Конспект занятие опытно-экспериментальной деятельности "Удивительная соль"
Оценка 5

Конспект занятие опытно-экспериментальной деятельности "Удивительная соль"

Оценка 5
Документация +1
docx
Детсад
29.03.2022
Конспект занятие опытно-экспериментальной деятельности "Удивительная соль"
Конспект оод.docx

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Тема: «Это удивительное вещество природы - соль»

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, заготовки из картона звезда, клей, кисти, подносы для рисования солью.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель предлагает всем сесть в круг и поиграть.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и радость.

Игра – приветствие.

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает,              (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет                       (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я:                         (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!»             ( Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я                        (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я                         (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я                           (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя!              (Взять друг друга за руки).

Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась посылка с запиской. В записке написано - Ребятам из подготовительной группы. Чтобы узнать, что спрятано в посылке, вам  нужно отгадать загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.

И становится вся пища несъедобной вдруг,

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались, ну конечно это ….(Соль.)

Воспитатель достает 3 мешочка  с солью (в мешочках: соль мелкая, поваренная, морская крупная). Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек? (Ответы детей.). А теперь понюхайте, пахнет? (Ответы детей.).

Педагог высыпает соль в емкость.

Воспитатель: Ребята, нам нужно выяснить, что такое соль и какие свойства она имеет. А какую соль, ребята, вы знаете? (Морская, крупная, мелкая.) А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? Для чего нужна соль? Где люди используют соль? (Ответы детей.)

Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение».

Воспитатель: Ребята, соль - полезное ископаемое. Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкий порошок белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. В древности люди добывали соль. Они сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу.

Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды. С древних времен соль ценилась на вес золота.

В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.

Соль была дорогим товаром. Ее подавали в золотых солонках. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком, чем почетнее был человек, его сажали ближе к солонке, а остальные уходили «несолоно-хлебавши». Если кто-то рассыпал соль, его ругали. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Как стол не накрывай, а без соли не обойдешься.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба – худа беседа

Без соли и хлеб не естся.

Соль всему голова, без соли и жито-трава.

Без золота прожить можно, а без соли нельзя.

Воспитатель: Наша планета очень богата солёными место рождениями.

Люди научились добывать соль различными способами.

Соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов.

Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях, выпаривают морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Воспитатель: Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. За целебные свойства называют «белым золотом».

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Недостаток соли может привести к заболеваниям. Соль убивает микробы. Йодированная соль (в такую соль добавлен йод), нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми.

Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль? (Ответы детей: для приготовления пищи при варке, солить овощи, консервировать на зиму овощи, солить рыбу, грибы.)

Правильно, соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей.

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным.

Соль используют в изготовлении стекла, мыла, пластмассы.

Из соли даже строят дома!

В зимний период во время гололеда, на улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Лед таит от попадания соли, это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Воспитатель: Теперь немного отдохнем и поиграем.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Воспитатель: Ребята, какой же сделаем вывод?

Дети: Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, также и животным, её используют для приготовления пищи

Воспитатель: Молодцы! А сейчас настало время для исследования свойств твердого вещества - соль. Где же мы можем это сделать? (ответы детей: в лаборатории). А кто работает в лаборатории? (Ответы детей научные работники, ученые.) Чем они занимаются? (Исследованиями, проводят опыты.) Давайте мы с вами превратимся в ученых и  отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. (Надевают  специальную одежду (одевают халаты), шагают по кругу, затем идут до столов).

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Прежде чем начать наши исследования, вспомним правила проведения опытов.

Слайд.

1. При работе с солью не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место.

6. Будь осторожен.

Воспитатель: И так внимание! Чтобы всё у нас получилось, нужно быть внимательными, активными, старательными, отвечать полными предложениями, делать выводы.

Воспитатель: Пройдите на места.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Какого цвета это вещество? (белого). Попробуем определить, есть ли у соли запах?  Понюхайте соль. Есть ли у нее запах? (Без запаха.) Мы с вами знаем, что нельзя пробовать незнакомые вещества на вкус. А почему? Конечно, есть вещества опасные для здоровья! Это вещество нам известно. Известное вещество мы попробуем на вкус. Но, сначала вспомним какой вкус имеет соль? (Соленый.) А теперь аккуратно возьмите на кончик палочки крупинку соли. Какой вкус? (Соленый.) Значит соль имеет соленый вкус.

Воспитатель: Теперь её рассмотрим. Если мы с вами посмотрим на соль, что вы можете сказать о её внешнем виде? (Соль похожа на порошок.)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

А теперь соль рассмотрим в лупу. Для чего нужна лупа? (Они в несколько раз увеличивают предмет.) Что вы видите? (Соль состоит из белых кристаллов.)

