Конспект занятия " Приди весна, весна красна ! "

  • docx
  • 10.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала d46675badcbd0dbbc15f3c7eec1989a4.docx

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»

Тема: Приди весна, весна красна

Средняя группа

 

Цель: формирование представлений о приметах весны через приобщение к русскому народному фольклору.

Задачи:

Образовательные:

-         знакомить детей со старинными обычаями встречи весны;

-         расширять представления о русском фольклоре, знакомить с пословицами, поговорками, закличками;

-         продолжать учить разгадывать загадки о весне, заучить закличку о весне;

-         закреплять знания о весенних явлениях;

Развивающие:

-         развивать психические процессы (память, внимание, мышление);

-         развивать умение соотносить признаки и явления с предметом;

-         развивать образную речь, используя народный фольклор;

-         развивать творческое воображение, умение использовать изобразительные навыки для создания совместной картины;

Воспитательные:

-         воспитывать у детей русское гостеприимство, умение привечать гостей;

-         воспитывать интерес к русскому народному творчеству, его исполнению;

-         воспитывать в детях чувство любви, гордости к наследию русской культуры;

-         воспитывать умение работать в коллективе сверстников.

Предварительная работа:

-         разучивание с детьми русских народных песен «Вот уж зимушка проходит», «Весенняя».

-         рассматривание альбома «Приметы весны».

-         разучивание поговорок, пословиц, закличек о весне.

-         рисование на тему «Весна красна».

Интеграция образовательных областей:

Познание – чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, здоровье, художественное творчество.

Оборудование и материалы:

-         картинки с временами года (весна – 4-5, осень – 1, зима – 1);

-         мольберт (магнитная доска);

-         аудиозапись пения птиц;

-         набросок для коллективной работы «Весна»;

-         изобразительные материалы: пастель, восковые мелки, фломастеры, готовые детали с изображением на них примет весны.

Содержание:

- Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады вас приветствовать.

Располагайтесь поудобнее, чувствуйте себя как дома.

Русская народная пословица  говорит:

- Хорошему гостю – хозяин рад.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:

Шагает красавица,

Легко земли касается

Идёт на поле, на реку,

И по цветку и по снежку. (весна)

- А что происходит в природе весной? (Солнце светит, птицы прилетели с теплых краев, почки набухают, появляются первые листочки)

- Ребята, в старину, чтобы весна быстрее набирала силу, её кликали, значит звали. Давайте и мы с вами весну покличем.

Закличка:

Весна, весна красная!            приветствие руками

Приди, весна ясная,                зазываем руками

Приди, весна с радостью,       приветствие руками в стороны

Приди, весна с милостью.

 

- Покликали мы с вами весну, теперь она быстро силу наберёт, развернётся, разгуляется, да и лето за собой приведёт.

- Ребята, кто из вас может назвать народные приметы весны?

(Пришел март с водой, будет апрель с травой.  Грачи на горе – весна на дворе. Апрель с водою, май с травою. Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай. Частые туманы в марте, будет дождливое лето. Поют синицы, жди тепла. Март сухой, апрель сырой, май холодный – год хлебородный. Красными днями снег сгонит – родится хлеб. Ласточка вылетает – тёплый день обещает. Ласточка низко летает – дождь обещает. Гром гремит – хлеб будет родить. Увидел скворца - знай: весна у порога. Журавль прилетел - скоро лёд сойдёт. Март холодный - год хлебородный. Длинные сосульки к длинной весне. Ранняя весна признак того, что летом будет много непогожих дней.)

Игра «Какое время года? (весна)».

- Ребята, вот сколько вы мне назвали примет весны, а я для вас приготовила весенние картинки, давайте посмотрим, какие весенние признаки там можно увидеть (весенние картинки, и несколько с другим временем года) в процессе рассматривания, дети должны сами выявить, что есть картинки с другими временами года (обсуждение с детьми, почему это не весна, а лето, осень, зима). Позднее, когда дети определяют, что среди картинок весны есть и другие времена года, воспитатель сообщает, что возможно картинки перепутались и она не заметила.

Последнюю картинку дети рассматривают с первоцветом (подснежник)

 

- Как называются лесные цветы, появляющиеся первыми из-под снега? (подснежники) Давайте мы с вами превратимся в маленькие подснежники, которые появляются ранней весной, когда еще кругом лежит снег.

Физкультминутка с элементом дыхательной гимнастики «Подснежник».

Наши первые цветы               руки перед собой в виде бутона,

 наклоны в разные стороны

Распускают лепестки             бутон раскрывается

Ветерок чуть дышит, дышит           повороты

Лепестки слегка колышет      руки колышутся

Наши первые цветы               наклоны в разные стороны

Закрывают лепестки              бутон закрывается

 Тихо засыпают,                    приседают

 Головой качают                    качают головой

 

(Звучит пенье птиц)

- Дети, послушайте, что вы слышите?

- Кто из вас может рассказать потешку про птиц?

- Давайте вспомним потешку про ласточку:

- Ласточка, ласточка, милая касатка,

 Где ты была, с чем ты пришла?

 - За морем бывала,

 Весну добывала,

 Несу, несу весну-красну!

 

- Ребята, а чтобы весна к нам поскорее пришла, да тепло принесла, давайте мы с вами ей подарим картину с теми приметами, которые вы вспомнили. Я уже начала рисовать ее, да не успела закончить, помогите мне, пожалуйста.

(дети дополняют рисунок недостающими элементами: травка, листочки, первоцветы, темный снег, проталины и т.д., используя различные техники и материалы)

- Посмотрите, как красиво у нас с вами получилось. Настоящий портрет весны-красны.

- Ребята, какие весенние приметы мы с вами сегодня узнали? А что помогло нам их увидеть?

- Какие вы у меня славненькие да умненькие, все приметы и потешки рассказали, загадку отгадали, в игры поиграли, да и мне помогали, вот для вас весенний подарок – маленькие солнышки.