муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 122»
КОНСПЕКТ занятия
ТЕМА «ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
вЫПОЛНИЛА:
воспитатель позднякова И. в.
Оренбург
2023
Организационная информация |
Приме чание |
||
1. |
Ф.И.О. педагога |
Позднякова И. В. |
|
2. |
Доминирующая образовательная область |
Познавательное развитие |
|
3. |
Вид деятельности детей |
Познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная |
|
Методическая информация |
|
||
1. |
Тема образовательной деятельности |
«Экскурсия в музей» |
|
2. |
Методы и приемы реализации содержания занятия |
- Постановка целей и мотивации деятельности детей (предлагается через игру, проблемную ситуацию систематизировать знания детей); - Активизация деятельности в процессе занятия (использование игровых приемов, создание проблемной ситуации, дидактические игры, поиск, анализ, выводы); - Организация практической деятельности детей (выполнение заданий, создание наряда для матрешки); - Поддержание интереса у детей (ситуация выбора); - Оценка и самооценка (поощрение, взаимопомощь детей). |
|
3. |
Интеграция образовательных областей |
Социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности) Познавательное развитие (систематизация знаний детей о государственных и неофициальных символах РФ) Речевое развитие (беседа, обогащение активного словаря, работа по мнемотаблицам, технология составления загадок) Художественно-эстетическое развитие (создание наряда для матрешки) Физическое развитие (смена видов деятельности, физкультминутка) |
|
4. |
Возрастная группа: |
Группа общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет |
|
5. |
Цель: |
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с символами РФ через использование инновационных технологий. |
|
6. |
Задачи: |
|
|
6.1
|
Образовательные
|
- поддерживать познавательный интерес к истории своей страны; - формировать представления о карте России; - закреплять умение детей пользоваться картой; - совершенствовать представления детей о государственных символах РФ (герб, флаг, гимн); - закрепить знания детей о неофициальных символах РФ (береза, матрешка, валенки, ложки, балалайка); - формировать представления детей о неофициальном символе РФ – самоваре; - закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при чтении стихотворений; - способствовать формированию выразительной интонационной речи; - совершенствовать познавательные способности через экспериментальную деятельность; - соблюдать элементарные правила проведения экспериментов; - закреплять представления детей о народных инструментах; - закрепить навыки игры на ложках; - совершенствовать умение отгадывать загадки, выделяя наиболее характерные признаки предмета; - закрепить порядковый счет в порядке возрастания от 1 до 10; - обогащать словарный запас детей новыми словами: экспонат, дизайнер; - закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки; - научить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии; - закреплять умение составлять простые и сложные предложения, отвечать на вопросы; - совершенствовать работу в парах, в команде, индивидуально. |
|
6.2 |
Развивающие |
- развивать интерес к государственным и неофициальным символам России; - развивать понимание того, что символы призваны объединять жителей одной страны; - способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, познавательного интереса, нравственности; - развивать умение детей действовать самостоятельно; - совершенствовать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи; - упражнять в умение анализировать, делать простейшие умозаключения; - развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность; - способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря; - принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе; - совершенствовать мелкую моторику рук. |
|
6.3 |
Воспитательные |
- воспитывать уважительное отношение к символам России; - воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, гордость за свою страну; - воспитывать активность, аккуратность, чувство товарищества; - воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей, взаимодействовать со сверстниками; - воспитывать чувство ответственности и желание помогать другим; - воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; - воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и решать ее; - воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, умение общаться, бережное отношение к результатам своего труда. |
