Конспект занятия "Коса - девичья краса"
Оценка 5

Конспект занятия "Коса - девичья краса"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитание
26.02.2023
Конспект занятия "Коса - девичья краса"
Приложение 2. План-конспект занятия..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект  занятия

по «Традиции и культура русского народа»

в группе  дополнительного образования «Умелые ручки»

на тему «Коса - девичья краса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Разработал: Косенко Т.И.

                                                 слушатель курсов профессиональной                                                       переподготовки  «Педагогика

                                                    дополнительного образования

                                                    детей и взрослых»

                                                 Проверил: Баданина Ирина Андреевна

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Великоселье, 2021

 

Конспект открытого занятия с презентацией в дополнительном образовании для детей младшего школьного возраста

План-конспект занятия. Курс «Традиции и культура русского народа»

Тема: «Коса - девичья краса».

Косенко Татьяна Ивановна слушатель курса профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых»

Цель занятия:

Познавательная - познакомить с историей и традициями русского народа, связанными с косой. Научиться подбирать причёску из кос, используя русские народные традиции, мотивировать девочек отращивать длинные волосы и ношению кос;         .                                       . ……………………………………       .
Воспитательная - воспитать чувство прекрасного, чувство патриотизма и интерес к русским традициям;                  ………
Развивающая - развивать эстетический вкус, аккуратность, терпение в достижении поставленной цели. ……………………………………………….

Тип занятия – изучение и закрепление знаний на практике. ю                                 .
Вид занятия
 – интегрированное. …………………………………………...

Оснащение занятия для учителя - компьютер, проектор, жетончики-косички, табло для жюри, дипломы для победителей, музыкальное сопровождение, презентация.

Оснащение для учащихся – презентация (домашнее задание), инструменты и материалы для практической работы – зеркало, расческа, щетки, аксессуары – ленты, резинки, бусины, бисерные ленты, костники (украшения для волос).

Техническое средства обеспечение: мультимедийная установка в кабинете.
Программное обеспечение: ……………………………………………………...
• Microsoft PowerPoint,……………………………………………………………….
• Microsoft Word.

Ход занятия

1. Организационно-подготовительный момент подготовка к началу работы.
Слайд1 .
Приветствие. Отметка отсутствующих. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы и цели занятия.……………………………………..
Педагог: Здравствуйте ребята! А в древней Руси говорили: «
Добрый день красны девицы и добры молодцы!» А почему красны, да потому что красивые. Самым красивым украшением  девушки считалась её гордость.

Попробуйте угадать тему нашего занятия, а я вам немного помогу. (Загадки)
Не сеют, не сажают, сами вырастают.             .
Ношу их много лет, то одну, то две.                              .
От одного холма идут во все стороны дороги. (Косы)                      .
Итак, конечно, это косы. И тема занятия у нас необычная - «Коса- девичья краса!»
Слайд 2                                                     .
Цель занятия: научиться подбирать причёску из кос, используя русские народные традиции. А беспристрастно судить нас будет строгое, но справедливое жюри, мы пригласили мальчиков в качестве судей нашего путешествия в этот удивительный мир девичьей красы. Награда за интересные ответы - маленькие косички (косички выполнены из ниток).

2. Теоретическая часть.       ….                                          .
Слайд 3                                            .
Коса - единственная прическа для женщин всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве. Девушки украшали косы лентами или косником (лента или шнурок, вплетаемые в косу, или чаще — украшение, привязываемое к концу косы) Однако коса была не просто прической. Девичья коса считалась не меньшим символом чести, чем борода у мужчин, и отношение к ней было точно таким же. Дёрнуть за косу значило оскорбить.
Слайд 4                                       .
Незамужние девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос.
Слайд 5                                                     .
Маленьким девочкам заплетали трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.
Слайд 6                                     .
Волосы всегда носили и носят некий магический смысл. По пряди волос гадали, ворожили и даже могли навести порчу. Завладеть прядью волос недруга означало завладеть его душой. Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины – у девицы появился жених, официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.
Слайд 7                                        .
Не меньший смысл несло действие по расчесыванию волос. Оно было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу. Косу состригали в знак печали и скорби по близким родственникам или когда уходили в монастырь.                           .
Слайд 8                                                 .                 
С давних времен на Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести. С древнейших времен длинные волосы считаются символом красоты и женственности. Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты. Здоровые и блестящие волосы лучше слов могли сказать о будущей жене.                            .
Слайд 9                                                         .
Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением.
Слайд 10                                                .
Самый простой и распространенным в способ плетения косы - это в три плетешка — “русскую косу”, но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетешков. Девочкам плели одну прядь поверх другой, женщинам — одну прядь под другой. Плели косы из четырех и более прядок — такие прически назывались бесчисленницей.
Техника плетения классической косы:                              .
1. Расчешите волосы;

2. Соберите все волосы в пучок;

3. Разделите их на три одинаковые и ровные пряди:

 Первую прядь уложите поверх второй центральной, поправьте выбившие волоски и натяните. Левую прядь также уложите поверх центральной, чтобы она оказалась между центральной и правой прядью.

Далее повторяем этот алгоритм.

4. Смотрим насколько ровным и красивым получилась коса.

