Старшая группа.
Интегрированное занятие «Люблю березку белую».
Григорьева Ольга Николаевна,
первая категория, МБДОУ Детский сад № 166.
Цель: Формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, приобщать детей к русской народной культуре; углубить интерес к березе.
Задачи:
Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России – берёза;
Развивать у детей познавательную активность;
Способствовать усвоению детьми конкретных сведений о растении;
Формировать экологические знания;
Активизировать и обогащать словарь;
Прививать эмоционально-положительное отношение к красоте природы, в том числе и через художественно-эстетическое восприятие.
Ход занятия.
Слайд 1
Сегодня мы с вами познакомимся поближе с одним из символов наше страны.
Слайд 2 с изображением берёзы
Стоит Аленка, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан (Береза).
Слайды 3, 4
Береза растет по всей территории России, в поле, рядом с домом или у дороги, в лесу, в парке.
В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской березки». Девушки выбирали одну из березок и украшали ее, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали конфеты. Водили хороводы, заводили игры.
Слайд 5
Березу считают символом России.
Об этом дереве слагали стихи и пели песни.
Давайте послушаем стихотворение:
Береза – символ России,
Сокровище русской земли.
Веками ей песни дарили,
Признанья стихами в любви.
Береза – символ России,
Царица русских полей.
Она средь невест всех красивей,
Величественней и белей.
Слайд 6
Деревьев равных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей.
- Ребята, скажите, в чём отличие берёзы от других деревьев?(Белый ствол только у березы).
Слайд 7
- Правильно, белой корой. У нее единственной в мире белая кора. Кора березы называется – береста.
Слайд 8
- Какие у березы бывают листочки? (Зеленые, изумрудные, клейкие, золотые).
Слайд 9
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет)
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях).
- Без чего еще не может жить дерево? (Без воды, воду они получают с дождем, с талой водой, из почвы)
- Деревья, как и мы должны дышать (Дышат они через маленькие отверстия на листочках, они совсем маленькие, поэтому не заметные).
Слайд 10
- Что происходит с деревьями зимой? ( Зимой деревья не растут – они погружаются в сон).
Слайд 11
А какой гриб растет под березой? (Подберезовик).
Слайд 12
Посмотрите, сколько удивительных вещей можно сделать из бересты.
Слайд 13
- Как в народе называют березку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная).
Слайд 14
Что с ней происходит весной? (Ранней весной на её веточках набухают почки. Из почек потом появляются листочки. Распускаются серёжки - это её цветы.В сережках созревают семена, похожие на крошечные самолётики.
Ветер уносит их в разные места.
Проведение физкультминутки.
Физминутка «Весёлая берёза»
Берёзка в белом сарафане шаги
на месте
Весною водит
хоровод руки
на поясе,
Звенит серёжками
тихонько повороты
в правую и левую сторону
И птичек в гости всё
зовёт ритмичные
взмахи руками к себе.
Раскроет свои
руки-ветки,
руки в стороны,
Опустит ветки-пальцы
вниз
сводят руки к центру вниз.
Подставит солнышку листочки ритмичное
покачивание рук над головой
Чтоб лучик на ветвях повис.
Дети, вы уже, наверное, заметили, что берёза красива в любое время года. И эту красоту в своих стихах отмечали русские поэты. Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзку?
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Слайд 15 «берёза осенью».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
Слайд 16 «берёза зимой».
Улыбнулись сонные берёзки
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
Слайд 17, 18 «берёза весной и летом».
- Наша красавица берёзка может предсказывать погоду. Послушайте приметы:
- Иней на берёзах – к морозу.
- Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с листа берёзового.
- Из берёзы течет много сока – к дождливому лету.
Нетрадиционное рисование березовой рощи, слушание русской народной песни «Во поле с березой стояла».
Ствол березы рисуем с помощью пластиковой карточки. Рисуем с помощью жесткой кисточки "тычком" зеленые листья березы – ее зеленый кудрявый наряд. Рисуем тем же способом – «тычком» травку, солнышко, небо, фон.
Подведение итогов. Слайд 19
-О чём мы сегодня говорили? (ответы детей)
- Что нового и интересного вы узнали о берёзке? (ответы детей)
- Скажите, а где можно встретить берёзу? (Ответы детей)
- Подумайте и скажите, как мы должны относиться к русской берёзе и к деревьям в общем? (ответы детей)
Вся в белое платье одета.
В серёжках в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она опушке лесной
Наряд её легкий чудесен
Нет дерева сердцу милей
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней
Он делит с ней радость и слёзы
И так уж она хороша!
Что кажется в шуме берёзы
Есть русская наша душа!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.