Тема «Как одевались казаки на Дону».
Автор: Трофименко И.В. воспитатель.
Цель:
Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями Донских казаков; углублять знания детей о казачьей одежде, её назначении, названии, разных её частях. Вызвать и развивать интерес к истории своего народа. Воспитывать чувство уважения к старшему поколению и любовь к своей земле.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о жизни Донских казаков, их быте, традициях, предметах одежды.
Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: курень, станица, подворье, шаровары, лампас, папаха, парочка (юбка и кофта), чирики, черевички.
Воспитательные: создать условия для проявления интереса к истории Донского казачества.
Демонстрационный материал: иллюстрации женского и мужского казачьего костюмов, макет казачьего куреня и подворья.
Раздаточный материал: гуашевые краски, кисти, стаканчики с водой, силуэты казака и казачки на альбомных листах, клей ПВА, кисть для клея, салфетка, клеёнка, вырезанные детали из ткани для оформления женского казачьего костюма, красные полоски из ткани для лампасов казаков.
Методические приёмы: Мотивация деятельности, беседа-диалог, рассматривание предметов быта и костюмов в альбомах, объяснение выполнения работы, продуктивная деятельность детей, рефлексия.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстрации, альбомов с изображением казаков и их быта,
Ход занятия:
Звучит казачья народная песня.
Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие для этого нам надо повернуть колесо времени. Повторяйте за мной: «Время, время, остановись! К нашим предкам повернись!» дети кружатся и повторяют слова.
Воспитатель: Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья эта песня? Кто её сложил?
Примерные ответы детей: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель: А кто поёт казачьи песни?
Примерные ответы детей: Народ, люди, казаки…
Воспитатель: А что означает слово «казак»?
Примерные ответы детей: Казак – это вольный человек.
Воспитатель: Правильно. Императрица ЕкатеринаII подарила казакам землю за верную службу и для охраны южных границ.
В казачьих семьях глава семьи – казак. Он и хату просторную построит, и подворье. Посмотрите на макет. Хата называлась раньше курень, а участок двора, где были хозяйственный постройки и содержался скот и домашние птицы — подворье. Повторите.
Казак не только отлично шашкой владел, но и в поле работал, пищу добывал для семьи.
Казачьи поселения всё время расширялись и их стали называть – станицами.
Казак всегда был на виду, его в любой момент могли послать с донесением или на защиту рубежей, поэтому, он всегда был опрятно одет.
Обратите внимание на кукол в казачьих костюмах. Казаки носили шаровары, так как, в узких штанах на лошадях неудобно ездить. Шаровары синего цвета, с красной полосой и гимнастерку со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитного цвета. А его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. Казачки то же были красиво одеты. Посмотрите на одежду куклы и эти иллюстрации. Юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась «парочка». Повторите.
Юбки были длинные и широкие, с множеством оборок. А кофточка шилась из того же материала, что и юбка и, то же украшалась оборками и рюшами.
Шили и фартуки. Повседневный, будний – из холста, а праздничный из дорогой ткани и украшали кружевами и лентами.
Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их чирики, а праздничные – черевички.
Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки.
Физ.минутка. Я предлагаю вам сыграть в народную казачью игру «Лихой наездник». Вы такие же ловкие как казаки.
Сегодня мы с вами будем украшать силуэты казака и казачки одеждой необычным способом: женскую «парочку» мы наклеим деталями из ткани и дополним рисованием красками, а казака мы нарисуем и добавим лампасы из ткани.
Под музыкально народное сопровождение дети работают на своих местах. По окончании, работы вывешиваются на выставке в уголке творчества. Дети любуются полученным результатом.
Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы отлично потрудились! Вспомнили и узнали много интересного. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернёмся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом, стремились ещё больше познать историю своего народа, бережно хранили традиции своих дедов. И, как говорится «Одежду береги, да за внешностью следи!» «Время, время остановись, в наше время повернись!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.