|
7. |
Планируемые результаты: |
|
|
7.1 |
Образовательные
|
- поддерживают познавательный интерес к истории своей страны; - сформированы представления о карте России; - умеют пользоваться картой; - имеет представления о государственных символах РФ (герб, флаг, гимн); - знают неофициальные символы РФ (березу, матрешку, валенки, ложки, балалайку); - сформировано представление о неофициальном символе РФ – самоваре; - умеют пользоваться мнемотаблицами при чтении стихотворений; - сформирована выразительная интонационная речь; - сформированы познавательные способности через экспериментальную деятельность; - соблюдают элементарные правила проведения экспериментов; - имеют представления о народных инструментах; - имеют навыки игры на ложках; - отгадывают загадки, выделяя наиболее характерные признаки предмета; - знают порядковый счет в порядке возрастания от 1 до 10; - знают новые слова: экспонат, дизайнер; - используют в работе ранее усвоенные приемы лепки; - умеют отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии; - составляют простые и сложные предложения, отвечают на вопросы; - работают в парах, в команде, индивидуально. |
|
7.2 |
Развивающие |
- развиват интерес к государственным и неофициальным символам России; - понимают, что символы призваны объединять жителей одной страны; - развито логическое мышление, память, внимание, воображение, познавательный интерес, нравственность; - умеют действовать самостоятельно; - устанавливают простейшие причинно-следственные связи; - анализируют, делают простейшие умозаключения; - развита речь, наблюдательность, мыслительная активность; - обогащен и активизирован словарь; - принимают активное, заинтересованное участие в образовательном процессе; - совершенствована мелкая моторика рук. |
|
7.3 |
Воспитательные |
- уважительно относятся к символам России; - испытывают чувство патриотизма, любви к своей Родине, гордость за свою страну; - активны, аккуратны, проявляют чувство товарищества; - слушают воспитателя и товарищей, взаимодействуют со сверстниками; - ответственны, помогают другим; - проявляют интерес к экспериментальной деятельности; - самостоятельны, понимают учебную задачу и решают ее; - проявляют нравственные качества: взаимопомощь, умение общаться, бережное отношение к результатам своего труда. |
|
8. |
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) |
Карта России, государственные символы РФ (герб, флаг, гимн), Д/И "Найди символ своей страны", картинки с изображением березы, мнемотаблицы, валенки, ложки, балалайка, самовара, матрешки, материалы для экспериментирования (влажные салфетки, пена для бритья, пищевая сода, миски и шпателя на каждого ребенка, музыкальная подборка, Д/И " Разрезные картинки (Формы самоваров)", пластилин, материалы для продуктивной деятельности (заготовленные силуэты матрешек, пластилин, семена, бумажные полотенца, фломастеры, контейнер с водой. |
|
9. |
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты |
Рассматривание альбомов о родной стране, о государственной символике, о нетрадиционных символах; просмотр презентации «Государственные символы РФ»; чтение художественной литературы; работа по мнемотаблицам; беседы с детьми; продуктивная деятельность – изготовление матрешек методом пластилинографии. |
|
Конспект занятия |
25 мин |
||
I. |
Вводная часть |
|
|
1.1
|
Введение в тему (создание проблемной ситуации) |
Дети вместе с воспитателем за столом работают по мнемотаблицам (пословицы). Звонок по скайпу. Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам кто-то пытается дозвониться. Давайте же скорей ответим на звонок. Видеозвонок. Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Даша. Я люблю путешествовать. Давно хотела посетить Россию, но приехать не могу. Пришлите, пожалуйста, видеописьмо с рассказом о вашей стране России. |
1,5 мин |
1.2 |
Мотивация деятельности детей |
Воспитатель: Ребята, кто нам позвонил? Дети: Даша. Воспитатель: Что она говорит? Дети: Она любит путешествовать. Но в нашу страну пока приехать не может. |
0,5 мин |
1.3 |
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) |
