Конспект занятия «Инвалидность – одна из человеческих особенностей»
Оценка 4.8

Конспект занятия «Инвалидность – одна из человеческих особенностей»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
социальная работа
05.02.2022
Конспект занятия «Инвалидность – одна из человеческих особенностей»
Конспект занятия по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ
Урок доброты.docx

Конспект занятия «Инвалидность – одна из человеческих особенностей»

 из серии «Уроки доброты»

 

Задачи занятия

·        Определение уровня осведомленности участников о людях с инвалидностью.

·        Знакомство с понятием «инвалидность», видами инвалидности.

·        Знакомство с трудностями и способами их преодоления, архитектурной доступностью.

 

План занятия

1.    Знакомство с  учениками.

2.    Дискуссия «Карта ума»

3.    Мини-лекция об  инвалидности

4.    Технические приспособления и средства, которые ликвидируют препятствия

5.    Игра «Имитация»

6.    Домашнее задание

 

Ход занятия

1.   Знакомство (7-10 минут)

Ведущие знакомятся с учениками, рассказывают о себе, об организации для людей с инвалидностью, которую они представляют, а также о целях занятий, доступным для детей языком. Каждый ученик называет свое имя, рассказывает о своих увлечениях.

 

2.   Дискуссия «Карта ума»

(7-12 минут в зависимости от заинтересованности и возраста ребят)

 

Цель: определить уровень понимания вопросов инвалидности у учеников.

Ребята, отвечая на вопросы о людях с инвалидностью, возможно, в первый раз в жизни, задумываются о барьерах, с которыми им приходится сталкиваться, о своем отношении к людям с инвалидностью, о разных приспособлениях, которые необходимы этим людям.

Ведущий проводит блиц-опрос всех учеников.

 

Примеры вопросов:

1.      У кого есть знакомые люди с инвалидностью (родственники, соседи, друзья)?

2.      Встречали ли вы людей с инвалидностью? Если  “да”, то где?

3.      Как вы думаете, сколько людей с инвалидностью в городе?

4.      Какие бывают виды инвалидности?

5.      Почему становятся инвалидами?

6.      В каком возрасте становятся инвалидами?

7.      Каких людей с инвалидностью больше - пожилых или молодых?

8.      Как вы думаете, как люди без инвалидности относятся к людям с инвалидностью?

9.      Как вы сами к ним относитесь?

10.   С какими трудностями сталкиваются люди с инвалидностью?

11.   Кем и где работают люди с инвалидностью?

12.   Что люди с инвалидностью делают в свободное время?

13.   Что вы знаете о возможностях людей с инвалидностью?

 

3.   Мини-лекция об инвалидности (6 минут)

В мини-лекции ученикам объясняется современный (социальный) подход к понима- нию инвалидности, сформулированный в Преамбуле Конвенции о правах инвалидов:

«инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с дру- гими».

 

Полное содержание мини-лекции изложено в Приложении к занятию № 1.

 

4.   Технические приспособления и средства, которые ликвидируют препятствия

(7-10 минут)

Ведущий, в лекции может обратить внимание школьников на то, что большинство этих приспо- соблений придумано для удобства всех.

 

Ведущий: «Давайте рассмо- трим, какие бывают дополнитель- ные приспособления, для того чтобы люди с инвалидностью могли читать книги, общаться с окружающими, быть самостоятельными в быту».

 

Пример  вопроса   ведущего   ко  всей группе:

«Какие вы знаете приспособления для лю- дей, использующих инвалидные коляски?»

 

Дополнительная информация для ведущего содержится в Приложении к занятию 1.


Примеры вопросов ведущего

Примеры ответов

«Кто пользуется пандусами?»

люди на инвалидных колясках; родители с детскими колясками; пожилые люди, которым трудно подниматься по лестнице; молодые люди на роликовых коньках, скейтах и т. д.

«Какие есть еще приспособления для людей на колясках?»

лифт; подъемник

«Кто еще пользуется лифтами?»

все: мамы с детскими колясками; жители дома; грузчики

«Для кого придуманы лифты для людей с инвалидностью?»

для всех, в том числе для людей с инвалидностью

«Как вы думаете – какие при- способления могут быть полезными для людей с инвалидностью по слуху?»

