МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА «ЖУРАВУШКА»
Методическая разработка:
Конспект занятия на тему
«Изготовление русской народной игрушки - куклы Коняшка на палочке»
Возраст обучающихся: 8-11 лет.
РАЗРАБОТАЛА: ПЕДАГОГ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕЛИСЕЕВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
г. ГАТЧИНА
2021 г.
Пояснительная записка
1. Актуальность.
Кажется, что лошадки на палке существовали всегда. И это невольно заставляет задуматься. Среди игрушек, созданных для детей нашими предками, не встречалось никчемных безделиц.
В старину крестьяне своими руками мастерили для детей игрушки. Для мальчишек обязательно вырезали из дерева коня. Конь был главным кормильцем в семье, и поэтому ребенок с детства должен был учиться обращаться с конем и уметь ухаживать за ним. Игрушка с изображением коня была неотъемлемым спутником маленького мальчика. Лошадка-скакалка - уникальная русская игрушка, которая спустя столетия не утратила своей актуальности. Скача на палке - лошадке, ребенок представляет себя всадником. Любой психолог скажет нам, что это как нельзя лучше тренирует воображение ребенка, способствует его физическому развитию.
2. Адресность.
Данная разработка предназначена для обучающихся 8 - 11 лет, адресована педагогам дополнительного образования, классным руководителям, родителям.
3.Содержание.
Продолжительность занятия: 2 учебных часа.
Тип занятия: комбинированное
Форма занятия: учебное занятие
Форма организации работы: групповая
Степень сложности: средняя
Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, репродуктивные.
Применяемые технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникационные, игровые.
Оборудование, материалы и инструменты:
- деревянная палочка;
- лоскуток ситца размером 20х24 см;
- нитки «Ирис» в тон ткани;
- синтепон;
- акриловые нитки для гривы (пучок длиной 20 см);
- картон размером 20см на 20 см;
- кружево для передника;
- декоративная ленточка;
- карандаш.
Тема занятия: Изготовление русской народной игрушки - куклы Коняшки на палочке.
Цель: изготовление народной игрушки – куклы Коняшка на палочке.
Задачи:
Обучающие:
- научить обучающихся изготавливать куклу Коняшка на палочке;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес обучающихся;
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русской культуре, народному творчеству
Планируемые результаты:
Личностные:
- воспитание интереса к русской культуре, народному творчеству;
Предметные:
- изготовление куклы – игрушки Коняшка на палочке;
Метапредметные:
- развитие познавательного интереса у обучающихся;
- развитие мелкой моторики рук.
Ход занятия.
Этапы и время занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
I.Организационная часть (5 мин.)
|
Приветствие обучающихся. Проверка готовности к занятию. Постановка цели занятия. |
Приветствие педагога, подготовка рабочего места.
|
II Основная часть (75 мин.)
|
Введение нового образовательного материала: Перерыв показ образцов Инструктаж по технике безопасности. Последовательность выполнения работы, индивидуальная помощь обучающимся Знакомство с игрой «У оленя дом большой» |
Участие в беседе,
творческая работа
Игровая деятельность (игра) |
III Заключительная часть (10 мин.) |
Подведение итогов Выставка работ, рефлексия, уборка рабочего места |
Анализ творческих работ, уборка рабочего места |
1. Организационная часть (5 мин).
1.1. Приветствие.
- Добрый день, ребята! Я рада снова видеть вас.
1.2. Проверка готовности к занятию.
2. Основная часть (75 мин).
2.1. Введение нового образовательного материала.
- С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа, помощницей и защитницей, обрядовым символом и залогом семейного счастья.
Тряпичные куклы изготавливали только вручную, без иголки и ножниц, из старой одежды, ношенной матерью или отцом.
Но кроме кукол из лоскутков ткани делались и разные игрушки в виде зайчиков, птичек, козочек или лошадок, с которыми ребёнок просто играл. Такая игрушка была и верным другом, и оберегом.
Показ образцов кукол: зайчик на пальчик, птички, кукла из платка.
2.2. Сообщение цели занятия.
- Сегодня мы с вами научимся изготавливать такую игрушку – куклу – Коняшку на палочке. Раньше люди лошадку ласково называли - коняшка.
Для создания коняшки на палочке потребуется: деревянная палочка; лоскуток ситца размером 20х24 см; нитки «Ирис» в тон ткани; синтепон; акриловые нитки для гривы (пучок длиной 20 см); картон размером 20см на 20 см; кружево для передника; декоративная ленточка, карандаш.
2.3. Практическая работа. Изготовление коняшки (лошадки).
2.3.1.Повторение правил безопасности работы с ножницами.
- Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы с ножницами, клеем (обучающиеся называют правила).
2.3.2. Изготовление туловища лошадки.
1. Синтепон сверните колбаской и вставьте внутрь палочку.
2. Один край синтепона примотайте нитками, оставляя второй край объёмным для формирования головы.
3. Полученную заготовку положите в центр лоскутка ткани.
4. Заготовку оберните тканью и обмотайте сверху несколькими витками нити «Ирис», отделяя мордочку.
5. Не отрывая нить, сделайте перевязку над палочкой, отделяя голову.
Физкультминутка.
2.3.3. Изготовление гривы лошадки.
1. Возьмите картонную заготовку и намотайте на неё 20 намоток акриловыми нитками (полный оборот вокруг картона).
2. Разрежьте намотанные нитки внизу.
3. Очень аккуратно снимаем нитки с картона. Получилась грива для лошадки.
4. Затем приложите гриву к первой перевязке и примотайте её.
Физкультминутка.
5. После этого второй раз примотайте гриву между первой и второй перевязками. При этом можно придать гриве небольшой объём, временно подложив под пучок нитей карандаш.
6. Дальше таким же образом ещё несколько раз примотайте гриву к палочке-туловищу, делая перевязки на одинаковом расстоянии друг от друга.
2.3.4. Изготовление передника лошадки.
1. В месте последней перевязки приложите кусочек кружева для передника и примотайте его.
2. Повяжите поясок из ленты.
Наша лошадка готова.
3. Заключительная часть (10 мин).
3.1. Выставка детских работ.
- Ребята, давайте выйдем и покажем друг другу своих коняшек, и все порадуемся результатам своего труда (выставка работ).
- Вам понравились ваши лошадки? И мне тоже очень они все понравились, вы выполнили их с любовью, аккуратно.
Лучшие работы награждаются жетонами – смайликами.
3.2. Закрепление знаний.
- Как русские люди называли лошадку раньше?
- Для чего изготавливали коняшку?
3.3. Рефлексия.
- Ребята, поднимите руку, кто с интересом делал свою работу, кто приложил все усилия в своей работе?
- Кто узнал сегодня новое?
3.4. Уборка рабочих мест.
3.5. Прощание.
- Большое спасибо всем за работу, наше занятие окончено. До свидания!
4. Методические рекомендации.
Данное занятие требует предварительной подготовки:
· Подготовить образцы русских кукол из ткани: зайчик на пальчик, птички, куколку тряпичную.
· Заготовить заранее деревянные палочки. Рекомендуется использовать старые срезанные или опавшие ветки деревьев, не повреждая живое дерево.
· Для изготовления гривы лошадки лучше взять акриловые нитки разных цветов, чтобы получились красочные лошадки.
· Перед занятием нитки обязательно проверить на прочность, чтобы не было траты времени и переживаний детей.
· Вместо кружева для передника можно использовать кусочки любой х/б ткани.
5. Литература и источники для педагогов и обучающихся.
https://www.livemaster.ru/topic/1435477-masterim-konyashku-na-palochke
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.