Воспитатель: О чем просит Даша? Дети: Даша просит прислать ей видеописьмо с рассказом о нашей стране России. Воспитатель: Что вы знаете о России? Дети: наша страна большая. Столица нашей Родины – город Москва. Наша страна многонациональная и т.д. Воспитатель: Как вы думаете, где мы это можем все увидеть и снять, чтобы отправить Даше видеописьмо? Дети: по телевизору, в музее, в нашей группе в мини-музее. |
1 мин |
II. |
Основная часть: |
|
|
2.1 |
Актуализация ранее приобретенных знаний |
Воспитатель: Начинаем экскурсию для Даши, устанавливаем видеокамеру, отправляемся в музей. Чтобы не потеряться в музее, нам нужно надеть браслеты (воспитатель надевает браслеты, разные по цвету и ширине) Воспитатель: Ребята, как называют человека, который проводит экскурсии в музее? Дети: Экскурсовод (это человек, который проводит экскурсии, рассказывает об интересных событиях). Воспитатель: Верно, молодцы. Воспитатель: Предметы, выставленные для просмотра в музее, называются экспонатами. Давайте проговорим все вместе слово "Экспонат". (Все вместе проговаривают слово «экспонат») Воспитатель: Сегодня вы будете экскурсоводами и расскажете Даше, что знаете о России, и узнаете что-то новое. Воспитатель: Ребята, обратите внимание на карту. (на карте обозначены метки – родина экспонатов музея) Мы живем с вами на огромной планете Земля. На ней много стран и народов. У каждого народа – свой язык, своя культура, свои национальные обычаи и традиции. И каждая, даже самая маленькая страна имеет свои государственные символы. Воспитатель: У России есть государственные символы? Дети: да Воспитатель: мы проходим с вами в первый зал, где расположены государственные символы РФ. Воспитатель: Какие государственные символы вы знаете? Дети: герб, гимн, флаг. Воспитатель: Правильно. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы можем рассказать Даше о государственных символах? Дети: да. Воспитатель: Нужно разделиться на две команды по размеру браслетов. Д/И «Найди символ своей страны» Команда с широкими браслетами будут искать герб России, команда с узкими браслетами – флаг России. Подойдите к столам и найдите символы нашей страны России. Воспитатель: Расскажите Даше о гербе России. Дети: Герб – отличительный знак страны. Воспитатель: Что вы видите в центре герба? Дети: в центре герба на красном щите изображен орел. Воспитатель: Расскажите об орле. Почему изображен именно двуглавый орел? Дети: Это птица сильная, непобедимая. У нее 2 головы, подняты крылья. Головы орла смотрят на запад и восток, охраняют нашу страну. Воспитатель: Вспомните, где можно увидеть герб? Дети: На документах, монетах. Воспитатель: Ребята, что вы можете рассказать Даше о флаге РФ? Дети: Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Воспитатель: Какого цвета российский флаг? Дети: Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белая, посредине голубая, внизу красная. Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают эти цвета? Дети: Белый - мир и доброта, синий голубое небо, реки и озера, красный - отвага, храбрость, сила, любовь к своей Родине. Воспитатель: Эти цвета символизируют единство мира, земли и неба. Воспитатель: Вспомните, где можно увидеть флаг? Дети: Государственный флаг России можно видеть на военных парадах, на кораблях, на борту российских самолётов. Он развевается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников, Воспитатель: Ребята, а здесь кюар-код. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать, что там. Дети: Навести сканер телефона на кюар-код. (Воспитатель наводит сканер, слушают мелодию). Воспитатель: Что это? Дети: гимн РФ Воспитатель: Что вы можете рассказать Даше о гимне? Дети: Гимн - это торжественная песня страны. Воспитатель: Когда исполняют гимн? Дети: Гимн исполняется на спортивных соревнованиях, торжественных мероприятиях, на параде, во время праздников, и др. важных событиях. Воспитатель: Как надо слушать гимн? Дети: Гимн слушают и исполняют стоя. (Слушается 1 куплет и припев гимна). Воспитатель: Ребята, о каких символах вы рассказали Даше в первом зале? Дети: О государственных символах России - гербе, флаге и гимне. Воспитатель: Ребята, а где на карте мы обозначили государственные символы? Дети: В городе Москва. Воспитатель: Как вы думаете, почему? Дети: Москва - столица нашей Родины....... Воспитатель: Кроме государственных символов - герба, флага и гимна, есть еще неофициальные символы, которые прославили нашу страну. Их много, а мы сегодня Даше расскажем о некоторых из них. Воспитатель: Ребята, проходим во второй зал музея. Воспитатель: Чтобы узнать, о каком символе идет речь, отгадайте, какие стихотворения спрятались в мнемотаблицах и расскажите их. Нам нужно разделиться на 2 команды -мальчиков и девочек. (Дети по мнемотаблицам читают стихи о березе) Александр Прокофьев "Люблю берёзку русскую"... Люблю берёзку