субтитры в телепередачах и кинофильмах; информационное табло на вокзале или в аэропорту; бегущая строка в салоне автобуса или вагоне метро; виброзвонок на телефоне

«А могут ли разговаривать не- слышащие люди? Что может помочь неслышащему человеку при разговоре?»

слуховой аппарат; жестовый язык

Какие могут быть приспособления для людей с инвалидностью по зрению?»

При переходе дороги: звуковой светофор на платформах станций метро; возле бордюров пешеходных тротуаров: рельефные полосы желтого цвета.

 

Для слабовидящих желтый цвет лучше виден на сером фоне или в темноте. Незрячие люди пользуются белой тростью и могут ощутить рельеф тростью или подошвой.

А могут ли читать незрячие люди? Что может помочь незрячим людям при чтении?

слух (аудиокниги, стр. 6 Книги «Разные возможности – равные права»); осязание (книги, напечатанные шрифтом Брайля, стр. 7 Книги «Разные возможности равные права»)

 

 

5.   Игра «Имитация»

(время на первую игру с инструкцией и обсуждением – 5-7 минут, следующая «имитация» может проводиться и 3-4 минуты).

 

Цель упражнения: дать возможность детям прочувствовать на себе трудности, с которыми сталкивается незрячий человек, человек без руки или ноги, и понять, что он при этом ощущает.

 

Рекомендуется провести 2-3 раза. Если проводить имитацию 1 раз, то надо подробно ее обсудить, сделать выводы. Следите за безопасностью в классе.

 

Ученику-добровольцу завязывают глаза и дают задание, которое он должен выполнить. Например, найти предмет, игрушку, которую спрятал ведущий, или написать на до-ске имя, нарисовать рисунок.

Пример игры.

 

Ведущий: «Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «имитация». Кто из вас хотел бы попробовать поучаствовать в этой игре?»

Выбираются добровольцы.

 

1  вариант

«Невидящий»

 

Из добровольцев выбирается участник и помощник.

 

·        Участнику объясняется задание: «Сейчас мы завяжем тебе глаза, и ты с завязанными глазами выполнишь следующее задание от двери класса подойти к доске, найти мел, на-писать свое имя и вернуться на свое место».

·        Инструкции к помощнику: «Твоя задача – оберегать твоего товарища от падений и от столкновений с окружающими предметами».

·        Вопрос: «Все ли понятно?»

·        Затем участнику завязываются глаза, и он выполняет задание.

·        Помощник помогает участнику по его просьбе и опекает его.

 

По окончанию процесса, участник находится в состоянии стресса (иногда аффекта), необходимо его «вернуть» в аудиторию, задавая вопросы: Все нормально? Ты с нами?

 

Вопросы после игры:

К участнику:

·        Что ты чувствовал?

·        Что ты делал?

·        Трудно ли было? Если трудно, то когда?

 

К помощнику:

·        Хотелось ли тебе помочь? Если хотелось, то когда?

 

Ко всей группе:

·        Что Вы видели?

·        Где ему было трудно?

·        Когда ему было трудно?

·        С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются плохо видящие или совсем не видящие люди?

 

Дополнительный вопрос по этике: Как помогали человеку с завязанными глазами?

 

А каким способом еще можно помочь незрячему человеку сориентироваться в пространстве?

Варианты ответов: проговаривать обстановку вслух, взять за руку. Также важно, чтобы вокруг было тихо другие ребята не кричали, поскольку дополнительный шум только мешает сориентироваться в пространстве.

 

2  вариант

«Человек без ноги».

 

Помощник не требуется.

 

·        Ведущий выбирает одного добровольца и объясняет ему задание: «Сейчас ты подожмешь одну ногу и пропрыгаешь от дальней стены класса до доски, возьмешь мел, решишь пример и возвратишься к своему месту».

·        Вопрос: «Все ли понятно?»

·        Участник выполняет задание

 

Вопросы:

К участнику:

·        Что ты делал?

·        Что ты чувствовал?

·        Трудно ли было? Если трудно, то когда?

 

Ко всей группе:

·        Когда ему было трудно?

·        Где ему было трудно?

·        С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются люди с таким физическим ограничением?

 

3  вариант

«Человек без руки».

 

Помощник не требуется.

 

·        Ведущий выбирает добровольца в пиджаке с пуговицами и дает задание снять пиджак и, держа правую руку в кармане брюк, постараться его надеть и застегнуть пуговицы или молнию.

