Конспект занятия для детей 7-10 лет
по формированию у воспитанников СО «Наставник»
ответственного отношения
к своему здоровью и личной безопасности
«Три государства»
Цель: формирование знаний детей о том, что на нашей планете существует огромное царство растений, а в нем есть три «государства» - деревьев,
кустарников и травянистых растений.
Задачи:
§ рассказать детям о великом многообразии лекарственных растений;
§ развивать навыки творческого рассказывания (описание, сравнение и др.);
§ воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе;
Материал:
§ картинки с лекарственными растениями;
§ плакат «три государства»;
§ дидактический материал к занятиям;
§ альбомные листы;
§ цветные карандаши;
§ фланелеграф.
Методические приемы:
рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций лекарственных растений.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1. Выявление эмоционального состояния и готовности детей к занятию с помощью фланелеграфа.
2. Сообщение темы и цели занятия.
II. Основная часть.
Мы уже беседовали с вами о растениях. Мы выяснили, что существуют лекарственные растения.
- А почему эти растения называются лекарственными?
- А какие лекарственные растения вы знаете?
Как много вы назвали растений и правда на нашей планете существует огромное царство растений и оно делится на 3 государства:
- государство деревьев (выставляю плакат);
- государство кустарников (выставляю плакат);
- государство травянистых растений (выставляю плакат).
Сегодня мы с вами познакомимся с лекарственными растениями из каждого государства.
- Отгадайте, кто его первый представитель:
- Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня.
(ответ: крапива).
Крапива относится к государству травянистых растений. Травянистые растения имеют только стебель и листья. Зимой стебель и листья отмирают, остается живым только корень. Крапива лекарственная трава, в ней содержатся вещества убивающие микробов и останавливающие кровь.
- Ребята, в какое государство мы поместим крапиву?
- Какие лекарственные травы мы еще поместим в это государство?
Следующий представитель – это липа. Липа лекарственное дерево и относится к государству деревьев. Каждое дерево имеет один довольно толстый ствол, ветви и листья. Цветы липы обладают противовоспалительными жаропонижающим действиями. В старину говорили: - «Сосна кормит, а липа обувает». И липа обувала – миллионы крестьян носили лапти из коры липы.
- К какому государству относится липа?
- Какие деревья еще относятся к этому государству?
И последний представитель – шиповник, он относится к государству кустарников. У кустарников несколько более тонких стволов, тонкие ветки и листья. Шиповник – это лекарственный кустарник. Плоды шиповника содержат огромное количество витамина С, гораздо больше, чем другие ягоды и фрукты. Достаточно съесть несколько штук, как ты обеспечен на сутки набором витаминов.
- К какому государству относится шиповник?
- Какие кустарники вы еще знаете?
Физкультминутка.
Задачи:
§ Активация внимания детей.
§ Повышение способности к восприятию материала.
Ход физкультминутки:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше.
1. Дидактическая игра «Сложи картинку»
Цель:
§ Закрепить представления об особенностях внешнего вида растений.
§ Научить детей правильно назвать и соотнести растения.
Игровая задача:
сложить картинку из частей.
Материал:
разрезанные карточки с изображениями лекарственных растений.
Ход игры:
ведущий предлагает детям конверты с разрезными картинками. дети должны собрать картинку и отгадать растение. побеждает тот кто быстрее соберет картинку и отгадает растение.
2. Дидактическая игра «Отгадай по силуэту».
Цель:
§ закрепить знания детей о лекарственных деревьях, кустарниках, травах.
Игровая задача:
узнать по силуэту дерево, кустарник, траву и правильно вписать название.
Материал:
карточка с изображением силуэтов.
Ход игры:
ведущий предлагает детям карточку с изображением силуэтов. дети должны подписать каждый силуэт. побеждает тот, кто первый и правильно определит дерево, кустарник или траву.
3. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Цель:
§ закрепить представления детей о лекарственных растениях.
§ способствовать умению детей самостоятельно распознавать растения.
Игровая задача:
узнать и назвать растение.
Материал:
карточки с изображением растений, мешочек.
Ход игры:
§ ведущий предлагает детям по очереди вытащить из мешочка карточку с изображением того или иного растения;
§ ребенок должен узнать и назвать растение;
§ побеждает тот, кто узнает больше растений.
4. Задание «юные художники».
Задачи:
§ закрепление знаний о лекарственных деревьях, кустарниках, травах;
§ способствовать умению правильно соотносить рисунки с плакатом.
Игровая задача:
нарисовать лекарственное растение и соотнести его к той или иной группе.
Материал:
любые изобразительные материалы.
Ход задания:
§ воспитатель предлагает детям заполнить царство растений рисунками различных растений, которые они знают;
§ детям выдаются небольшие листы бумаги, изобразительные средства;
§ свой рисунок каждый ребенок размещает на общей карте сам и все дети следят за тем, чтобы рисунок попал в свое государство».
Итог занятия.
Похвала воспитателя за проделанную работу и настрой на дальнейшее получение знаний. Воспитатель обращает внимание детей на то, что с каждым годом растений на земле становиться меньше, некоторые исчезают совсем. Это происходит из-за нашего небрежного, потребительского отношения к природе. Мы считаем, что ее богатства безграничны, неисчерпаемы, что сорванный ради забавы цветок не может нанести природе ощутимого вреда. Но что будет, если каждый человек, а нас очень много, сорвет ради забавы и бросит только один цветок на большом лугу? Луг останется голым без цветов. То же самое может произойти и с другим лугом, поляной в лесу, садом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.