русскую, Сергей Есенин. "Берёза". Белая берёза На пушистых ветках И стоит берёза А заря, лениво Воспитатель: О каком символе мы прочитали стихотворения по мнемотаблицам? Дети: береза. Воспитатель: Почему березу считают символом России? Дети: Береза – любимое дерево русского народа, потому что таких березовых рощ нет больше нигде в мире. Воспитатель: где на карте мы отметили березу? Дети: сделали несколько меток (перечисляют) Воспитатель: Как вы думаете, почему? Дети: Березы растут во всех лесах России. Воспитатель: Молодцы, ребята. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. В нашей стране горы высокие (Руки вверх, на носочках). Реки глубокие (Наклоны вниз, достать руками пол) Степи широкие (Расставить руки широко) Леса большие (Обхват руками) А люди здесь живут вот такие!!! (палец вверх)
Воспитатель: Ребята, наши русские зимы славятся сильными морозами. И на помощь приходит следующий символ России. Как вы думаете, что это? Дети: валенки. Воспитатель: проходим к следующему экспонату. Воспитатель: что вы можете рассказать Даше об этом экспонате? Дети: Валенки – теплый символ России, исконно – русская обувь. Воспитатель: В каком городе впервые были изготовлены валенки? Дети: Родина валенок –город Мышкин Ярославской губернии. Воспитатель: Ребята, а в какое время года их носят? Дети: зимой. Воспитатель: А сейчас какое время года? Дети: весна. Воспитатель: какие признаки весны вы можете назвать? Дети: снег растаял, ярко светит солнце, распускаются листочки, птицы вернулись из теплых стран и т. д. Воспитатель: Назовите приметы зимы Дети: наступают холода, морозная погода, птицы улетели в теплые края. Люди ходят в теплой одежде. Выпадает снег, наметают сугробы и т.д. Воспитатель: Как вы думаете, что является главным атрибутом зимы? Дети: Снег. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким образом мы можем показать Даше снег? Дети: Можем взять в холодильнике, нарисовать. Воспитатель: Ребята, а ведь мы можем сами создать с вами снег, чтобы Даша увидела, какой он бывает. Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в ученых и создадим снег в нашей музейной лаборатории. Надеваем нарукавники и проходим за столы. (Индивидуальная работа) Воспитатель: Итак, снег – самый главный атрибут зимы. Чтобы его создать, нам понадобится необычная пена и волшебный порошок. Берем ложкой волшебный порошок, насыпаем в миску, затем добавляем пену и хорошо размешиваем. На что похоже содержимое в миске? Дети: на мокрый снег. Он холодный, мягкий, шелковистый, хорошо лепится, как настоящий снег. Воспитатель: У всех получился снег? Дети: да. Теперь Даша увидит и узнает, что такое снег.
Воспитатель: Ребята, проходим к следующим экспонатам. Еще один из символов России - музыкальные инструменты. Послушайте и назовите, какие инструменты звучат (Дети по звуку отгадывают русские музыкальные инструменты: балалайка, ложки) Воспитатель: что это за инструменты? Дети: балалайка, ложки. Воспитатель: Где на карте мы отметили Родину ложек, балалайки? Дети: ложки – г. Семенов, Нижегородский Край; балалайка – г. Бежецк, территория России и Азии. Воспитатель: А что вы можете рассказать Даше про эти инструменты? Дети: ложки - ударный инструмент, балалайка - струнный инструмент. Воспитатель: Молодцы. Эти музыкальные инструменты стали любимыми у нашего народа. Этот инструмент (показывает балалайку) может грустить и плакать, а может быть задорным и веселым. Ни один праздник не обходился без песен и танцев под балалайку. Воспитатель: Ребята, покажем Даше русский народный танец с ложками? Становитесь в круг! Игра-танец в кругу с ложками. (Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий ходит по внешнему кругу и играет на ложках по тексту песни "Пора молодцу жениться...". Затем, заходит в круг и выбирает себе пару. Игра на ложках в паре.) |
12 мин |
2.2 |
Добывание (сообщение и приятие) нового знания |