·        Участник надевает пиджак или куртку с правой рукой в кармане и пытается застегнуться. При выполнении задания участником можно открыть счет вместе со всем классом: «Раз, два, три и т.д.»

 

Другой вариант: участнику предлагается написать левой рукой фразу «Я люблю свой город!»

 

Вопросы:

К участнику:

·        Что ты чувствовал?

·        Что ты делал?

·        Трудно ли было? Если трудно, то когда?

 

Ко всей группе:

§  Когда ему было трудно?

§  Где ему было трудно?С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются люди с таким физическим ограничением?

 

Дополнения

·        Можно в эту «Имитацию» включить соревновательный момент выбрать двух добровольцев.

·        Если возникают значительные трудности при самостоятельном выполнении задания, в частности при застегивании пуговиц, то можно предложить участнику выбрать самому себе помощника.

 

Обсуждение без «Имитации»:

 

Ведущий: А с какими трудностями приходится сталкиваться человеку на коляске? (после ответов дополнить самим).

Игра «Имитация» несет в себе наглядный пример, который становится поводом для обсуждения всем классом положения людей с инвалидностью, их трудностей, и того, как их можно преодолеть.

 

В этом упражнении можно имитировать разные формы инвалидности.

 

6. Домашнее задание (1-2 минуты)

 

Дети должны рассказать своим родителям, родным и друзьям об этой встрече, о том, что обсуждалось в ходе урока, и спросить у них, что они знают о людях с инвалидностью, и как они к ним относятся.

 

Вариант домашнего задания. Ознакомится с трудностями и способами их преодоления по книжке «Разные возможности – равные права».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Что же такое инвалидность?

Человек с инвалидностью постоянно сталкивается в своей жизни с различными ограничениями.

 

Ограничение это когда ты не можешь легко и просто делать то, что для других людей естественно и привычно.

 

Ты не можешь подняться по лестнице, если ты ушиб ногу, – но ты можешь воспользоваться лифтом (если его установили в доме). Тебе сложно есть обычную пищу в школьной столовой, если ты болен, но повар может приготовить для тебя другое блюдо (если он захочет его готовить или, если в столовой имеются другие продукты!).

 

Ты знаешь, что эти ограничения исчезнут, когда ты выздоровишь. Но человек с инвалидностью сталкивается с такими сложностями каждый день.

 

Мы привыкли воспринимать инвалидность, как проблему человека, который отличается от других. Человек, который заболел или получил травму, действительно отличается от других. Но мы же все отличаемся друг от друга вспомните игру про отличия! Причина проблем человека с инвалидностью это не его личные особенности, а препятствия вокруг него, которые ограничивают его возможности. Возможности человека с инвалидностью ограничены только условиями его жизни. Любой человек станет человеком с ограниченными возможностями, если его окружить барьерами и ограничениями.

 

Иногда нельзя вылечить болезнь, но всегда есть возможность убрать препятствия1.

 

Для этого общество должно понять, что причина инвалидности это взаимодействие с физическими барьерами и ограничениями со стороны общества2.

 

Примеры физических барьеров.

Тебе встретилось препятствие – и ты что-то не можешь сделать самостоятельно.

 

Ты не можешь без посторонней помощи перешагнуть высокий порог (другой человек, высокого роста, – может).

 

Ты не можешь безопасно перейти оживленную дорогу без светофора (другой человек, который быстро бегает, хорошо видит и слышит, – может).


1 В современном обществознании при разговоре об инвалидности и ее причинах, принято использовать термин «барьер». Примечательно, что первое значение этого слова в толковом словаре «преграда, поставленная на пути».

 

2 Под «ограничениями со стороны общества» имеются ввиду барьеры, возникающие в результате взаимоотношений людей с инвалидностью и социальных контекстов их бытия, барьеры социальных отношений. Иначе их называют «отношенческими» или социальными барьерами.


Ты не можешь в одиночку поднять тяжелую сумку на 15-й этаж в доме с неработающим лифтом (чемпион по тяжелой атлетике может).

 

Примеры препятствий или ограничений, создаваемых отношениями между людьми, так называемых «отношенческих барьеров».

Тебя могут просто не пустить куда-нибудь, если ты на инвалидной коляске, например, могут сказать, что здесь чистый паркет и все ходят в специальных тапочках, а колеса твоей коляски все испачкают и поэтому всем можно пройти, а тебе нельзя.

