РАССМОТРЕНО на методическом совете МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки Протокол №__ от «__»_______________ 20 г.
|
СОГЛАСОВАНО Руководитель РЦПМК педагогов дополнительного образования _______ «__»_______________ 201 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки __________О.А. Малитцкая «__»_______________ 201 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ДОШКОЛЯРИК»
выездного районного консультационного центра «Дошкольник»
конспект занятия
февраль
Возраст обучающихся: 2-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор:
Меньшикова Елена Геннадьевна
педагог дополнительного образования
МОАУ ДО ЦДО с. Возжаевки
высшей квалификационной категории
Возжаевка, 2020
Занятие № 6
«Путешествие по стране «АБВГДЕЙКИ» в гостях у Пиши- Читай.
Тема: «Гласные звуки. Алфавит.»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.
Задачи:
Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.
Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, прививать интерес к игре со словом, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы. Развивать внимание, память, мышление, воображение, развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», предметные картинки, карточки со звуками, фонограмма песни «Вместе весело шагать», красные карандаши, карточки красного цвета из картона, музыкальный центр, 5 кукол.
педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по волшебной стране в гости к «Пиши-Читай». Мы познакомимся с жителями этой страны. А жители этой страны раскроют нам свои секреты. Научат нас отличать звуки и буквы, познакомит нас с алфавитом. Помогут стать нам грамотными людьми, готовых отправиться в другое, увлекательное путешествие по стране «Знаний».
А встречает нас «Пиши-Читай» хранитель мудрейший.
Он прислал нам письмо
Письмо Пиши-Читая
«Дорогие ребята! Я рад приветствовать вас в моей удивительной, волшебной и очень интересной стране. Надеюсь, вы будите внимательными, любознательными, добрыми, отзывчивыми детьми. Получите знания, которые в будущем помогут вам хорошо и отлично учиться в школе. Удачи вам. Ваш друг Пиши-Читай.»
педагог: Ребята, закройте глаза, досчитайте до 10, мы отправляемся в путь. (звучит фонограмма звуков природы). Вот мы с вами и оказались в стране «АБВГДЕЙКИ». ( на доске карта страны).
педагог шёпотом: Послушайте, ребята как тихо, ни звука. А как вы думаете, что можно услышать на улице в обычном городе или поселке? (ответы детей - разговор, щебет птиц, самолёт, лай собаки, мяуканье кошки, шум машин).
Мы оказались с вами в городе волшебной страны, который называется «Звукоград». Как вы думаете, кто в этом городе живет? (ответы детей). Конечно это звуки. Их очень много и они все разные.
Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья.
Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты.
(Все звуки, по возможности, демонстрируются).
Эти звуки не всегда приятны.
А есть звуки очень приятные: это звуки музыки. Вот послушайте. (звучит фонограмма маленького отрывка)
Чтобы звучала музыка, нужны музыкальные инструменты.
Перед детьми выкладываются музыкальные инструменты, уточняется их название. Далее к столу вызывается ребёнок, выбирает понравившийся инструмент. Называет его и играет на нём.
педагог:
По аналогии строятся все вопросы и ответы: треугольник - звенит, бубен — гремит, барабан — барабанит, металлофон — играет.
педагог: Когда музыкальные инструменты играют вместе, как это называется? (ответы детей). Это называется — оркестр. Я хочу, чтобы у нас получился свой маленький оркестр. Сыграем все вместе.
(Все дети играют на инструментах).
Игра «Чего не стало?»
На столе лежат музыкальные инструменты. Дети закрывают глаза. Педагог убирает со стола по одному инструменту. Каждый раз спрашивает: — Чего нет? Дудки... Чего нет? Барабана... металлофона...бубна. (полный ответ - на столе нет…)
Игра «Отгадай, что звучит»
За ширмой педагог стучит молотком, звенит посудой, шуршит газетой и т.д. Если дети затрудняются в определении звука, звук показывается детям, воспроизводится самими детьми по выбору педагога, и опять включается в игру.
Разминка в форме релаксации.
педагог: А сейчас мы представим лето. Светит ласковое солнышко, дует тёплый ветерок, и мы гуляем... А вот где, вы мне сами расскажете после прослушивания записи.
Ребятам предлагается лечь на ковёр, закрыть глаза и ставится запись различных звуков природы.
педагог: Что вы услышали, что представили, какая это пора года, были ли вы в лесу, кто отдыхал на море, где вы слушали звуки моря — вначале или в конце, какие звуки леса вам понравились?
В зависимости от конкретной записи придумываются различные варианты вопросов.
педагог:
Молодцы! Конечно, это звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. На сегодня наше путешествие по городу «Звукоград» заканчивается. В следующий раз мы продолжим изучать этот удивительный город и его удивительных жителей.
