Конспект занятия "Коренные народы нашего мира"
Оценка 4.7

Конспект занятия "Коренные народы нашего мира"

Оценка 4.7
docx
18.12.2023
Конспект занятия "Коренные народы нашего мира"
Коренные народы нашего края..docx

 «Коренные народы нашего края. Какие народы живут в России»                              

         

Цель: расширение знаний детей о людях разных национальностей, проживающих в России, в родном крае.

Задачи: 

1)    Обучающие

·        расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России, в  нашем родном крае;

·        актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей России ;

·        познакомить с бытом и традициями народов России и нашего края .

2)    Развивающие

·        развивать наблюдательность, память, воображение , фантазию;

·        развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;

·        расширять кругозор и активный словарь детей.

3)    Воспитательные

·        формировать чувство гордости за Родину, свой родной край;

·        продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения:

·        знакомить с обычаями и традициями народов России, воспитывать доброжелательное отношение к ним;

·        поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих;

·        побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.

Материалы и оборудование: 

Демонстрационные материалы: карта РФ, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, мольберт, предметы национальных промыслов народов России, аудиозапись песни о Родине.

Раздаточные материалы: раскраски с изображением людей в национальных костюмах, цветные карандаши, мяч.

Ход занятия:

1)    Организационно – мотивационный этап.

Педагог здоровается с ребятами и предлагает отправиться в путешествие по нашей стране. Затем  включает видеоролик, где звучит песня о Родине.

     2)  Основной этап.

- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит

 для вас? (Ответы детей.)

- Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья. Это посёлок, в котором вы живёте, это страна, в которой вы живёте.

Чтение стихотворения Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

- Ребята, а как называется наша страна? (Россия.)

Рассматривание карты России.

- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна многонациональна, сильна дружбой разных народов. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

- Что такое народные традиции? (Это праздники, игры…)

- Правильно, это народные праздники, свадебные традиции. Это то, что передаётся из поколения в поколение. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

- Ребята, мы с вами уже говорили о народах разных национальностей, населяющих нашу  необъятную Родину. Давайте вспомним, это - люди каких национальностей? (Русские, татары, узбеки, ханты и т.д.)

- Какие русские народные праздники вы знаете?

-  Масленица, Рождество, Пасха и др.

-  У татарского народа есть праздник, посвященный окончанию посевных работ. Называется он – Сабантуй.

- А у хантов самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.)

-  Узбекский народ славится гостепреимством, чаепитием (чайхана) и восточными базарами.

- У каждого народа свои народные традиции, сказки и игры.

-  А сейчас давайте разомнемся.
                             Физминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец) .

- У каждого народа свои песни, сказки, игры, национальные костюмы.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

-  Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

- Нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.

- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?

- На голове у мужчины тюбетейка, у женщины калфак. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает растительный орнамент.

- А вот национальная одежда узбеков. Повседневной мужской одеждой в Узбекистане была традиционная рубаха - куйлак, Другой принадлежностью мужского костюма были штаны - иштон. Дополнял мужской костюм халат - чапан. Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали золотой нитью. Еще один элемент мужского костюма - головной убор тюбетейка - дуппи. Традиционная одежда женщин, живущих в Узбекистане - это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были длинные, прямой, но иногда расширяющейся книзу формы. Рукава тоже длинные, закрывающие кисть.

- Предлагаю вам раскрасить национальный костюм по образцу.

Раздаются раскраски с изображением людей в народных костюмах по количеству детей.

Дети выполняют задание.

-  В какой стране мы с вами живем?

В России.

Словесная игра «Кто где  живет» 

                       Воспитатель бросает мяч каждому участнику игры:
Кто живет в Америке – (американцы)
Германии – (немцы)
Казахстан - (казахи)  и т.д.
-  А  знаете ли вы, какие коренные жители населяют наш край?(Ответы детей).

- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
Все сказки похожи одна на другую.

- Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
- Да, в них добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет,  никогда не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.

- Но не только сказками да песнями славится наша Родина. Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

- Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда).

- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: резьбой по кости, шитьём одежды из меха, бисером, делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы.

Рассматривание изделий народных промыслов

-  У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Блины…)

- У хантов и манси блюдо из замороженной рыбы или оленины - страганина.

-  Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. А любимое блюдо узбеков –это плов.

3)Оценочно – рефлексивный этап.

- Что сегодня вы узнали на занятии? (Что в нашей стране – России живут люди разных национальностей.)

- Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

- Любовь к национальной культуре, языку, обычаям помогает понять и полюбить историю и культуру своей Родины и через любовь к родной семье, близким, родному краю, малой родине - воспитать патриотизм . Толерантность, уважительное отношение к людям другой национальности, другой культуры их обычаям укрепляет нашу страну. Делает ее единой и могучей. Говорят, единство и сила нашей страны в ее многообразии. Только единой и могучей она смогла выдержать и выстоять в тяжелейшие периоды ее истории.

Чтение стихотворения Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

 

4)    Список информационных источников.

1.     Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.

2.     Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010. – 32с., + цв. Ил.

3.     Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).

4.     Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.

5.     Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «Линка - Пресс» 2000г. – 224с.: ил.

6.     С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)

7.     Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.

8.     Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.


 

Коренные народы нашего края. Какие народы живут в

Коренные народы нашего края. Какие народы живут в

Ты не найдёшь на карте той,

Ты не найдёшь на карте той,

А вот национальная одежда узбеков

А вот национальная одежда узбеков

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2023