодцы, ребята! И самые хитрые герои сказки не смогут нас запутать и обмануть!
3. Итоговая часть (3 минуты).
Проводится анализ и дается оценка успешности достижения цели, намечается перспектива последующей работы.
На экране появляется иллюстрация с изображением Буратино.
Педагог: Наше сегодняшнее приключение подходит к концу. Вам понравилось играть с героями сказки? Какая игра вам понравилась больше?
Звучат ответы детей.
Сегодня мы с вами продемонстрировали героям сказки «Буратино», что умеем считать до 10-ти и обратно, находить «соседей числа», решать задачи и примеры, составлять равенства и неравенства. Убедили сказочных друзей в том, что различаете геометрические фигуры по цвету, форме, размеру и имеете навыки конструирования. Как вы успешно собрали по образцу золотой ключик из счетных палочек! Играя с Мальвиной и Артемоном, показали, что знаете виды линий и умеете ориентироваться в пространстве. Все ребята сегодня очень старались, были внимательны и активны. За это Буратино и его друзья приготовили вам сюрприз!
Под песню «Буратино» каждый ребенок получает наклейку-сюрприз.
В мире много интересного, и мы обязательно пригласим своих сказочных друзей еще не раз, чтобы показать, чему научились. До новых встреч со сказкой!
Самоанализ занятия.
Данное занятие детского объединения «Растишка» является итоговым, на нём закрепляются умения и навыки в процессе самостоятельной работы, по уровням сложности и с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей (от детей с особыми образовательными потребностями к одарённых). Для создания «ситуации успеха» для всех обучающихся педагог применяет на занятии различные виды самостоятельной работы:
· по образу и показу, с наводящими вопросами педагога (лёгкий уровень);
· полусамостоятельно (синхронно с педагогом), самостоятельно (средний уровень);
· самостоятельно, творчески, консультация и помощь другим детям, дополнительные вопросы повышенной сложности (сильный уровень).
В процессе занятия обобщаются знания по работе с числовым рядом и видами линий; закрепляются умения решать задачи, равенства и неравенства, различать геометрические фигуры по цвету, форме и размеру; формируются навыки конструирования – создание модели из составных частей по образцу. При решении и обсуждении задач и примеров у обучающихся развиваются внимание, память, логическое мышление, способность умение логически мыслить и рассуждать. Развитию воображения детей способствует задание-игра с веревочкой. Проведение занятия на основе игры повышают эффективность развития познавательных способностей и творческой активности дошкольников. Все задания, применяемые в данном занятии, направлены на воспитание трудолюбия, умения слушать, терпеливо добиваться успеха.
Литература для педагога:
1. Борзов А.А., Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей.- М.:Знание, 1993.140 с.
2. Волина Б. Праздник числа.-М.:Знание, 1997.80 с.
3. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Математическая азбука.-М.:Педагогика,1993.230 с.
4. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие в стране «Геометрия».-М.:Знание,1993.158 с.
5. Зайцев Н.А. Тысяча плюс.- С-П, 2002г.87 с.
6. Зайцев Н.А. Миллион плюс.- С-П, 2002г.120 с.
7. Зайцев Н.А. Пять в кубе.- С-П, 2005.53 с.
8. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка от 0 и старше.- М.: «Корона принт», 2001г. 70 с .
9. Методики Зайцева. Дорожные знаки.- С-П, 2002г. 75 с.
10. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.-М.:Просвещение,1987.124 с.
11. Поваляева М.А. Дидактический материал по математике.- Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2002г. 48 с.
12. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников.- М.:ФСТ, 2002г.68 с.
13. Сербина Е.В. Математика для малышей.-М.:Просвещение,1993.170 с.
14. Чилингирова, Спиридонова. Играя, учимся математике -М.: Педагогика, 1997.184 с.
Интернет-ресурсы:
https://learningapps.org/index.php?overview&s=&category=0&tool= Игры на любой вкус!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.