Молодцы, ребята. Сегодня мы путешествовали по «Звукограду». Мы узнали, какие еще бывают звуки.
педагог:
Отгадайте загадку:
Его не видно, в руки не взять,
Но зато слышно. Что это? (звук)
Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки. Цвет гласных звуков красный. Давайте назовем эти звуки. (звуки находятся на доске, воспитатель показывает и называет их вместе с детьми) – [а, о, у, э, ы, и].
Как же можно отличит гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте:
Гласные тянутся песенкой звонкой
И - и - и - и.
А - Могут заплакать и застонать:
О - о - о - у - у - у.
Могут качать в колыбели Аленку:
А - а - а - а.
Могут, как эхо, в лесу закричать:
Ау! Ау! Ау!
Могут летать высоко в синеву:
А, о, у, и, э, ы.
Не желают свистеть и ворчать.
педагог: Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте еще раз назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6).
Игра «Назови звук в начале слова»
Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да).
Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук. (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).
Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д.
Игра " Куклы заблудились "
Игра проводится на ковре. У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля, Ира. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? ([а]). У детей карточки со звуками. Ребёнок должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой. Воспитатель берет по очереди куклу и называет ее имя, выделяя голосом ударный звук. Дети смотрят на карточки, подбегают те, у кого на карточке нужный звук.
Физкультминутка.
Дети встали, закрыли глаза.
Открываем мы глаза,
Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)
Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)
Игра «Назови гласный звук и найди его место»
Предметные картинки (дом, мышь, дым, лук, рак, мак, жук, кит, сыр). Под картинками квадратики с количеством звуков в слове.
педагог: У меня в руках картинка.
· Что изображено на картинке?
· Сколько звуков в слове?
· Какой гласный звук слышим?
· Где он находится в начале слова, в середине или в конце слова? (нужный квадрат закрывается красной карточкой.)
педагог: Следующее задание вы будете выполнять парами. У вас на столах лежат карточки со звуками. Посмотрите внимательно, найдите среди них гласные и обведите их в красный кружок. (Карточки у всех детей одинаковые.Проверку можно провести у доски, на которой написаны такие же звуки).
Игра "Поймай звук"
Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой гласный в этом слове и какой он по счету, например, "сыр ". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы", второй звук - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание следующему ребенку.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто позвал»
Вызванный воспитателем ребенок, с завязанными глазами, должен отгадать голос другого ребенка, который произносит любой гласный звук на распев.
Игра "Утки и окуни".
Игра проводится на ковре. Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по ковру. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком [у], то с ударным [о]. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком [о], а "утки" - когда услышат слово с [у]. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.
педагог: Ребята, сегодня мы с вами путешествием по волшебной стране. Кто из вас помнит, как называется эта страна? (называется она «АБВГДЕЙКА».).
Для того чтобы попасть в гости к «Пиши-Читай» нам с вами нужно выполнит задание, пройти пароль. Вы готовы? (Да). И так, слушайте внимательно.
Пароль:
1. Какие бывают звуки? (звуки природы, звуки музыки, предметов и звуки речи)
2. Какие звуки называются гласными? (те которые можно петь)
3. Сколько их? (их шесть)
4. Назовите гласные звуки.
5. Какие звуки называются согласными? (те, которые произносятся при помощи языка, зубов, неба, десен; согласные звуки петь нельзя)
6.Согласные бывают… (твердые/мягкие, звонкие/глухие)
педагог: Ребята, мы с вами и оказались в стране «Пиши-читай». И нас с вами встречают жители города Алфавит. А вот как зовут жителей этого города, попробуйте отгадать, послушав загадку.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Буквы)
педагог: Молодцы, ребята, конечно это буквы.
педагог: Жители города «Алфавит» приготовили для нас очень интересную и поучительную историю. Хотите послушать? (Да) Тогда слушайте…
Сказка про Алфавит.
Раньше все буквы жили в разных домиках так, как им хочется, без всякого порядка. Это было тяжело для людей, потому что у букв не было своего постоянного адреса и их трудно было отыскать. Мало того, буквы часто менялись своими местами, поэтому каждый день их можно было обнаружить в новом месте. Тогда люди решили расселить буквы по порядку и построить каждой букве свой дом. Они долго думали, с какой буквы начать, а потом решили, что первой надо поселить ту букву, с какой начинают разговаривать дети. Этой буквой оказалась «А». Как только она получила свой домик, и все буквы увидели, какой он удобный, они тоже попросили построить им домики. Буквы выстроились в очередь друг за дружкой, и только буква «Я» бегала и громко кричала, что ей нужно первой строить дом, она самая лучшая и самая красивая. Тогда люди и буквы посовещались и решили такой заносчивой букве построить дом в последнюю очередь. Так получился целый город для букв, который назвали АЛФАВИТОМ. В нем все буквы живут дружно вместе, и у каждой есть свой домик и свое место.
