«Коренные народы нашего края. Какие народы живут в России»
Цель: расширение знаний детей о людях разных национальностей, проживающих в России, в родном крае.
Задачи:
1) Обучающие
· расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России, в нашем родном крае;
· актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей России ;
· познакомить с бытом и традициями народов России и нашего края .
2) Развивающие
· развивать наблюдательность, память, воображение , фантазию;
· развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;
· расширять кругозор и активный словарь детей.
3) Воспитательные
· формировать чувство гордости за Родину, свой родной край;
· продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения:
· знакомить с обычаями и традициями народов России, воспитывать доброжелательное отношение к ним;
· поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих;
· побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.
Материалы и оборудование:
Демонстрационные материалы: карта РФ, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, мольберт, предметы национальных промыслов народов России, аудиозапись песни о Родине.
Раздаточные материалы: раскраски с изображением людей в национальных костюмах, цветные карандаши, мяч.
Ход занятия:
1) Организационно – мотивационный этап.
Педагог здоровается с ребятами и предлагает отправиться в путешествие по нашей стране. Затем включает видеоролик, где звучит песня о Родине.
2) Основной этап.
- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит
для вас? (Ответы детей.)
- Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья. Это посёлок, в котором вы живёте, это страна, в которой вы живёте.
Чтение стихотворения Е. Аксельрода «Наш дом».
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
- Ребята, а как называется наша страна? (Россия.)
Рассматривание карты России.
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна многонациональна, сильна дружбой разных народов. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
- Что такое народные традиции? (Это праздники, игры…)
- Правильно, это народные праздники, свадебные традиции. Это то, что передаётся из поколения в поколение. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
- Ребята, мы с вами уже говорили о народах разных национальностей, населяющих нашу необъятную Родину. Давайте вспомним, это - люди каких национальностей? (Русские, татары, узбеки, ханты и т.д.)
- Какие русские народные праздники вы знаете?
- Масленица, Рождество, Пасха и др.
- У татарского народа есть праздник, посвященный окончанию посевных работ. Называется он – Сабантуй.
- А у хантов самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.)
- Узбекский народ славится гостепреимством, чаепитием (чайхана) и восточными базарами.
- У каждого народа свои народные традиции, сказки и игры.
- А сейчас давайте разомнемся.
Физминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец) .
- У каждого народа свои песни, сказки, игры, национальные костюмы.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?
- Нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.
- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?
- На голове у мужчины тюбетейка, у женщины калфак. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает растительный орнамент.
- А вот национальная одежда узбеков. Повседневной мужской одеждой в Узбекистане была традиционная рубаха - куйлак, Другой принадлежностью мужского костюма были штаны - иштон. Дополнял мужской костюм халат - чапан. Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали золотой нитью. Еще один элемент мужского костюма - головной убор тюбетейка - дуппи. Традиционная одежда женщин, живущих в Узбекистане - это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были длинные, прямой, но иногда расширяющейся книзу формы. Рукава тоже длинные, закрывающие кисть.
- Предлагаю вам раскрасить национальный костюм по образцу.
Раздаются раскраски с изображением людей в народных костюмах по количеству детей.
Дети выполняют задание.
- В какой стране мы с вами живем?
- В России.
Словесная игра «Кто где живет»
Воспитатель бросает мяч каждому
участнику игры:
Кто живет в Америке – (американцы)
Германии – (немцы)
Казахстан - (казахи) и т.д.
- А знаете ли вы, какие коренные жители населяют наш край?(Ответы
детей).
- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России.
В день солнечный июльский –
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык наш русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
- Каждый народ
сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был
такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак
благодарности рассказывали сказку.
Все сказки похожи одна на другую.
- Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
- Да, в них добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости,
щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы
детей.)
Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про
настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут
рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг к
другу на помощь.
- Но не только сказками да песнями славится наша Родина. Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
- Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда).
- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: резьбой по кости, шитьём одежды из меха, бисером, делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы.
Рассматривание изделий народных промыслов
- У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Блины…)
- У хантов и манси блюдо из замороженной рыбы или оленины - страганина.
- Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. А любимое блюдо узбеков –это плов.
3)Оценочно – рефлексивный этап.
- Что сегодня вы узнали на занятии? (Что в нашей стране – России живут люди разных национальностей.)
- Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
- Любовь к национальной культуре, языку, обычаям помогает понять и полюбить историю и культуру своей Родины и через любовь к родной семье, близким, родному краю, малой родине - воспитать патриотизм . Толерантность, уважительное отношение к людям другой национальности, другой культуры их обычаям укрепляет нашу страну. Делает ее единой и могучей. Говорят, единство и сила нашей страны в ее многообразии. Только единой и могучей она смогла выдержать и выстоять в тяжелейшие периоды ее истории.
Чтение стихотворения Гусева «Берегите Россию».
Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе!
4) Список информационных источников.
1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
2. Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010. – 32с., + цв. Ил.
3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).
4. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
5. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «Линка - Пресс» 2000г. – 224с.: ил.
6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
7. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.
8. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.