Конспект занятия «Какая бывает зима».
Тема: Творческое рассказывание «Какая бывает зима».
Цель: Продолжить работу по обучению правильному построению различных типов предложений. Согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже.
Задачи:
1. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие рассказы.
2. Учить составлять предложения.
3. Закреплять знания о звуках и словах.
4. Развивать интонационную выразительность речи.
5. Воспитывать любовь к родной природе.
Обеспечение: учебные таблицы из серии «Времена года», слайды, модель-схема к рассказу.
Ход занятий
I. Организация детей.
II. Сообщение темы и цели занятий.
1. Отгадывание загадок.
-Наступили холода, обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь6 в спячку впал в берлоге.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?/Зимой/
-Верно. Это зима. Вот о ней мы сегодня и будем составлять рассказ.
-У кого из вас зима - самое любимое время года?
III. Сочинение небольших рассказов о зиме.
1. Сообщение педагога (педагог показывает игрушку-Слона).
-Спросили однажды у Слона: «Какая бывает зима?»
-А что такое зима? У нас никогда не бывает она.
-Да, ребята, Слоник никогда не видел зиму. Т.к. в Африке, где он живет, они никогда не бывает. Давайте ему расскажем о ней от лица разных животных и людей
- Я начну рассказ от имени северного оленя
- Зима бывает очень долгой. Она у меня на родине длится почти 7-8 месяцев, а лето очень короткое и прохладное. А я живу в Тундре. Земля здесь летом покрыта мхом-ягелем, которым я питаюсь. А зимой все покрыто снегом на долгую полярную ночь и приходится разгребать его копытами, чтобы достать корм. Зимой у нас трещат сильные морозы до 50 градусов, и бушуют снежные ветры. В полярную ночь сияет северное сияние.
2. Рассказы детей (от имени лося)
а) Я – Лось, житель непроходимых смешанных лесов и тайги. Зима в тайге очень снежная и очень красивая. Деревья словно в сказке утопают в снегу! Ветки их становятся тяжелыми и опускаются вниз. Снег искрится на морозе и хрустит под ногами. В большие морозы я ложусь в пушистый снег и он словно шуба укрывает меня и помогает согреться.
б) (от имени зайца)
В наших краях в лесостепях зима длится почти 3 месяца. Нам зайцам-жителям открытых пространств нелегко зимой. Поля, луга, лесные полосы покрыты слоем белого пушистого снега, из-под которого травы не достать. Но особенно трудно, нам - зайцам, приходится в сильные метели и бураны, и во время снежного наста, когда снег покрыт ледяной коркой. В это время года мы питаемся веточками и корой деревьев в лесных полосах и даже корой деревьев фруктовых. Но я все равно люблю зиму. Есть, где порезвиться, побегать, покувыркаться. Есть, где скрыться от врагов в снежной ямке.
IV. Составление рассказа детьми по схеме и наводящим вопросам педагога (по учебной таблице).
- А теперь мы составим рассказ о зиме от имени людей.
1. Вводная беседа.
- Какое время года наступило? (скажем предложение с радостью)
- Какие осадки бывают зимой?
- Какие зимние игры у детей?
V. Физминутка «Снежная баба».
Мы бабу снежную лепили (изображают в воздухе последовательно 3 круга),
Чтоб краше не было ее. Лопатами весь снег собрали (имитация движения лопатой),
Не забыли ничего.
Сначала ком большой скатали
И плотно этот ком прижали. (изображают руками в воздухе максимально большой круг и опускают его).
Второй поменьше был размером,
На первый он уселся смело. (круг поменьше и приседают).
А третьей голова была
И участи своей ждала (показывают на голову).
Лицо украсили морковкой, (на уровне носа пальцами изображают морковку)
И угольками вместо глаз (показывают и трогают рот)
Прорисовали ротик ловко,
Смотрели в профиль и анфас. (повороты головы)
На голову ведро надели (движение руками вниз по голове),
Украсили его пером (руки подняли, пальцы растопырили).
Метлу воткнули для порядка (подметают метлой).
Трудились дружно всем двором (скрестили руки в замок).
V. Составление рассказа по схеме-модели. Рассматривание картины.
- Из скольки частей будет состоять наш рассказ?
- О чем мы будем говорить во вступительной части?
- В основной части мы расскажем как лепили дети снеговика.
- Как вы думаете, почему дети слепили два снеговика?
- О чем будет заключительная часть рассказа?
- А теперь давайте составим рассказ, дав детям имена.
(Наступила морозная снежная зима. Погода была солнечной и морозной. Дети пошли погулять. Они весело играли в снежки, а потом решили слепить снежную бабу. Сначала Света, Люба и Таня скатали большой ком. Затем поменьше и поставили на первый, а третий еще меньше – для головы. Вместо глаз вставили камешки. Вместо носа -морковку, палочкой нарисовали рот. Руки сделали из веток. На голову надели ведро. А чтобы ей не было скучно Вася и Саша слепили ей друга. Довольные и веселые дети пошли домой).
- Как назовем наш рассказ?
- Итак, дети, я думаю, Слоник понял, что такое зима и полюбил ее, как и мы.
V. Итог занятий.
Мы хорошо потрудились.
- Кто нам напомнит, чем мы занимались?
- А что вам понравилось на занятии?
https://youtu.be/kiuUtFSceRE
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.