Физкультминутка
(Звучит песня «Алфавит», дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения под музыку.)
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)
З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)
П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки)
Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (показ руками)
Детям показывается алфавит. Звучат стихи про буквы.
«А» - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Буква «Б» с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Вот буква «В»
Видна вдали -
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих поджидая.
Не гусь, не галка буква «Г»,
А цапля на одной ноге.
Букву на плече носил.
На лугу траву косил.
«Д» - это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
В слове ель мы «Е» услышим,
Букву «Е» мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву «Е» запомним, детки.
Буква «Е» передохнула,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква «Ё».
«Е» и «Ё» — родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы «Ё» две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Посмотри-ка: буква «Ж»
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
На эту
букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
На
калитку посмотри:
Чем она не буква
И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Эта
буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На ее плечах сидит.
На
прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буквой «К» на нас глядит.
Алфавит продолжит наш
Буква
Л — лесной шалаш.
(В. Степанов)
Алфавит продолжит наш
Буква Л — лесной шалаш.
Палочка
и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Буква
Н как лесенка,
Лесенка-Чудесенка.
У меня про букву Н
Вдруг сложилась песенка:
Н-н-н-н-н-н-н
Получилась лесенка.
Посмотри
на колесо —
И увидишь букву О.
Букву
П в спортивном зале
Перекладиной назвали. —
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
Как
запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок подставить
И друг другу Р представить.
Что за
буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
Буква
Т
Тебя укроет
От дождя,
От снега,
Зноя.
На антенну Т похожа,
И на зонтик вроде тоже.
Буква
Ф надула щечки,
Сама стала ручки в бочки.
Хохотушка
буква X
Рассмеялась:
— Ха-ха-ха!
Буква
Ц —
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Буква
Ч сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ах,
табуретка хороша!
Перевернул — И буква Ш!
На
расческу Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
Молчаливый
твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите — не хотите,
Стоит он в алфавите!
Буква
Р перевернулась —
Мягким знаком обернулась.
А вот
шагает буква Ы.
Без Ы не выучитесь ВЫ.
Буква
Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Чтобы
О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась… буква Ю.
Буква
Я
Всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я!
педагог:
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся.
Игра «Угадай букву»
Дети встают в круг на ковер и по очереди выходят в центр круга и своим телом показывают любую букву. Остальные дети должны угадать букву.
педагог: Наше путешествие подходит к концу.
· В каком городе волшебной страны «АБВГДЕЙКА» мы с вами
сегодня побывали? (Алфавит).
· Сколько букв живет в Алфавите? (33).
Молодцы, ребята. В следующий раз мы продолжим экскурсию по городу Алфавит и узнаем про жителей этого города еще много интересного и важного.
Как научить ребенка алфавиту в 3-4 года
Если вы решили учить ребенка буквам в 3 года, помните, что ничего нельзя делать через силу, только игры, только занимательные упражнения и НИКАКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Эти рекомендации актуальны для любого возраста, ведь вы не хотите выработать нежелание учиться и ходить в школу в дальнейшем.
· Не ждите, что ребенок сразу запомнит много букв. Не преследуйте цель выучить весь алфавит, на это потребуется время.
· Два раза в неделю давайте ребенку новый материал, а в остальные дни повторяйте и закрепляйте пройденное.
· С ребенком 3-4 лет достаточно заниматься 2-7 минут в день.
· Учите гласные парами, так ребенку будет легче запомнить: А — Я, О — Ё, У- Ю, Ы — И, Э — Е.
· Прежде, чем знакомить ребенка с согласными и приступать к обучению чтению, убедитесь, что знание всех гласных доведено до автоматизма.
Как научить ребенка алфавиту в 5-6 лет
Возраст 5-6 лет наиболее оптимальный для изучения алфавита и начала обучения чтению. Лучше, когда в школу ребенок пойдет подготовленным. ВАЖНО только готовить его грамотно, чтобы учителю не пришлось переучивать, а ребенку — страдать из-за неумелых действий родителей или сердобольной бабушки, которая хотела «как лучше».
Все те же приемы, что были подробно описаны для обучения алфавиту детей 3-4 лет применимы и с дошкольниками 5-6 лет.
Если ваш ребенок уже знает часть букв, вы можете немного ускорить процесс: учить и повторять гласные одновременно с согласными. Параллельно можно учиться читать по слогам.
Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.
Частая проблема в этом возрасте — звук Р. Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя специальные упражнения.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.