5. Косу закрепляем резинкой или лентой.                                             .
В современном мире коса приобрела еще большую популярность. Это очень модная и красивая причёска. Появилась много её разновидностей, которые мы с вами изучили и знаем, как сделать оригинальную и яркую причёску из кос. Поэтому длинные волосы ценились не только на Руси, но и в наше время считаются эталоном женственности и красоты.

3. Практическая часть.                                                                .
Слайд 11                                                          .
1. Класс делится на 2 группы: сторонники и противники косы.                                                            
Педагог: Вы - разделились на 2 команды, придумайте название, связанное с темой нашего занятия. Дети получают задание к завершению занятия подготовить мини-проект: «Почему мне нравится прическа «Коса», «Коса – это пережиток времени»

Слайд 12-20                               .
2. Викторина
«Косы и история»                               .
Педагог: Сейчас я буду задавать вопросы о символе девичьей красы, а команды посовещавшись, дают ответ. Выслушиваются оба мнения. Жюри оценивает.
1.Что считалось символом чести у женщин древней Руси?
Ответ: Коса являлась символом чести у женщин, как и борода у мужчин.
2. Сколько кос носили замужние женщины?                           .
Ответ: Две косы.                                    .
3. Что означает слово «опростоволоситься»?                                                   .
Ответ: «опростоволоситься» - значит выглядеть неприлично, не по правилам показаться без головного убора считалось верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор
4. У кого были длиннее волосы в древности?               .
Ответ: У женщин – они свидетельствовали о её доброте, женственности.
5. Что считалось эталоном женской красоты?                                             .
Ответ: Коса толщиной в руку.                                                                        .
6. Какая процедура для девушек являлась священным ритуалом, и сколько раз нужно было её проводить?                                              .
Ответ: Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз.                                                           .
7. Почему иногда женщины состригали косы, что это означало.
Ответ: Косу состригали в знак печали и скорби или когда уходили в монастырь
8. Чем украшали девушки свои косы в праздники?
Ответ: украшали косы лентами или косником (лента или шнурок, вплетаемые в косу, или чаще — украшение, привязываемое к концу косы).
Предоставляется слово нашему справедливому жюри. За правильный ответ даётся 1 косичка.                                                                                 .
Слайд 21                                               .
3. Практическое задание «Причёска из косы»                                                   .
Педагог:  Сейчас мы с вами  попробуем сделать причёски, как делали наши прапрабабушки.
Вводный инструктаж.                                    .
1. Необходимо сделать причёску из кос.                            .
2. Демонстрация прически.                                     .
3. Название и описание.                                   .
4. Можно ли использовать причёску в повседневной жизни.             .
Учащиеся работают в группах.                         .
Основа прически – коса, для украшения используются ленты, бусины, бисерные ленты, костники.                                                         .
Проводится инструктаж по технике безопасности при работе с расческой.
Защита своих моделей.                                         .
Даётся время на создание причёсок из кос в командах. Затем идёт демонстрация моделей причёсок. Во время подготовки и демонстрации можно поставить музыку в народном стиле.                                      (Приложение 2)
А теперь жюри подводит итоги.                                  (Приложение 5)
4. Представление командами своих мини-проектов.                           .

Педагог: Благодарю участниц команд за интересные работы.
Педагог: А теперь слово предоставляется нашему жюри. До 5 косичек.
5. Подведение итогов занятия, награждение.                                          .
Учащиеся: Самоанализ проделанной работы.                                         .               
Самооценка.
Уборка рабочих мест.                                                                
Педагог: Анализ характерных ошибок.                                  .
Оценка работы учащихся.                                         .
Подведение итогов.                                              .
Слайд 22                                                                .
Педагог: А теперь подведём итоги нашего занятия. На слайде представлены фразы, которые вам нужно закончить. (Опрос учащихся)
И хотелось бы мне закончить русской пословицей «Хорош соловей голосом, а девица волосом». Благодарю за занятие, поаплодируем себе. До новых встреч, ребята!

6. Подведение итогов занятия педагогом. Обобщение замечаний и оценка
Методическая литература:                                          .
1. «Первая книга домашнего парикмахера» З. Марина, Т. Барышникова, Е. Голубева ООО «Изд «Эксмо» 2009;                                                                            .
2. «Если хочешь быть красивой» Г. Л. Ледина и др. Красноярское книжное изд 1998 г.;                                                                               .
Интернет-ресурсы
3. «Учимся делать причёски» Снегирёва А.- М.: «Рипол Классик» 2006;


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

План-конспект занятия по «Традиции и культура русского народа» в группе дополнительного образования «Умелые ручки» на тему «Коса - девичья краса»

План-конспект занятия по «Традиции и культура русского народа» в группе дополнительного образования «Умелые ручки» на тему «Коса - девичья краса»

Конспект открытого занятия с презентацией в дополнительном образовании для детей младшего школьного возраста

Конспект открытого занятия с презентацией в дополнительном образовании для детей младшего школьного возраста

Итак, конечно, это косы. И тема занятия у нас необычная - «Коса- девичья краса!»

Итак, конечно, это косы. И тема занятия у нас необычная - «Коса- девичья краса!»

Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу

Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу

Слайд 12-20

Слайд 12-20

А теперь жюри подводит итоги. (Приложение 5) 4

А теперь жюри подводит итоги. (Приложение 5) 4

Конспект занятия "Коса - девичья краса"

Конспект занятия "Коса - девичья краса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2023