 

Тебя могут не пустить в самолет:

Авиакомпания «S7» прославилась тем, что отказывалась принимать на борт самолета авиапассажиров с оплаченными билетами и прошедших регистрацию, требуя что- бы вместе с пассажиром с инвалидностью летел сопровождающий его человек. 30 июня 2008 года такой случай произошел на авиарейсе «Москва-Владикавказ» с Натальей Присецкой, использующей инвалидную коляску (см. http://pravo.perspektiva-inva.ru/?521). На авиакомпанию было подано в суд, и 17 октября 2008 года Черемушкинский районный суд г. Москвы обязал авиакомпанию «Сибирь» (S7) выплатить пострадавшей компенсацию 50 тыс. рублей и штраф в пользу государства – 25 тыс. рублей. Но уже в феврале 2009 года сотрудники этой же авиакомпании, сославшись на внутренние правила компании, не пустили Павла Обиуха человека с инвалидностью по зрению, на борт самолета на рейс «Москва-Казань». Опять пришлось подавать в суд на авиакомпанию, и в июле 2009 года суд Тульской области присудил компенсацию пострадавшему в размере 25 тыс. рублей и штраф в размере 12,5 тыс. рублей в пользу государства и международной конфедерации обществ потребителей (см. http://pravo.perspektiva-inva.ru/?598).

 

Два подхода к пониманию инвалидности.

Медицинский утверждает, что инвалидность – это физические и умственные ограничения, которые надо лечить, но практически невозможно вылечить.

 

Поэтому общество может только помогать человеку с инвалидностью, который всю жизнь остается беспомощным объектом для жалости, сочувствия и благотворительности.

 

С точки зрения «медицинского» подхода инвалид, как человек с инвалидностью, это больной человек, он иждивенец и обуза для общества. И с этим ничего невозможно сделать даже в самом гуманном обществе «медицинская» точка зрения не позволяет изменить жизнь людей с инвалидностью к лучшему. Система социальной защиты старается помочь людям с инвалидностью, но для этого она требует много денег и особых организационных усилий, так как каждый раз приходится предпринимать какие-то специальные усилия для оказания помощи. При этом люди с инвалидностью пребывают в статусе людей беспомощных и находятся в ситуации полной зависимости от того, как работает эта система.

 

Социальный подход утверждает, что человек с инвалидностью ограничен условиями окружающей среды и «традиционным» отношением со стороны общества.

 

Такие ограничения можно постепенно устранить – убрать физические барьеры (препятствия) и изменить отношение со стороны окружающих, чтобы за человеком с инвалидностью признавали права на все то, что доступно людям без инвалидности. И чтобы он мог осуществить свои права на деле и без специальных усилий, а не только на словах. На это и направлена Конвенция о правах инвалидов.


Конвенция о правах инвалидов основана на признании того, что понятие «инвалидность» эволюционирует, то есть со временем меняется и развивается. В Преамбуле Конвенции сформулирован социальный подход к пониманию термина «инвалидность»: «инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект занятия «Инвалидность – одна из человеческих особенностей» из серии «Уроки доброты»

Конспект занятия «Инвалидность – одна из человеческих особенностей» из серии «Уроки доброты»

Что вы знаете о возможностях людей с инвалидностью? 2

Что вы знаете о возможностях людей с инвалидностью? 2

Примеры вопросов ведущего

Примеры вопросов ведущего

Рекомендуется провести 2-3 раза

Рекомендуется провести 2-3 раза

Дополнительный вопрос по этике:

Дополнительный вопрос по этике:

Вопросы: К участнику: ·

Вопросы: К участнику: ·

Приложение 1 Что же такое инвалидность?

Приложение 1 Что же такое инвалидность?

Ты не можешь в одиночку поднять тяжелую сумку на 15-й этаж в доме с неработающим лифтом (чемпион по тяжелой атлетике – может)

Ты не можешь в одиночку поднять тяжелую сумку на 15-й этаж в доме с неработающим лифтом (чемпион по тяжелой атлетике – может)

Конвенция о правах инвалидов основана на признании того, что понятие «инвалид ность» эволюционирует, то есть со временем меняется и развивается

Конвенция о правах инвалидов основана на признании того, что понятие «инвалид ность» эволюционирует, то есть со временем меняется и развивается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2022