Возьмите трубочку. Тихонько и очень осторожно подуйте на соль через трубочку.

Какой мы можем сделать вывод: соль - сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2: «Соль хрустит»

Воспитатель: Ребята, возьмите ложку, надавите на соль сухой ложкой, что мы услышали? (Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.)

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Воспитатель: Возьмите пипетки, наберите немного воды в нее и капните на соль. Что произошло? (Соль впитала воду.) А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (Соли много, воды мало.)

Вывод: значит соль поглощает воду.

Опыт № 4: «Соль растворяется в воде»

Воспитатель: Как вы думаете, соль растворяется в воде? (высказывания детей). Проверим. Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (соленый). Молодцы.

Вывод: соль растворяется в воде.

Опыт№ 5: «Соль – чистящее средство»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли с помощью соли очистить бокал? (высказывания детей). Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал.  Посмотрите, он стал чистым? (да)  И даже блестит на свету.

Вывод: с помощью соли можно мыть посуду.

Опыт № 6: «Плавающее яйцо (картошка)».

Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная.)

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да.)

Поможет нам в этом обычное яйцо. Положим в нашу баночку еще 4 ложки соли и хорошо размешаем. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет.)

А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с водой без соли. Что вы видите? (Яйцо утонуло.) Какой вывод мы сделаем?

Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать, соль делает воду плотнее.

Закрепление.

Воспитатель: Итак, ребята подведем выводы наших исследований.

Соль белого … цвета.

Соль не имеет … запаха.

Соль на вкус … солёная.

Соль – состоит из…кристаллов.

Соль (если подуть на соль, то частички соли разлетаются, значит) … сыпучая.

Соль в воде … растворяется.

С помощью соли можно отмыть грязную  посуду.

Соль делает воду … плотнее.

Воспитатель: Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Воспитатель: Вот ребята мы с вами и выяснили свойства соли.

Воспитатель: Молодцы! Вы были хорошими учеными.

Воспитатель: Но, у соли есть еще очень интересное и не обычное применение. Вам интересно это узнать? (Ответы детей.) Для этого нам необходимо попасть в творческую мастерскую. Закройте глаза и произнесите магическое заклинание «Вокруг себя обернись, в мастерской окажись!»

Воспитатель: Вот мы в творческой мастерской. А теперь самое интересное! (Открывается крышка коробки или контейнера, в котором лежит цветная соль. В подносах или тарелках лежат картонные заготовки в форме бабочки  для каждого ребенка.)

Воспитатель: Соль очень интересное применение нашла в творчестве. Она легко смешивается с красками. Я смешала соль с цветными мелками. А вы знаете, что на соли можно рисовать?

Воспитатель: Сначала необходимо кистью нанести клей на бабочку.

Наносите побольше клея на фигурку. Старайтесь клеем покрыть всю фигуру. Затем нужно «посолить» бабочек  цветной солью, используя один или много цветов. Ребята, выбирайте цвета по своему желанию. После того, как вы нанесете всю соль на бабочку, нужно аккуратно взять бабочку и наклонить ее, что бы ссыпалась лишняя соль в поднос. И так наша мастерская начинает работу.

Воспитатель: Как красиво у вас получается!

Фигурки  оставим на столе для полного высыхания, а сейчас пора возвращаться в группу. Закройте глаза и произнесите магическое заклинание «Вокруг себя обернись, в группе очутись!

Самоанализ.

Воспитатель: Где мы сегодня побывали? (Лаборатория, творческая мастерская.)

Воспитатель: О чём вы узнали сегодня в лаборатории? (О свойствах соли.

Воспитатель: Как мы узнали о свойствах соли? (Проводили эксперименты.)

Воспитатель: Ребята, соль необходима всем людям. Если еда несолёная – совсем невкусная, пресная. Соль полезна для человека, если использовать в меру.

Рефлексия

Вам было интересно сегодня?

Что больше всего запомнилось?

О чем бы вы рассказали своим друзьям или родителям?

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005

2. А.И.Иванова. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

М.,ТЦ Сфера,2005

3. Интернет ресурсы

3. Е.В. Марудова. Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011


 

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли» •

Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли» •

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук

В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово

В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово

Воспитатель: Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Воспитатель: Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Игра «Соль полезна для того, чтобы …

Игра «Соль полезна для того, чтобы …

Будем вместе развивать качество — внимательность,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

Воспитатель: Теперь её рассмотрим

Воспитатель: Теперь её рассмотрим

Вывод: соль растворяется в воде

Вывод: соль растворяется в воде

Соль – состоит из…кристаллов.

Соль – состоит из…кристаллов.

И так наша мастерская начинает работу

И так наша мастерская начинает работу

Список используемой литературы

Список используемой литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2022