Воспитатель: Ребята, с этим символом вы еще не знакомы, чтобы узнать о каком экспонате идет речь, отгадайте загадку. (технология составления загадок по модели Нестеренко А. А.) БЛЕСТЯЩИЙ, КАК НАЧИЩЕННАЯ МОНЕТА. КРУГЛЫЙ, НО НЕ АРБУЗ. КИПИТ, КАК ПРОСНУВШИЙСЯ ВУЛКАН. Что это? Дети: Самовар Воспитатель: Правильно. Самовар – символ семейного благополучия. Этот предмет быта предназначен для кипячения воды. Он пользовался большим спросом. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала. Во все времена самовар занимал почетное место в любом доме. Каждый мастер стремился сделать свой самовар краше других. Самовары изготавливались разной формы. Первые самовары изготавливались в городе Туле. Воспитатель: Отметим на карте Родину самовара, город Тулу. Воспитатель: для следующего задания вам нужно найти себе пару по цвету браслета и подойдите к столам. Воспитатель: в конвертах лежат картинки, разрезанные на полоски. На каждой полоске написана цифра. Сложите цифры в порядке возрастания сверху вниз (выкладывают полоски) Воспитатель: Ребята, какой символ у вас получился? Дети: самовар Воспитатель: назовите форму самовара. Дети: петушок, ваза, шар, паровозик, банка. Воспитатель: Самовар кипятили и угощали гостей - чаем и баранками с сушками. Воспитатель: Чай очень горячий. Остудим его, чтобы не обжечься. Дыхательная гимнастика. Дышать будем правильно. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. |
4 мин |
|
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания |
Воспитатель: Я предлагаю показать Даше следующий экспонат. Прячется от нас с тобой Одна куколка в другой. На косыночках горошки. Что за куколки? Дети: Матрешки. Воспитатель: Верно, это матрешки. Воспитатель: А что вы знаете про матрешек? Дети: Родина матрешек г. Сергиев Посад. Матрешка – символ дружбы и любви. Эту русскую красавицу в косынке и русском народном платье знают во всем мире. Ни у одной матрешки не было похожего наряда. Воспитатель: Верно, ребята. Мастера смешивали стили росписи, чтобы создать свой неповторимый узор. Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами изготовили матрешек. Пройдите за столы и найдите свои работы. Воспитатель: Ребята, как мы создавали матрешку? Дети: рисовали матрешку пластилином, методом пластилинографии. Воспитатель: я приглашаю вас на мастер-класс, где вы будете дизайнерами. Воспитатель: Кто такой дизайнер? Дети: дизайнер - это человек, который хорошо рисует и создает красивые предметы, наряды, узоры. Воспитатель: молодцы. Вам нужно выбрать, где вы будете создавать свой неповторимый узор – на косынке или фартуке вашей матрешки. Узор создаете с помощью пластилина и семян. Воспитатель: перед работой мы подготовим наши пальчики. Пальчиковая гимнастика. Мы-красавицы- матрешки (Сжимать кулаки) Разноцветные одежки (шевелят пальцами) Раз – Матрена, два - Милаша, Поля – три, четыре – Маша, Маргарита это – пять. Нас нетрудно сосчитать. (загибать пальцы). Продуктивная деятельность. Воспитатель: какие замечательные и яркие наряды у нас получились. |
4 мин
|
III |
Заключительная часть |
|
|
3.1 |
Анализ и самоанализ деятельности детей |
Воспитатель: Ребята, мы много узнали и рассказали о нашей стране России? Дети: да. Воспитатель: Думаю, мы можем закончить съемку нашего фильма. Отключаем камеру. Воспитатель: Ребята, для чего мы ходили в музей? Дети: рассказать о нашей стране России и снять видеофильм. Воспитатель: для кого мы снимали видеофильм? Дети: для Даши. Воспитатель: О каких символах мы рассказали Даше? Дети: о государственных символах (гербе, флаге, гимне) и неофициальных символах России (березе, валенках, ложках, балалайке, самоваре, матрешке). Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Очень хорошо сегодня поработали. Замечательный фильм у нас получился. Теперь мы можем его отправить Даше. Воспитатель: Ребята, а какие эмоции у вас сейчас от нашего занятия? Дети: радость, грусть. Воспитатель: Я предлагаю вам засекретить свои эмоции на волшебных листочках. Если вам было легко выполнять задания - нарисуйте веселый смайлик, а если кому-то трудно было выполнять задания – нарисуйте грустный смайлик и спрячьте их под листом. Кто хочет рассекретить свои эмоции, опустите листок в контейнер с водой, тогда ваша эмоция проявится. Я очень рада, что вы испытываете такие радостные эмоции от нашего занятия. |
2 мин |
IV |
Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) |
|
|
4.1 |
Пополнение РППС |
Пополнение мини-музея неофициальными символами России. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.