Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«…» города ...
Конспект занятия для ребенка-билингва 2 класса
Тема: Речь. Предложение. Слово.
Учитель-логопед
…
…
2020
Тема: Речь. Предложение. Слово.
Класс 2, вид билингвизма: таджикский
Программа: АООП
Цель: уточнение понятия слова как части предложения, развитие словарного запаса.
Задачи:
Образовательные:
1) уточнить понятие слова как части предложения;
2) показать, как слова в предложении связаны по смыслу и грамматически;
Развивающие:
1) развивать умение отвечать на вопрос полным предложением;
2) развивать умение составлять предложение по картинке;
3) развивать языковое чутье при работе с предложениями, слуховое внимание;
4) активизировать глагольный и предметный словарь;
5) развивать слуховое внимание;
6) развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.
Оборудование: настенное зеркало; картинка для составления предложения.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, Мухаммад.
Ребёнок: Здравствуйте.
Л: Ты готов заниматься?
Р: Да, я готов заниматься.
Л: Садись перед зеркалом, рядом со мной.
2. Артикуляционная гимнастика.
Л: Для начала, мы выполним гимнастику для губ и язычка. При выполнении упражнений, смотрим на себя в зеркало и проверяем, правильно ли мы делаем. Повторяй за мной!
Упражнения для губ:
«Улыбочка», «Трубочка», «Окошко», «Улыбочка – трубочка – окошко» (5 раз).
Упражнения для язычка:
«Блинчик», «Иголочка», «Желобок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка».
Каждое упражнение ребенок выполняют 3-5 раз.
Л: Молодец, Мухаммад, хорошо выполнил гимнастику для губ и язычка, теперь они готовы работать.
3. Основная часть.
А) Повторительная беседа.
Л: А сейчас вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии. Что такое наша речь?
Р: Наша речь – это разговор, вопрос, рассказ.
Л: Молодец! Из чего состоит наша речь?
Р: Наша речь состоит из предложений.
Л: Правильно! Как стоят предложения в рассказе?
Р: Предложения в рассказе стоят по порядку.
Л: Верно. Как они связаны между собой в рассказе?
Р: Они связаны между собой по смыслу.
Л: Хорошо, умничка! Из чего состоят предложения?
Р: Предложения состоят из слов.
Л: Правильно! Как стоят слова в предложении?
Р: Слова в предложении стоят по порядку.
Л: Отлично, молодец! Как они связаны между собой?
Р: Они связаны между собой по смыслу.
Л: Хорошо, умничка! Как пишутся слова в предложении?
Р: Слова в предложении пишутся раздельно.
Л: Молодец, на все вопросы ответил.
Б) Дидактическая игра «Закончи предложение».
Л: Я буду читать предложение, но в нем будет не хватать одного слова. Тебе нужно его добавить.
Поспели спелые … (груши, вишни)
Все дети первого сентября идут в … (школу)
В саду растут … (яблоки, сливы)
Осенью с деревьев опадают … (листья)
Сегодня на улице хорошая … (погода)
Спортсмен выиграл сегодняшнее … (соревнование)
Молодец, справился с заданием!
В) Составление предложений по схеме. Ответы на вопросы.
Л: Мухаммад, а теперь посмотри на доску. Что тут нарисовано?
Р: Нарисована схема.
Л: Молодец! А что означает уголок?
Р: Начало предложения пишу с заглавной буквы.
Л: Умничка! Сколько слов в этом предложении?
Р: В этом предложении 2 слова.
Л: Правильно. Тебе нужно сейчас ответить на мои вопросы предложением из двух слов. Понятно задание?
Р: Да.
Л: Кто учит?
Р: Учитель учит.
Л: Кто строит? (Строитель строит)
Что гремит? (Гром гремит)
Что делает ребенок? (Ребенок играет)
Что делает охотник? (Охотник охотится)
Что делает повар? (Повар варит)
Молодец, справился с заданием!
4. Пальчиковая гимнастика.
Л: А сейчас потренируем пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику.
«Кулачки», «Крючки», «Замок», «Стряхнули капельки водички», «Пальчики здороваются».
Логопед демонстрирует правильное выполнение упражнений.
5. Основная часть (продолжение).
Г) Составление предложения по картинке. Составление схемы предложения.
Логопед показывает ребенку картинку.
Л: Что здесь нарисовано?
Р: Девочка читает книгу.
Л: Правильно. Давай составим схему этого предложения.
(Ребенок чертит схему в тетради, логопед – на доске.)
Л: С чего начинаем чертить предложение?
Р: С уголка.
Л: Что значит уголок?
Р: Начало предложения, пишем с большой буквы.
Л: Правильно! Что поставим в конце предложения?
Р: В конце предложения поставим точку.
Л: Что означает точка?
Р: Точка означает конец предложения.
Л: А стрелочка?
Р: Стрелочка показывает понижение голоса.
Л: А как мы отделяем слова на схеме?
Р: Ставим пробел.
Л: Какое первое слово в этом предложении?
Р: Первое слово – девочка.
Л: Какое третье слово?
Р: Третье слово – книгу.
Л: А какое слово стоит между словами девочка и книгу?
Р: Между этими словами стоит слово «читает».
Д) Дидактическая игра «Если слово – хлопнем, если предложение – топнем».
Л: Тебе нужно хлопнуть, если услышите слово, а если услышите предложение, то топните.
Грибы. Я люблю осень. Красиво. День. Какая хорошая погода. Листья. Сейчас рано темнеет. Утром нужно идти в школу.
7. Итог занятия.
Л: Что мы сегодня узнали на занятии?
(Ответ ребенка)
Л: Отлично. За хорошее выполнение каждого задания я даю тебе треугольник. Молодец, мы хорошо позанимались. До свидания, Мухаммад!
Р: До свидания!
Литература:
Фотекова Т.А., Ахутина Т.Д. Дианостика речевых нарушений школьников
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.