Конспект занятия "Коренные народы нашего мира"

  • docx
  • 18.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Коренные народы нашего края..docx

 «Коренные народы нашего края. Какие народы живут в России»                              

         

Цель: расширение знаний детей о людях разных национальностей, проживающих в России, в родном крае.

Задачи: 

1)    Обучающие

·        расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России, в  нашем родном крае;

·        актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей России ;

·        познакомить с бытом и традициями народов России и нашего края .

2)    Развивающие

·        развивать наблюдательность, память, воображение , фантазию;

·        развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;

·        расширять кругозор и активный словарь детей.

3)    Воспитательные

·        формировать чувство гордости за Родину, свой родной край;

·        продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения:

·        знакомить с обычаями и традициями народов России, воспитывать доброжелательное отношение к ним;

·        поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих;

·        побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.

Материалы и оборудование: 

Демонстрационные материалы: карта РФ, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, мольберт, предметы национальных промыслов народов России, аудиозапись песни о Родине.

Раздаточные материалы: раскраски с изображением людей в национальных костюмах, цветные карандаши, мяч.

Ход занятия:

1)    Организационно – мотивационный этап.

Педагог здоровается с ребятами и предлагает отправиться в путешествие по нашей стране. Затем  включает видеоролик, где звучит песня о Родине.

     2)  Основной этап.

- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит

 для вас? (Ответы детей.)

- Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья. Это посёлок, в котором вы живёте, это страна, в которой вы живёте.

Чтение стихотворения Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

- Ребята, а как называется наша страна? (Россия.)

Рассматривание карты России.

- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна многонациональна, сильна дружбой разных народов. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

- Что такое народные традиции? (Это праздники, игры…)

- Правильно, это народные праздники, свадебные традиции. Это то, что передаётся из поколения в поколение. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

- Ребята, мы с вами уже говорили о народах разных национальностей, населяющих нашу  необъятную Родину. Давайте вспомним, это - люди каких национальностей? (Русские, татары, узбеки, ханты и т.д.)

- Какие русские народные праздники вы знаете?

-  Масленица, Рождество, Пасха и др.

-  У татарского народа есть праздник, посвященный окончанию посевных работ. Называется он – Сабантуй.

- А у хантов самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.)

-  Узбекский народ славится гостепреимством, чаепитием (чайхана) и восточными базарами.

- У каждого народа свои народные традиции, сказки и игры.

-  А сейчас давайте разомнемся.
                             Физминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец) .

- У каждого народа свои песни, сказки, игры, национальные костюмы.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

-  Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

- Нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.

- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?

- На голове у мужчины тюбетейка, у женщины калфак. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает растительный орнамент.

- А вот национальная одежда узбеков. Повседневной мужской одеждой в Узбекистане была традиционная рубаха - куйлак, Другой принадлежностью мужского костюма были штаны - иштон. Дополнял мужской костюм халат - чапан. Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали золотой нитью. Еще один элемент мужского костюма - головной убор тюбетейка - дуппи. Традиционная одежда женщин, живущих в Узбекистане - это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были длинные, прямой, но иногда расширяющейся книзу формы. Рукава тоже длинные, закрывающие кисть.

- Предлагаю вам раскрасить национальный костюм по образцу.

Раздаются раскраски с изображением людей в народных костюмах по количеству детей.

Дети выполняют задание.

-  В какой стране мы с вами живем?

В России.

Словесная игра «Кто где  живет» 

                       Воспитатель бросает мяч каждому участнику игры:
Кто живет в Америке – (американцы)
Германии – (немцы)
Казахстан - (казахи)  и т.д.
-  А  знаете ли вы, какие коренные жители населяют наш край?(Ответы детей).

- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
Все сказки похожи одна на другую.

- Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
- Да, в них добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет,  никогда не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.

- Но не только сказками да песнями славится наша Родина. Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

- Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда).

- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: резьбой по кости, шитьём одежды из меха, бисером, делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы.

Рассматривание изделий народных промыслов

-  У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Блины…)

- У хантов и манси блюдо из замороженной рыбы или оленины - страганина.

-  Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. А любимое блюдо узбеков –это плов.

3)Оценочно – рефлексивный этап.

- Что сегодня вы узнали на занятии? (Что в нашей стране – России живут люди разных национальностей.)

- Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

- Любовь к национальной культуре, языку, обычаям помогает понять и полюбить историю и культуру своей Родины и через любовь к родной семье, близким, родному краю, малой родине - воспитать патриотизм . Толерантность, уважительное отношение к людям другой национальности, другой культуры их обычаям укрепляет нашу страну. Делает ее единой и могучей. Говорят, единство и сила нашей страны в ее многообразии. Только единой и могучей она смогла выдержать и выстоять в тяжелейшие периоды ее истории.

Чтение стихотворения Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

 

4)    Список информационных источников.

1.     Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.

2.     Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010. – 32с., + цв. Ил.

3.     Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).

4.     Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.

5.     Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «Линка - Пресс» 2000г. – 224с.: ил.

6.     С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)

7.     Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.

8.     Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.